I.5.9.Обская «Атлантида»

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск

Нет, теплохода с таким названием на Оби нет. «Атлантидой» хочется назвать весь обской флот и все хозяйство Западно-Сибирского пароходства в лучшее его время — 1960—1970 и 1980-е годы. Годы обновления. Годы плодотворных и впечатляющих успехов. Тогда у штурвала пароходства стоял замечательный организатор обского судоходства В.В. Гашков…

Отмечая 70-летие Западно-Сибирского пароходства в 1993 году, его начальник А.П. Рыжков в газете наших речников «На вахте» писал: «Западно-Сибирское пароходство прошло нелегкий путь становления и развития. Начав когда-то с парового флота, оно имеет сейчас в своем составе самые современные речные теплоходы, портальные и плавучие краны, ремонтно-эксплуатационные базы. По берегам Оби построены целые поселки речников, где дома по комфорту не уступают городскому градостроению. И хотя сейчас пароходство переживает тяжелые кризисные времена, нельзя повернуть историю вспять и вычеркнуть из памяти добрые дела, которые были сделаны речниками за семьдесят лет.

В годы Великой Отечественной войны, когда на фронтах решался вопрос жизни и смерти нашего государства, речники сделали все для скорейшей доставки по назначению новобранцев, грузов для фронта…

В послевоенные годы страна залечивала раны, и снова неоценимую помощь оказывали речники. Они везли лес, уголь, хлеб, стройматериалы, и все для того, чтобы как можно быстрее республики становились на ноги.

Особый вклад внесли речники Обского бассейна в освоение Севера. Сегодня можно уверенно сказать, что без речников в Тюменской и Томской областях не было бы обустроено ни одной нефтяной скважины, не построено ни одного жилого дома. Такие города, как Стрежевой, Нижневартовск, Сургут и другие, существуют потому, что работает на Оби большая армия речников. А дороги, проложенные по северным болотам, — они все построены благодаря гравию, доставленному на речных судах.

Можно было бы бесконечно перечислять имена тех, кто был причастен ко всем этим добрым и незабываемым делам. Целые династии у нас сформированы на флоте. Гребеневы, Манаковы, Макеровы, Верзаковы… А сколько орденоносцев — В.М. Мошкин, П.Е. Корсаков, К.М. Ныров, В.С. Манаков, Я.А. Макеров, В.Н. Евтушенко, Н.Я. Писанкин, Т.В. Козорезов, А.А. Гуреев, Е.И. Кладов, В.А. Телегин… Некоторые не дожили до наших дней, но оставили о себе память в делах. Ведь благодаря им, а также многочисленному коллективу обских речников, Западная Сибирь получила экономическое развитие, и неузнаваемо изменились ее города. Как изменилось и пароходство в целом. Сейчас вместо былых агентств и райуправлений построены современные порты — крупные транспортные узлы. Чего стоят только Новосибирский и Томский порты, куда целенаправленно были вложены многие миллионы рублей нашего речного ведомства. Или слип Моряковского РЭБ флота, способный принять на свои стапеля сразу несколько судов. Или судостроительный цех в поселке Самусь, построенный по последнему слову техники. Или речные вокзалы в Барнауле, Новосибирске, Томске, которые украшают областные и краевые центры. А жилые комплексы домов со всеми удобствами, о чем наши далекие предки могли только мечтать. Все эти достижения — результат целенаправленной работы орденоносного коллектива речников Западно-Сибирского пароходства. Мы должны всегда помнить тех, кто заложил первый и основной камень в фундамент общих успехов. И приумножить их, дабы слава обских речников никогда не иссякала».

За этими успехами — труд речников: от бакенщика до капитана. Благодаря их труду пароходство, имевшее в 1946 году многотысячные убытки, в последующие годы стало ежегодно получать миллионные прибыли. Крепло пароходство, крепла страна и уже с конца сороковых флот, порты, РЭБы стали динамично обновляться, как за счет собственного производства, так и получая суда из ГДР, Венгрии, Ленинграда, горьковского «Красного Сормова». Если в начале войны Западно-Сибирское пароходство имело 121 судно (пароходы, газоходы) общей мощностью 11561 л.с., то в навигацию 1976 года флот обладал мощностью в 230 тысяч лошадиных сил, то есть в 20 раз большей. Произошли и качественные изменения флота: старые суда заменялись мощными современными буксирами-толкачами, ядро которых составляют знаменитые теплоходы типа ОТ-2000 мощностью 2000 и 2400 лошадиных сил, работающих с большегрузными составами (12-18 тысяч тонн). В эту же группу входят теплоходы-толкачи мощностью 150, 300, 450, 600 и 700 лошадиных сил. Самоходные грузовые суда представлены сухогрузными теплоходами грузоподъемностью от 100 до 700 тонн.

Полностью были заменены старые деревянные баржи на металлические — различной грузоподъемности и назначения, а основное ядро сухогрузного несамоходного флота составляет значительное число барж проекта Р-56 грузоподъемностью 2800 тонн.

Качественно и количественно изменился пассажирский флот, возглавляемый красавцем «В. Гашковым» (бывший «Патрис Лумумба»). К туристическим судам этого типа примыкает большой отряд теплоходов типа ОМ (проект № 780) перевозящих до 200 пассажиров каждый к местам отдыха, садовым участкам и т.д. На обские просторы вырвались и скоростные суда на подводных крыльях — «Метеоры», «Восходы», «Ракеты», глиссирующая «Заря»…

Неузнаваемо изменились силуэты портов. В годы войны в пароходстве имелось всего два подъемных крана, а в навигацию 1976 года — 50 (общая их грузоподъемность 407 тонн), а также 50 плавучих кранов (общая грузоподъемность 300 тонн), два землесоса, 5 земснарядов и другая техника.

Новым флотом нужно было по-умному распорядиться, максимально использовать все его возможности. В начале 1950-х годов в нашем пароходстве началась настоящая технологическая революция, связанная с освоением метода толкания несамоходных судов. Первым на Оби в 1951 году рискнул провести баржи толканием капитан парохода «Илья Муромец» Борис Кубасский.

Самый мощный толкач последней серии
Самый мощный толкач последней серии

В Томской гавани команда Кубасского, имевшая кое-какой опыт маневрирования с двумя причаленными к бортам баржами, решилась с такой «упряжкой» отправиться до Каргаска. «И вот в таком виде, — вспоминает капитан, — мы следуем вниз. Встречные суда шарахаются от нас в стороны, ведь в Правилах плавания сигналов расхождения с «толкачем» еще не существовало. Встречные суда на мои визуальные и звуковые сигналы не отвечали, а сами слали радиодепеши в пароходство о том, что «Муромец» вместо буксировки баржи толкает. Вскоре получаю радиоприказ от начальника пароходства Тимофеева: «Немедленно взять баржи на буксир!» Одновременно мне выносился строгий выговор с последующим освобождением от должности.

Да, при неудаче мне грозили и более серьезные последствия. Но победителей не судят. Нашим экспериментом заинтересовалось высокое начальство, и уже в следующую навигацию метод толкания получил массовое применение, был включен в план. Этот метод требовал, конечно, доводки и даже некоторой реконструкции и толкачей, и барж, которые менялись местами».

"Ракета" - судно на подводных крыльях
"Ракета" - судно на подводных крыльях

«В первое время, — вспоминал другой последователь прогрессивного метода А.В. Ширяев, — команда устраивалась так: штурвальный на своем месте, но спиной по ходу — он смотрел на трубу буксира, следя за «повалом» судна, а курс держал по телефонной команде капитана, который сидел лицом по ходу движения на… барже, поверх груза… Вот такая была акробатика. Постепенно приспособились, стали у буксиров высокие рубки надстраивать. Толкание каравана по Оби — целое искусство. Фарватер то мели обходит, то перекаты, то резкие, почти под девяносто градусов повороты… но ничего, и это искусство освоили».

Настоящим асом проводки большегрузных составов проявил себя потомственный речник Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР В.С. Манаков. До него теплоходы толкали по четыре баржи (в «две нитки») грузоподъемностью три тысячи тонн каждая. Манаков и его команда освоил толкание шести барж — в «три нитки по две счалки» и в «две нитки по три счалки». Но и это был не предел. Манаковцы провели составы из Томска в Сургут из восьми, а затем и 10-ти барж. 30 тысяч тонн за один рейс!

На Оби ставились и другие рекорды, когда лесовозные баржи разгружались за считанные минуты. Именно в таком режиме работали замечательные баржи-самосвалы конструкции инженера А.П. Аляева и шкипера А.Н. Луковницкого, серийный выпуск которых освоили в Тюмени. Баржа высвобождала 60-70 грузчиков, ускоряла оборачиваемость буксирного флота и снижала себестоимость разгрузки на 4 рубля с каждой тонны.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты