V.18.3.Этапы роста

Материал из История промышленности Новосибирски
Версия от 19:19, 21 января 2013; Ekaterina (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Номенклатура изделий ширилась: к 1965 году завод выпускал, например, более половины продукции, находящей применение только в электрохимической промышленности, и одновременно — автомобильные запасные части. Случалось, что завод длительное время не выполнял план из-за того, что совнархоз несвоевременно давал заказ, в связи с этим не хватало времени и средств для разработки и внедрения организационно-технических мероприятий, необходимых для налаживания производства новой продукции. Случалось и такое, что заказы на материалы размещали в Москве, их поставка осуществлялась самолетом, что, естественно, сказывалось на расходах предприятия. Сплошь и рядом нарушались договорные обязательства.

Управление хозяйственной деятельностью часто не имело под собой экономического обоснования, так как плохо изучались и взвешивались возможности, недостаточно четко вырисовывалась перспектива. Например, механизировали на АЗЧ сборку карданных валов по методу Горьковского автозавода. Оборудование применяли целый год, но так как в условиях местного предприятия оно оказалось неэффективным, производительность даже снизилась. Мало в то время думали и о совершенствовании экономического и оперативного планирования. И в сентябре 1965 года Пленум ЦК КПСС принял постановление «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усиления экономического стимулирования промышленного производства».

В декабре того же года завод вошел в систему Министерства автомобильной промышленности СССР. На основе всей предыдущей деятельности предприятия был сделан вывод: главная целесообразность и главная выгодность — это специализация завода на выпуске автомобильных запасных частей.

В предыдущие годы многое сделали по техническому и технологическому совершенствованию производства: внедрили электрохимические и электрофизические процессы, пневмоприводы на механической обработке деталей, специальные полуавтоматы для изготовления деталей карданного вала. В декабре 1965 г. предприятие получило на 100 тыс. рублей различных станков, агрегатов и лабораторного оборудования. Из Тулы поступило два алмазно-расточных станка, из Дагестана — установка ТВЧ, из Тбилиси — труборезный станок, из Москвы — фрезерно-центровочный автомат, из Белоруссии — заточный станок. Но требовалась дополнительная реконструкция производственных мощностей, ведь, несмотря на то, что завод добился рентабельности 32%, до сих пор убыточным оставалось производство шарового пальца, карданного вала, слесарных тисов.

Вплотную к реконструкции приступили в 1968 году. Основным объектом строительства стал цех по выпуску новых видов автозапчастей. Проектное задание, разработанное в 1965 году, предусматривало выпуск автозапчастей на 7 млн рублей и увеличение производственной площади на 3,6 тыс. кв. м за счет пристройки ко второму цеху 24-метрового пролета. Позднее задание скорректировали — возникла необходимость еще в одном, 18-метровом, пролете. Новое задание обязывало довести мощность завода по выпуску автомобильных частей до 8,9 млн рублей в год и ввести в эксплуатацию 6,3 тыс. кв м производственной площади. Сметная стоимость реконструкции — 2830 тыс. рублей, из них стоимость строительно-монтажных работ — 1262 тыс. рублей.

Завод сам взял на себя изготовление ферм 18-метрового пролета и сделал их из сэкономленного металла. В 1969 году оба пролета вступили в строй. Несколько раньше в литейном цехе установили новый напольный транспортер, смонтировали компрессор. Прошла замена почти всех литейных машин и агрегатов, формовочные машины поставили над провальными решетками, что облегчило труд формовщиков. Цех получил новое землеприготовительное отделение с производительностью вдвое большей, чем прежняя.

В связи с реконструкцией в 1967 г. завод систематически не выдерживал графика выпуска продукции, и положение выправилось только к концу года. Но декабрьское перевыполнение не перекрыло общего отставания: годовой план по выпуску карданных валов и шаровых пальцев оказался невыполненным. Неудовлетворительное снабжение, несвоевременный и не всегда качественный ремонт станков привели к тому, что коэффициент сменности при двухсменной работе вышел немногим более единицы. К тому же сказалось нерациональное расположение станков — без соответствия порядку операций. Детали приходилось перевозить через весь цех, а транспортных средств — тележек — не хватало, поэтому рабочие часто переносили детали вручную.

С 1968 года завод начал работать по новой системе — он из месяца в месяц выполнял плановые задания по ставшему основным показателю — реализации. Стала очевидной необходимость окончательной специализации для экономически целесообразной, выгодной работы. Начиная с первого полугодия 1969 г. завод прекратил выпуск высоковольтного оборудования, освободившиеся площади передали для увеличения выпуска автомобильных запасных частей. Еще в 1968 г. на предприятии развернулось производство газораспределительных шестерен. В декабре того же года начали освоение тормозного барабана для автомобилей. С вводом в строй нового цеха намечался выпуск поворотного кулака для ЗИЛ-130.

11 июля 1968 г. в присутствии представителей всех цехов, служб, заводоуправления, в торжественной обстановке со всех пяти поточных линий на сборку подали детали миллионного карданного вала. Собирали его ветераны труда, те, кто собирал первый вал: прессовщик Н. Тырышкин, сварщик Ф. Самойлов, сборщик фланцев К. Кузьмина, сборщики карданов В. Галушко, В. Гуровский, Н. Михайлюк, маляры Н. Королева и Т. Борисова. Миллионный вал остался на заводе как реликвия.

В это время на заводе начал действовать совет мастеров. Им руководил мастер инструментального цеха И. Андрющенко. Занятия в школе мастеров проводились раз в месяц по четыре-пять часов, их посещали не только младшие командиры производства, но и технологи, экономисты, нормировщики. Главная тема занятий в те дни — особенности работы по новой системе планирования и экономического стимулирования. Лекции читали как заводские специалисты, так и приезжие лекторы.

Прошло совсем немного времени, и бывший когда-то почти кустарным завод превратился в высокоавтоматизированное предприятие автомобильной промышленности. Впрочем, завод стал уже не просто предприятием, а целым производственным и культурно-массовым комплексом. В 1968 году построили 64-квартирный жилой дом для работников завода и заложили такой же. Возвели и еще один дом, 128-квартирный, совместно с коллективом Барабинской ГРЭС. А при пионерском лагере Барабинской ГРЭС построили один спальный корпус и начали строительство второго. В районе улицы Зеленой открылся магазин. Транспортники получили хорошо оборудованный гараж и бытовые помещения. Наладилась работа заводского клуба — теперь там регулярно проводились ежемесячный день мастера, слеты ударников коммунистического труда, научно-технические конференции. Развернулась, стала насыщенной общественная жизнь заводчан. Они участвовали в городских спортивных соревнованиях. Спартакиады по футболу, волейболу, стрельбе дважды в год устраивались и между цехами самого предприятия. Заводские баскетболисты и тяжелоатлеты чуть позже устойчиво заняли в городских турнирах лидирующее положение. Призерами областных соревнований в восьмидесятых годах были штангисты Владимир Демидюк, Николай Медведев. Александр Акименко стал мастером спорта СССР по велосипедным гонкам.

Новый просторный и светлый корпус, в котором разместились современные высокопроизводительные станки, вошел в строй в 1970 году. В мае начался выпуск новой автомобильной запасной части — поворотного кулака к ЗИЛ-120 и ЗИЛ-130. Однако для этого следовало вначале установить и запустить в работу новое оборудование, то есть снова на заводе начались реконструкции. Через два месяца ввели в эксплуатацию пристройку к литейному цеху, где начали размещение оборудования цеха № 4, перевод части литья на конвейер. Завершился и монтаж автоматической телефонной станции на 200 номеров. В июле Пленум ЦК КПСС принял постановление «Очередные задачи партии в развитии сельского хозяйства». В ответ на него коллектив предприятия разработал планы улучшения работы над выпуском автомобильных запасных частей и шефской помощи колхозу им. Ленина (село Кама). Завод купил за свой счет и передал хозяйству счетно-вычислительный полуавтомат, помог колхозу в изготовлении металлических поилок, в ремонте электродвигателей, в оформлении клубов в Каме и Аул-Шагирах.

Реконструкции, переделки, переоборудование не помешали заводу в ноябре 1970 года рапортовать: предприятие выполнило пятилетний план по реализации товарной и выпуску плановой продукции. До конца года сверх плана завод выпустил и реализовал продукции более чем на 700 тысяч рублей. За пятилетку завод освоил девять новых видов изделий, ввел в действие 1,5 тысячи квадратных метров производственной площади, 258 единиц нового технологического оборудования, повысил уровень механизации труда на 21,6%. Но впереди — новая задача. Завод стал готовиться к выпуску карданного вала для автомобиля ГАЗ-53.

Ставилась и другая конкретная цель — стать рентабельным предприятием. В цифрах это выглядело так: повысить объем производства на 25,9%, производительность труда — на 23,4%, снизить затраты на 4,7%. И коллектив завода откликнулся новым всплеском рационализаторской активности. Только за январь 1971 г. было подано восемь предложений по совершенствованию инструментального производства, всего в десятой пятилетке на заводе внедрили 400 рационализаторских предложений. Вскоре на линии производства карданных валов заработало пять манипуляторов. Разработал конструкцию и внедрил ее в производство инженер-технолог Петр Федорович Гусев. Два манипулятора работали на участке сборки. Они навешивали карданные валы на конвейер, который подавал валы на участок балансировки, три манипулятора снимали их и клали на столы. Это позволило повысить производительность труда сборщиков и балансировщиков карданных валов на 15%. Между прочим, таких манипуляторов (а создавали подобные приспособления тогда многие заводы) конкретно для линии производства карданных валов тогда не имелось нигде, и сам факт появления их на Куйбышевском заводе свидетельствует о высоком уровне технической оснащенности производства.

С 1972 года вступило в строй пять конвейеров на межоперационной передаче карданных валов и шестой — по их транспортировке со сборки на покраску. Так конвейеры полностью вытеснили ручной труд на внутрицеховой транспортировке. Всего в основном корпусе завода разместилось восемь поточных механизированных линий производства валов и четыре линии выпуска шарового пальца, рулевой тяги, поворотного кулака, чугунной и стальной шестерен газораспределительного механизма автомобиля. Линию выпуска шарового пальца после операции термической обработки автоматизировали. Здесь поставили автоматы, производительность которых превышала 3 тыс. деталей в час.

В 1975 году предприятия страны начали осваивать комплексную систему управления качеством продукции (КСУКП), и одним из первых в области и первым в Куйбышеве внедрением ее занялся коллектив завода АЗЧ. В основе ее — ответственность каждого работника за качество труда. В 1977 году заводчане смогли подвести некоторые итоги: 130 участников были представлены в смотре-конкурсе внедрения КСУКП на предприятиях Новосибирской области, который проходил с марта по октябрь. Большинство из них — заводы и производственные объединения Новосибирска. Тем не менее завод АЗЧ занял в этом конкурсе третье место — после «Сибсельмаша» и объединения «Северянка».

К восьмидесятым годам число работающих на заводе перевалило за полторы тысячи. Металлорежущего оборудования имелось 530 единиц. Годовой объем выпуска валовой продукции в 1982 году вырос по сравнению с концом десятой пятилетки более чем на два процента. Продукция завода — автомобильные запасные части — направлялась для нужд сельского хозяйства в разные уголки страны. Осуществлялись и экспортные поставки: на Кубу, во Вьетнам, в Чехословакию, Монголию — всего в 14 стран.

Появились новые улицы в заводском городке, четырехэтажный административный корпус с просторной, хорошо оборудованной столовой, клуб с собственной киноустановкой, автоматическая телефонная станция, собственная база отдыха на озере Чаны. Возвели детский комбинат на 320 мест, готовился проект на строительство нового клуба с залом на 300 мест, завершалось строительство общежития на 50 мест.

Началось строительство основного корпуса завода, где намечалось разместить две автоматические линии производства карданных валов. В планах значилось освоение нового вида продукции: карданного вала к автомобилю высокой проходимости для сельского хозяйства, который должен выпускать Кутаисский автомобильный завод. Реконструкция завершилась в 1983 году. Руководил предприятием до этого года Анатолий Нестерович Иваненко, награжденный орденом «Знак Почета». За время его руководства завод построил 12 объектов, в том числе — три жилых дома на 216 квартир.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты