V.18.4.Сквозь тернии...

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск

В 1983 году предприятие возглавил Евгений Михайлович Легачев, до этого работавший на заводе инженером-технологом, заместителем начальника цеха, начальником цеха. Е.М. Легачев награжден юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», почетными грамотами Министерства автомобильной промышленности СССР. При его участии на заводе началось освоение новых видов изделий — масляных и топливных фильтров автомобиля КамАЗ, маслофильтров для автомобилей ВАЗ. Однако министерство, планируя госзаказ для Куйбышевского завода АЗЧ, не гарантировало смежников, и предприятию пришлось самому напрямую заключать договор с Чапаевским заводом по пластизолям. С перебоями шли поставки комплектующих частей для производства масляных фильтров с Барнаульского завода резинотехнических изделий.

Строительство новых производственных корпусов, ввод в эксплуатацию автоматических линий, около 20 объектов производственного и культурно-бытового назначения — все это происходило именно во время директорства Легачева. Заработал клуб, появилось в городе 152 новых квартиры.

В 1984 году список выпускаемой продукции пополнился карданными валами для автомобилей КАЗ и БелАЗ. В том же году производство детали к автомобилям ГАЗ-51А, ГАЗ-63 и ПАЗ-652 по решению Минавтопрома передали Херсонскому заводу коленвалов. Поначалу возникла идея — Куйбышевский завод переспециализировать на выпуск других запчастей, однако руководство предприятие отстояло. И оказалось право. Ведь даже крестовину вплоть до 1964 года завод изготавливал самостоятельно, а потом это производство передали Посевнинскому заводу. Тот, в свою очередь, уступил его все тому же Херсонскому, откуда эту комплектующую завод АЗЧ и получал до развала Союза. В 1994 году крестовину снова стали делать в Куйбышеве.

Как и любое другое промышленное предприятие, Куйбышевский завод АЗЧ тоже понес потери и убытки в годы перестройки. Не реализовались и обширные планы, в частности, касающиеся строительства собственного кирпичного завода. Тем не менее конкуренция, хозрасчет подстегнули, заставили бороться за качество продукции еще активнее. «Отдельно хотелось бы сказать о качестве выпускаемой продукции, — писал 4 марта 1989 года в газете «Трудовая жизнь» замдиректора завода АЗЧ по качеству В. Куприенко. — Существенно повлиял на ее улучшение переход предприятия на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. Резко сократились претензии и рекламации от потребителей на качество автомобильных запасных частей. Сегодня мы выпускаем запчасти, которые по своему качеству гарантируют полную взаимозаменяемость на автомобилях марки «ЗИЛ», «ГАЗ», «КамАЗ», «КАЗ», «АЗЛК»… В прошедшем году предприятию удалось ощутимо снизить потери от внутризаводского брака на 20 600 рублей по отношению к 1987 году. В 1988 году работниками ОТК было забраковано поступивших некондиционных материалов на сумму 92 320 рублей. Поставщикам предъявлена 51 рекламация».

Не прекращалось и рационализаторское движение на заводе. Этому способствовала и материальная заинтересованность — рационализатор получал три процента от экономического эффекта своего предложения. Всего на предприятии насчитывалось 132 человека, предлагавших те или иные способы снижения себестоимости продукции.

Кроме ставших уже привычными автодеталей, завод начал выпуск целого списка запасных частей для сельскохозяйственного инвентаря: зубодержатели к граблям, шестерни к сенокосилкам, режущие сегменты…

В ноябре 1992 года завод автозапасных частей зарегистрировался как акционерное общество открытого типа. Акций выпустили на сумму 19 млн 265 тыс. рублей. 10 процентов от уставного капитала передали работникам и пенсионерам на льготных условиях.

Экономическая ситуация на заводе не менялась к лучшему долго. Предприятие часто останавливалось на месяц, два, отправляя людей в административные отпуска, периодически сокращая кадры, тем самым накапливая долги. Но даже при наличии заявок на продукцию предприятие не могло вырваться из кризиса. Отсутствовали оборотные средства, кредиты, инвестиции… Администрация пыталась изменить положение: предоставлялась отсрочка по налогам, налаживались взаимозачеты с коммунальным предприятием «Жилтрест» по квартплате и с гортопом по покупке угля, через конфликтную комиссию решались вопросы о выплате долга по зарплате.

Не выдержав огромных затрат на содержание соцкультбыта, предприятие вынужденно передавало объекты на содержание городу. Осенью 1993 года на муниципальный баланс передали детский комбинат «Сказка». На сегодняшний день это одно из крупнейших дошкольных образовательных учреждений города. На его базе создан аллергоцентр, работает педагог-логопед. Передан городу и второй детсад — «Малышок». В начале 1994-го продан местному центральному отделению Сбербанка недавно построенный клуб предприятия. Сегодня там размещено отделение СБ № 5966: кредитный отдел, валютный отдел, отдел по работе с физическими лицами. Эксплуатация здания обходилась заводу в 50 миллионов рублей ежегодно. Содержание жилья приносит заводу убытки в 600—700 тысяч рублей в год. После того как обанкротился иркутский завод, аналогичный куйбышевскому, появилась возможность приобрести там технологическое, более современное, оборудование… Но не хватило средств.

Имелись и хорошие новости. Например, монтаж трех установок по биологической очистке воздуха (на 99,5 процента!) от фенола и формальдегидов в начале 1993 года. Кстати, год оказался для завода одним из стабильных. Последних стабильных. И эта самая установка спустя четыре года уже простаивала, так как могла работать лишь в условиях постоянного технологического цикла. Но пока, несмотря на то, что вместо коллектива в 1400 человек на предприятии осталось 800, выпуск продукции несколько оживился из-за возникшего у сельскохозяйственных предприятий спроса. Государство начало оказывать селу некоторую помощь. На заводе работало два магазинчика, организовалась служба маркетинга, завод являлся владельцем акций Сбербанка. В 1994 году завод стал более тесно работать с Горьковским автозаводом, куда поставлялись фильтры и карданные валы. А когда в Нижнем Новгороде прошло учредительное собрание по созданию акционерного общества открытого типа «Нижегородские автомобили», в числе учредителей значился и завод АЗЧ. Его доля составила 250 акций в 100 тысяч рублей каждая.

Спрос рос, увеличивалось и число наименований выпускаемой продукции. Если раньше предприятие выпускало всего 7 наименований продукции, то уже к 1997 году — 47. Правда, работа зачастую сдерживалась предприятиями-поставщиками, с опозданиями отпускавшими заводу АЗЧ сырье. Кроме частей к автомобилям, завод для населения города выпускал болты, резьбу к водопроводным трубам, даже ящики для рассады, и многое другое. Транспортный цех оказывал услуги по перевозке грузов, в инструментальном решили делать мраморные памятники и надгробия, в заводоуправлении часть кабинетов сдали в аренду. Открылось два магазина для продажи полученных от бартерных сделок промышленных и продовольственных товаров. За карданные валы завод получал из Омска, Пензы, Перми холодильники, бензопилы, мотоблоки… Хозяйства Куйбышевского и Барабинского районов в счет взаиморасчетов поставляли сельскохозяйственную продукцию.

Сегодня практически весь второй этаж административного здания отдан различным ЧП и фирмам, и даже заводская столовая обрела нового хозяина — впрочем, коллектив ее остался прежним.

«Работать так, как мы, не зная, что будет завтра, — невозможно, — рассказывал в интервью корреспонденту газеты «Трудовая жизнь» в 1994 году директор завода АЗЧ Е.М. Легачев. — На уровне завода проблемы эти — не решаются. Знаешь, как нужно поступить, чтобы предприятие работало хорошо, а сделать ничего не можешь. От этого и неудовлетворенность в работе. Оборудование в цехах старое, но сменить его на новое — нет возможности. Как и везде, рабочие у нас получают зарплату с задержкой. Многие в отпусках без содержания. Можно только удивляться долготерпению рабочих.

Вместо обычных двух смен, вынуждены были перейти на работу в три смены. А это привело к падению дисциплины, ведь не чувствуется жесткого трудового ритма».

Производственные мощности завода тогда едва задействовались на 20 процентов. Если раньше установленное потребление электроэнергии составляло 20—22 миллиона киловатт-часов в месяц, то теперь — примерно 1,5 миллиона. При этом долг по зарплате составлял два месяца.

Постоянно работали на заводе лишь инструментальный и ремонтный цеха, выполнявшие заказы других предприятий, — остальные время от времени останавливались. В 1997 году в производстве оказалось занято всего 250 человек, третья часть трудового коллектива находилась в отпусках без содержания. Примечательно, что продукция завода автозапчастей оставалась востребована. Но если карданные валы и фильтры для автомобилей КамАЗ интересовали потребителей с Алтая или Кузбасса, причем в неограниченном количестве, то взамен предлагались вовсе не «живые» деньги. Уголь, кокс, металл. Поэтому заводу приходилось искать другие каналы сбыта продукции. С одной из новосибирских фирм создали совместное предприятие «КС-АВТО».



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты