V.18.1.Как закалялся металл

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск

Eсть в Новосибирской области предприятия, на первый взгляд, совсем не значительные, и вместе с тем, широко известные по всей России. Да что там — по всему СНГ. Их изделия ценятся специалистами, с ними ищут возможность заключить контракты ведущие заводы постсоветского пространства.

Куйбышевский завод автомобильных деталей — из таких, «средних». И долгим веком похвастать не может, и масштабы невелики, и высоких технологий пока нет… Но предприятие, еще три года назад считавшееся кандидатом в банкроты, живет и стабильно развивается. А значит, вклад в развитие промышленности всего государства с каждым годом все значительнее. Здесь выпускались карданные валы для автомобилей ГАЗ, КАЗ, БелАЗ, ПАЗ, для железнодорожных вагонов, экскаваторов Омского завода «Трансмаш», трелевочных тракторов Онежского завода, японских тепловозов, что использовались на Сахалине. Здесь производились и производятся автомобильные фильтры нескольких наименований и большой ассортимент деталей к сельскохозяйственным орудиям и машинам.

Недавно КЗА (ранее именовавшийся Куйбышевским заводом автозапчастей, сокращенно — АЗЧ, а до этого — Куйбышевским механическим заводом) отметил свое семидесятилетие. Без особой помпы и торжеств. Отметил возрождением.


2

Запасные детали для техники требовались всегда, во все времена. Но особенно — тогда, когда производство первых отечественных тракторов и автомобилей только начиналось, а сельское хозяйство механизировалось и требовало поставок новой техники. Именно в это время, в 1932 году, и свершилось знаменательное в масштабах Куйбышевского района событие. В городе Каинске заложили первый кирпич в фундамент главного корпуса ремонтно-транспортной мастерской. Пока намечалось всего лишь небольшое ремонтное предприятие с механическим и литейным цехами, помещением для собственной электростанции и другими подсобными службами, с клубом и баней.

Будущий завод создавался не на пустом месте. Появление ремонтного предприятия напрямую связано с набором учащихся местным техникумом Наркомзема в 1930 году в открывающуюся школу механизаторов для укрепления технических кадров совхозов, колхозов, МТС и РТМ. Каинская РТМ входила в ведение Наркомзема и непосредственно подчинялась областному тресту совхозов. Несколько лет она ютилась в маленьких, не приспособленных для этого помещениях, пока не приняли решение построить для мастерской специальное здание.

Ветеран завода Тимофей Андреевич Шубин вспоминает: «В 1930 году я поступил на двухгодичные курсы трактористов при техникуме Наркомзема. Программа была объемная, рассчитанная на основательную подготовку механиков. Занятия вели знающие дело преподаватели. Один из них — Константин Кондратьевич Александров — стал первым директором ремонтно-тракторной мастерской.

Много времени занимала практика, самая богатая, какую только можно придумать: мы ремонтировали тракторы для хозяйств района. Мастерская не могла, конечно, обеспечить все потребности хозяйств, но для наших нужд вполне годилась. Здесь стояло несколько станков, имелся кое-какой инструмент. Но ни площадь, ни техническая база не позволяли поставить дело на широкую ногу.

Весной 1932 года началось строительство новой ремонтно-тракторной мастерской, в которой мы, учащиеся курсов, активно участвовали.

Для строительства использовали кирпич с Абрамовской мельницы. Почти каждый выходной комсомольцы устраивали воскресники: разобрали старую мельницу и этот кирпич свезли из села Абрамово на стройку. Новый материал брали с кирпичного завода…»

Значительную часть работ под руководством прораба Тихона Фомича Непомнящих выполняли сами члены коллектива мастерской, и в первую очередь — комсомольцы. От личных усадеб, расположенных вокруг, стройку отгородили плетнем, который простоял еще долго после завершения строительства. Кирпич приходилось возить на телегах, по бездорожью, за несколько километров. Ни кранов, ни самосвалов, конечно, не было. Только лозунг «Даешь мастерскую к 16-й годовщине Великого Октября!», да задор молодости. И строительство действительно закончили к Октябрьским праздникам 1933 года.

Такими запомнились тридцатые годы: время энтузиазма и неустроенности. Но никто не жаловался. Первый трактор, поступивший в новую мастерскую, пришлось ремонтировать самому директору К.К. Александрову, опытному слесарю, токарю и кузнецу, вместе с двумя автослесарями. Причем поначалу в мастерскую поступали тракторы не отечественного производства. И тогда, и после не хватало запчастей, инструментов, приспособлений. Даже подъемные работы приходилось выполнять вручную. Имелась у мастерской, впрочем, собственная техника — две «полуторки». На них, в частности, приходилось возить дрова для печного отопления цеха, в котором отсутствовали даже полы.

Общий вид механо-сборочного цеха, построенного в 1933 г.
Общий вид механо-сборочного цеха, построенного в 1933 г.

Реставрация деталей при той материальной базе, которая имелась, была делом нелегким, но очень нужным. В начале второй пятилетки мастерская располагала (на 1920 квадратных метрах производственной и вспомогательной площади) двенадцатью металлорежущими станками, в том числе пятью токарными, тремя сверлильными (один — с ручным приводом), фрезерным, двумя расточными. Внутришлифовальный сделали из сверлильного. Кроме него, еще несколько станков собрали из старых, неизвестно каких марок. Имелась даже своя электростанция, правда, весьма маломощная: нефтяной двигатель «Червоны прогресс» приводил в действие генератор. Имелся и масляный пресс. Работало в мастерской всего 60 человек, но, несмотря на это, в 1938 году она стала межрайонной машинно-тракторной мастерской: обслуживала двенадцать районов области.

За 1938 год опытные специалисты мастерской отремонтировали 36 тракторов различных марок, 35 автомобилей, 351 бензиновый мотор, 100 головок блоков двигателей. Ремонтировали аккумуляторы, динамо-машины, радиаторы, шлифовали коленчатые валы. Объем работ, выполняемых мастерской, возрастал ежегодно. В 1934 году освоили 145 тысяч рублей, а в 1938 — уже 372 тысячи. В год работы XVIII съезда ВКП(б) коллектив МТМ выполнил ремонтных работ на 641 тысячу рублей при плане 630 тысяч, и если в 1938 году предприятие допустило убытки, то в 1939 году получило 10 тысяч рублей прибыли. Местная газета «Знамя стахановца» писала: «Лучшие люди МТМ — бригадиры цехов Д. Бирюков, И. Додин и В. Гребенюк — взяли обязательство к 1 мая 1939 г. отремонтировать 13 моторов для комбайнов. Это обязательство они выполнили. Токарь В. Бессараб, электросварщик Ф. Мандрыко, благодаря применению стахановских методов труда, в апреле выполнили более двух производственных планов каждый».

А вот строки из газеты «Советская Сибирь»: Куйбышевская МТМ… выполнила план ремонта моторов для 23 совхозов. Больших успехов добилась молодежная бригада под руководством Тимофея Шубина. Она постоянно выполняет нормы выработки на 150—200 процентов. Хорошим организатором является бригадир, который до мелочей изучил все трудовые процессы».

1941 год начался для коллектива мастерской так же, как и все предыдущие: требовалось готовить технику к весенним полевым работам. Зима выдалась снежная, метельная, заносило дороги, на обочинах вырастали огромные сугробы. Доставка техники в ремонт часто задерживалась. Хозяйства отдаленных районов разбирали машины на узлы и доставляли в МТМ на лошадях. Весенний паводок затруднил доставку еще больше. Река Омь вышла из берегов и затопила часть городских улиц. И все же срывов посевной не произошло — тракторы отремонтировали в срок, а походные мастерские МТМ разъехались в разные районы на помощь совхозам. Многих рабочих мастерской сообщение о начале войны там и застало…

…Через день после объявления войны в МТМ состоялся митинг. Многие вернулись в город из колхозов по повесткам из военкоматов, и сегодня их провожали на фронт. В первую неделю войны на фронт с предприятия ушло тринадцать человек, и почти все они привели себе в мастерскую замену. Сына, дочь, сестру, жену… Ни возраст, ни пол значения не имели. В мастерской из специалистов оставались лишь те, чей возраст превысил призывной. И тогда к станкам встала молодежь.

Ремонтировали не только совхозную технику, но и военные автомобили. И военный заказ, разумеется, считался самым срочным. Первый ЗИС-5, предназначавшийся для отправки на фронт, ремонтировали круглосуточно. На борту написали: «Все для фронта, все для победы!». А в январе 1943 года поступил заказ на изготовление учебных минометов. Задание оказалось необычным во всех отношениях: устройство сообщили в общих чертах, технологию никто не разрабатывал. Все пришлось делать самим. Тем не менее минометы освоили за неделю.

В течение всех военных лет мастерская, кроме ремонта, занималась выпуском запасных частей к тракторам и автомобилям, так что предприятие уже тогда в какой-то мере определило свою специализацию. Среди продукции мастерской значились поршни, катки «ленивца» к трактору ЧТЗ, ступицы коробки скоростей к трактору НАТИ, запальные свечи. Случалось и такое, когда из двух старых автомобилей собирали один и отправляли на фронт.

Потом пришла Победа…



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты