I.5.10.Печаль последних навигаций — различия между версиями
Ekaterina (обсуждение | вклад) |
Ekaterina (обсуждение | вклад) |
||
(не показана 1 промежуточная версия 1 участника) | |||
Строка 20: | Строка 20: | ||
---- | ---- | ||
− | [[I.5.9.Обская «Атлантида»|Пред. стр.]] | [[I | + | [[I.5.9.Обская «Атлантида»|Пред. стр.]] | [[История промышленности Новосибирска:I Том|Содержание]] | [[I.5.11.Хронология|След. стр.]] |
Текущая версия на 13:00, 10 января 2013
Наш новосибирский писатель Илья Михайлович Лавров в своей повести «Печаль последней навигации» так описывает увиденное им:
«На Оби было оживленно. Великое открытие сибирской нефти подавало голос: буровикам, геологам, нефтяникам. Сплавлялись на длинных и узких баржах огромные трубы, ящики с продуктами, машины. Баржи едва выступали из воды. Белые, трехпалубные, увенчанные рубками красавцы буксиры-толкачи, уперевшись лбами, гнали их вниз, на Север. А им навстречу выплывали из-за островов белоснежные танкеры с серебристыми баками-цистернами. И, обгоняя всех на реке, птицами стелились, почти не касаясь воды, белые «Ракеты» с красными днищами. Река любила белый цвет».
Увы, подобные картины нынче больше похожи на сказку, ушли в прошлое, рассеялись, как миражи. Обь опустела, и не только в зимы.
Вот динамика грузоперевозок по годам:
1975 г. — 20,5 млн тонн; 1985 г. — 31,6; 1990 г. — 31,8; 1995 г. — 3,2; 1996 г. — 3,2 млн тонн. Число речников с 12,3 тысячи в 1990 году сократилось до 4199 в 1996 году. Обская «Атлантида», словно погрузилась в речную пучину. Нет, мощнейший флот не ушел на дно, но основная его масса ржавеет в затонах, как ржавеют в портах без работы краны и эстакады.
Очевидно задумываясь над этим и другими тревожными вопросами, ветеран речного флота Илья Зырянов в своей статье «Купцы знали толк в жизни, они объединялись», посвященной 100-летию организации «Товарищества Западно-Сибирского пароходства и торговли», писал в газете «На вахте» за 7 ноября 1998 года: «На этом историческом примере мы можем убедиться в том, что сила не в разделении, а только в объединении. Благодаря знакомству с «Товариществом», попытаемся ответить и на другой вопрос: куда же мы идем со своими реформами, и чем они могут закончиться для экономики России?…» Этот очерк не ставит задачу анализа причин бедственного состояния обского пароходства в настоящее время. Назовем лишь мели, на которые сейчас попал флот: непродуманные реформы, акционирование и приватизация, расчленяющие единый прежде организм.
В Новосибирском речном училище есть богатый экспонатами музей, заведует которым ветеран пароходства Сергей Иванович Поспелов. Сюда часто приходят учащиеся в строгих черных форменках — будущие речники, которым еще только предстоит освоить нелегкую, но такую интересную профессию, водить по Оби и другим российским рекам современные суда. Они знают для чего пришли постигать речную науку. Будут, будут у нас и другие не печальные, а радостные навигации, в это хочется верить.