V.7.2.Катера фирмы "Катерус" — различия между версиями

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск
(Полностью удалено содержимое страницы)
Строка 1: Строка 1:
 +
В начале 1990-х годов малотоннажное судостроение в стране переживало кризис. Рабочие катера и малые пассажирские суда «речные трамваи», изготовлявшиеся на судостроительном заводе Ремонтно-эксплуатационной базы (РЭБ) флота Западно-Сибирского речного пароходства стали не востребованы. Отрасль судостроения пришла в упадок.
  
 +
Летом 1990 г. образовалась инициативная группа младших научных сотрудников и аспирантов НИИВТа. С.В. Кузнецов, А.П. Бобровский и Ю.Н. Черепанов решили создать свою фирму на базе подходящего действующего предприятия. После проведения поисков выбор пал на совместное советско-британское предприятие «Евросиб интернейшнл», при котором создали дочернее предприятие — научно-производственную фирму «Метацентр». Ее директором стал С.В. Кузнецов.
 +
 +
Фирма «Метацентр» определила свой профиль деятельности в области малотоннажного судостроения: создание маломерных 13-метровых судов — туристских и прогулочных комфортабельных катеров для народного потребления.
 +
 +
Бывшим научным сотрудникам и инженерам не хватало опыта коммерческой деятельности и организации производства. Но они все горели желанием создать фирму, которая будет производить современные прогулочные и туристские суда. В настоящее время фирма «Катерус» (бывшая «Метацентр») в своих цехах производит современные комфортабельные стеклопластиковые катера пяти типов, занимается их обслуживанием, а также ремонтом.
 +
 +
В 1990 г. фирма начала разработку и создание проекта 13-метрового туристско-прогулочного катера (ТПК). Весной 1991 г. проект был готов. Параллельно разрабатывалась конструкторская и технологическая документация. Началось строительство по этому проекту двух катеров, получивших индекс ТПК-101, на Барнаульской судоверфи РЭБ флота. Предприятие «Евросиб интернейшнл», убедившись в способности коллектива «Метацентра» проектировать и создавать катера, начало финансировать их строительство.
 +
 +
В мае 1992 г. сошел со стапелей Барнаульской судоверфи РЭБ первый в стране серийный «ТПК-101» как товар народного потребления. До этого суда такого типа строились только как рабочие катера. Комфортабельный катер «ТПК-101» оснащался дизельным двигателем 55 л.с. с водометной установкой, имел скорость 16 км/час, при мореходности до 4 баллов по шкале Бофорта. Вместимость этого катера 15 человек при габаритах 13х2,4 м. В 1993 г. фирма начала строительство еще двух катеров «ТПК-101» на верфи Барнаульской РЭБ.
 +
 +
Продукцией «Метацентра» заинтересовалась китайская государственная компания. В 1993 г. специалистов «Метацентра» китайская сторона пригласила для проведения переговоров в г. Даньдунь. Результатом переговоров стал договор на поставку в Китай катеров «ТПК-101» в обмен на офисную мебель. Кроме поставленных на экспорт двух катеров, началось строительство еще двух катеров данного типа. Для экспорта в КНР создается судостроительная компания «Верфи Сибири», куда вошли «Метацентр» вместе с Новосибирской и Моряковской РЭБ флота.
 +
 +
В марте 1993 г., в связи с вступлением в силу нового законодательства РФ «Об организации совместных предприятий», фирма «Метацентр» преобразуется в ЗАО «Метацентр-Евросиб», которое возглавил А.П. Бобровский. Тогда же фирма выиграла тендер по продаже судостроительных цехов Барнаульской РЭБ и там создала дочернее предприятие «Судостроитель», на котором продолжилось строительство экспортных катеров. В июле состоялась передача четырех «ТПК-101» китайской стороне и получение в обмен бартерного товара. Затем прошло подписание договора с китайской стороной на поставку еще 20 катеров. Их строительство осуществлялось на трех верфях РЭБ флота (Новосибирской, Барнаульской и Моряковской). Главный конструктор ЗАО «Метацентр-Евросиб» И.П. Загороднев переработал проект катера «ТПК-101», заменив водометную установку на открытый гребной винт. Катера стали выпускаться с дизельным двигателем 6ЧСП 9,5/II мощностью 55 л.с. и открытым винтом, получили новое название «ТПК-101А».
 +
 +
В 1994 г. на внутреннем рынке стали востребованы стеклопластиковые комфортабельные катера класса «люкс», и фирма ЗАО «Метацентр-Евросиб» ориентировала свою деятельность на создание семейства таких глиссирующих катеров. В 1995 г. фирма взяла очередной кредит и закупила подвесной американский лодочный двигатель «Johnson» мощностью 90 л. с., что позволило построить первый стеклопластиковый глиссирующий катер 5-метрового класса (в дальнейшем он стал прототипом серийного «Данко-550» — открытый).
 +
 +
В 1996 г. по заказу фирма «Метацентр-Евросиб» приступила к разработке проекта по созданию 30-метрового теплохода. Проект передали заказчику, но до строительства судна дело не дошло.
 +
 +
1997 год выдался для фирмы очень тяжелым. Чтобы как-то выжить, в филиале «Судостроитель» начали производить 10-, 15-, и 20-кубовые емкости для автозаправочных станций, осуществлять слесарно-сварочные работы. В конце концов, цеха «Судостроителя» фирма обменяла на теплоход грузовместимостью 500 тонн. В связи с этим закрылся филиал «Судостроитель» в Барнауле. Началась деятельность фирмы по перевозке грузов по Оби на север в Ханты-Мансийск и Салехард. Но фирма все же построила очередной «ТПК-101А». Его оснастили мощным двигателем «ЯАЗ-104», и скорость катера возросла до 21 км/час.
 +
 +
В 1998 г. достроенный элегантный катер «ТПК-101А» после ходовых испытаний экспонировался на Сибирской ярмарке «Спортсиб-98», где получил большую золотую медаль. В 1999 г. осуществлялась достройка двух катеров. Учредители ЗАО «Метацентр-Евросиб» приняли решение продать имеющийся сухогрузный теплоход и закрыть фирму.
 +
 +
2001 год. Вспоминает А.Н. Васильев:
 +
 +
''«После поездки в Таиланд в феврале, где я посещал множество яхт-клубов и судостроительных заводов, возник интерес к стеклопластиковым катерам и их возможности производства в Новосибирске. Четыре месяца я изучал всю доступную литературу по производству фиберглассовых судов. В середине года в процессе поиска единомышленников обратился в родную Новосибирскую государственную академию водного транспорта на кафедру теории и устройства кораблей, где меня познакомили с Бобровским А.П., недавно вернувшимся из Финляндии со стажировки при обучении по президентской программе, и бывшим директором ЗАО «Метацентр-Евросиб» Черепановым Ю.Н. Обсудив мое предложение по производству фиберглассовых катеров класса «люкс», оба дали согласие на сотрудничество.''
 +
 +
''28 августа с.г. была вновь возрождена и зарегистрирована в Новосибирске фирма ЗАО «Метацентр». Действуя в соответствии с созданным планом дальнейших работ, мы втроем совершили ознакомительную поездку в Санкт-Петербург. Там нас заинтересовал катер «Орфей» фирмы «Сатэм плюс». Подробно ознакомившись с судном и рабочей техдокументацией, мы заключили договор на его производство».''
 +
 +
Фирма арендовала производственные помещения в Сибирском научно-исследовательском институте авиации им. Чаплыгина и приступила к набору рабочих, их обучению и монтажу необходимого оборудования. В 2002 г. специалисты фирмы, вторично проработав инженерную документацию, начали сборку первого катера из закупленных деталей корпуса и комплектующих, а также приступили к изготовлению оснастки для серийного производства катеров.
 +
 +
Первый созданный катер, получивший название «Данко-780», экспонировался на Сибирской ярмарке (выставка «Автосиб-2002»). Этот катер при габаритах 7,8 х 2,4 м. оснащен стационарным двигателем «Mercruiser» мощностью 230 л. с. с откидной колонкой, имеет водоизмещение две тонны и рассчитан на шесть человек. Катер имеет просторную носовую каюту со столом посередине, которая на ночь трансформируется в трехместную спальню. По правому борту у центральной поперечной переборки расположен камбуз по левому — гальюн с биотуалетом. В открытом самоотливном кокпите по правому борту оборудовано место водителя, под кормовым диваном расположен двигатель. Над кокпитом установлена наклонная П-образная мачта. В случае непогоды кокпит закрывается тентом.
 +
 +
Катер с законченными гармоничными обводами, отличной, высокого качества отделкой имел прекрасный товарный вид. Около катера всегда толпилась масса посетителей. Катер «Данко-780» наградили большой золотой медалью. По завершении изготовления матриц для катера «Данко-780», началось его серийное изготовление.
 +
 +
В 2003 г. разрабатывались модели стеклопластиковых катеров «Данко-550» — открытый и «Данко-550» — каютный. Все три катера «Данко» получили сертификаты Госстандарта РФ.
 +
 +
В 2004 г. на базе фирмы «Метацентр» создается судостроительное предприятие ООО «Катерус». Его директором становится А.Н. Васильев. Фирма «Катерус» пополняет модельный ряд катеров семейства «Данко» и заключает договор с финской компанией Lasikurturakenne Lehtonen Laihorinta на покупку матриц модели катера «Rais—sport-2000», созданного конструктором этой компании Свином Столе. Головной образец этого катера, изготовленный фирмой ООО «Катерус», отлично прошел ходовые испытания и получил название «Новолна».
 +
 +
После получения сертификата Госстандарта РФ катер «Новолна» запустили в серийное производство. Этот катер скандинавской компоновки с пультом управления, расположенным в закрытой рубке, имеет высокий борт и большую мореходность. Носовая каюта соединяется с салоном раздвижной переборкой, что позволяет создать в зависимости от потребности рабочий кабинет, кают-компанию или помещение для отдыха. В габаритах 6,5—2,5 метра он обладает вместимостью 8 человек. Благодаря рациональной компоновке, имеется гальюн с душем и биотуалетом, камбуз. Мотор, подвесной или стационарный мощностью 150 л.с., обеспечивает крейсерскую скорость 65 км/ч.
 +
 +
Небольшой, всего 12 человек, но очень дружный коллектив высококвалифицированных специалистов фирмы, пройдя непростой путь становления, сумел создать производственное предприятие, оснащенное самым современным оборудованием, в цехах которого за последние годы изготовлено с применением современных технологий 24 единицы глиссирующих фиберглассовых катеров четырех типов. Эти катера защищены патентами и награждены медалями, что подтверждает их высокий технический уровень и конкурентоспособность. Кроме этого, за период существования фирмой «Метацентр» построено 20 стальных катеров.
 +
 +
Фирма «Катерус» является единственным за Уралом в России производителем катеров класса «люкс» и входит в число 14 предприятий, изготовляющих суда данного типа.
 +
 +
 +
== ХРОНОЛОГИЯ ==
 +
 +
'''1990 г.''' Создана научно-производственная фирма «Метацентр».
 +
 +
 +
'''1992 г.''' Построен первый в стране серийный катер «ТПК-101», предназначенный для народного потребления. До этого суда такого типа строились только как рабочие катера.
 +
 +
 +
'''1993 г.''' Фирма «Метацентр» преобразована в «Метацентр-Евросиб». Четыре катера «ТПК-101» поставлены в Китай.
 +
 +
 +
'''1994 г.''' Построен первый стеклопластиковый глиссирующий катер.
 +
 +
 +
'''1997 г'''. Упадок производства. Фирма вместо катеров начала производить емкости для автозаправочных станций. Закрылся филиал «Судостроитель» в Барнауле.
 +
 +
 +
'''1998 г'''. Катер «ТПК-101А» на ярмарке «Спортсиб-98» получил большую золотую медаль.
 +
 +
 +
'''2002 г.''' Построен катер «Данко-780». На выставке «Автосиб-2002» эту разработку удостоили большой золотой медали. Фирма приступила к его серийному производству.
 +
 +
 +
'''2003 г'''. Катера «Данко-550» — открытый и «Данко-550» — каютный получили сертификат Госстандарта РФ.
 +
 +
 +
'''2004 г.''' На базе фирмы «Метацентр» создано судостроительное предприятие ООО «Катерус». Получен сертификат Госстандарта РФ на катер «Новолна» и он запущен в серийное производство.

Версия 15:54, 21 января 2013

В начале 1990-х годов малотоннажное судостроение в стране переживало кризис. Рабочие катера и малые пассажирские суда «речные трамваи», изготовлявшиеся на судостроительном заводе Ремонтно-эксплуатационной базы (РЭБ) флота Западно-Сибирского речного пароходства стали не востребованы. Отрасль судостроения пришла в упадок.

Летом 1990 г. образовалась инициативная группа младших научных сотрудников и аспирантов НИИВТа. С.В. Кузнецов, А.П. Бобровский и Ю.Н. Черепанов решили создать свою фирму на базе подходящего действующего предприятия. После проведения поисков выбор пал на совместное советско-британское предприятие «Евросиб интернейшнл», при котором создали дочернее предприятие — научно-производственную фирму «Метацентр». Ее директором стал С.В. Кузнецов.

Фирма «Метацентр» определила свой профиль деятельности в области малотоннажного судостроения: создание маломерных 13-метровых судов — туристских и прогулочных комфортабельных катеров для народного потребления.

Бывшим научным сотрудникам и инженерам не хватало опыта коммерческой деятельности и организации производства. Но они все горели желанием создать фирму, которая будет производить современные прогулочные и туристские суда. В настоящее время фирма «Катерус» (бывшая «Метацентр») в своих цехах производит современные комфортабельные стеклопластиковые катера пяти типов, занимается их обслуживанием, а также ремонтом.

В 1990 г. фирма начала разработку и создание проекта 13-метрового туристско-прогулочного катера (ТПК). Весной 1991 г. проект был готов. Параллельно разрабатывалась конструкторская и технологическая документация. Началось строительство по этому проекту двух катеров, получивших индекс ТПК-101, на Барнаульской судоверфи РЭБ флота. Предприятие «Евросиб интернейшнл», убедившись в способности коллектива «Метацентра» проектировать и создавать катера, начало финансировать их строительство.

В мае 1992 г. сошел со стапелей Барнаульской судоверфи РЭБ первый в стране серийный «ТПК-101» как товар народного потребления. До этого суда такого типа строились только как рабочие катера. Комфортабельный катер «ТПК-101» оснащался дизельным двигателем 55 л.с. с водометной установкой, имел скорость 16 км/час, при мореходности до 4 баллов по шкале Бофорта. Вместимость этого катера 15 человек при габаритах 13х2,4 м. В 1993 г. фирма начала строительство еще двух катеров «ТПК-101» на верфи Барнаульской РЭБ.

Продукцией «Метацентра» заинтересовалась китайская государственная компания. В 1993 г. специалистов «Метацентра» китайская сторона пригласила для проведения переговоров в г. Даньдунь. Результатом переговоров стал договор на поставку в Китай катеров «ТПК-101» в обмен на офисную мебель. Кроме поставленных на экспорт двух катеров, началось строительство еще двух катеров данного типа. Для экспорта в КНР создается судостроительная компания «Верфи Сибири», куда вошли «Метацентр» вместе с Новосибирской и Моряковской РЭБ флота.

В марте 1993 г., в связи с вступлением в силу нового законодательства РФ «Об организации совместных предприятий», фирма «Метацентр» преобразуется в ЗАО «Метацентр-Евросиб», которое возглавил А.П. Бобровский. Тогда же фирма выиграла тендер по продаже судостроительных цехов Барнаульской РЭБ и там создала дочернее предприятие «Судостроитель», на котором продолжилось строительство экспортных катеров. В июле состоялась передача четырех «ТПК-101» китайской стороне и получение в обмен бартерного товара. Затем прошло подписание договора с китайской стороной на поставку еще 20 катеров. Их строительство осуществлялось на трех верфях РЭБ флота (Новосибирской, Барнаульской и Моряковской). Главный конструктор ЗАО «Метацентр-Евросиб» И.П. Загороднев переработал проект катера «ТПК-101», заменив водометную установку на открытый гребной винт. Катера стали выпускаться с дизельным двигателем 6ЧСП 9,5/II мощностью 55 л.с. и открытым винтом, получили новое название «ТПК-101А».

В 1994 г. на внутреннем рынке стали востребованы стеклопластиковые комфортабельные катера класса «люкс», и фирма ЗАО «Метацентр-Евросиб» ориентировала свою деятельность на создание семейства таких глиссирующих катеров. В 1995 г. фирма взяла очередной кредит и закупила подвесной американский лодочный двигатель «Johnson» мощностью 90 л. с., что позволило построить первый стеклопластиковый глиссирующий катер 5-метрового класса (в дальнейшем он стал прототипом серийного «Данко-550» — открытый).

В 1996 г. по заказу фирма «Метацентр-Евросиб» приступила к разработке проекта по созданию 30-метрового теплохода. Проект передали заказчику, но до строительства судна дело не дошло.

1997 год выдался для фирмы очень тяжелым. Чтобы как-то выжить, в филиале «Судостроитель» начали производить 10-, 15-, и 20-кубовые емкости для автозаправочных станций, осуществлять слесарно-сварочные работы. В конце концов, цеха «Судостроителя» фирма обменяла на теплоход грузовместимостью 500 тонн. В связи с этим закрылся филиал «Судостроитель» в Барнауле. Началась деятельность фирмы по перевозке грузов по Оби на север в Ханты-Мансийск и Салехард. Но фирма все же построила очередной «ТПК-101А». Его оснастили мощным двигателем «ЯАЗ-104», и скорость катера возросла до 21 км/час.

В 1998 г. достроенный элегантный катер «ТПК-101А» после ходовых испытаний экспонировался на Сибирской ярмарке «Спортсиб-98», где получил большую золотую медаль. В 1999 г. осуществлялась достройка двух катеров. Учредители ЗАО «Метацентр-Евросиб» приняли решение продать имеющийся сухогрузный теплоход и закрыть фирму.

2001 год. Вспоминает А.Н. Васильев:

«После поездки в Таиланд в феврале, где я посещал множество яхт-клубов и судостроительных заводов, возник интерес к стеклопластиковым катерам и их возможности производства в Новосибирске. Четыре месяца я изучал всю доступную литературу по производству фиберглассовых судов. В середине года в процессе поиска единомышленников обратился в родную Новосибирскую государственную академию водного транспорта на кафедру теории и устройства кораблей, где меня познакомили с Бобровским А.П., недавно вернувшимся из Финляндии со стажировки при обучении по президентской программе, и бывшим директором ЗАО «Метацентр-Евросиб» Черепановым Ю.Н. Обсудив мое предложение по производству фиберглассовых катеров класса «люкс», оба дали согласие на сотрудничество.

28 августа с.г. была вновь возрождена и зарегистрирована в Новосибирске фирма ЗАО «Метацентр». Действуя в соответствии с созданным планом дальнейших работ, мы втроем совершили ознакомительную поездку в Санкт-Петербург. Там нас заинтересовал катер «Орфей» фирмы «Сатэм плюс». Подробно ознакомившись с судном и рабочей техдокументацией, мы заключили договор на его производство».

Фирма арендовала производственные помещения в Сибирском научно-исследовательском институте авиации им. Чаплыгина и приступила к набору рабочих, их обучению и монтажу необходимого оборудования. В 2002 г. специалисты фирмы, вторично проработав инженерную документацию, начали сборку первого катера из закупленных деталей корпуса и комплектующих, а также приступили к изготовлению оснастки для серийного производства катеров.

Первый созданный катер, получивший название «Данко-780», экспонировался на Сибирской ярмарке (выставка «Автосиб-2002»). Этот катер при габаритах 7,8 х 2,4 м. оснащен стационарным двигателем «Mercruiser» мощностью 230 л. с. с откидной колонкой, имеет водоизмещение две тонны и рассчитан на шесть человек. Катер имеет просторную носовую каюту со столом посередине, которая на ночь трансформируется в трехместную спальню. По правому борту у центральной поперечной переборки расположен камбуз по левому — гальюн с биотуалетом. В открытом самоотливном кокпите по правому борту оборудовано место водителя, под кормовым диваном расположен двигатель. Над кокпитом установлена наклонная П-образная мачта. В случае непогоды кокпит закрывается тентом.

Катер с законченными гармоничными обводами, отличной, высокого качества отделкой имел прекрасный товарный вид. Около катера всегда толпилась масса посетителей. Катер «Данко-780» наградили большой золотой медалью. По завершении изготовления матриц для катера «Данко-780», началось его серийное изготовление.

В 2003 г. разрабатывались модели стеклопластиковых катеров «Данко-550» — открытый и «Данко-550» — каютный. Все три катера «Данко» получили сертификаты Госстандарта РФ.

В 2004 г. на базе фирмы «Метацентр» создается судостроительное предприятие ООО «Катерус». Его директором становится А.Н. Васильев. Фирма «Катерус» пополняет модельный ряд катеров семейства «Данко» и заключает договор с финской компанией Lasikurturakenne Lehtonen Laihorinta на покупку матриц модели катера «Rais—sport-2000», созданного конструктором этой компании Свином Столе. Головной образец этого катера, изготовленный фирмой ООО «Катерус», отлично прошел ходовые испытания и получил название «Новолна».

После получения сертификата Госстандарта РФ катер «Новолна» запустили в серийное производство. Этот катер скандинавской компоновки с пультом управления, расположенным в закрытой рубке, имеет высокий борт и большую мореходность. Носовая каюта соединяется с салоном раздвижной переборкой, что позволяет создать в зависимости от потребности рабочий кабинет, кают-компанию или помещение для отдыха. В габаритах 6,5—2,5 метра он обладает вместимостью 8 человек. Благодаря рациональной компоновке, имеется гальюн с душем и биотуалетом, камбуз. Мотор, подвесной или стационарный мощностью 150 л.с., обеспечивает крейсерскую скорость 65 км/ч.

Небольшой, всего 12 человек, но очень дружный коллектив высококвалифицированных специалистов фирмы, пройдя непростой путь становления, сумел создать производственное предприятие, оснащенное самым современным оборудованием, в цехах которого за последние годы изготовлено с применением современных технологий 24 единицы глиссирующих фиберглассовых катеров четырех типов. Эти катера защищены патентами и награждены медалями, что подтверждает их высокий технический уровень и конкурентоспособность. Кроме этого, за период существования фирмой «Метацентр» построено 20 стальных катеров.

Фирма «Катерус» является единственным за Уралом в России производителем катеров класса «люкс» и входит в число 14 предприятий, изготовляющих суда данного типа.


ХРОНОЛОГИЯ

1990 г. Создана научно-производственная фирма «Метацентр».


1992 г. Построен первый в стране серийный катер «ТПК-101», предназначенный для народного потребления. До этого суда такого типа строились только как рабочие катера.


1993 г. Фирма «Метацентр» преобразована в «Метацентр-Евросиб». Четыре катера «ТПК-101» поставлены в Китай.


1994 г. Построен первый стеклопластиковый глиссирующий катер.


1997 г. Упадок производства. Фирма вместо катеров начала производить емкости для автозаправочных станций. Закрылся филиал «Судостроитель» в Барнауле.


1998 г. Катер «ТПК-101А» на ярмарке «Спортсиб-98» получил большую золотую медаль.


2002 г. Построен катер «Данко-780». На выставке «Автосиб-2002» эту разработку удостоили большой золотой медали. Фирма приступила к его серийному производству.


2003 г. Катера «Данко-550» — открытый и «Данко-550» — каютный получили сертификат Госстандарта РФ.


2004 г. На базе фирмы «Метацентр» создано судостроительное предприятие ООО «Катерус». Получен сертификат Госстандарта РФ на катер «Новолна» и он запущен в серийное производство.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты