V.9.1.Планы и реалии ОАО "Альбумин"

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск

История «Альбумина», самого молодого молочного завода нашего города и одного из крупнейших производителей молочной продукции Западной Сибири, началась 17 октября 1988 года, когда в Новосибирске ввели в эксплуатацию молочный завод «Дзержинский», оборудованный по последнему слову техники и имеющий проектную мощность переработки молока 600 тонн в сутки. На строительство завода затратили 18 млн рублей. Возглавил завод А.Е. Давыдов, ветеран молочной промышленности, прошедший путь от помощника мастера Утянского маслозавода до генерального директора Новосибирского объединения молочной промышленности. С этого времени началось активное освоение производственных мощностей завода.

В 1990 году предприятие приступило к выработке сухого обезжиренного молока и заменителя цельного молока. Завод превратился в многопрофильное предприятие. Продукция завода пользовалась повышенным спросом у жителей всего города. Преобразование молзавода «Дзержинский» в молкомбинат «Новосибирский» стало новым этапом в жизни предприятия, которое стабильно наращивало объемы производства. В 1992 году молкомбинат прошел акционирование и 1 января 1993 года был переименован в АООТ «Альбумин». Ясно, что название «Альбумин» (т. е. простые белки или протеины, растворимые в крови, молоке) более соответствовало молочному комбинату, чем первоначальный «Дзержинский». Завод активно развивался и осваивал производство новых видов молочных продуктов. В 1994 году ввели в эксплуатацию сыродельный цех, в цехе розлива установили первый автомат «Тетра-Рекс», позволивший разливать молоко в экономичные бумажные пакеты. Через год начал работу участок плавленых сыров. В 1996 году завод установил новейшее американское оборудование и приступил к производству сметаны «Корона Российской империи», густых и питьевых йогуртов.

За прошедшие 15 лет в России произошли радикальные изменения. Резко сокращалось поголовье скота, исчезали молочные фермы, снижался уровень жизни населения. Все эти негативы оказали огромное влияние на предприятие. Сократился объем перерабатываемого молока, и использование больших производственных мощностей стало нерентабельным. У завода появились убытки.

С другой стороны, обстоятельства сложились так, что с конца 1990-х годов завод постоянно находился в двух состояниях: либо переживал очередную стадию войны акционеров за контроль над собственностью, либо восстанавливал утерянные во время «боевых действий» позиции. Но неизменным оставалось одно — предприятие являлось очень привлекательным объектом вложения средств.

Сторонами долго боровшимися за право контролировать предприятие, являлись концерн «Вимм-Билль-Данн» (ВБД), политика которого строится на приобретении крупнейших заводов в различных регионах, и новосибирская компания «Мастер-Капитал-холдинг». В 1997 году оба претендента практически одновременно начали скупку акций «Альбумина» на вторичном рынке. В итоге ВБД смог собрать 40 процентов акций, а компаниям МК холдинга достался контрольный пакет. В декабре 2002 года полномочия генерального директора на «Альбумине», пережившем сложный кризисный период и процедуру банкротства, были переданы управляющей компании «Мастер-Капитал холдинг».

Холдинг поставил перед «Альбумином» новые задачи: вывести производство на плановые мощности и стать серьезным игроком на молочном рынке. Первым шагом собственников по оздоровлению предприятия стало назначение на пост управляющего директора «Альбумина» в феврале 2003 года Виктора Ивановича Шнейдера, до этого занимавшего крупный пост в обладминистрации.

В.И. Шнейдер, заслуженный работник пищевой промышленности, прошел путь от сборщика молока до директора Созгорнского маслозавода, по окончании института народного хозяйства получил пост директора городского молочного завода в Новосибирске, впоследствии возглавил управление пищевой и перерабатывающей промышленности Новосибирской области.

В июле 2003 года на должность исполнительного директора завода пригласили Михаила Юракова, последним местом работы которого являлся Туймазинский молокозавод (компания «Вимм-Билль-Данн», Башкирия). На нового исполнительного директора легло оперативное управление предприятием и решение задачи по формированию новой команды менеджеров. Программа развития «Альбумина», предложенная новой командой, состоит из двух блоков. Первый рассчитан на полтора года, за которые завод должен выйти на объемы производства, обеспечивающие прибыльность предприятия. Второй — на пять лет. Его результатом станет освоение выпуска новых видов молочной продукции и развитие продаж в регионах Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера.


2

Конкуренция на молочном рынке очень жесткая. Борьба ведется за потребителей и поставщиков сырья. С одной стороны, наращивание производства в современных условиях — процесс сложный, требующий колоссальных финансовых вложений и разработки правильной стратегии развития предприятия. С другой стороны, объем потребления молочных продуктов ежегодно увеличивается. Поэтому производители разрабатывают новые продукты и торговые марки для удовлетворения потребностей покупателей различных социальных групп.

При разработке стратегии своего развития предприятие должно учитывать все аспекты: производительность оборудования, объем потребления готовой продукции, количество сырья в данном регионе и конкуренцию на всех сегментах рынка. Если планы строятся в соответствии с этими параметрами, то они, в большинстве своем, жизнеспособны.

Программа, предложенная командой Михаила Юракова, учитывает все вышеперечисленные параметры. Ее основная цель — вывести предприятие в число самых рентабельных заводов региона. А это значит — увеличить объем переработки сырья и обеспечить рост производства наиболее востребованных населением продуктов питания при одновременном сокращении затрат и оптимизации ассортимента.

Первое и, пожалуй, самое важное, с чего началось осуществление программы, — построение эффективной автоматизированной системы управления заводом. Данная система объединит все внутризаводские информационные потоки и даст возможность менеджерам мобильно принимать решения. В режиме реального времени руководители предприятия и всех его подразделений будут получать любую необходимую информацию: объем и качество поступаемого сырья, ассортимент и количество произведенной продукции, остатки на складе, объем отгружаемой продукции, дебиторской задолженности и оплатах, произведенных бухгалтерией завода. Введение данной системы выведет «Альбумин» на качественно новый уровень управления производственными и бизнес-процессами.

Логичным продолжением введения новой системы управления явится переход завода на систему контроля качества ИСО 9000. Ее результатом станет четкое распределение полномочий и ответственности во всех подразделениях предприятия. Уйдет несогласованность действий и дублирование функций в работе различных участков.

Для успешной реализации любой программы одинаково важны как стратегические цели развития предприятия, так и детализация тактических действий менеджеров. Именно такой подход к управлению заводом и продемонстрировала новая команда.

Тактическая программа разделена по направлениям. Первое и наиболее значимое — развитие сырьевой базы предприятия. В 2003 году «Альбумин» приступил к реализации проекта «Молочное партнерство», результатом которого стало утроение объемов сырья, поступающего на переработку.

Второе направление — техническое перевооружение предприятия и структурирование ассортимента и марок готовой продукции. В рамках данного направления в 2003—2004 годах завод сократил издержки производства, обновил марку «Молочная река» и выпустил на рынок новую торговую марку традиционной молочной продукции «Задорная Маруся», возобновил производство стерилизованного молока, значительно увеличил производственные мощности и решил проблему сохранности продукции при транспортировке в районы Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера.

Третье направление — реализация готовой продукции. Сердцем «Альбумина» был и остается отдел продаж. От эффективности его работы зависит экономический рост предприятия. Результатом работы новой команды стало увеличение объемов сбыта в 2003 году в два раза. В 2004 году эту планку удалось поднять значительно выше. Стратегическим направлением работы отдела является расширение клиентской базы в Новосибирске, регионах Восточной, Западной Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока. 2004 год прошел под знаком улучшения обслуживания клиентов и оказания им дополнительных сервисных услуг (централизованная доставка, мерчандайзинг и т. д.).



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты