V.7.2.Катера фирмы "Катерус"

Материал из История промышленности Новосибирски
Версия от 15:43, 21 января 2013; Ekaterina (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

В 1971—1974 годах завод увеличил выпуск лодочной продукции, повысил ее качество. К концу 1974 года ежегодное количество выпускаемых лодок достигло 7500 единиц. Завод экспонировал лодки «Охотничьи» и «Обь-1» на международных и всесоюзных выставках и ярмарках, где эта продукция всегда пользовалась спросом. На Всесоюзной технической конференции заводов-производителей в Новгороде в 1974 г. завод удостоился приза «За массовую лодку». Одновременно конструкторско-техническое бюро ТНП занималось созданием следующего опытного образца мотолодки семейства «Обь» совместно с ЦАГИ.

В 1972 г. был создан опытный более комфортабельный образец мотолодки, получивший название «Обь-М», под лодочный мотор «Вихрь-30». При разработке проекта учитывались все замечания и предложения гонщиков-испытателей и потребителей лодки «Обь-1». Они и подсказывали главное направление работ при проектировании. В частности, первоочередное внимание уделялось устранению таких недостатков, как отсутствие багажника (если не считать шкафчика в передней панели) и отсека для хранения баков с горючим, невозможность использования всей площади кокпита, поскольку сидения делались не съемными и не раскладывающимися в спальные места, отсутствовал тент и т. д. «Обь-М» оказалась свободна от этих недостатков. Ее сделали на 130 мм шире, что позволило увеличить кокпит и улучшить выход лодки на глиссирование. Также увеличивалась килеватость днища, что улучшало мореходные качества. В носу лодки появились большой багажник, вторая скула, заменившая були, в результате скоса в верхней части борта. Притупленная в носу палуба и высокое «граненое» ветровое стекло делали более строгим и современным общий вид лодки.

Вместо герметичных объемов плавучести использовались пенопластовые блоки, расположенные вдоль бортов. В корме выгородили дополнительный багажный отсек, рассчитанный на размещение штатного бензобака и четырех 10-литровых канистр. Лодка имела четыре мягких раскладывающихся регулируемых кресла. На утолщенном ветровом стекле появилась для усиления прочности окантовка, которая с комингсом кокпита и установленными на них небольших крючках надежно и плотно крепила к корпусу тент. При подготовке производства ставилась задача улучшения технологичности конструкции. Был разработан техпроцесс сборки и соединения деталей из дюралюминиевых листов Д-16 заклепками из легкого сплава с применением уплотняющей тиоколовой ленты. Технологический процесс изготовления этой лодки совершенствовался на всех этапах производства. Специалисты разработали и изготовили высокопроизводительную оснастку, обеспечивающую высокую точность и взаимозаменяемость деталей. На заводе изготовили оригинальные штампы, позволяющие получать сложные по форме крупные детали обшивки, которые вырубались без припусков в номинальный размер, что исключало их обрезку после формирования. Уменьшилось число деталей. Отказ от наклонных булей позволил значительно уменьшить количество соединяемых деталей, упростил сборочные работы, снизил трудоемкость и повысил качество изготовления.

В 1974 году завод получил свидетельство на промышленный образец № 3981, авторами которого явились создатели мотолодки «Обь-М»: В.С. Слуев, Г.А. Ванаг, А.П. Швырев, В.А. Гайнанов, В.Г. Карнаухов, Ф.М. Ячменев, Г.М. Белоусова, А.П. Осокин, Я.Р. Балахнин. С конца 1974 года «Обь-М» запустили в массовое производство.

В 1976 г. на заводе принимается решение подготовить к аттестации на государственный Знак качества моторную лодку «Обь-М». Вот как об этом событии писала газета «Вечерний Новосибирск»:

«Учитывая возросшие требования потребителей, на ЗИЧ решили разработать и освоить выпуск по существу новой лодки, которая нынче лишь напоминает прототип — «Обь». «Мы поставили задачу не только улучшить все характеристики лодки, но и “уложиться в предложенную цену”», — говорит А.П. Швырев, главный конструктор ТНП. И чкаловцы решили эту задачу. «Обь-М» обладает целым рядом преимуществ, обводы ее выполнены с учетом результатов испытаний в бассейне ЦАГИ, улучшены ее мореходные качества, она стала более комфортабельной, снабжается тентом.

Предшествовала же этому долгая, кропотливая работа. В создании новой «Оби» участвовал большой коллектив конструкторско-технологического бюро (КТБ) ТНП. На заводе были проведены сложнейшие работы, решены труднейшие технологические проблемы, связанные со сложной штамповкой больших площадей заготовок, конфигурации которых предварительно задавались на станках с программным управлением.

С начальником КТБ Н.В. Смоляницким идем по цехам завода, где ведется заготовка деталей будущей лодки. Среди тех, кто осваивал новую лодку и кто сейчас выдает рекордную выработку, В.А. Сусуев и И.С. Дробышев. Вот они тщательно укладывают заготовку скулы — самой сложной и ответственной детали. Нажатие на кнопку — и белый лист металла, словно тонкая бумага, точно облегает штамп…

Сборка — венец производства. На участке весь процесс, как на ладони. Мастер В.И. Пинский руководит узловой сборкой. Его рабочие М. Стеклецова, М. Командирова колдуют над передними панелями, прикладами ветрового стекла, Г. Иванова и Г. Герасимова ведут клепку днища, а слесари В. Долгун, М. Иванов и В. Коптик отделения мастера М.Т.Серегина завершают сборку».

22 июня на завод пришло письмо из Всесоюзного НИИ технической эстетики: «Считаем возможным рекомендовать лодку моторную «Обь-М» к аттестации на высшую категорию качества». Лодка успешно прошла аттестацию, ее массовое производство достигло 5000 штук в год и стабильно удерживалось в дальнейшем на этом уровне.

В 1977 году завод им. Чкалова стал победителем всесоюзного конкурса среди предприятий СССР — производителей лодочной продукции на очередной Всесоюзной технической конференции в г. Лиепае, ему присвоили звание «Победитель всесоюзного конкурса качества в лодочной продукции».

В 1978 году в 110-километровой гонке на Балтийском море приняла участие новая экспериментальная лодка «Обь-2». На прямой она заметно опережала «Обь-М». Начальник КТБ ТНП Н.Б. Смоляницкий подтвердил наблюдения зрителей гонок: «Новая модель не имеет второй скулы, на волне не замывается, как «Обь-М», поэтому и ход повыше». У «Оби-2» высота борта в корме стала выше, ширина кокпита также увеличилась. Изменилась форма ветрового стекла — его окантовка стала трубчатой, переходя по бортам лодки в поручень. Изменились форма и крепление тента, стойки делались сдвигающимися по борту, что обеспечивало регулирование тента по высоте. Дно под моторным кормовым рецессом сделали съемным, что позволяло снятый с лодки подвесной мотор со штатным бачком укладывать и закрывать в кормовом отсеке. Эта модель («Обь-2») стала и более технологичной. Она отлично выдержала испытания на море, пройдя в лидерах всю дистанцию, и закончила эту гонку вместе с лодкой «Обь-М», занявшей третье место, но как, экспериментальная, а не серийная лодка, зачета не получила.

В 1979 году началось проектирование следующей лодки — «Обь-3». Инициатором ее создания стал водитель-испытатель лодок и тренер-механик, мастер спорта А.М. Бобров. Как это происходило, вспоминает А.М. Бобров: «В июне 1979 года я с заводской командой прибыл на соревнования на приз журнала «Катера и яхты» в г. Лиепаю. Команда выступала на двух лодках: «Обь-М» и «Обь-2». Обе показали неплохой результат — 3-е место. На выставке лодочной техники мое внимание привлекла экспериментальная лодка «Гамма» с тримаранными обводами, имеющая на днище два туннеля с лыжей посередине. На воде она под «Вихрем-50» временами превышала скорость 50 км, но, выходя на режим глиссирования и скользя на лыже, начинала «дельфинировать» и быстро теряла скорость, брызгообразование ее корпуса было минимальным. Исходя из своего многолетнего опыта, поразмышляв, я понял, что причиной срыва с режима и потери скорости является лыжа. Если лыжу убрать, — думал я, — то лодка наверняка перестанет «дельфинировать» на большой скорости, а ее гидродинамические качества немного улучшатся. Перед технической конференцией я поделился своими соображениями с представителем ЗИЧ Смоляницким Н.Б. Николай Бениаминович тоже наблюдал за поведением этой лодки и одобрил мою идею.

Мы расспросили гонщиков этой лодки. В результате выяснилось, что конфигурацию обводов разрабатывало ЦНИИ имени академика Н.И.Крылова. Энергичный Смоляницкий в кулуарах технической конференции разыскал представителя ЦНИИ им. Крылова. В результате был здесь же составлен договор о намерениях для разработки и создания тримаранных обводов для следующей мотолодки «Обь» с профилями «крыла чайки», но без центральной лыжи».

Вскоре завод заключил договор с ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова и ЦНИИ «ЛОТ» Министерства судостроительной промышленности. Создание проекта мотолодки «Обь-3» длилось два года, у нее появились на днище тримаранные обводы. В проект вошли все оправдавшие себя конструкторские и технологические решения лодок-прототипов. 1 июня 1982 года завод подал заявку на промышленный образец мотолодки и получил свидетельство. Создателями опытного образца «Оби-3» были Н.И. Бобрицкий, Н.Б. Смоляницкий, Л.Г. Махринский, А.П. Галынский, Ф.М. Ячменев, В.С. Мохов, Н.И. Червяев.

В 1982 году завод представил на испытания в гонках в Нарве на приз журнала «Катера и яхты» экспериментальную мотолодку «Обь-3». На этом испытательном полигоне лодка показала хорошие результаты по мореходности. Она имела удобный кокпит, четыре мягких раскладывающихся сидения, четыре удобных багажника и отличный дизайн, сочетающийся с высоким качеством изготовления. На технической конференции завод за создание мотолодки «Обь-3» наградили дипломом первой степени, а в 1983 году «Обь-3» (промышленный образец) стала победителем Всесоюзного конкурса качества прогулочных судов и удостоилась диплома первой степени.

В 1985 году конструктор И.М. Волков создал вариант «Оби-3К» на подводных крыльях. Эта лодка с носовым убирающимся крылом в 100-километровой гонке при метровой волне показала среднюю скорость 56 км/ч и за свои скоростные качества и мореходность была награждена специальным поощрительным призом.

В 1986 году на заводе создали лодку «Обь-3-спорт», предназначенную для участия в спортивных гонках в классах судов народного потребления. Эта лодка, имея большие скоростные возможности и высокую статическую и динамическую остойчивость, получила более высокие борта. У нее появился прочный транец под установку двух лодочных моторов «Вихрь-30». За ненадобностью в корме убрали бортовые багажники. Для улучшения обтекаемости корпуса ветровому стеклу придали больший наклон, а обшивку днища для улучшения стартовых характеристик выпустили за кормовой срез. В маршрутной гонке на 100 км на р. Нарове на приз журнала «Катера и яхты» в 1986 году заводской экипаж в составе А. Боброва и Ю. Панина показал среднюю скорость свыше 60 км/ч и завоевал приз, а завод наградили дипломом «За создание экспериментальной мотолодки «Обь-3-спорт».

В 1987 г. на заводе создали очередную модификацию моторной лодки «Обь-3Р» — рабочую лодку-платформу. В «Оби-3Р» место водителя расположено в корме, под ним находится пульт управления. В ненастную погоду груз или пассажиров от ветра и брызг защищает ходовой тент. Скорость судна на гонках с полной нагрузкой (450 кг) — 35 км/ч. С экипажем из двух человек — 52 км/ч. Эта первая хозяйственная лодка, созданная заводом, привлекла большое внимание потребителей. Завод изготовил большую опытную партию таких лодок.

Одновременно в КТБ ТНП конструктором Е.А. Сенцовым разработан проект разборной 3,5-метровой гребной металлической одноместной лодки, получившей название «Иня». За прототип взяли «обласок» — сибирскую деревянную долбленую лодку промысловиков-охотников. Лодка легко собиралась из двух единообразных половин 11-ю болтами, через резиновую прокладку. Вес этой лодки 36 кг. В разобранном виде она представляла транспортабельный пакет. «Иня» на соревнованиях гребных лодок на приз «Катеров и яхт» заняла первое место в своем классе, и завод наградили призом «Золотые весла». Однако даже после такого удачного дебюта путь на конвейер оказался непростым. Опытная партия состояла всего из пяти лодок.

В 1988 г. завод по просьбе сибирского рыболовного госхоза «Таежный» разработал и запустил в серийное производство гребно-моторную лодку «Сибирячка». Установочную партию в количестве 65 лодок закупил госхоз.

Эта универсальная гребно-моторная металлическая алюминиевая клепаная лодка рассчитана под моторы «Ветерок» 8 л.с. и 12 л.с. и при габаритах 4,3 х 1,3 х 0,6 м вместе со снаряжением весит 85 кг. Корпус имеет остроскуловые развертывающиеся на плоскость обводы, поэтому при серийном производстве не требуются дорогостоящие штампы. Поперечную жесткость корпусу обеспечивают сидения-банки, на которых могут разместиться три человека. При полной нагрузке лодка под мотором показала скорость 28 км/ч. В условиях серийного производства при невысокой стоимости эта лодка нашла много потребителей: рыбаков, охотников, бакенщиков и др., приобреталась большими партиями для санаториев, домов отдыха, пионерских лагерей и станций проката.

В том же 1988 году вся изготовляемая заводом гамма лодок («Охотничья», модификации «Оби», «Иня» и «Сибирячка») экспонировались на Всесоюзной оптовой ярмарке в Москве и на Всесоюзном смотре-соревнованиях на приз журнала «Катера и яхты» в г. Нарве. Все экспонируемые серийные лодки имели сертификаты высшей категории качества. Эти рекламные мероприятия позволили существенно увеличить спрос потребителей и, соответственно, производство лодочной продукции завода. В 1988 году завод наградили Почетной грамотой журнала «Катера и яхты» «За создание семейства моторных лодок».

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты