V.18.2.Испытание огнем

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск

Для коллектива МТМ 1945 год стал очередной вехой развития. В июле сорок пятого Куйбышевская машинно-тракторная мастерская получила новое имя: Куйбышевский механический завод. К тому времени на предприятии имелись механический, жестяной и литейный (с маленькой вагранкой) цехи, кузница, отгороженная от механического цеха фанерной перегородкой, находящиеся в помещении механического цеха заготовительный и сборный участки. Заводоуправление помещалось в бараке. Со всеми транспортными работами управлялись две лошади.

Первым послевоенным заказом для КМЗ стало изготовление… подойников. Без отказа от основной работы — гильзовки, расточки и шлифовки блоков к автомобильным и тракторным двигателям для совхозов. Страна переживала разруху, стране требовалось срочное восстановление не только промышленности, но и сельского хозяйства.

Рационализаторство изначально присутствовало в работе коллектива мастерской. Но именно сейчас, когда стране потребовалась работа быстрая, качественная, высокотехнологичная, куйбышевцы откликнулись делом. Даже на старом, не обновленном оборудовании.

Изучив конструктивные особенности станка ДИП-300, фронтовик Иван Николаевич Трофимов увеличил скорость резания в несколько раз. Например, обработку вала подъемника подвесной дороги для животноводческих помещений, которую завод начал выпускать в 1948 году, Трофимов выполнял за 30 минут при норме 60. Электросварщик И. Королев применил метод скоростной сварки прогонов подвесной дороги — за 20 минут вместо расчетных 100. А в 1949 году молодая работница Екатерина Страхатова по согласованию с администрацией завода стала работать на двух станках — она стала первой многостаночницей на КМЗ.

В середине сороковых годов Госплан СССР направил разнарядки в высшие и средние специальные учебные заведения для комплектования завода дипломированными специалистами машиностроения. В Куйбышев съезжались люди с Украины и Урала, из Белоруссии и с Дальнего Востока… Обновился коллектив. Обновилось и оборудование: начал пополняться парк металлорежущих станков, и завод смог приступить к освоению новой, более сложной продукции, продолжая выпускать запасные части для сельскохозяйственных машин — зубчатые шестерни для комбайнов, втулки для сенокосилок, конические шестерни и многое другое. В конце 1947 года коллектив выступил с инициативой: начать выпуск фрезерных деревообрабатывающих станков для мастерских совхозов. Предприятие выпускало их в течение двух лет, поставляя всем совхозам страны. Долгое время использовался такой станок и в деревообделочном цехе завода.

6 апреля 1948 года на Куйбышевском механическом заводе состоялось испытание первой выпущенной предприятием зерноочистительной машины — зернопульта, предназначавшегося для просушивания зерна и очистки его от сорняков. Эта довольно сложная для производства тех лет машина обладала высокой производительностью — 200 центнеров зерна за восемь часов работы. Такие агрегаты получили все хозяйства Барабинского треста совхозов. В годы четвертой пятилетки на заводе освоили производство еще одного зернопогрузчика — для очистки, подсушки и погрузки зерна в кузов автомашины, а также норий и транспортеров для корнеплодов. Чуть позже, во втором квартале 1954 года, завод получил первый заказ от новых зерновых целинных совхозов — изготовление 250 походных кухонь емкостью 150 литров каждая. И если поначалу дело не ладилось из-за новизны изделия, неточности расчета и несогласованности разных цехов, то после партийного собрания, в повестке дня которого стоял только один вопрос: заказ целинников выполнить в срок, работа закипела. Покорители целины получили кухни вовремя. Кроме кухонь, завод поставлял целинникам и такую, казалось бы, несвойственную для него продукцию, как табуреты.

С 1951 по 1957 годы предприятием руководил Иосиф Израилевич Березовский. Он всегда говорил: «Завод должен стать и станет предприятием хотя бы средней величины». Именно этой цели он и добивался.

За восемь послевоенных лет предприятие получило немало нового оборудования, освоило выпуск более десятка изделий, построило литейный цех площадью 130 квадратных метров с формовочной, трансформаторную подстанцию, электрическую линию протяженностью 1100 метров, железнодорожную ветку. Только с 1951 по 1954 годы завод увеличил объем производства продукции вдвое. Построили несколько собственных домов. В августе 1954 года коллектив предприятия принял участие во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве: экспонировался подъемник подвесной дороги совершенно новой конструкции, создали его главный технолог завода М.Е. Никитин и инженер-конструктор В.Л. Кошелев. Подъемник получился настолько удачным, что опыт переняли все механические заводы министерства. Годы работы Березовского — время становления завода, превращения его из полукустарной мастерской в предприятие союзного значения. В этом помогало и движение рационализаторов. В 1954 году рабочие и инженерно-технические работники завода внесли 19 рационализаторских предложений, из которых восемь внедрили в производство.

Но в начале 1956 года произошла крупная авария, нанесшая предприятию огромный урон. В ночь на 26 января от замыкания электропроводки возник пожар. Несмотря на поистине героические усилия пожарных и работников завода, остановить стихию не удалось: огонь уничтожил основной корпус — механосборочный цех — вместе с оборудованием, продукцией, готовой к реализации и находящейся в стадии обработки. Сгорело также заводоуправление со всем делопроизводством и архивом.

В Новосибирск выехала бригада рабочих для отгрузки строительных материалов. Многие предприятия Куйбышева и Новосибирска помогали, чем могли. На территории соорудили нечто вроде навеса, и в таких условиях, на морозе, завод продолжал выпускать продукцию. Отремонтировали наименее пострадавшую от огня часть оборудования и работали в три смены.

Последствия пожара ликвидировали меньше чем за полгода. Уже в мае завод приступил к освоению новой продукции — двухосных прицепов марки ТСТ-3,5. Параллельно с этим организовали выпуск аппаратуры для нефтехранилищ. Завод начал восстановление… Его не остановила даже смерть после тяжелой болезни И.И. Березовского. Началось строительство кузнечно-прессового цеха, позднее он станет прессовым участком цеха № 2. Строительство отнимало много времени, а ведь требовалось еще выполнять план. Вот отрывок из материала, опубликованного в куйбышевской районной газете «Знамя стахановца» за 1957 год: «Ни с чем подобным мы, пожалуй, раньше не встречались, — рассказывает начальник заготовительного цеха Дмитрий Васильевич Кондратенко. — Вначале я даже сам сомневался, сумеем ли мы справиться с поставленной перед нами задачей. В октябре нужно было выпустить 125 прицепов, а тут говорят: «Выделяйте людей на строительство нового цеха». Посоветовался я с ребятами. Решили выделить бригаду на строительство. Но как быть с планом? Штамповщики решили: «Постараемся сделать и то, и другое».

Подсчитали объем работы. Вышло, что монтаж перекрытия можно закончить за два месяца. Вот тут и пришлось развернуться. Начались осенние холода. А мы весь день на потолке, на жгучем ветру. Спустимся вниз, перекурим и опять наверх. Ребята наши — Николай Шкурихин, Дмитрий и Владимир Яковлевы, Григорий Мацепура, Юрий Матвеев — на ходу освоили новое для них дело и стали ежедневно вырабатывать по полторы и две нормы. Перед концом каждого рабочего дня заглядывали в цех поинтересоваться, как идут дела с планом. А там тоже работали за двоих. Иван Пилипенко, Николай Неживых, Юрий Штомберг, Николай Филиппов, Иван Шевелев в срок обеспечивали заготовку деталей для прицепов. Сделали 135 прицепов — на десять больше, чем по плану. А бригада монтажников закончила перекрытие как раз к празднику — к 7 ноября».

К этой же дате на заводе сдали в эксплуатацию клуб, столовую и 100 квадратных метров производственной территории. Главная трудность восстановления завода заключалась в нехватке кирпича. Договор на его поставку заключили с Барабинским кирпичным заводом, но собственный транспорт у КМЗ практически отсутствовал. И тут помогли другие предприятия города — почти каждое выделило по машине, по две, и за один день весь кирпич доставили на стройку. Уже потом, чуть позже, комсомольско-молодежная бригада под руководством Константина Кононенко выступила с инициативой — по просьбе заводского ОКСа кирпичный завод выделил в распоряжение бригады напольную печь, и ребята сами стали изготавливать кирпич. С 1959 по 1961 годы в эксплуатацию сдали вторую очередь цеха № 2, заводоуправление, инструментальный цех, теплотрассы. Коллектив завода, преодолев выпавшие на его долю испытания, не только устранил последствия пожара, но и освоил новые виды изделий, продолжил реконструкцию предприятия.

В 1959 году, после организации в СССР совнархозов, предприятие вошло в подчинение Западно-Сибирскому совету народного хозяйства. С февраля этого года оно стало именоваться Куйбышевским заводом автозапчастей. Одновременно на заводе начали строительство новых производственных и бытовых помещений — инструментального цеха, материального склада, и освоение производства первой автомобильной запасной части из новой номенклатуры, определившей дальнейшую специализацию предприятия. Вновь созданный завод АЗЧ начал выпуск карданного вала к грузовому автомобилю ГАЗ-51.

Естественно, это потребовало не только переналадки оборудования, но и переквалификации рабочих. В Новосибирск и Горький выехал ряд работников для освоения специальностей, которых на заводе прежде не существовало, — термистов, гальваников, наладчиков. Росли кадры и на самом заводе: за 1959 год подготовили 70 токарей и фрезеровщиков, строгальщиков и слесарей. На заводе появилось новое оборудование — токарные полуавтоматы, токарно-винторезные, револьверные, копировально-шлифовальные станки, агрегат для обработки крестовины карданного вала. В начале октября 1959 года вошла в строй первая поточная линия крестовины карданного вала. Обновление продолжалось в последующие годы. На заводе появились многошпиндельные станки, которые обрабатывали по 600 деталей в смену — вдвое больше, чем старые сверлильные станки. Применение алмазно-расточных станков тоже увеличило производительность труда вдвое. В литейном цехе вступили в строй четыре пневматических формовочных станка, что позволило восьми формовщикам выполнять в смену объем работ сорока человек. 20-тонный протяжной станок, заменив ряд фрезерных, коренным образом улучшил работу цеха № 1. Появилось множество других станков и агрегатов — электроискровая установка для удаления остатков сломанного инструмента, моечные машины для термического участка, станки для намотки катушек приводов, автоклавы и т. д.

В декабре 1959 года завод выпустил первую запасную часть к автомобилю — карданный вал. А в следующем году, благодаря неплохой материально-технической базе, завод сумел вдвое увеличить объем производства по сравнению с 1959 годом и выполнить план выпуска валовой продукции на 133 процента, одновременно снизив издержки производства. Переходящее Красное знамя горкома КПСС и горисполкома, врученное коллективу за успешную работу в 1959 году, оставлено за ним, и завод удостоился чести быть представленным на городской Доске почета.

Рос завод, а вместе с ним росли и задачи. В 1961 году предстояло выдать продукции в два раза больше, чем в 1960-м — на 4 млн рублей. Выпустить 100 тысяч карданных валов, освоить производство пусковых механизмов к высоковольтным выключателям — пружинных приводов ППМ-10 — и выдать их до конца года 12 тысяч штук, дать селу 2700 насосов нового типа для водоструйных установок, продолжить внедрение отливки деталей ткацкого станка — новой бесчелночной машины.

Этот период для завода — начало большого технического роста. Конечно, любая перестройка, любое расширение производства не обходится без трудностей. Подводят поставщики, срываются сроки. Некоторые детали с заводов-смежников приходилось возить самолетом, что отражалось на себестоимости продукции. Например, только за доставку подшипников для карданного вала завод переплатил в 1960 году 120 тысяч рублей. В этом же году он недополучил 12 000 погонных метров труб, в результате чего сорвалось выполнение плана по выпуску карданных валов. Мало что изменилось и в 1961 году. Низкой оставалась культура производства, велики потери от брака, особенно в литейном производстве, часты простои оборудования, много ручного труда. И все же завод выполнил намеченное на этот год, вдвое увеличив выпуск продукции, освоив производство сложного прибора ППМ-10. Следующий год дал начало соревнованию под лозунгом: «Высокое качество без контролера, любое задание — на совесть».

Многие специалисты получили право работать с личным клеймом на изделии, без ОТК, проверяя выпущенную деталь на месте; они сами налаживали станки, повышая точность их работы. Завод АЗЧ направлял своих рабочих на повышение квалификации, обучение, переподготовку в открывшийся в городе филиал Новосибирского электротехнического техникума на отделение металлообработки. За шесть месяцев получили специальность и повысили квалификацию 60 станочников, формовщиков и других рабочих специальностей. На предприятии создали лабораторию для проверки теплоизоляционных приборов и мерительного инструмента. В первом полугодии 1962 года по сравнению с соответствующим периодом 1961-го брак на заводе уменьшился вдвое.

Особенно ярко проявились в эти годы творческие способности одного из самых талантливых рационализаторов завода Юрия Семенова. Он сконструировал несколько видов штампов, применение которых значительно повышало производительность труда, усовершенствовал десятки конструкций, придумал множество новых агрегатов и приспособлений. Станок-автомат для вырубки стопорной пластины ППМ-10, изготовленный Семеновым, позволил за три дня вырубать месячный запас этих деталей, а один из штампов дал возможность за неделю трехсменной работы выполнить годовую программу. Из старых запчастей и узлов рационализатор собрал автокар, который долгое время надежно служил работникам инструментального цеха для внутрицеховых перевозок.

Переломным оказалось для завода начало шестидесятых годов. После введения в строй литейного цеха в нем установили конвейер, позволивший увеличить нормы выработки. Именно в эти годы судьба завода АЗЧ тесно переплелась с судьбой другого предприятия — завода «Металлист», который возник как промартель в первые годы советской власти (1926 г.) и находился в помещениях, принадлежавших до революции купцу Куликову. Теперь он стал четвертым цехом завода АЗЧ. До соединения с заводом автозапчастей «Металлист» выпускал печное литье, станки для швейных машин, лопаты, чугунную посуду, слесарные тисы. С 1 июля 1963 г. объединившиеся заводы начали работать по единому плану. Уже в первый месяц новый цех изготовил, помимо другой продукции, сто комплектов арочных коровников для колхозов и совхозов района. Кроме того, он освоил производство высоковольтных разъединений, для чего на одном из новосибирских предприятий демонтировали конвейер и по частям переправили в Куйбышев. Первые разъединители установили на Свердловском и Ленинградском электромеханических заводах. В течение двух лет куйбышевское предприятие выпускало 27 различных типов разъединителей высоковольтных сетей, многие из которых поставлялись в Индию, Чехословакию, Монголию, другие страны.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты