V.7.2.Катера фирмы "Катерус" — различия между версиями

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «В 1971—1974 годах завод увеличил выпуск лодочной продукции, повысил ее качество. К концу 1974 …»)
 
 
(не показаны 3 промежуточные версии 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
В 1971—1974 годах завод увеличил выпуск лодочной продукции, повысил ее качество. К концу 1974 года ежегодное количество выпускаемых лодок достигло 7500 единиц. Завод экспонировал лодки «Охотничьи» и «Обь-1» на международных и всесоюзных выставках и ярмарках, где эта продукция всегда пользовалась спросом. На Всесоюзной технической конференции заводов-производителей в Новгороде в 1974 г. завод удостоился приза «За массовую лодку». Одновременно конструкторско-техническое бюро ТНП занималось созданием следующего опытного образца мотолодки семейства «Обь» совместно с ЦАГИ.
+
В начале 1990-х годов малотоннажное судостроение в стране переживало кризис. Рабочие катера и малые пассажирские суда «речные трамваи», изготовлявшиеся на судостроительном заводе Ремонтно-эксплуатационной базы (РЭБ) флота Западно-Сибирского речного пароходства стали не востребованы. Отрасль судостроения пришла в упадок.  
  
В 1972 г. был создан опытный более комфортабельный образец мотолодки, получивший название «Обь-М», под лодочный мотор «Вихрь-30». При разработке проекта учитывались все замечания и предложения гонщиков-испытателей и потребителей лодки «Обь-1». Они и подсказывали главное направление работ при проектировании. В частности, первоочередное внимание уделялось устранению таких недостатков, как отсутствие багажника (если не считать шкафчика в передней панели) и отсека для хранения баков с горючим, невозможность использования всей площади кокпита, поскольку сидения делались не съемными и не раскладывающимися в спальные места, отсутствовал тент и т. д. «Обь-М» оказалась свободна от этих недостатков. Ее сделали на 130 мм шире, что позволило увеличить кокпит и улучшить выход лодки на глиссирование. Также увеличивалась килеватость днища, что улучшало мореходные качества. В носу лодки появились большой багажник, вторая скула, заменившая були, в результате скоса в верхней части борта. Притупленная в носу палуба и высокое «граненое» ветровое стекло делали более строгим и современным общий вид лодки.
+
Летом 1990 г. образовалась инициативная группа младших научных сотрудников и аспирантов НИИВТа. С. Кузнецов, А.П. Бобровский и Ю.Н. Черепанов решили создать свою фирму на базе подходящего действующего предприятия. После проведения поисков выбор пал на совместное советско-британское предприятие «Евросиб интернейшнл», при котором создали дочернее предприятие — научно-производственную фирму «Метацентр». Ее директором стал С.В. Кузнецов.
  
Вместо герметичных объемов плавучести использовались пенопластовые блоки, расположенные вдоль бортов. В корме выгородили дополнительный багажный отсек, рассчитанный на размещение штатного бензобака и четырех 10-литровых канистр. Лодка имела четыре мягких раскладывающихся регулируемых кресла. На утолщенном ветровом стекле появилась для усиления прочности окантовка, которая с комингсом кокпита и установленными на них небольших крючках надежно и плотно крепила к корпусу тент. При подготовке производства ставилась задача улучшения технологичности конструкции. Был разработан техпроцесс сборки и соединения деталей из дюралюминиевых листов Д-16 заклепками из легкого сплава с применением уплотняющей тиоколовой ленты. Технологический процесс изготовления этой лодки совершенствовался на всех этапах производства. Специалисты разработали и изготовили высокопроизводительную оснастку, обеспечивающую высокую точность и взаимозаменяемость деталей. На заводе изготовили оригинальные штампы, позволяющие получать сложные по форме крупные детали обшивки, которые вырубались без припусков в номинальный размер, что исключало их обрезку после формирования. Уменьшилось число деталей. Отказ от наклонных булей позволил значительно уменьшить количество соединяемых деталей, упростил сборочные работы, снизил трудоемкость и повысил качество изготовления.
+
[[файл:kater-5.jpg|thumb|alt=Инициативная группа создателей фирмы "Метацентр"|Инициативная группа создателей фирмы "Метацентр"]]
  
В 1974 году завод получил свидетельство на промышленный образец № 3981, авторами которого явились создатели мотолодки «Обь-М»: В.С. Слуев, Г.А. Ванаг, А.П. Швырев, В.А. Гайнанов, В.Г. Карнаухов, Ф.М. Ячменев, Г.М. Белоусова, А.П. Осокин, Я.Р. Балахнин. С конца 1974 года «Обь-М» запустили в массовое производство.
+
Фирма «Метацентр» определила свой профиль деятельности в области малотоннажного судостроения: создание маломерных 13-метровых судов — туристских и прогулочных комфортабельных катеров для народного потребления.
  
В 1976 г. на заводе принимается решение подготовить к аттестации на государственный Знак качества моторную лодку «Обь-М». Вот как об этом событии писала газета «Вечерний Новосибирск»:
+
Бывшим научным сотрудникам и инженерам не хватало опыта коммерческой деятельности и организации производства. Но они все горели желанием создать фирму, которая будет производить современные прогулочные и туристские суда. В настоящее время фирма «Катерус» (бывшая «Метацентр») в своих цехах производит современные комфортабельные стеклопластиковые катера пяти типов, занимается их обслуживанием, а также ремонтом.
  
''«Учитывая возросшие требования потребителей, на ЗИЧ решили разработать и освоить выпуск по существу новой лодки, которая нынче лишь напоминает прототип — «Обь». «Мы поставили задачу не только улучшить все характеристики лодки, но и “уложиться в предложенную цену”», — говорит А.П. Швырев, главный конструктор ТНП. И чкаловцы решили эту задачу. «Обь-М» обладает целым рядом преимуществ, обводы ее выполнены с учетом результатов испытаний в бассейне ЦАГИ, улучшены ее мореходные качества, она стала более комфортабельной, снабжается тентом.''
+
В 1990 г. фирма начала разработку и создание проекта 13-метрового туристско-прогулочного катера (ТПК). Весной 1991 г. проект был готов. Параллельно разрабатывалась конструкторская и технологическая документация. Началось строительство по этому проекту двух катеров, получивших индекс ТПК-101, на Барнаульской судоверфи РЭБ флота. Предприятие «Евросиб интернейшнл», убедившись в способности коллектива «Метацентра» проектировать и создавать катера, начало финансировать их строительство.  
  
''Предшествовала же этому долгая, кропотливая работа. В создании новой «Оби» участвовал большой коллектив конструкторско-технологического бюро (КТБ) ТНП. На заводе были проведены сложнейшие работы, решены труднейшие технологические проблемы, связанные со сложной штамповкой больших площадей заготовок, конфигурации которых предварительно задавались на станках с программным управлением.''
+
В мае 1992 г. сошел со стапелей Барнаульской судоверфи РЭБ первый в стране серийный «ТПК-101» как товар народного потребления. До этого суда такого типа строились только как рабочие катера. Комфортабельный катер «ТПК-101» оснащался дизельным двигателем 55 л.с. с водометной установкой, имел скорость 16 км/час, при мореходности до 4 баллов по шкале Бофорта. Вместимость этого катера 15 человек при габаритах 13х2,4 м. В 1993 г. фирма начала строительство еще двух катеров «ТПК-101» на верфи Барнаульской РЭБ.  
  
''С начальником КТБ Н.В. Смоляницким идем по цехам завода, где ведется заготовка деталей будущей лодки. Среди тех, кто осваивал новую лодку и кто сейчас выдает рекордную выработку, В.А. Сусуев и И.С. Дробышев. Вот они тщательно укладывают заготовку скулы — самой сложной и ответственной детали. Нажатие на кнопку — и белый лист металла, словно тонкая бумага, точно облегает штамп…''
+
Продукцией «Метацентра» заинтересовалась китайская государственная компания. В 1993 г. специалистов «Метацентра» китайская сторона пригласила для проведения переговоров в г. Даньдунь. Результатом переговоров стал договор на поставку в Китай катеров «ТПК-101» в обмен на офисную мебель. Кроме поставленных на экспорт двух катеров, началось строительство еще двух катеров данного типа. Для экспорта в КНР создается судостроительная компания «Верфи Сибири», куда вошли «Метацентр» вместе с Новосибирской и Моряковской РЭБ флота.
  
''Сборка — венец производства. На участке весь процесс, как на ладони. Мастер В.И. Пинский руководит узловой сборкой. Его рабочие М. Стеклецова, М. Командирова колдуют над передними панелями, прикладами ветрового стекла, Г. Иванова и Г. Герасимова ведут клепку днища, а слесари В. Долгун, М. Иванов и В. Коптик отделения мастера М.Т.Серегина завершают сборку».''
+
В марте 1993 г., в связи с вступлением в силу нового законодательства РФ «Об организации совместных предприятий», фирма «Метацентр» преобразуется в ЗАО «Метацентр-Евросиб», которое возглавил А.П. Бобровский. Тогда же фирма выиграла тендер по продаже судостроительных цехов Барнаульской РЭБ и там создала дочернее предприятие «Судостроитель», на котором продолжилось строительство экспортных катеров. В июле состоялась передача четырех «ТПК-101» китайской стороне и получение в обмен бартерного товара. Затем прошло подписание договора с китайской стороной на поставку еще 20 катеров. Их строительство осуществлялось на трех верфях РЭБ флота (Новосибирской, Барнаульской и Моряковской). Главный конструктор ЗАО «Метацентр-Евросиб» И.П. Загороднев переработал проект катера «ТПК-101», заменив водометную установку на открытый гребной винт. Катера стали выпускаться с дизельным двигателем 6ЧСП 9,5/II мощностью 55 л.с. и открытым винтом, получили новое название «ТПК-101А».  
  
22 июня на завод пришло письмо из Всесоюзного НИИ технической эстетики: ''«Считаем возможным рекомендовать лодку моторную «Обь-М» к аттестации на высшую категорию качества».'' Лодка успешно прошла аттестацию, ее массовое производство достигло 5000 штук в год и стабильно удерживалось в дальнейшем на этом уровне.
+
[[файл:kater-6.jpg|thumb|alt=Строительство катеров "ТПК-101" на судоверфи РЭБ флота|Строительство катеров "ТПК-101" на судоверфи РЭБ флота]]
  
В 1977 году завод им. Чкалова стал победителем всесоюзного конкурса среди предприятий СССР — производителей лодочной продукции на очередной Всесоюзной технической конференции в г. Лиепае, ему присвоили звание «Победитель всесоюзного конкурса качества в лодочной продукции».
+
В 1994 г. на внутреннем рынке стали востребованы стеклопластиковые комфортабельные катера класса «люкс», и фирма ЗАО «Метацентр-Евросиб» ориентировала свою деятельность на создание семейства таких глиссирующих катеров. В 1995 г. фирма взяла очередной кредит и закупила подвесной американский лодочный двигатель «Johnson» мощностью 90 л. с., что позволило построить первый стеклопластиковый глиссирующий катер 5-метрового класса (в дальнейшем он стал прототипом серийного «Данко-550» — открытый).
  
В 1978 году в 110-километровой гонке на Балтийском море приняла участие новая экспериментальная лодка «Обь-2». На прямой она заметно опережала «Обь-М». Начальник КТБ ТНП Н.Б. Смоляницкий подтвердил наблюдения зрителей гонок: ''«Новая модель не имеет второй скулы, на волне не замывается, как «Обь-М», поэтому и ход повыше».'' У «Оби-2» высота борта в корме стала выше, ширина кокпита также увеличилась. Изменилась форма ветрового стекла — его окантовка стала трубчатой, переходя по бортам лодки в поручень. Изменились форма и крепление тента, стойки делались сдвигающимися по борту, что обеспечивало регулирование тента по высоте. Дно под моторным кормовым рецессом сделали съемным, что позволяло снятый с лодки подвесной мотор со штатным бачком укладывать и закрывать в кормовом отсеке. Эта модель («Обь-2») стала и более технологичной. Она отлично выдержала испытания на море, пройдя в лидерах всю дистанцию, и закончила эту гонку вместе с лодкой «Обь-М», занявшей третье место, но как, экспериментальная, а не серийная лодка, зачета не получила.
+
В 1996 г. по заказу фирма «Метацентр-Евросиб» приступила к разработке проекта по созданию 30-метрового теплохода. Проект передали заказчику, но до строительства судна дело не дошло.  
  
В 1979 году началось проектирование следующей лодки — «Обь-3». Инициатором ее создания стал водитель-испытатель лодок и тренер-механик, мастер спорта А.М. Бобров. Как это происходило, вспоминает А.М. Бобров: ''«В июне 1979 года я с заводской командой прибыл на соревнования на приз журнала «Катера и яхты» в г. Лиепаю. Команда выступала на двух лодках: «Обь-М» и «Обь-2». Обе показали неплохой результат — 3-е место. На выставке лодочной техники мое внимание привлекла экспериментальная лодка «Гамма» с тримаранными обводами, имеющая на днище два туннеля с лыжей посередине. На воде она под «Вихрем-50» временами превышала скорость 50 км, но, выходя на режим глиссирования и скользя на лыже, начинала «дельфинировать» и быстро теряла скорость, брызгообразование ее корпуса было минимальным. Исходя из своего многолетнего опыта, поразмышляв, я понял, что причиной срыва с режима и потери скорости является лыжа. Если лыжу убрать, — думал я, — то лодка наверняка перестанет «дельфинировать» на большой скорости, а ее гидродинамические качества немного улучшатся. Перед технической конференцией я поделился своими соображениями с представителем ЗИЧ Смоляницким Н.Б. Николай Бениаминович тоже наблюдал за поведением этой лодки и одобрил мою идею.''
+
1997 год выдался для фирмы очень тяжелым. Чтобы как-то выжить, в филиале «Судостроитель» начали производить 10-, 15-, и 20-кубовые емкости для автозаправочных станций, осуществлять слесарно-сварочные работы. В конце концов, цеха «Судостроителя» фирма обменяла на теплоход грузовместимостью 500 тонн. В связи с этим закрылся филиал «Судостроитель» в Барнауле. Началась деятельность фирмы по перевозке грузов по Оби на север в Ханты-Мансийск и Салехард. Но фирма все же построила очередной «ТПК-101А». Его оснастили мощным двигателем «ЯАЗ-104», и скорость катера возросла до 21 км/час.
  
''Мы расспросили гонщиков этой лодки. В результате выяснилось, что конфигурацию обводов разрабатывало ЦНИИ имени академика Н.И.Крылова. Энергичный Смоляницкий в кулуарах технической конференции разыскал представителя ЦНИИ им. Крылова. В результате был здесь же составлен договор о намерениях для разработки и создания тримаранных обводов для следующей мотолодки «Обь» с профилями «крыла чайки», но без центральной лыжи».''
+
В 1998 г. достроенный элегантный катер «ТПК-101А» после ходовых испытаний экспонировался на Сибирской ярмарке «Спортсиб-98», где получил большую золотую медаль. В 1999 г. осуществлялась достройка двух катеров. Учредители ЗАО «Метацентр-Евросиб» приняли решение продать имеющийся сухогрузный теплоход и закрыть фирму.
  
Вскоре завод заключил договор с ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова и ЦНИИ «ЛОТ» Министерства судостроительной промышленности. Создание проекта мотолодки «Обь-3» длилось два года, у нее появились на днище тримаранные обводы. В проект вошли все оправдавшие себя конструкторские и технологические решения лодок-прототипов. 1 июня 1982 года завод подал заявку на промышленный образец мотолодки и получил свидетельство. Создателями опытного образца «Оби-3» были Н.И. Бобрицкий, Н.Б. Смоляницкий, Л.Г. Махринский, А.П. Галынский, Ф.М. Ячменев, В.С. Мохов, Н.И. Червяев.
+
2001 год. Вспоминает А.Н. Васильев:
  
В 1982 году завод представил на испытания в гонках в Нарве на приз журнала «Катера и яхты» экспериментальную мотолодку «Обь-. На этом испытательном полигоне лодка показала хорошие результаты по мореходности. Она имела удобный кокпит, четыре мягких раскладывающихся сидения, четыре удобных багажника и отличный дизайн, сочетающийся с высоким качеством изготовления. На технической конференции завод за создание мотолодки «Обь-3» наградили дипломом первой степени, а в 1983 году «Обь-3» (промышленный образец) стала победителем Всесоюзного конкурса качества прогулочных судов и удостоилась диплома первой степени.
+
''«После поездки в Таиланд в феврале, где я посещал множество яхт-клубов и судостроительных заводов, возник интерес к стеклопластиковым катерам и их возможности производства в Новосибирске. Четыре месяца я изучал всю доступную литературу по производству фиберглассовых судов. В середине года в процессе поиска единомышленников обратился в родную Новосибирскую государственную академию водного транспорта на кафедру теории и устройства кораблей, где меня познакомили с Бобровским А.П., недавно вернувшимся из Финляндии со стажировки при обучении по президентской программе, и бывшим директором ЗАО «Метацентр-Евросиб» Черепановым Ю.Н. Обсудив мое предложение по производству фиберглассовых катеров класса «люкс», оба дали согласие на сотрудничество.''
  
В 1985 году конструктор И.М. Волков создал вариант «Оби-3К» на подводных крыльях. Эта лодка с носовым убирающимся крылом в 100-километровой гонке при метровой волне показала среднюю скорость 56 км/ч и за свои скоростные качества и мореходность была награждена специальным поощрительным призом.
+
''28 августа с.г. была вновь возрождена и зарегистрирована в Новосибирске фирма ЗАО «Метацентр». Действуя в соответствии с созданным планом дальнейших работ, мы втроем совершили ознакомительную поездку в Санкт-Петербург. Там нас заинтересовал катер «Орфей» фирмы «Сатэм плюс». Подробно ознакомившись с судном и рабочей техдокументацией, мы заключили договор на его производство».''
  
В 1986 году на заводе создали лодку «Обь-3-спорт», предназначенную для участия в спортивных гонках в классах судов народного потребления. Эта лодка, имея большие скоростные возможности и высокую статическую и динамическую остойчивость, получила более высокие борта. У нее появился прочный транец под установку двух лодочных моторов «Вихрь-30». За ненадобностью в корме убрали бортовые багажники. Для улучшения обтекаемости корпуса ветровому стеклу придали больший наклон, а обшивку днища для улучшения стартовых характеристик выпустили за кормовой срез. В маршрутной гонке на 100 км на р. Нарове на приз журнала «Катера и яхты» в 1986 году заводской экипаж в составе А. Боброва и Ю. Панина показал среднюю скорость свыше 60 км/ч и завоевал приз, а завод наградили дипломом «За создание экспериментальной мотолодки «Обь-3-спорт».
+
Фирма арендовала производственные помещения в Сибирском научно-исследовательском институте авиации им. Чаплыгина и приступила к набору рабочих, их обучению и монтажу необходимого оборудования. В 2002 г. специалисты фирмы, вторично проработав инженерную документацию, начали сборку первого катера из закупленных деталей корпуса и комплектующих, а также приступили к изготовлению оснастки для серийного производства катеров.
  
В 1987 г. на заводе создали очередную модификацию моторной лодки «Обь-3Р» — рабочую лодку-платформу. В «Оби-3Р» место водителя расположено в корме, под ним находится пульт управления. В ненастную погоду груз или пассажиров от ветра и брызг защищает ходовой тент. Скорость судна на гонках с полной нагрузкой (450 кг) — 35 км/ч. С экипажем из двух человек — 52 км/ч. Эта первая хозяйственная лодка, созданная заводом, привлекла большое внимание потребителей. Завод изготовил большую опытную партию таких лодок.
+
Первый созданный катер, получивший название «Данко-780», экспонировался на Сибирской ярмарке (выставка «Автосиб-2002»). Этот катер при габаритах 7,8 х 2,4 м. оснащен стационарным двигателем «Mercruiser» мощностью 230 л. с. с откидной колонкой, имеет водоизмещение две тонны и рассчитан на шесть человек. Катер имеет просторную носовую каюту со столом посередине, которая на ночь трансформируется в трехместную спальню. По правому борту у центральной поперечной переборки расположен камбуз по левому гальюн с биотуалетом. В открытом самоотливном кокпите по правому борту оборудовано место водителя, под кормовым диваном расположен двигатель. Над кокпитом установлена наклонная П-образная мачта. В случае непогоды кокпит закрывается тентом.
  
Одновременно в КТБ ТНП конструктором Е.А. Сенцовым разработан проект разборной 3,5-метровой гребной металлической одноместной лодки, получившей название «Иня». За прототип взяли «обласок» — сибирскую деревянную долбленую лодку промысловиков-охотников. Лодка легко собиралась из двух единообразных половин 11-ю болтами, через резиновую прокладку. Вес этой лодки 36 кг. В разобранном виде она представляла транспортабельный пакет. «Иня» на соревнованиях гребных лодок на приз «Катеров и яхт» заняла первое место в своем классе, и завод наградили призом «Золотые весла». Однако даже после такого удачного дебюта путь на конвейер оказался непростым. Опытная партия состояла всего из пяти лодок.
+
[[файл:kater-7.jpg|thumb|alt=Катер "Данко-550"|Катер "Данко-550"]]
  
В 1988 г. завод по просьбе сибирского рыболовного госхоза «Таежный» разработал и запустил в серийное производство гребно-моторную лодку «Сибирячка». Установочную партию в количестве 65 лодок закупил госхоз.
+
Катер с законченными гармоничными обводами, отличной, высокого качества отделкой имел прекрасный товарный вид. Около катера всегда толпилась масса посетителей. Катер «Данко-780» наградили большой золотой медалью. По завершении изготовления матриц для катера «Данко-780», началось его серийное изготовление.
  
Эта универсальная гребно-моторная металлическая алюминиевая клепаная лодка рассчитана под моторы «Ветерок» 8 л.с. и 12 л.с. и при габаритах 4,3 х 1,3 х 0,6 м вместе со снаряжением весит 85 кг. Корпус имеет остроскуловые развертывающиеся на плоскость обводы, поэтому при серийном производстве не требуются дорогостоящие штампы. Поперечную жесткость корпусу обеспечивают сидения-банки, на которых могут разместиться три человека. При полной нагрузке лодка под мотором показала скорость 28 км/ч. В условиях серийного производства при невысокой стоимости эта лодка нашла много потребителей: рыбаков, охотников, бакенщиков и др., приобреталась большими партиями для санаториев, домов отдыха, пионерских лагерей и станций проката.
+
В 2003 г. разрабатывались модели стеклопластиковых катеров «Данко-550» — открытый и «Данко-550» — каютный. Все три катера «Данко» получили сертификаты Госстандарта РФ.
  
В том же 1988 году вся изготовляемая заводом гамма лодок («Охотничья», модификации «Оби», «Иня» и «Сибирячка») экспонировались на Всесоюзной оптовой ярмарке в Москве и на Всесоюзном смотре-соревнованиях на приз журнала «Катера и яхты» в г. Нарве. Все экспонируемые серийные лодки имели сертификаты высшей категории качества. Эти рекламные мероприятия позволили существенно увеличить спрос потребителей и, соответственно, производство лодочной продукции завода. В 1988 году завод наградили Почетной грамотой журнала «Катера и яхты» «За создание семейства моторных лодок».
+
В 2004 г. на базе фирмы «Метацентр» создается судостроительное предприятие ООО «Катерус». Его директором становится А.Н. Васильев. Фирма «Катерус» пополняет модельный ряд катеров семейства «Данко» и заключает договор с финской компанией Lasikurturakenne Lehtonen Laihorinta на покупку матриц модели катера «Rais—sport-2000», созданного конструктором этой компании Свином Столе. Головной образец этого катера, изготовленный фирмой ООО «Катерус», отлично прошел ходовые испытания и получил название «Новолна».
 +
 
 +
После получения сертификата Госстандарта РФ катер «Новолна» запустили в серийное производство. Этот катер скандинавской компоновки с пультом управления, расположенным в закрытой рубке, имеет высокий борт и большую мореходность. Носовая каюта соединяется с салоном раздвижной переборкой, что позволяет создать в зависимости от потребности рабочий кабинет, кают-компанию или помещение для отдыха. В габаритах 6,5—2,5 метра он обладает вместимостью 8 человек. Благодаря рациональной компоновке, имеется гальюн с душем и биотуалетом, камбуз. Мотор, подвесной или стационарный мощностью 150 л.с., обеспечивает крейсерскую скорость 65 км/ч.
 +
 
 +
Небольшой, всего 12 человек, но очень дружный коллектив высококвалифицированных специалистов фирмы, пройдя непростой путь становления, сумел создать производственное предприятие, оснащенное самым современным оборудованием, в цехах которого за последние годы изготовлено с применением современных технологий 24 единицы глиссирующих фиберглассовых катеров четырех типов. Эти катера защищены патентами и награждены медалями, что подтверждает их высокий технический уровень и конкурентоспособность. Кроме этого, за период существования фирмой «Метацентр» построено 20 стальных катеров.
 +
 
 +
Фирма «Катерус» является единственным за Уралом в России производителем катеров класса «люкс» и входит в число 14 предприятий, изготовляющих суда данного типа.
 +
 
 +
 
 +
== ХРОНОЛОГИЯ ==
 +
 
 +
'''1990 г.''' Создана научно-производственная фирма «Метацентр».
 +
 
 +
 
 +
'''1992 г.''' Построен первый в стране серийный катер «ТПК-101», предназначенный для народного потребления. До этого суда такого типа строились только как рабочие катера.
 +
 
 +
 
 +
'''1993 г.''' Фирма «Метацентр» преобразована в «Метацентр-Евросиб». Четыре катера «ТПК-101» поставлены в Китай.
 +
 
 +
 
 +
'''1994 г.''' Построен первый стеклопластиковый глиссирующий катер.
 +
 
 +
 
 +
'''1997 г'''. Упадок производства. Фирма вместо катеров начала производить емкости для автозаправочных станций. Закрылся филиал «Судостроитель» в Барнауле.
 +
 
 +
 
 +
'''1998 г'''. Катер «ТПК-101А» на ярмарке «Спортсиб-98» получил большую золотую медаль.
 +
 
 +
 
 +
'''2002 г.''' Построен катер «Данко-780». На выставке «Автосиб-2002» эту разработку удостоили большой золотой медали. Фирма приступила к его серийному производству.
 +
 
 +
 
 +
'''2003 г'''. Катера «Данко-550» — открытый и «Данко-550» — каютный получили сертификат Госстандарта РФ.
 +
 
 +
 
 +
'''2004 г.''' На базе фирмы «Метацентр» создано судостроительное предприятие ООО «Катерус». Получен сертификат Госстандарта РФ на катер «Новолна» и он запущен в серийное производство.
 +
 
 +
 
 +
----
 +
[[V.7.1.Лидер малого отечественного судостроения |Пред. стр.]] | [[История промышленности Новосибирска: V Том|Содержание]] | [[V.7.3.Надувные лодки фирмы "Кулик" |След. стр.]]

Текущая версия на 15:25, 23 января 2013

В начале 1990-х годов малотоннажное судостроение в стране переживало кризис. Рабочие катера и малые пассажирские суда «речные трамваи», изготовлявшиеся на судостроительном заводе Ремонтно-эксплуатационной базы (РЭБ) флота Западно-Сибирского речного пароходства стали не востребованы. Отрасль судостроения пришла в упадок.

Летом 1990 г. образовалась инициативная группа младших научных сотрудников и аспирантов НИИВТа. С.В. Кузнецов, А.П. Бобровский и Ю.Н. Черепанов решили создать свою фирму на базе подходящего действующего предприятия. После проведения поисков выбор пал на совместное советско-британское предприятие «Евросиб интернейшнл», при котором создали дочернее предприятие — научно-производственную фирму «Метацентр». Ее директором стал С.В. Кузнецов.

Инициативная группа создателей фирмы "Метацентр"
Инициативная группа создателей фирмы "Метацентр"

Фирма «Метацентр» определила свой профиль деятельности в области малотоннажного судостроения: создание маломерных 13-метровых судов — туристских и прогулочных комфортабельных катеров для народного потребления.

Бывшим научным сотрудникам и инженерам не хватало опыта коммерческой деятельности и организации производства. Но они все горели желанием создать фирму, которая будет производить современные прогулочные и туристские суда. В настоящее время фирма «Катерус» (бывшая «Метацентр») в своих цехах производит современные комфортабельные стеклопластиковые катера пяти типов, занимается их обслуживанием, а также ремонтом.

В 1990 г. фирма начала разработку и создание проекта 13-метрового туристско-прогулочного катера (ТПК). Весной 1991 г. проект был готов. Параллельно разрабатывалась конструкторская и технологическая документация. Началось строительство по этому проекту двух катеров, получивших индекс ТПК-101, на Барнаульской судоверфи РЭБ флота. Предприятие «Евросиб интернейшнл», убедившись в способности коллектива «Метацентра» проектировать и создавать катера, начало финансировать их строительство.

В мае 1992 г. сошел со стапелей Барнаульской судоверфи РЭБ первый в стране серийный «ТПК-101» как товар народного потребления. До этого суда такого типа строились только как рабочие катера. Комфортабельный катер «ТПК-101» оснащался дизельным двигателем 55 л.с. с водометной установкой, имел скорость 16 км/час, при мореходности до 4 баллов по шкале Бофорта. Вместимость этого катера 15 человек при габаритах 13х2,4 м. В 1993 г. фирма начала строительство еще двух катеров «ТПК-101» на верфи Барнаульской РЭБ.

Продукцией «Метацентра» заинтересовалась китайская государственная компания. В 1993 г. специалистов «Метацентра» китайская сторона пригласила для проведения переговоров в г. Даньдунь. Результатом переговоров стал договор на поставку в Китай катеров «ТПК-101» в обмен на офисную мебель. Кроме поставленных на экспорт двух катеров, началось строительство еще двух катеров данного типа. Для экспорта в КНР создается судостроительная компания «Верфи Сибири», куда вошли «Метацентр» вместе с Новосибирской и Моряковской РЭБ флота.

В марте 1993 г., в связи с вступлением в силу нового законодательства РФ «Об организации совместных предприятий», фирма «Метацентр» преобразуется в ЗАО «Метацентр-Евросиб», которое возглавил А.П. Бобровский. Тогда же фирма выиграла тендер по продаже судостроительных цехов Барнаульской РЭБ и там создала дочернее предприятие «Судостроитель», на котором продолжилось строительство экспортных катеров. В июле состоялась передача четырех «ТПК-101» китайской стороне и получение в обмен бартерного товара. Затем прошло подписание договора с китайской стороной на поставку еще 20 катеров. Их строительство осуществлялось на трех верфях РЭБ флота (Новосибирской, Барнаульской и Моряковской). Главный конструктор ЗАО «Метацентр-Евросиб» И.П. Загороднев переработал проект катера «ТПК-101», заменив водометную установку на открытый гребной винт. Катера стали выпускаться с дизельным двигателем 6ЧСП 9,5/II мощностью 55 л.с. и открытым винтом, получили новое название «ТПК-101А».

Строительство катеров "ТПК-101" на судоверфи РЭБ флота
Строительство катеров "ТПК-101" на судоверфи РЭБ флота

В 1994 г. на внутреннем рынке стали востребованы стеклопластиковые комфортабельные катера класса «люкс», и фирма ЗАО «Метацентр-Евросиб» ориентировала свою деятельность на создание семейства таких глиссирующих катеров. В 1995 г. фирма взяла очередной кредит и закупила подвесной американский лодочный двигатель «Johnson» мощностью 90 л. с., что позволило построить первый стеклопластиковый глиссирующий катер 5-метрового класса (в дальнейшем он стал прототипом серийного «Данко-550» — открытый).

В 1996 г. по заказу фирма «Метацентр-Евросиб» приступила к разработке проекта по созданию 30-метрового теплохода. Проект передали заказчику, но до строительства судна дело не дошло.

1997 год выдался для фирмы очень тяжелым. Чтобы как-то выжить, в филиале «Судостроитель» начали производить 10-, 15-, и 20-кубовые емкости для автозаправочных станций, осуществлять слесарно-сварочные работы. В конце концов, цеха «Судостроителя» фирма обменяла на теплоход грузовместимостью 500 тонн. В связи с этим закрылся филиал «Судостроитель» в Барнауле. Началась деятельность фирмы по перевозке грузов по Оби на север в Ханты-Мансийск и Салехард. Но фирма все же построила очередной «ТПК-101А». Его оснастили мощным двигателем «ЯАЗ-104», и скорость катера возросла до 21 км/час.

В 1998 г. достроенный элегантный катер «ТПК-101А» после ходовых испытаний экспонировался на Сибирской ярмарке «Спортсиб-98», где получил большую золотую медаль. В 1999 г. осуществлялась достройка двух катеров. Учредители ЗАО «Метацентр-Евросиб» приняли решение продать имеющийся сухогрузный теплоход и закрыть фирму.

2001 год. Вспоминает А.Н. Васильев:

«После поездки в Таиланд в феврале, где я посещал множество яхт-клубов и судостроительных заводов, возник интерес к стеклопластиковым катерам и их возможности производства в Новосибирске. Четыре месяца я изучал всю доступную литературу по производству фиберглассовых судов. В середине года в процессе поиска единомышленников обратился в родную Новосибирскую государственную академию водного транспорта на кафедру теории и устройства кораблей, где меня познакомили с Бобровским А.П., недавно вернувшимся из Финляндии со стажировки при обучении по президентской программе, и бывшим директором ЗАО «Метацентр-Евросиб» Черепановым Ю.Н. Обсудив мое предложение по производству фиберглассовых катеров класса «люкс», оба дали согласие на сотрудничество.

28 августа с.г. была вновь возрождена и зарегистрирована в Новосибирске фирма ЗАО «Метацентр». Действуя в соответствии с созданным планом дальнейших работ, мы втроем совершили ознакомительную поездку в Санкт-Петербург. Там нас заинтересовал катер «Орфей» фирмы «Сатэм плюс». Подробно ознакомившись с судном и рабочей техдокументацией, мы заключили договор на его производство».

Фирма арендовала производственные помещения в Сибирском научно-исследовательском институте авиации им. Чаплыгина и приступила к набору рабочих, их обучению и монтажу необходимого оборудования. В 2002 г. специалисты фирмы, вторично проработав инженерную документацию, начали сборку первого катера из закупленных деталей корпуса и комплектующих, а также приступили к изготовлению оснастки для серийного производства катеров.

Первый созданный катер, получивший название «Данко-780», экспонировался на Сибирской ярмарке (выставка «Автосиб-2002»). Этот катер при габаритах 7,8 х 2,4 м. оснащен стационарным двигателем «Mercruiser» мощностью 230 л. с. с откидной колонкой, имеет водоизмещение две тонны и рассчитан на шесть человек. Катер имеет просторную носовую каюту со столом посередине, которая на ночь трансформируется в трехместную спальню. По правому борту у центральной поперечной переборки расположен камбуз по левому — гальюн с биотуалетом. В открытом самоотливном кокпите по правому борту оборудовано место водителя, под кормовым диваном расположен двигатель. Над кокпитом установлена наклонная П-образная мачта. В случае непогоды кокпит закрывается тентом.

Катер "Данко-550"
Катер "Данко-550"

Катер с законченными гармоничными обводами, отличной, высокого качества отделкой имел прекрасный товарный вид. Около катера всегда толпилась масса посетителей. Катер «Данко-780» наградили большой золотой медалью. По завершении изготовления матриц для катера «Данко-780», началось его серийное изготовление.

В 2003 г. разрабатывались модели стеклопластиковых катеров «Данко-550» — открытый и «Данко-550» — каютный. Все три катера «Данко» получили сертификаты Госстандарта РФ.

В 2004 г. на базе фирмы «Метацентр» создается судостроительное предприятие ООО «Катерус». Его директором становится А.Н. Васильев. Фирма «Катерус» пополняет модельный ряд катеров семейства «Данко» и заключает договор с финской компанией Lasikurturakenne Lehtonen Laihorinta на покупку матриц модели катера «Rais—sport-2000», созданного конструктором этой компании Свином Столе. Головной образец этого катера, изготовленный фирмой ООО «Катерус», отлично прошел ходовые испытания и получил название «Новолна».

После получения сертификата Госстандарта РФ катер «Новолна» запустили в серийное производство. Этот катер скандинавской компоновки с пультом управления, расположенным в закрытой рубке, имеет высокий борт и большую мореходность. Носовая каюта соединяется с салоном раздвижной переборкой, что позволяет создать в зависимости от потребности рабочий кабинет, кают-компанию или помещение для отдыха. В габаритах 6,5—2,5 метра он обладает вместимостью 8 человек. Благодаря рациональной компоновке, имеется гальюн с душем и биотуалетом, камбуз. Мотор, подвесной или стационарный мощностью 150 л.с., обеспечивает крейсерскую скорость 65 км/ч.

Небольшой, всего 12 человек, но очень дружный коллектив высококвалифицированных специалистов фирмы, пройдя непростой путь становления, сумел создать производственное предприятие, оснащенное самым современным оборудованием, в цехах которого за последние годы изготовлено с применением современных технологий 24 единицы глиссирующих фиберглассовых катеров четырех типов. Эти катера защищены патентами и награждены медалями, что подтверждает их высокий технический уровень и конкурентоспособность. Кроме этого, за период существования фирмой «Метацентр» построено 20 стальных катеров.

Фирма «Катерус» является единственным за Уралом в России производителем катеров класса «люкс» и входит в число 14 предприятий, изготовляющих суда данного типа.


[править] ХРОНОЛОГИЯ

1990 г. Создана научно-производственная фирма «Метацентр».


1992 г. Построен первый в стране серийный катер «ТПК-101», предназначенный для народного потребления. До этого суда такого типа строились только как рабочие катера.


1993 г. Фирма «Метацентр» преобразована в «Метацентр-Евросиб». Четыре катера «ТПК-101» поставлены в Китай.


1994 г. Построен первый стеклопластиковый глиссирующий катер.


1997 г. Упадок производства. Фирма вместо катеров начала производить емкости для автозаправочных станций. Закрылся филиал «Судостроитель» в Барнауле.


1998 г. Катер «ТПК-101А» на ярмарке «Спортсиб-98» получил большую золотую медаль.


2002 г. Построен катер «Данко-780». На выставке «Автосиб-2002» эту разработку удостоили большой золотой медали. Фирма приступила к его серийному производству.


2003 г. Катера «Данко-550» — открытый и «Данко-550» — каютный получили сертификат Госстандарта РФ.


2004 г. На базе фирмы «Метацентр» создано судостроительное предприятие ООО «Катерус». Получен сертификат Госстандарта РФ на катер «Новолна» и он запущен в серийное производство.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты