V.7.1.Лидер малого отечественного судостроения

Материал из История промышленности Новосибирски
Версия от 15:40, 21 января 2013; Ekaterina (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

В 1958 году закончилось заполнение Обского водохранилища (Обского моря), и столица Сибири, привольно раскинувшаяся на берегах великой сибирской реки, стала приморским городом. У новосибирцев впервые появилась возможность на просторах Обского моря совершать увлекательные туристические лодочные походы, заниматься водно-моторным и парусным спортом.

После окончания Великой Отечественной войны стране уже не требовалось большого количества самолетов. Резко сократились правительственные заказы заводам на их изготовление. В результате освободились большие производственные мощности. Квалифицированные рабочие кадры остались без работы. В поисках выхода из сложившейся ситуации часть самолетостроительной промышленности страны переключилась на изготовление дюралюминиевых лодок и моторов к ним. Технология изготовления клепаных корпусов лодок ничем не отличалась от технологии создания фюзеляжей боевых самолетов, и, следовательно, затраты по реконверсии самолетостроительных заводов были минимальны. Учитывая огромный спрос населения в те времена на лодочную продукцию, у авиазаводов страны появилась перспектива создания массового производства лодок для народного потребления и, следовательно, сохранения на рабочих местах квалифицированной рабочей силы.

Таковы общие предпосылки создания индустрии лодочного судостроения в стране и, в частности в Новосибирске, где первопроходцем в этом виде производства стал авиазавод имени В.П.Чкалова. Шли годы, и в Новосибирске возникли и другие судостроительные фирмы, удовлетворяющие спрос сибирского населения не только на алюминиевые лодки, но и на комфортабельные пластмассовые катера, надувные парусные и моторные лодки из специальных тканей.

В Новосибирске в настоящее время серийным производством маломерных судов (мотолодки, надувные лодки и катера) занимаются три предприятия: завод «Алмаз» НАПО им. В.П.Чкалова, ОАО «Катерус» (бывший «Метацентр») и ЗАО «Кулик». Общее производство этих предприятий составляет примерно 350 лодок всех типов и модификаций в год при использовании имеющихся производственных мощностей не более чем на 15 процентов. За 1967—2004 годы со стапелей и конвейеров лодочных производителей Новосибирска сошло 179 960 судов.


2

В 1966 году инициативная группа инженерно-технических работников авиазавода им. В.П.Чкалова (далее — ЗИЧ) во главе с лидером — начальником отдела технического контроля завода А.Н. Осокиным обратилась к администрации завода с предложением организовать производство корпусов дюралевых моторных лодок в числе производимых товаров народного потребления (ТНП) и получила одобрение и поддержку директора Г.А. Ванага

В этом же году в конструкторском бюро завода разработали проекты корпусов двух дюралюминиевых клепаных прогулочно-туристических мотолодок, которые по имени рек, на которых расположен Новосибирск, получили названия «Обь» и «Иня». В этом же году завод изготовил опытные образцы этих лодок.

В начале первого квартала 1967 года корпуса мотолодок «Обь» и «Иня» выставили в холле магазина спортивных товаров на проспекте Дзержинского, 35. К каждой лодке прилагалась книга отзывов, с целью изучения общественного мнения и определения спроса потребителей. Обе лодки предназначались для эксплуатации под моторами «Ветерок», «Москва» и «Вихрь», являлись судами 4-метрового класса с пассажировместимостью четыре человека. Лодки оборудованы ветровыми стеклами, герметичными отсеками непотопляемости и дистанционным управлением судном и мотором. На «Оби» два герметичных дополнительных отсека расположены в бортовых булях. Скорость лодок с полной нагрузкой — 30 км/ч. Красивая современная архитектура хорошо сочетается с технологичной конструкцией корпуса. В результате трехмесячного экспонирования этих лодок и последующего изучения прилагаемых к ним книг отзывов выяснилось, что более 400 потребителей готовы купить мотолодку «Обь» прямо сейчас, немедленно, примерно столько же высказались за организацию производства лодки «Обь» на заводе им. Чкалова. Лодка «Иня» такого успеха не имела. Летом прошли ходовые испытания этих лодок на Обском море, где «Иня» показала недостаточную мореходность и в производство не пошла.

Началась технологическая подготовка серийного производства корпуса мотолодки «Обь-1». В последнем квартале года создали опытную партию этих лодок в количестве 100 штук. Лодки продавались буквально «с колес» и сразу попали в разряд дефицитных товаров. В 1968 году в цехах № 39 и № 42 создали участки для серийного изготовления мотолодки «Обь-1» с годовым планом выпуска 3000 единиц.

В этом же году вышло постановление Совета Министров СССР «Об увеличении выпуска катеров, лодок и двигателей к ним для продажи населению». Правительство определило ведущим предприятием в стране, координирующим выпуск катеров, лодок и моторов, московское Центральное конструкторское бюро «Нептун» (ЦКБ «Нептун»). Это объяснялось тем, что производством катеров, лодок и моторов к ним занималось свыше 20 заводов и судостроительных верфей семи министерств и ведомств. Во исполнение этого постановления СМ СССР завод им. Чкалова начал подготовку к массовому производству мотолодки «Обь».

С 1969 года по инициативе секции малого судостроения научно-технического общества судостроительной промышленности имени академика А.Н. Крылова и издаваемого им научно-популярного журнала «Катера и яхты» начала проводиться ежегодная техническая конференция разработчиков, производителей, дилеров и потребителей изделий техники малого судостроения (судов и моторов народного потребления). По замыслу организаторов, конференциям должны предшествовать технические выставки серийно изготовляемых и экспериментальных судов и моторов к ним с последующими соревнованиями этой техники под девизом: «Техника проверяется в гонках!». Это предложение поддержали Госплан СССР, Федерация водно-моторного спорта, ЦКБ «Нептун».

В 1969 году на заводе им. Чкалова началась подготовка к массовому производству мотолодок «Обь-1». Конструкторы и технологи изучили опыт работы по организации поточного производства на Казанском, Куйбышевском и Горьковском авиазаводах по производству корпусов мотолодок. По результатам этой работы и с учетом предложений потребителей разрабатывалось техническое задание на проектирование нового варианта усовершенствованной моторной лодки «Обь-М». Для серийного изготовления утвердили ТУ на дистанционное управление подвесным лодочным мотором, применительно к «Вихрю-25» и «Вихрю-30». С этого года мотолодка «Обь-1» стала выпускаться с дистанционным управлением лодочным мотором, что улучшало ее конкурентоспособность. До этого все отечественные лодки данного класса выпускались без дистанционного управления мотором.

За создание и внедрение в серийное производство промышленного образца мотолодки «Обь-1» группа работников завода в составе А.П. Осокина, А.П. Швырева, Н.Г. Карнаухова, М.Г. Антонова, В.А. Гайнанова, П.С. Букеина, Б.В. Громова, М.И. Бояркина, Б.М. Мжельского и Г.М. Белоусовой получила вознаграждение. Это изделие впервые в истории завода было защищено свидетельством на промышленный образец и зарегистрировано товарным знаком. Таким образом, лодка «Обь-1» получила полную патентную защиту

В 1969 году ЦКБ «Нептун» организовало испытательный марафонский пробег Астрахань — Москва. От каждого производителя моторных лодок в стране участвовали два судна. Две лодки «Обь-1» без каких-либо поломок прошли всю дистанцию длиной 3200 км. В отчете о результатах этого пробега отмечены высокие мореходные качества новосибирского изделия: даже на предельном для этого типа лодок волнении в три балла ее совершенно не забрызгивало на любом курсе относительно бега волны.

В 1970 году на заводе создали команду спортсменов для участия в гонках, предшествовавших ежегодно проводимой технической конференции. Эта команда успешно выступила и заняла второе место среди четырнадцати команд, причем семь из них выступали на мотолодках «Обь-1». На технической конференции, прошедшей в том же году в г. Бирштонасе в Латвии, завод наградили памятным призом «За самую массовую и конкурентоспособную лодку в стране», — завод стал официально признанным лидером по производству моторных лодок, вышел на режим массового производства и стабильно выдавал более 3500 единиц в год. В этом большая заслуга А.П. Швырева, главного конструктора по ТНП и в дальнейшем заместителя главного технолога по производству ТНП, который с 1966 года до ухода с завода на заслуженный отдых в течение 25 лет бессменно руководил организацией процесса по созданию лодок. За свой творческий вклад А.П. Швырев награжден орденом «Знак Почета», ему в 1981 году присвоено звание лауреата премии Совета Министров СССР за разработку комплексной системы ускорения технической подготовки производства.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты