I.1.ПРЕДИСЛОВИЕ

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск
А.В. Целько
А.В. Целько

Вы раскрыли первую книгу многотомной «Истории промышленности Новосибирска». Труд профессиональных историков, писателей, журналистов. Проект, аналогов которому в современной России еще не было. Но читателю эти книги будут интересны не только полнотой изложения событий и фактов, скрупулезно отобранных из более чем вековой истории промышленности нашего города. Убежден, что непростые проблемы современности можно понять, только осмыслив опыт прошлого, ибо прошлое — это фундамент, на котором строится настоящее и будущее.

Рубеж столетий обычно отмечает тот момент, когда прошлое смыкается с настоящим и перетекает в будущее. Еще свежо в памяти то, что происходило совсем недавно, но время не стоит на месте, и вчерашние события уже во власти истории. Однако откуда бы ни задували ветра самых различных перестроек, существуют понятия, которые должны оставаться незыблемыми в сознании каждого: наш народ, наша история, наш промышленный потенциал. Наглядным символом этой вековой взаимосвязи созданного и создаваемого может служить железнодорожный мост через Обь, с которого, собственно говоря, и началась история нашего города. В моем представлении именно он олицетворяет собой сочетание незыблемых основ жизни нашего общества.

За десятилетия эксплуатации износились, пришли в негодность несущие конструкции моста. Причин тому много: коррозия, износ, усталость металла — явления обычные в инженерной практике. Но он славно поработал этот трудяга мост, образец русского инженерного искусства, надежный и красивый.

Экспедиции и исследования, великолепные по смелости и воплощению проекты, невиданные в истории темпы строительства, эшелоны с переселенцами и солдатами, освоение грандиозных пространств, строительство десятков поселков, станций, разъездов — это только с начала века до семнадцатого года. Новые города, заводы, целинные земли, новые тысячи километров рельсов и шпал, бесчисленные составы с лесом, углем, хлебом, рудой, техникой, людьми — это то, что после семнадцатого и до наших дней. Страна все эти годы строила, воевала, осваивала, разрушала сделанное и снова принималась за строительство. Все это каждодневно сказывалось на напряженном ритме жизни нашего города, ритме её главной артерии — железной дороги.

Теперь мост сохранился лишь на старых фотографиях и в кадрах кинохроники. Отработавшие свой век металлоконструкции заменены новыми, но уложены они все на те же каменные опоры-быки, которым и сносу нет. А одна из ферм старого моста установлена на набережной Оби, где открыт парк «Городское начало». Со временем здесь разместится историко-мемориальный комплекс «Железнодорожный мост», будет сооружен памятник основателям города. Нам все дорого: и этот мост, и наша железная дорога, и огромный город, выросший на берегах Оби за невиданно короткие сроки, и его уникальная промышленность, которой мы всегда по праву гордились. Поэтому «История промышленности Новосибирска» включает в себя не только фактологию возникновения и работы десятков предприятий, но и осмысление тенденций каждой исторической эпохи. Скачкообразный, непродуманный переход к рыночной экономике, а это уже история последнего десятилетия, особенно тяжело отразился на промышленном производстве нашего города, значительную долю которого составляла «оборонка». Обвальное сокращение госзаказов, разрыв десятилетиями наработанных международных экономических связей привели к резкому падению производства. Зарубежным концернам и фирмам не нужны сильные конкуренты. Бесчелночные ткацкие станки завода «Сибтекстильмаш», по сложности не уступающие самолетам, не имели аналогов в мире. Для них полностью перекрыли зарубежный рынок. Производственное объединение «Сибсельмаш» — знаменитый в прошлом «Сибкомбайн» — выпускавшее зернотуковые сеялки, дисковые бороны, пресс-подборщики и кормозаготовительные агрегаты, вынуждено было в десятки раз сократить, а то и полностью прекратить их производство. С огромным трудом предприятия Новосибирска перестраивали свое производство, пытались выжить в непривычных, а то и вовсе неприемлемых для них условиях «дикого рынка». И все-таки немало предприятий города сумело не только устоять на ногах в этих труднейших условиях, но и постепенно увеличили выпуск продукции. Мне как руководителю транспортной отрасли может быть, более наглядно, чем всем остальным, заметно это увеличение по нарастающему объему грузовых и пассажирских перевозок. В 2003 году, например, он вырос на 14 процентов по сравнению с прошлым годом. Вновь, как это бывало не раз в истории нашего города, трудное время мобилизовало силы, талант, деловую сметку и энергию его жителей.

Одной из важнейших особенностей России всегда была тяга к идеалам. Стремление приблизиться к ним обладает огромной подъемной силой, хотя и тяжело сочетается с повседневностью. Сейчас в стране идет поиск общенациональной идеи. Корень этой идеи, прежде всего, в реальном и конкретном деле. Только порыв творческой созидательной энергии позволит преодолеть духовное и нравственное разложение общества, гражданскую апатию, падение стимулов к жизни. Оздоровительные процессы в обществе, наметившиеся в последнее время, надо усиливать и поддерживать. И многие очень наглядные, очень яркие примеры из прошлого — давнего и не очень — способны многому научить, многое подсказать, стать примером для подражания.

Когда-нибудь и наши дни станут историей, воспоминаниями, страницами книг. Задумываемся ли мы сегодня над этим? Не всегда. Но, несмотря на это, и из нашей, такой, казалось бы, незаметной, повседневной жизни складывается история. Как складывалась она и сто, и пятьдесят, и десять лет назад. Разве вот только значение событий, в которых мы добровольно или по необходимости принимаем участие, бывают разные. Одни оставляют следы на годы, другие — навечно, как остался навечно в истории нашего города труд наших отцов и дедов. Думаю, что наши внуки и правнуки тоже вспомнят нас добрым словом и, может быть, даже позавидуют тому, что жили мы в такое, пусть не простое, пусть иногда трагическое, но все же интересное время.


Начальник Западно-Сибирской железной дороги А.В. ЦЕЛЬКО



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты