V.14.2.Быстрое строительство

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск

Срок на строительство нового электромеханического завода отводился короткий — всего два года. Поэтому все строительные работы велись в форсированном режиме. Пожалуй, только в годы войны строителям задавался такой темп ведения работ и ввода в эксплуатацию промышленных объектов. Правда, в своем окончательном виде бердский гигант сформировался к 1965 году. Лишь после этого слово «экстренность» стало нарицательным словом, обозначающим не строительство завода, а производство на нем.

25 июня 1959 года в лесной массив неподалеку от города пришли первые строители. Первое, что они начали делать — это валить лес. «Звонкий гул бензопил и рокот бульдозеров нарушил чуткую тишину», — как написано об этом в заводской летописи.

Возглавил стройку опытный сибирский строитель Анатолий Емельянович Московченко — начальник правобережного стройуправления «Новосибирскгэсстроя». В районе Бердского лесхоза в арендованном частном домике разместилась контора СМУ-1. Впоследствии А.Е. Московченко вспоминал: «На работу к нам пошли сразу. Строители, в основном, были опытные, до этого вместе работали на ГЭС. За один месяц мы набрали 300 человек. Работали в три смены».

2 июля на строящемся заводе появляется отдел капитального строительства (ОКС) — заказчик строительства. В отличие от СМУ-1, которое, выполнив определенный фронт работ, покидало территорию стройплощадки, ОКС становился постоянным подразделением и одновременно заказчиком выполняемых строительно-монтажных работ. Его начальником назначили Виктора Николаевича Артемова.

Ход строительства в значительной степени зависел от взаимодействий руководства завода с местными органами власти. И, судя по быстроте работ, такое сотрудничество наладить удалось. Благодаря вмешательству первого секретаря Бердского горкома КПСС А.Н. Адоньевой и председателя горисполкома И.Я. Надобных всего за неделю удалось решить вопрос с Бердским лесхозом о прокладке по сосновому бору 7-километровой линии ЛЭП (от трансформаторной подстанции в районе «Красного Сокола» до завода). Стоит заметить, что ни проекта, ни сметы еще не существовало. Тогда директор строящегося завода И.С. Гутов предложил осуществить прокладку линии без проектной документации, «по знакомой местности». А проектно-сметная документация пришла позже.

Строительство завода начиналось с подъездных железнодорожных путей — требовалось подвозить песок, щебень, кирпич, сборный железобетон и другие стройматериалы. Кроме этого — тысячи наименований оборудования, разного вида электромонтажных изделий, кабельной продукции и т. д. С 1961 года по ветке стали курсировать и пассажирские вагонетки с рабочими и строителями. Такой стройки Бердск еще не знал...

Для строительства железнодорожной колеи заключили договор с субподрядчиком — СУ-40 (трест «Спецстрой»). Однако ее возведению мешали картофельные поля, раскинувшиеся вплоть до того места, где сейчас расположена 2-я площадка завода. Решили просить горожан досрочно выкопать картофель, а за неполученный урожай предоставить компенсацию. В августе 1959 года на освободившейся территории началось возведение путей, а уже в октябре по ней к строительной площадке двинулся поток грузов. Очевидцы вспоминали, что, нередко на стройку поступало до 10 эшелонов, груженных строительными материалами.

От стоявшей на этом месте воинской части осталось несколько полезных сооружений. Во-первых, артезианская скважина. Ее мощность 30 м3 воды в час позволяла на первых порах полностью обеспечить нужды строительства. Во-вторых, здание штаба, где на первых порах предполагалось разместить аппарат СМУ-1, и склад — он подходил для хранения повседневных материалов: спецодежды, рукавиц, инструмента и т. д.

Но артезианская скважина действовала недолго. В августе вода внезапно исчезла. А городской водопровод — далеко. Строить насосную станцию и прокладывать свой трубопровод — дело сложное. Приняли решение — бурить новую скважину, неподалеку от прежней, что и сделали в течение недели. Эта скважина действовала в системе водоснабжения завода не один десяток лет.

На освободившейся территории 12 июля 1959 года началась закладка фундаментов первых корпусов: № 6, 1 и 2. Всего планировалось разместить не менее полутора десятков различных сооружений, отнюдь не маленьких по своим размерам.

Завод начал строительство своего бетонно-растворного узла, т. к. завозить бетон с правого берега ГЭС становилось накладно. К тому же не хватало самосвалов. «Подвозили строительные материалы в две смены. Было всего 300 машин, и на каждой по два водителя», — вспоминал Антон Федорович Литвиненко, начальник отдела кадров стройтреста. Позднее построили еще два бетонно-растворных узла: один у 2-й площадки завода, а другой там, где сейчас котельная «Вега-ЦСР», на старой площадке Бердского радиозавода. Впоследствии они обеспечивали строительство не только объектов завода и его соцкультбыта, но и те стройки, что вели городские организации.

Завод еще только начинал возводиться, а уже возникли проблемы с рабочей силой. Строящее его СМУ-1 находилось в ведении «Новосибирскгэсстроя», возводившего Новосибирскую ГЭС. Но ее строительство близилось к завершению, Управление «Новосибирскгэсстрой» сворачивало свою деятельность, а гидростроители уезжали на другие стройки страны. Поэтому СМУ-1 практически перестало пополняться кадрами строителей. План строительства срывался, о чем ежедневно докладывали А.Е. Московченко и И.С. Гутов. Тогда у руководства завода созрело решение — создать собственный строительный трест, укомплектовав его кадрами, строительными механизмами, обеспечив материалами. Вышестоящие хозяйственные руководители это предложение приняли. Управляющим трестом назначили В.С. Мукомолова. В это же время на строящемся заводе появилась новая должность: заместитель директора по делам строительства. Им стал Федор Лукич Гулей.

В короткие сроки создали аппарат треста, организовали АТХ № 6 за счет автотранспортных хозяйств Новосибирска. Грузовых автомашин: самосвалов и бортовых насчитывалось до 150 единиц. Организовали и разместили участок треста «Строймеханизация» с десятками бульдозеров, грейдеров, автокранов, кранов большой грузоподъемности на гусеничном ходу. Установка башенных кранов и их работа обеспечивалась Искитимским управлением треста «Строймеханизация».

Главное, с организацией трест-площадки «Бердскпромстрой» быстро стал пополняться коллектив заводских строителей — приходили молодые строители, механизаторы, крановщики, водители и т. д. К концу августа 1959 года здесь работало уже более тысячи человек.

Но этого оказалось недостаточно. Для строительства объектов 2-й площадки завода решили привлечь труд заключенных, лагерь которых размещался на территории строящегося Бердского химзавода (в этот момент его строительство временно приостановилось). Зону передислоцировали на 2-ю площадку БЭМЗа. За счет заключенных к строительству завода привлекли еще 300 человек.

Проблема людских ресурсов, необходимых для форсирования строительства, на тот период оказалась почти решена. Многие субподрядные организации также привозили свои бригады ежедневно на строительство завода.

В сентябре 1959 года в составе трест-площадки «Бердскпромстрой» организовали три строительных управления: СУ-1 для строительства объектов на главной площадке, СУ-2 — на 2-й площадке завода и СУ-3 для строительства объектов жилья и соцкультбыта.

«Строительство было нелегким, — вспоминал первый директор завода И.С. Гутов, — слабо отработанная и несогласованная строительная документация, отсутствие транспорта и жилья, продолжительные споры с лесничеством по поводу вырубки отдельных деревьев, находящихся на территории стройплощадки, — все это создавало дополнительные трудности. Но, невзирая ни на что, строительство велось в установленные сроки».


2

Одновременно строились различные производственные и вспомогательные объекты: корпуса № 1, 2, 6, 7, 15, прокладывалась линия электропередач, промышленный водопровод, автомобильная дорога, железнодорожная ветка.

В конце 1959 года приняли решение сосредоточить усилия на досрочном возведении корпуса № 6, где на первых порах планировалось разместить все цеха и службы, необходимые, чтобы начать освоение первых «специзделий». Но для этого предстояло сделать очень много, а планы ставились очень жесткие. Чтобы их выполнить, на первом этаже корпуса разместили даже временную котельную.

Забегая вперед, скажем, что поставленную задачу все же выполнили — в первых числах сентября 1960 года государственная комиссия приняла корпус в эксплуатацию.

В ноябре 1959 года для ознакомления с производством, аналогичным тому, что предполагалось организовать на заводе, в Москву и другие города направили инженеров Агамяна, Медведева, Куанлиева, Ермолова, Игонина, Ершова, Рагозина, Пащенко. После подготовки их назначили на руководящие должности, и они, как «люди опытные», несли ответственность за монтаж оборудования, разработку технологических процессов, организацию труда.

К началу 1960 г. коллектив рабочих и ИТР завода насчитывал 50 человек. Многие из них жили в областном центре, так как собственного жилого фонда завода еще не имел. Вместо «экономии рабочих минут» люди проводили четыре часа в сутки в дороге.

Если с инженерными кадрами все обстояло более-менее нормально (их направляли по распределению либо переводили с других предприятий), то мастерами становились, как правило, вчерашние рабочие. Может быть, где-то это не имело значения. Но БЭМЗ организовывался как предприятие высокоточного машиностроения, призванное выполнять оборонный заказ. На заводе организовали курсы по подготовке мастеров механических участков. Руководителем назначили инженера Т.Н. Россова.

Учить требовалось и рабочих (лишь небольшая их часть пришла на завод самостоятельно, остальные шли по организованному набору или направлениям профтехучилищ). Как и инженеров, их направляли на родственные предприятия области, в частности, на Бердский радиозавод: ведь на многих предприятиях большая часть рабочих профессий схожи между собой.

Кадров, как всегда, не хватало, и недостаток рабочих профессий восполняли ИТР. Как и в ставшие тогда историческими годы первой пятилетки, многие инженерно-технические работники использовались для разгрузки вагонов, транспортировки громоздкого оборудования, участвовали в монтаже, оперируя нехитрыми инструментами — ломом и гаечным ключом.

21 апреля 1960 года для решения организационно-технических мероприятий создали технический совет. В него вошли зам. директора по строительству Ф.Л. Гулей — председатель совета, заместитель главного инженера А.Н. Шкулов (в будущем — легендарный директор Бердского радиозавода), начальник ОКСа В.Н. Артемов, технический секретарь. В совете состояли главный технолог В.Н. Кокорин, главный механик А.И. Бирюков, начальник отдела снабжения В.П. Анисимов, инженеры И.В. Ермолов и И.Д. Игонин. Создали архитектурно-художественную комиссию для рассмотрения проектов по оформлению завода, чертежей по нестандартному оборудованию (в нее вошли А.Н. Шкулов, В.Н. Кокорин, П.С. Рагозин и др.).

Строительству завода мешали не только объективные, но и субъективные факторы. В первом квартале 1960 года планировалось начать работы по монтажу заводской котельной. Оборудование изыскал Совет народного хозяйства на одном из заводов областного центра. Для отгрузки директор назначил бригаду. Прибыв на место, бригада увидела во дворе курганы снега, под которыми и находилось нужное оборудование. Взялись за лопаты. Котлы были засыпаны не только снегом, но и землей: осенью «хозяева» прокладывали здесь траншею: вынутый грунт валили рядом с котлами, насыпь постепенно оползала и засыпала оборудование, а наступившие холода заковали землю, превратив ее в камень. Применять какие-либо механизмы запретили: чтобы не повредить оборудование. Лишь в конце марта котлы доставили на завод.

Или еще пример. Прибывающее на завод станочное оборудование, как правило, разгружалось у железнодорожного переезда в районе старой площадки радиозавода. Наступившее в апреле резкое потепление, вызвало быстрое таяние снегов, и разгрузочная площадка оказалась под угрозой затопления. Доставать оборудование пришлось группе инженерно-технических работников во главе с главным механиком завода А.И. Бирюковым. Работали безотрывно несколько дней подряд. Сам Александр Иванович выполнял обязанности стропальщика, работая по колено в воде.

Время шло. К концу августа 1960 года строительство корпуса № 6 завершилось, в начале сентября его приняла государственная комиссия. 10 сентября 1960 г. токарь цеха корпусных деталей А.И. Савельев включил первый токарный станок: на заводе началось производство.

Корпус № 6 планировался как инженерный, однако временно здесь разместились цех корпусных деталей, цех изготовления точных деталей, инструментальный цех, цех сборки узлов и окончательной сборки. Третий этаж заняли отделы и службы. С этого момента завод стал постоянно действующим. Теперь строительство и производство на нем шли параллельно.

9 ноября 1960 года на завод назначили нового директора — Василия Максимовича Максимова, с сентября занимавшего должность главного инженера (вместо переведенного на другую работу И.С. Гутова).

Велось строительство объектов культурно-бытовой сферы. Первым жилым комплексом завода (рассчитанным главным образом на размещение прибывающих строителей) стал «финский» поселок, строительство которого началось в сентябре 1959 года на месте засыпанного озера. Дома возводили сами жильцы — строители и рабочие завода. Одновременно строились водопровод с водоразборными колонками, электролинии, автодороги, велось ограждение приусадебных участков. В 1961 году закончили благоустройство автодорог и тротуаров в поселке. Сейчас это улицы Павлова, Красная Сибирь и Рогачева. Обходя законы, построили филиал школы № 3 и столовую, в самих финских домах разместили библиотеку и детсад. Как вспоминают ветераны завода, тогда эта столовая считалась лучшей в городе. Ежегодно после 1965 года стройтрест вводил в эксплуатацию минимум 30 тысяч квадратных метров жилья.

Завод начал осваивать свой первый госзаказ — секретное изделие под номером «923». Оно представляло из себя гироскопический комплекс для управления боевой ракетой наземного базирования. Гироскопические приборы были положены в основу управления всех летательных аппаратов.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты