V.7.1.Лидер малого отечественного судостроения — различия между версиями

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск
Строка 153: Строка 153:
  
 
----
 
----
[[II.2.ЖИВАЯ ВОДА БОЛЬШОГО ГОРОДА (МУП «Горводоканал»)|Пред. стр.]] | [[История промышленности Новосибирска: V Том|Содержание]] | [[V.7.2.Катера фирмы "Катерус"|След. стр.]]
+
[[V.7.ЛОДКИ ДЛЯ ГОЛУБЫХ ДОРОГ (ЗИЧ и НАПО им. Чкалова. ООО "Катерус". ЗАО "Кулик")|Пред. стр.]] | [[История промышленности Новосибирска: V Том|Содержание]] | [[V.7.2.Катера фирмы "Катерус"|След. стр.]]

Версия 16:15, 22 января 2013

В 1958 году закончилось заполнение Обского водохранилища (Обского моря), и столица Сибири, привольно раскинувшаяся на берегах великой сибирской реки, стала приморским городом. У новосибирцев впервые появилась возможность на просторах Обского моря совершать увлекательные туристические лодочные походы, заниматься водно-моторным и парусным спортом.

После окончания Великой Отечественной войны стране уже не требовалось большого количества самолетов. Резко сократились правительственные заказы заводам на их изготовление. В результате освободились большие производственные мощности. Квалифицированные рабочие кадры остались без работы. В поисках выхода из сложившейся ситуации часть самолетостроительной промышленности страны переключилась на изготовление дюралюминиевых лодок и моторов к ним. Технология изготовления клепаных корпусов лодок ничем не отличалась от технологии создания фюзеляжей боевых самолетов, и, следовательно, затраты по реконверсии самолетостроительных заводов были минимальны. Учитывая огромный спрос населения в те времена на лодочную продукцию, у авиазаводов страны появилась перспектива создания массового производства лодок для народного потребления и, следовательно, сохранения на рабочих местах квалифицированной рабочей силы.

Таковы общие предпосылки создания индустрии лодочного судостроения в стране и, в частности в Новосибирске, где первопроходцем в этом виде производства стал авиазавод имени В.П.Чкалова. Шли годы, и в Новосибирске возникли и другие судостроительные фирмы, удовлетворяющие спрос сибирского населения не только на алюминиевые лодки, но и на комфортабельные пластмассовые катера, надувные парусные и моторные лодки из специальных тканей.

В Новосибирске в настоящее время серийным производством маломерных судов (мотолодки, надувные лодки и катера) занимаются три предприятия: завод «Алмаз» НАПО им. В.П.Чкалова, ОАО «Катерус» (бывший «Метацентр») и ЗАО «Кулик». Общее производство этих предприятий составляет примерно 350 лодок всех типов и модификаций в год при использовании имеющихся производственных мощностей не более чем на 15 процентов. За 1967—2004 годы со стапелей и конвейеров лодочных производителей Новосибирска сошло 179 960 судов.


2

В 1966 году инициативная группа инженерно-технических работников авиазавода им. В.П.Чкалова (далее — ЗИЧ) во главе с лидером — начальником отдела технического контроля завода А.Н. Осокиным обратилась к администрации завода с предложением организовать производство корпусов дюралевых моторных лодок в числе производимых товаров народного потребления (ТНП) и получила одобрение и поддержку директора Г.А. Ванага

В этом же году в конструкторском бюро завода разработали проекты корпусов двух дюралюминиевых клепаных прогулочно-туристических мотолодок, которые по имени рек, на которых расположен Новосибирск, получили названия «Обь» и «Иня». В этом же году завод изготовил опытные образцы этих лодок.

В начале первого квартала 1967 года корпуса мотолодок «Обь» и «Иня» выставили в холле магазина спортивных товаров на проспекте Дзержинского, 35. К каждой лодке прилагалась книга отзывов, с целью изучения общественного мнения и определения спроса потребителей. Обе лодки предназначались для эксплуатации под моторами «Ветерок», «Москва» и «Вихрь», являлись судами 4-метрового класса с пассажировместимостью четыре человека. Лодки оборудованы ветровыми стеклами, герметичными отсеками непотопляемости и дистанционным управлением судном и мотором. На «Оби» два герметичных дополнительных отсека расположены в бортовых булях. Скорость лодок с полной нагрузкой — 30 км/ч. Красивая современная архитектура хорошо сочетается с технологичной конструкцией корпуса. В результате трехмесячного экспонирования этих лодок и последующего изучения прилагаемых к ним книг отзывов выяснилось, что более 400 потребителей готовы купить мотолодку «Обь» прямо сейчас, немедленно, примерно столько же высказались за организацию производства лодки «Обь» на заводе им. Чкалова. Лодка «Иня» такого успеха не имела. Летом прошли ходовые испытания этих лодок на Обском море, где «Иня» показала недостаточную мореходность и в производство не пошла.

Началась технологическая подготовка серийного производства корпуса мотолодки «Обь-1». В последнем квартале года создали опытную партию этих лодок в количестве 100 штук. Лодки продавались буквально «с колес» и сразу попали в разряд дефицитных товаров. В 1968 году в цехах № 39 и № 42 создали участки для серийного изготовления мотолодки «Обь-1» с годовым планом выпуска 3000 единиц.

В этом же году вышло постановление Совета Министров СССР «Об увеличении выпуска катеров, лодок и двигателей к ним для продажи населению». Правительство определило ведущим предприятием в стране, координирующим выпуск катеров, лодок и моторов, московское Центральное конструкторское бюро «Нептун» (ЦКБ «Нептун»). Это объяснялось тем, что производством катеров, лодок и моторов к ним занималось свыше 20 заводов и судостроительных верфей семи министерств и ведомств. Во исполнение этого постановления СМ СССР завод им. Чкалова начал подготовку к массовому производству мотолодки «Обь».

С 1969 года по инициативе секции малого судостроения научно-технического общества судостроительной промышленности имени академика А.Н. Крылова и издаваемого им научно-популярного журнала «Катера и яхты» начала проводиться ежегодная техническая конференция разработчиков, производителей, дилеров и потребителей изделий техники малого судостроения (судов и моторов народного потребления). По замыслу организаторов, конференциям должны предшествовать технические выставки серийно изготовляемых и экспериментальных судов и моторов к ним с последующими соревнованиями этой техники под девизом: «Техника проверяется в гонках!». Это предложение поддержали Госплан СССР, Федерация водно-моторного спорта, ЦКБ «Нептун».

В 1969 году на заводе им. Чкалова началась подготовка к массовому производству мотолодок «Обь-1». Конструкторы и технологи изучили опыт работы по организации поточного производства на Казанском, Куйбышевском и Горьковском авиазаводах по производству корпусов мотолодок. По результатам этой работы и с учетом предложений потребителей разрабатывалось техническое задание на проектирование нового варианта усовершенствованной моторной лодки «Обь-М». Для серийного изготовления утвердили ТУ на дистанционное управление подвесным лодочным мотором, применительно к «Вихрю-25» и «Вихрю-30». С этого года мотолодка «Обь-1» стала выпускаться с дистанционным управлением лодочным мотором, что улучшало ее конкурентоспособность. До этого все отечественные лодки данного класса выпускались без дистанционного управления мотором.

За создание и внедрение в серийное производство промышленного образца мотолодки «Обь-1» группа работников завода в составе А.П. Осокина, А.П. Швырева, Н.Г. Карнаухова, М.Г. Антонова, В.А. Гайнанова, П.С. Букеина, Б.В. Громова, М.И. Бояркина, Б.М. Мжельского и Г.М. Белоусовой получила вознаграждение. Это изделие впервые в истории завода было защищено свидетельством на промышленный образец и зарегистрировано товарным знаком. Таким образом, лодка «Обь-1» получила полную патентную защиту

В 1969 году ЦКБ «Нептун» организовало испытательный марафонский пробег Астрахань — Москва. От каждого производителя моторных лодок в стране участвовали два судна. Две лодки «Обь-1» без каких-либо поломок прошли всю дистанцию длиной 3200 км. В отчете о результатах этого пробега отмечены высокие мореходные качества новосибирского изделия: даже на предельном для этого типа лодок волнении в три балла ее совершенно не забрызгивало на любом курсе относительно бега волны.

В 1970 году на заводе создали команду спортсменов для участия в гонках, предшествовавших ежегодно проводимой технической конференции. Эта команда успешно выступила и заняла второе место среди четырнадцати команд, причем семь из них выступали на мотолодках «Обь-1». На технической конференции, прошедшей в том же году в г. Бирштонасе в Латвии, завод наградили памятным призом «За самую массовую и конкурентоспособную лодку в стране», — завод стал официально признанным лидером по производству моторных лодок, вышел на режим массового производства и стабильно выдавал более 3500 единиц в год. В этом большая заслуга А.П. Швырева, главного конструктора по ТНП и в дальнейшем заместителя главного технолога по производству ТНП, который с 1966 года до ухода с завода на заслуженный отдых в течение 25 лет бессменно руководил организацией процесса по созданию лодок. За свой творческий вклад А.П. Швырев награжден орденом «Знак Почета», ему в 1981 году присвоено звание лауреата премии Совета Министров СССР за разработку комплексной системы ускорения технической подготовки производства.


За качество, конкурентоспособность и массовость лодочной продукции

В 1971—1974 годах завод увеличил выпуск лодочной продукции, повысил ее качество. К концу 1974 года ежегодное количество выпускаемых лодок достигло 7500 единиц. Завод экспонировал лодки «Охотничьи» и «Обь-1» на международных и всесоюзных выставках и ярмарках, где эта продукция всегда пользовалась спросом. На Всесоюзной технической конференции заводов-производителей в Новгороде в 1974 г. завод удостоился приза «За массовую лодку». Одновременно конструкторско-техническое бюро ТНП занималось созданием следующего опытного образца мотолодки семейства «Обь» совместно с ЦАГИ.

В 1972 г. был создан опытный более комфортабельный образец мотолодки, получивший название «Обь-М», под лодочный мотор «Вихрь-30». При разработке проекта учитывались все замечания и предложения гонщиков-испытателей и потребителей лодки «Обь-1». Они и подсказывали главное направление работ при проектировании. В частности, первоочередное внимание уделялось устранению таких недостатков, как отсутствие багажника (если не считать шкафчика в передней панели) и отсека для хранения баков с горючим, невозможность использования всей площади кокпита, поскольку сидения делались не съемными и не раскладывающимися в спальные места, отсутствовал тент и т. д. «Обь-М» оказалась свободна от этих недостатков. Ее сделали на 130 мм шире, что позволило увеличить кокпит и улучшить выход лодки на глиссирование. Также увеличивалась килеватость днища, что улучшало мореходные качества. В носу лодки появились большой багажник, вторая скула, заменившая були, в результате скоса в верхней части борта. Притупленная в носу палуба и высокое «граненое» ветровое стекло делали более строгим и современным общий вид лодки.

Вместо герметичных объемов плавучести использовались пенопластовые блоки, расположенные вдоль бортов. В корме выгородили дополнительный багажный отсек, рассчитанный на размещение штатного бензобака и четырех 10-литровых канистр. Лодка имела четыре мягких раскладывающихся регулируемых кресла. На утолщенном ветровом стекле появилась для усиления прочности окантовка, которая с комингсом кокпита и установленными на них небольших крючках надежно и плотно крепила к корпусу тент. При подготовке производства ставилась задача улучшения технологичности конструкции. Был разработан техпроцесс сборки и соединения деталей из дюралюминиевых листов Д-16 заклепками из легкого сплава с применением уплотняющей тиоколовой ленты. Технологический процесс изготовления этой лодки совершенствовался на всех этапах производства. Специалисты разработали и изготовили высокопроизводительную оснастку, обеспечивающую высокую точность и взаимозаменяемость деталей. На заводе изготовили оригинальные штампы, позволяющие получать сложные по форме крупные детали обшивки, которые вырубались без припусков в номинальный размер, что исключало их обрезку после формирования. Уменьшилось число деталей. Отказ от наклонных булей позволил значительно уменьшить количество соединяемых деталей, упростил сборочные работы, снизил трудоемкость и повысил качество изготовления.

В 1974 году завод получил свидетельство на промышленный образец № 3981, авторами которого явились создатели мотолодки «Обь-М»: В.С. Слуев, Г.А. Ванаг, А.П. Швырев, В.А. Гайнанов, В.Г. Карнаухов, Ф.М. Ячменев, Г.М. Белоусова, А.П. Осокин, Я.Р. Балахнин. С конца 1974 года «Обь-М» запустили в массовое производство.

В 1976 г. на заводе принимается решение подготовить к аттестации на государственный Знак качества моторную лодку «Обь-М». Вот как об этом событии писала газета «Вечерний Новосибирск»:

«Учитывая возросшие требования потребителей, на ЗИЧ решили разработать и освоить выпуск по существу новой лодки, которая нынче лишь напоминает прототип — «Обь». «Мы поставили задачу не только улучшить все характеристики лодки, но и “уложиться в предложенную цену”», — говорит А.П. Швырев, главный конструктор ТНП. И чкаловцы решили эту задачу. «Обь-М» обладает целым рядом преимуществ, обводы ее выполнены с учетом результатов испытаний в бассейне ЦАГИ, улучшены ее мореходные качества, она стала более комфортабельной, снабжается тентом.

Предшествовала же этому долгая, кропотливая работа. В создании новой «Оби» участвовал большой коллектив конструкторско-технологического бюро (КТБ) ТНП. На заводе были проведены сложнейшие работы, решены труднейшие технологические проблемы, связанные со сложной штамповкой больших площадей заготовок, конфигурации которых предварительно задавались на станках с программным управлением.

С начальником КТБ Н.В. Смоляницким идем по цехам завода, где ведется заготовка деталей будущей лодки. Среди тех, кто осваивал новую лодку и кто сейчас выдает рекордную выработку, В.А. Сусуев и И.С. Дробышев. Вот они тщательно укладывают заготовку скулы — самой сложной и ответственной детали. Нажатие на кнопку — и белый лист металла, словно тонкая бумага, точно облегает штамп…

Сборка — венец производства. На участке весь процесс, как на ладони. Мастер В.И. Пинский руководит узловой сборкой. Его рабочие М. Стеклецова, М. Командирова колдуют над передними панелями, прикладами ветрового стекла, Г. Иванова и Г. Герасимова ведут клепку днища, а слесари В. Долгун, М. Иванов и В. Коптик отделения мастера М.Т.Серегина завершают сборку».

22 июня на завод пришло письмо из Всесоюзного НИИ технической эстетики: «Считаем возможным рекомендовать лодку моторную «Обь-М» к аттестации на высшую категорию качества». Лодка успешно прошла аттестацию, ее массовое производство достигло 5000 штук в год и стабильно удерживалось в дальнейшем на этом уровне.

В 1977 году завод им. Чкалова стал победителем всесоюзного конкурса среди предприятий СССР — производителей лодочной продукции на очередной Всесоюзной технической конференции в г. Лиепае, ему присвоили звание «Победитель всесоюзного конкурса качества в лодочной продукции».

В 1978 году в 110-километровой гонке на Балтийском море приняла участие новая экспериментальная лодка «Обь-2». На прямой она заметно опережала «Обь-М». Начальник КТБ ТНП Н.Б. Смоляницкий подтвердил наблюдения зрителей гонок: «Новая модель не имеет второй скулы, на волне не замывается, как «Обь-М», поэтому и ход повыше». У «Оби-2» высота борта в корме стала выше, ширина кокпита также увеличилась. Изменилась форма ветрового стекла — его окантовка стала трубчатой, переходя по бортам лодки в поручень. Изменились форма и крепление тента, стойки делались сдвигающимися по борту, что обеспечивало регулирование тента по высоте. Дно под моторным кормовым рецессом сделали съемным, что позволяло снятый с лодки подвесной мотор со штатным бачком укладывать и закрывать в кормовом отсеке. Эта модель («Обь-2») стала и более технологичной. Она отлично выдержала испытания на море, пройдя в лидерах всю дистанцию, и закончила эту гонку вместе с лодкой «Обь-М», занявшей третье место, но как, экспериментальная, а не серийная лодка, зачета не получила.

В 1979 году началось проектирование следующей лодки — «Обь-3». Инициатором ее создания стал водитель-испытатель лодок и тренер-механик, мастер спорта А.М. Бобров. Как это происходило, вспоминает А.М. Бобров: «В июне 1979 года я с заводской командой прибыл на соревнования на приз журнала «Катера и яхты» в г. Лиепаю. Команда выступала на двух лодках: «Обь-М» и «Обь-2». Обе показали неплохой результат — 3-е место. На выставке лодочной техники мое внимание привлекла экспериментальная лодка «Гамма» с тримаранными обводами, имеющая на днище два туннеля с лыжей посередине. На воде она под «Вихрем-50» временами превышала скорость 50 км, но, выходя на режим глиссирования и скользя на лыже, начинала «дельфинировать» и быстро теряла скорость, брызгообразование ее корпуса было минимальным. Исходя из своего многолетнего опыта, поразмышляв, я понял, что причиной срыва с режима и потери скорости является лыжа. Если лыжу убрать, — думал я, — то лодка наверняка перестанет «дельфинировать» на большой скорости, а ее гидродинамические качества немного улучшатся. Перед технической конференцией я поделился своими соображениями с представителем ЗИЧ Смоляницким Н.Б. Николай Бениаминович тоже наблюдал за поведением этой лодки и одобрил мою идею.

Мы расспросили гонщиков этой лодки. В результате выяснилось, что конфигурацию обводов разрабатывало ЦНИИ имени академика Н.И.Крылова. Энергичный Смоляницкий в кулуарах технической конференции разыскал представителя ЦНИИ им. Крылова. В результате был здесь же составлен договор о намерениях для разработки и создания тримаранных обводов для следующей мотолодки «Обь» с профилями «крыла чайки», но без центральной лыжи».

Вскоре завод заключил договор с ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова и ЦНИИ «ЛОТ» Министерства судостроительной промышленности. Создание проекта мотолодки «Обь-3» длилось два года, у нее появились на днище тримаранные обводы. В проект вошли все оправдавшие себя конструкторские и технологические решения лодок-прототипов. 1 июня 1982 года завод подал заявку на промышленный образец мотолодки и получил свидетельство. Создателями опытного образца «Оби-3» были Н.И. Бобрицкий, Н.Б. Смоляницкий, Л.Г. Махринский, А.П. Галынский, Ф.М. Ячменев, В.С. Мохов, Н.И. Червяев.

В 1982 году завод представил на испытания в гонках в Нарве на приз журнала «Катера и яхты» экспериментальную мотолодку «Обь-3». На этом испытательном полигоне лодка показала хорошие результаты по мореходности. Она имела удобный кокпит, четыре мягких раскладывающихся сидения, четыре удобных багажника и отличный дизайн, сочетающийся с высоким качеством изготовления. На технической конференции завод за создание мотолодки «Обь-3» наградили дипломом первой степени, а в 1983 году «Обь-3» (промышленный образец) стала победителем Всесоюзного конкурса качества прогулочных судов и удостоилась диплома первой степени.

В 1985 году конструктор И.М. Волков создал вариант «Оби-3К» на подводных крыльях. Эта лодка с носовым убирающимся крылом в 100-километровой гонке при метровой волне показала среднюю скорость 56 км/ч и за свои скоростные качества и мореходность была награждена специальным поощрительным призом.

В 1986 году на заводе создали лодку «Обь-3-спорт», предназначенную для участия в спортивных гонках в классах судов народного потребления. Эта лодка, имея большие скоростные возможности и высокую статическую и динамическую остойчивость, получила более высокие борта. У нее появился прочный транец под установку двух лодочных моторов «Вихрь-30». За ненадобностью в корме убрали бортовые багажники. Для улучшения обтекаемости корпуса ветровому стеклу придали больший наклон, а обшивку днища для улучшения стартовых характеристик выпустили за кормовой срез. В маршрутной гонке на 100 км на р. Нарове на приз журнала «Катера и яхты» в 1986 году заводской экипаж в составе А. Боброва и Ю. Панина показал среднюю скорость свыше 60 км/ч и завоевал приз, а завод наградили дипломом «За создание экспериментальной мотолодки «Обь-3-спорт».

В 1987 г. на заводе создали очередную модификацию моторной лодки «Обь-3Р» — рабочую лодку-платформу. В «Оби-3Р» место водителя расположено в корме, под ним находится пульт управления. В ненастную погоду груз или пассажиров от ветра и брызг защищает ходовой тент. Скорость судна на гонках с полной нагрузкой (450 кг) — 35 км/ч. С экипажем из двух человек — 52 км/ч. Эта первая хозяйственная лодка, созданная заводом, привлекла большое внимание потребителей. Завод изготовил большую опытную партию таких лодок.

Одновременно в КТБ ТНП конструктором Е.А. Сенцовым разработан проект разборной 3,5-метровой гребной металлической одноместной лодки, получившей название «Иня». За прототип взяли «обласок» — сибирскую деревянную долбленую лодку промысловиков-охотников. Лодка легко собиралась из двух единообразных половин 11-ю болтами, через резиновую прокладку. Вес этой лодки 36 кг. В разобранном виде она представляла транспортабельный пакет. «Иня» на соревнованиях гребных лодок на приз «Катеров и яхт» заняла первое место в своем классе, и завод наградили призом «Золотые весла». Однако даже после такого удачного дебюта путь на конвейер оказался непростым. Опытная партия состояла всего из пяти лодок.

В 1988 г. завод по просьбе сибирского рыболовного госхоза «Таежный» разработал и запустил в серийное производство гребно-моторную лодку «Сибирячка». Установочную партию в количестве 65 лодок закупил госхоз.

Эта универсальная гребно-моторная металлическая алюминиевая клепаная лодка рассчитана под моторы «Ветерок» 8 л.с. и 12 л.с. и при габаритах 4,3 х 1,3 х 0,6 м вместе со снаряжением весит 85 кг. Корпус имеет остроскуловые развертывающиеся на плоскость обводы, поэтому при серийном производстве не требуются дорогостоящие штампы. Поперечную жесткость корпусу обеспечивают сидения-банки, на которых могут разместиться три человека. При полной нагрузке лодка под мотором показала скорость 28 км/ч. В условиях серийного производства при невысокой стоимости эта лодка нашла много потребителей: рыбаков, охотников, бакенщиков и др., приобреталась большими партиями для санаториев, домов отдыха, пионерских лагерей и станций проката.

В том же 1988 году вся изготовляемая заводом гамма лодок («Охотничья», модификации «Оби», «Иня» и «Сибирячка») экспонировались на Всесоюзной оптовой ярмарке в Москве и на Всесоюзном смотре-соревнованиях на приз журнала «Катера и яхты» в г. Нарве. Все экспонируемые серийные лодки имели сертификаты высшей категории качества. Эти рекламные мероприятия позволили существенно увеличить спрос потребителей и, соответственно, производство лодочной продукции завода. В 1988 году завод наградили Почетной грамотой журнала «Катера и яхты» «За создание семейства моторных лодок».


В новых экономических условиях

В 1989-м—1990-е годы переход к рыночным отношениям в экономике потребовал провести структурную реорганизацию для повышения конкурентоспособности продукции завода. Авиационный завод им. В.П. Чкалова преобразовался в Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова (НАПО). В его составе появился завод «Алмаз» по производству ТНП и лодочной продукции, изготовлением которой занимается около 250 человек. Завод «Алмаз» возглавил опытный кадровый руководитель — Валентин Иванович Томилов. За время его руководства произошли существенные изменения в коллективе. Часть сотрудников ушла на заслуженный отдых. Пришли молодые энергичные специалисты, как правило, знающие основы рыночной экономики. Удачная кадровая политика администраций НАПО и завода позволила сформировать коллектив специалистов, который хорошо адаптировался к новым условиям хозяйствования. Была разработана общая концепция производства и сбыта лодочной продукции. В соответствии с ней «Алмаз» провел конъюнктурно-информационные исследования с целью выявления потребностей сибирского и дальневосточного рынков страны. В результате появился перспективный модельный ряд проектируемых и выпускаемых лодок. Реализация этой технической политики началась с модернизации популярной мотолодки «Обь-3».

В 1991 г. завод «Алмаз» участвовал в международной выставке «Бот-шоу-91» в Москве, где экспонировал пять типов выпускаемых лодок: «Обь-3», «Обь-3К», «Сибирячка», «Охотничья» и «Иня». Широко известная и хорошо себя зарекомендовавшая в России и СНГ лодочная продукция завода привлекла внимание иностранных фирм, что позволило заключить контракты о поставке в Италию и Китай лодок «Охотничья» и «Сибирячка», подписать договор о намерениях с финской фирмой о поставке мотолодок «Обь-3» в случае доработки ее габаритов до размеров, требуемых международными европейскими нормами.

В том же году завод «Алмаз» провел модернизацию мотолодки «Обь-3», на которой за счет создания рецерса кокпита увеличилась высота борта на 140 мм, а также размеры ветрового стекла. Существенно улучшился дизайн кокпита. Лодка получила законченный элегантный вид и новый индекс «Обь-3.1», стала соответствовать требованиям международных стандартов и успешно экспортироваться за границу.

В 1996 г. после резкого спада спроса потребителей на лодочную продукцию завод за год выпустил всего 58 единиц мотолодки «Обь-3.1» и избежал банкротства лишь благодаря форсированию производства ТНП (санки, палатки и пр.). Тогда же группа предпринимателей из северных и таежных районов Сибири обратилась с просьбой создать лодку хорошей грузоподъемности для эксплуатации на мелких, засоренных и порожистых реках с бурным течением и гарантировала предоплату всех расходов.

В 1998 г. группа конструкторов и технологов КТБ завода во главе с автором проекта Н.П. Кошмелевым создала надежную многоцелевую дюралюминиевую лодку, которая может использоваться как хозяйственно-промысловая, почтовая, прогулочно-туристская, патрульная в суровых климатических условиях Сибири. В этой лодке использован опыт, накопленный конструкторами завода за тридцатилетнюю деятельность по изготовлению лодок семейства «Обь», а также учтены требования и пожелания заказчика. Лодку можно использовать под любым двигателем мощностью до 130 л.с. В конструкции лодки предусмотрены выносной подмоторный транец и сменная панель приборов управления. При габаритах 7,2 х 2,0 х 1,4 и массе 600 кг лодка имеет грузоподъемность 1,2 тонны. Крейсерская скорость лодки 40—45 км/ч. Удлиненный корпус имеет остроскуловые глиссирующие обводы, они плавно переходят в обводы катамаранного типа. Такие обводы разработчики окрестили «комби-универсал». Они улучшают гидродинамические качества лодки, повышают устойчивость на курсе и создают за счет вертикальных стенок туннеля дополнительную прочность корпусу. Лодка, получившая название «Обь-4», спроектирована в двух вариантах: грузопассажирский и пассажирский. Причем пассажирский вариант разработан по просьбе заказчика и в северном, утепленном исполнении. После проведения заводских всесторонних испытаний головного образца «Обь-4» запущена в серийное производство. Она быстро завоевала симпатии потребителей: охотников, промысловиков и предпринимателей в Сибири. За свою большую грузоподъемность она получила название «Богатырь».


В новый век с новыми достижениями

В 2000 г. произошло частичное обновление и модернизация серийной продукции модельного ряда лодок «Сибирячка». Так, на лодке «Сибирячка» появились дуги и тент, входящие в комплект поставки. На смену «Сибирячке» начали разрабатывать проекты картоп лодок: «Сибирячка-мини-1» — длиной 2,6 м, «Сибирячка-мини-2» — длиной 3,4 м, «Сибирячка-мини-3» — «Обласок» — складная двухместная лодка длиной 3,6 м и весом 36 кг, под мотором 5 л.с.

Завод «Алмаз» продолжил разработку мероприятий по улучшению качества лодок с целью создания конкурентоспособной продукции — как сегодняшней, так и на перспективу. Были сформулированы технические требования, которым должна отвечать любая разрабатываемая моторная лодка. Она должна быть многофункциональной и надежной, со сроком службы не менее 7—10 лет. С одной стороны, может свободно плавать по засоренным рекам при глубинах менее полуметра, с другой — по большим рекам при высоте волны до 0,7 метра. Надежно защищая экипаж от сильного ветра, брызг, дождя и снега, требовалось одновременно обеспечить хорошую обзорность места водителя. Двигатель и движитель такой лодки должны обеспечивать безотказный запуск и работу в интервале температур от -30С до + 400С и движение со скоростью порядка 60 км/ч при автономном плавании порядка 300—400 км. Оговаривалось, что двигатель должен работать на легкодоступном горючем, имеющемся в отдаленных районах Сибири. Проектируемая лодка должна отвечать требованиям действующих норм экологической безопасности по уровню шума и загрязнения окружающей среды.

Денег на проведение широкомасштабных проектно-конструкторских и тем более экспериментальных работ завод «Алмаз» не имел. Но творческий коллектив не опустил руки. Изыскивались малейшие возможности для организации работ по созданию следующей, отвечающей перечисленным требованиям образца, моторной лодки — «Обь-5». Создали специальную группа под руководством директора В.И. Томилова. В нее вошли главный инженер завода М.А. Багаудинов, начальник сборочного цеха Б.Е. Коняев, начальник производства С.Н. Панасенко и конструктор-кораблестроитель В.В. Бражин. Эта группа сумела разработать несколько проектов мотолодок, но ни один из них не обеспечивал всю гамму упомянутых требований. Помог случай.

Соблюдая 30-летнюю традицию, завод поддерживал связи с владельцами мотолодок семейства «Обь», при возможности используя их пожелания и советы. В начале 2000 года на завод поступил запрос из Красноярска. А.И. Ковалев — владелец «Обь-3» — сообщал, что его не устраивает подвесной мотор, он приобрел автомобильный двигатель «ВАЗ» и подходящий для него водомет, но теперь дело за корпусом. В письме содержалась просьба изготовить на базе «Обь-3.1» удлиненный на 0,8 м усиленный корпус и смонтировать на нем стационарный мотор с водометом. При этом заказчик обещал оплатить все расходы по созданию необходимой ему лодки. К началу навигации катер с автомобильным двигателем и водометом был готов. На ходовых испытаниях при хорошей мореходности скорость «Обь-5» достигла расчетной. Но инициативная группа не считала дело законченным. На завод поступила информация о выпуске дизелей для автомобилей «Жигули» в Барнауле на заводе АО «Барнаултрансмаш». Барнаульцы со вниманием отнеслись к идее установки их дизелей на лодках «Алмаза». Завод получил дизельный мотор. В конце навигации 2000 года новая лодка «Обь-5» показала на испытаниях скорость порядка 60 км/ч. Вскоре «Обь-5» сертифицировали и с конца 2000 г. начали производить серийно на базе удлиненного и усиленного корпуса мотолодки «Обь-3.1». Эта лодка выпускается заводом в двух вариантах: собственно «Обь-5» и укороченном, длиной 4 метра — «Обь-5-патруль». Она пользуется спросом у рыбнадзора, ГИМСа, речной милиции и успешно эксплуатируется не только на реках и озерах, но и в Черном и Каспийском морях.

В 2003 г., как показали маркетинговые исследования, обозначился контингент потребителей, желающих приобрести надежные, быстроходные, достаточно комфортабельные и недорогие катера для семейного отдыха и туризма. Для удовлетворения потребностей этих заказчиков завод модернизировал мотолодку «Обь-4», несколько изменив конфигурацию обводов днища в транцевой части для установки двух движительных водометных дизельных установок. Изменилась архитектура надстройки корпуса. Компоновка стала традиционной для «дейкрейсеров» — (катеров для семейных водных путешествий): двухметровая каюта смещена к носу. В центре предусмотрены места для водителя и штурмана (капитана), они традиционно приподняты и защищены ветровым стеклом. За ними просторный кокпит с мягкими диванами вдоль бортов. Жесткие, прочные и ровные крышки над моторным отсеком образуют площадку, покрытую специальным матом, — солярий, что создает дополнительные удобства и существенно снижает уровень шума от работающих моторов. Площадка солярия при необходимости обносится плетеными веревочными релингами вдоль бортов и транца. Широкий транцевый кринолин с откидывающийся лестницей расположен над водометными установками, удобен для рыбалки, купания, а также для посадки и высадки пассажиров.

Этот «дейкрейсер», получивший название «Обь-4-Витязь», замыкает модельный ряд мотолодок «Алмаза». «Витязь» защищен патентами, входит в перечень ста лучших товаров России. Авторами его создания являются В.И. Томилов, М.К. Кузьмин, В.В. Бражин, Н.П. Кошмелев, Б.З. Мальцев. Этот катер в 2004 году награжден золотой медалью Сибирской международной выставки.

За 38 лет своего существования завод им. Чкалова, а позднее завод «Алмаз» изготовил 178 766 лодок, из которых 3927 пошли на экспорт. Конструкторы и технологи завода создали 20 типов проектов гребных, гребно-моторных, моторных лодок и катеров. В серийное производство в различное время пошли 15 проектов, 75 процентов из них аттестованы по высшей категории качества. Завод неоднократно выходил победителем во всесоюзных и российских конкурсах по качеству лодочной продукции, массовости производства. А лодки семейства «Обь» 33 раза становились призерами на различных соревнованиях судов народного потребления.


ХРОНОЛОГИЯ производства лодочной продукции ЗИЧ и НАПО им. В.П. Чкалова

1967 г. Серийное производство гребной лодки «Охотничья» и мотолодки «Обь».


1975 г. Массовое производство мотолодки «Обь-М».


1980 г. Серийное производство мотолодки «Обь-2».


1983 г. Серийное производство мотолодки «Обь-3».


1985 г. Производство мотолодки «Обь-3К».


1986 г. Производство мотолодки «Обь-3С».


1987 г. Производство мотолодки «Обь-3Р».


1989 г. Серийное производство гребно-моторной лодки «Сибирячка».


1995 г. Производство хозяйственной мотолодки «Обь-4-Богатырь».


1998 г. Производство мотолодки «Обь-4», пассажирский вариант.


1999 г. Серийное производство гребных и гребно-моторных лодок — картоп «Сибирячка-мини-1» и «Сибирячка-мини-2».


2000 г. Серийное производство дизельных водометных лодок «Обь-5» и «Обь-5П».


2002 г. Выпуск дейкрейсера «Обь-4-Витязь».



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты