V.13.7.Сложный путь к мировым стандартам — различия между версиями

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 10: Строка 10:
  
 
В 1983 году завод получил миллионное ЭПУ из Польши. Содружество с производственниками стран СЭВ сыграло заметную роль в улучшении потребительского качества бердской продукции, расширении ее ассортимента. «Вертушки», поставляемые сибирякам фирмой «Унитра Фоника», оставались в нашей стране вне конкуренции. Умело использованные конструкторами, они позволили заводу на значительный срок стать законодателем моды в производстве электрофонов и электропроигрывателей первого и высшего классов. В том же году завод отправил на экспорт сорокатысячную магнитолу «Вега-326».
 
В 1983 году завод получил миллионное ЭПУ из Польши. Содружество с производственниками стран СЭВ сыграло заметную роль в улучшении потребительского качества бердской продукции, расширении ее ассортимента. «Вертушки», поставляемые сибирякам фирмой «Унитра Фоника», оставались в нашей стране вне конкуренции. Умело использованные конструкторами, они позволили заводу на значительный срок стать законодателем моды в производстве электрофонов и электропроигрывателей первого и высшего классов. В том же году завод отправил на экспорт сорокатысячную магнитолу «Вега-326».
 +
 +
[[файл:vega-10.jpg|thumb|alt=Стереомагнитола "Вега-328"|Стереомагнитола "Вега-328"]]
  
 
Но самым памятным событием третьего года пятилетки стал выпуск 25-миллионного изделия с маркой завода, который пришелся на 20 сентября 1983 года. Известность сибирского завода к этому времени стала так велика, что событие отметили большинство центральных газет страны, Центральное телевидение и радио. Журналисты стали свидетелями торжественной сборки юбилейного аппарата на конвейере, приняли участие в пресс-конференции, организованной руководством завода. 22 сентября электрофон-юбиляр «Вега-108» выставили в торговом зале специализированного магазина «Орбита». Он выгодно отличался от своих собратьев нарядной окраской корпуса «под серебро». К этому времени так называемый «мебельный стиль» начал уступать место светлым тонам окраски изделий бытовой радиоаппаратуры. Не сразу заводские технологи смогли обеспечить надежность покраски деревянных панелей корпуса «под серебро». Инженер-технолог Т.И. Чикаловец побывала не в одной командировке, даже разыскала своих институтских преподавателей — специалистов по лакокрасочным делам, прежде чем создать прочное покрытие на основе полиэфирного лака.
 
Но самым памятным событием третьего года пятилетки стал выпуск 25-миллионного изделия с маркой завода, который пришелся на 20 сентября 1983 года. Известность сибирского завода к этому времени стала так велика, что событие отметили большинство центральных газет страны, Центральное телевидение и радио. Журналисты стали свидетелями торжественной сборки юбилейного аппарата на конвейере, приняли участие в пресс-конференции, организованной руководством завода. 22 сентября электрофон-юбиляр «Вега-108» выставили в торговом зале специализированного магазина «Орбита». Он выгодно отличался от своих собратьев нарядной окраской корпуса «под серебро». К этому времени так называемый «мебельный стиль» начал уступать место светлым тонам окраски изделий бытовой радиоаппаратуры. Не сразу заводские технологи смогли обеспечить надежность покраски деревянных панелей корпуса «под серебро». Инженер-технолог Т.И. Чикаловец побывала не в одной командировке, даже разыскала своих институтских преподавателей — специалистов по лакокрасочным делам, прежде чем создать прочное покрытие на основе полиэфирного лака.
Строка 29: Строка 31:
  
 
На Бердском радиозаводе гибкие автоматизированные производства планировалось создать на целом спектре производств: штамповке, литье пластмасс, легких сплавов, гальванике, механообработке, сборке и монтаже радиоаппаратуры и т. д. План рассчитывался до 1990 г. Общую координацию этих работ поручили осуществлять специальному центру, руководителем которого стал директор, заместителем — главный инженер И.Н. Палагин.
 
На Бердском радиозаводе гибкие автоматизированные производства планировалось создать на целом спектре производств: штамповке, литье пластмасс, легких сплавов, гальванике, механообработке, сборке и монтаже радиоаппаратуры и т. д. План рассчитывался до 1990 г. Общую координацию этих работ поручили осуществлять специальному центру, руководителем которого стал директор, заместителем — главный инженер И.Н. Палагин.
 +
 +
[[файл:vega-11.jpg|thumb|alt=Линейка на сборке платы|Линейка на сборке платы]]
  
 
В штамповочном производстве предусматривалось создать участок ГАП на базе 32-х кривошипных прессов, 69-ти роботов, автоматизированных складов и транспортной системы, управляемых от ЭВМ. В штамповочном цехе № 4 возникло СКТБ «Робот», занимающееся вопросами промышленной роботизации. Если конструкторы занимались, образно говоря, «телами» машин, то ответственность за «души» роботов легла на группу радиоэлектронщиков, которой руководил Николай Васильевич Шульга. В 1981 году семь роботов изготовляли восемь наименований деталей. К концу 80-х 28 манипуляторов справлялись с 30 наименованиями деталей, число выполняемых ими операций приближалось к ста.
 
В штамповочном производстве предусматривалось создать участок ГАП на базе 32-х кривошипных прессов, 69-ти роботов, автоматизированных складов и транспортной системы, управляемых от ЭВМ. В штамповочном цехе № 4 возникло СКТБ «Робот», занимающееся вопросами промышленной роботизации. Если конструкторы занимались, образно говоря, «телами» машин, то ответственность за «души» роботов легла на группу радиоэлектронщиков, которой руководил Николай Васильевич Шульга. В 1981 году семь роботов изготовляли восемь наименований деталей. К концу 80-х 28 манипуляторов справлялись с 30 наименованиями деталей, число выполняемых ими операций приближалось к ста.
Строка 53: Строка 57:
  
 
== 4 ==
 
== 4 ==
 +
[[файл:vega-12.jpg|thumb|alt=Электропроигрыватель "Арктур-006-стерео"|Электропроигрыватель "Арктур-006-стерео"]]
  
 
Поднявшись на верхнюю ступеньку технического уровня отечественной бытовой радиоэлектронной аппаратуры, завод продолжал значительно уступать ведущим зарубежным фирмам по техническим показателям, по потребительским качествам, по надежности (почти в два раза!), габаритам и весу своих изделий. Переключатели, регуляторы, индикаторы, кнопки — такие, казалось бы, второстепенные детали — являются неизменными элементами внешнего оформления. Бердским дизайнерам далеко не всегда удавалось придать им элегантность, тем более, если деталь поступала со стороны. А показатели плавности хода, четкости фиксации, габариты заставляли только с завистью вздыхать по поводу возможностей зарубежных конструкторов.
 
Поднявшись на верхнюю ступеньку технического уровня отечественной бытовой радиоэлектронной аппаратуры, завод продолжал значительно уступать ведущим зарубежным фирмам по техническим показателям, по потребительским качествам, по надежности (почти в два раза!), габаритам и весу своих изделий. Переключатели, регуляторы, индикаторы, кнопки — такие, казалось бы, второстепенные детали — являются неизменными элементами внешнего оформления. Бердским дизайнерам далеко не всегда удавалось придать им элегантность, тем более, если деталь поступала со стороны. А показатели плавности хода, четкости фиксации, габариты заставляли только с завистью вздыхать по поводу возможностей зарубежных конструкторов.

Текущая версия на 16:46, 23 января 2013

[править] 1

На одиннадцатую пятилетку заводу поставили качественно новую задачу. За пятилетку требовалось обновить всю продукцию и поднять ее технический уровень до «высших достижений отечественной радиоэлектронной промышленности и вплотную приблизиться к мировым образцам». Предполагалось начать постепенный переход от дискретных схем в конструкции изделий к функциональным блокам в микроэлектронном исполнении. Решили наладить на заводе разработку и изготовление собственных ЛПМ, в том числе и «мини», и взяться за разработку лазерного проигрывателя.

27 января 1981 года приказом министерства на Бердском радиозаводе создали специальное конструкторско-технологическое бюро микроэлектроники. Оно предназначалось для разработки и внедрения интегральных микросхем бытовой радиоэлектронной аппаратуры. От бюро требовалось осваивать и технологию производства этих изделий, создавать оригинальные приборы и системы нестандартной контрольной аппаратуры. С самого основания СКТБ задумывалось как единый научно-технический комплекс, тесно связанный со всеми предприятиями отрасли.

СКТБ ориентировалось на научные подразделения страны, в первую очередь, на Сибирское отделение Академии наук СССР. Руководство СО АН СССР было заинтересовано в создании подобного комплекса, так как огромный производственный потенциал завода давал большие возможности для внедрения многих научных открытий и разработок сибирских ученых. Начальником СКТБ на период организации назначили А.Н. Шкулова, в 1984 году руководство принял И.Н. Палагин.

Для разработки сверхбольших интегральных схем СКТБ оснастили передовой компьютерной системой. Новое бюро разработало технологию производства толстопленочных микросборок, полупроводниковых датчиков Фолла и тонкопленочных термопереключателей. Разработали полупроводниковые СБИС для цифрового лазерного звукового проигрывателя, сам проигрыватель, создали лабораторные образцы магнитооптического диска для лазерного магнитофона. Ряд разработок СКТБ использовался конструкторами при создании новых моделей. Например, датчики Фолла, ряд микросхем применялись в таких престижных моделях, как магнитофон-приставка «Вега-МП-120», магнитолы «Вега-335», «Вега-338», плеер «Вега-416» и других. К сожалению, многие разработки СКТБ оказались дороги и так и не нашли применения.

В 1983 году завод получил миллионное ЭПУ из Польши. Содружество с производственниками стран СЭВ сыграло заметную роль в улучшении потребительского качества бердской продукции, расширении ее ассортимента. «Вертушки», поставляемые сибирякам фирмой «Унитра Фоника», оставались в нашей стране вне конкуренции. Умело использованные конструкторами, они позволили заводу на значительный срок стать законодателем моды в производстве электрофонов и электропроигрывателей первого и высшего классов. В том же году завод отправил на экспорт сорокатысячную магнитолу «Вега-326».

Стереомагнитола "Вега-328"
Стереомагнитола "Вега-328"

Но самым памятным событием третьего года пятилетки стал выпуск 25-миллионного изделия с маркой завода, который пришелся на 20 сентября 1983 года. Известность сибирского завода к этому времени стала так велика, что событие отметили большинство центральных газет страны, Центральное телевидение и радио. Журналисты стали свидетелями торжественной сборки юбилейного аппарата на конвейере, приняли участие в пресс-конференции, организованной руководством завода. 22 сентября электрофон-юбиляр «Вега-108» выставили в торговом зале специализированного магазина «Орбита». Он выгодно отличался от своих собратьев нарядной окраской корпуса «под серебро». К этому времени так называемый «мебельный стиль» начал уступать место светлым тонам окраски изделий бытовой радиоаппаратуры. Не сразу заводские технологи смогли обеспечить надежность покраски деревянных панелей корпуса «под серебро». Инженер-технолог Т.И. Чикаловец побывала не в одной командировке, даже разыскала своих институтских преподавателей — специалистов по лакокрасочным делам, прежде чем создать прочное покрытие на основе полиэфирного лака.

На осень 1983 года пришлось и еще одно важное событие — выпуск миллионного приемника в филиале завода, расположенном в поселке Сузун. Первый приемник здесь собрали в октябре 1978 года. Нелегко и непросто давалась рабочая сноровка вчерашним сельским школьникам. Очень мешала удаленность от основного производства, отсутствие в поселке подготовленных технических кадров.

С января 1979-го филиал начал самостоятельное производство переносных приемников, в том числе и на экспорт: в Польшу, Францию, Англию. Выставочные экспонаты готовились для Эфиопии, Канады, Мексики, Швеции, Нидерландов, Египта, Китая, Японии.

Сначала сборка шла из привозных деталей, но это удорожало производство. И в Сузуне создали заготовительные участки: по вязке жгутов, разделке кабелей, изготовлению трансформаторов. В 1980 году здесь появился свой литейный участок, начавший изготовление пластмассовых деталей для приемников. Через два года после этого события сузунский филиал по выпуску радиоприемников преобразовали в завод, который стал называться «Транзистор»...

12 июля 1985 г. министр подписал приказ о создании в Бердске производственного объединения. В его состав вошли: радиозавод в качестве головного предприятия, СКБ, СКТБ и завод «Транзистор». Причиной этого стали «значительный рост объемов производства, расширение кооперационных связей, реализация широкой комплексной программы автоматизации, все разраставшееся сотрудничество с научными учреждениями». Производственное объединение получило название «Вега».


[править] 2

Техническое перевооружение БРЗ в одиннадцатой пятилетке коренным образом отличалось от всего, что делалось на заводе ранее. Предполагалось не «латать дыры», а проводить комплексную программу, венцом которой предстояло стать безлюдной или малолюдной технологии во всех основных производствах. Основой технического перевооружения стало внедрение ГАПов — гибких автоматизированных производств, которые предназначались для многономенклатурных производств, где требовалась быстрая перестройка технологии.

26 марта 1981 года министр промышленности средств связи подписал приказ «Об организации работ по созданию ГАП в отрасли». Бердский радиозавод объявили головным предприятием по внедрению сборочно-монтажных, штамповочных и механообрабатывающих проектов ГАП. Указанные направления выбрали не случайно, поскольку к этому времени на БРЗ уже накопился определенный опыт в автоматизации. Еще до выхода приказа началась автоматизация в штамповочном цехе, куда в 1978 году начальником цеха назначили Г.П. Киселева. При нем разработан комплексный план механизации и автоматизации штамповочного производства с широким применением роботов, внедрением нескольких автоматических линий, автоматов и полуавтоматов, механизированных комплексов и транспортных линий.

На Бердском радиозаводе гибкие автоматизированные производства планировалось создать на целом спектре производств: штамповке, литье пластмасс, легких сплавов, гальванике, механообработке, сборке и монтаже радиоаппаратуры и т. д. План рассчитывался до 1990 г. Общую координацию этих работ поручили осуществлять специальному центру, руководителем которого стал директор, заместителем — главный инженер И.Н. Палагин.

Линейка на сборке платы
Линейка на сборке платы

В штамповочном производстве предусматривалось создать участок ГАП на базе 32-х кривошипных прессов, 69-ти роботов, автоматизированных складов и транспортной системы, управляемых от ЭВМ. В штамповочном цехе № 4 возникло СКТБ «Робот», занимающееся вопросами промышленной роботизации. Если конструкторы занимались, образно говоря, «телами» машин, то ответственность за «души» роботов легла на группу радиоэлектронщиков, которой руководил Николай Васильевич Шульга. В 1981 году семь роботов изготовляли восемь наименований деталей. К концу 80-х 28 манипуляторов справлялись с 30 наименованиями деталей, число выполняемых ими операций приближалось к ста.

Внедрение второй очереди ГАП монтажно-сборочных работ намечалось на конец пятилетки и должно было завершиться установкой импортной поточной линии и созданием линейки автоматизированных рабочих мест досборки плат. Одновременно шли работы по созданию контрольно-измерительных систем на этом участке: постов контроля параметров элементов, автотестеров для диагностического контроля плат, установок автоматического контроля с управлением от ЭВМ и распечаткой результатов проверки. Внедрение ГАП потребовало обеспечения нестандартным оборудованием, разработки и создания компонентов автоматизированных комплексов, серьезной работы по унификации узлов и деталей. Для решения этих вопросов при главном инженере создали службу комплексной механизации и автоматизации производства, в задачу которой входило также изучение и внедрение достижений передового опыта в создание гибких технологий, осуществление широких связей с наукой, привлечение ее к решению заводских проблем. Примерно в это же время на заводе сформировался и научно-координационный отдел по проблемам гибких автоматизированных производств. Кадры в новый отдел решили набрать на конкурсной основе.

Первый опыт внедрения ГАП принес первые радости и разочарования. Он показал, что получить ощутимую пользу от гибких автоматизированных производств только за счет внедрения отдельных их компонентов или единичных технологических модулей невозможно. Нужен уровень управления предприятием, который должен стать таким же гибким, как и ГАП. А для этого необходимо механизировать и автоматизировать с привлечением ЭВМ не только производство в цехах, не только труд рабочих, но и сделать ЭВМ надежным помощником конструкторов, технологов, экономистов, администраторов, снабженцев.

Так в жизнь радиозаводчан вошли новые понятия — САПР — система автоматизированного проектирования и ИАСУ — интегрированная автоматизированная система управления производством. Создаются соответствующие службы, отделы. Инженерный корпус рос, расширялся. На завод пришло много специалистов из институтов Академгородка.


[править] 3

По целому ряду причин сотрудникам СКБ много времени и сил приходилось тратить на доработку уже запущенных в производство моделей. Однако это не помешало в одиннадцатой пятилетке создать и запустить в серию целую гамму новых аппаратов. За этот период освоено 25 новинок: практически появился новый ассортимент.

В 1984 году на поток поставили еще два стереоэлектропроигрывателя. «Вега-110» и «Вега-120» имели корректирующий усилитель, устройство точной подстройки частоты вращения диска, регулятор прижимной силы, автостоп и микролифт. Между собою они различались лишь тем, что первая модель давала возможность прослушать грампластинки на стереотелефоны без внешнего усилителя. По этой причине покупатели отдавали предпочтения «Веге-110-стерео». Проигрыватели положили начало новому блочному стереофоническому комплексу первого класса «Вега-120-стерео». Созданный в едином дизайнерском ключе, с сохранением лучших находок фирменного стиля, стереокомплекс «Вега», продававшийся как в комплекте, так и в виде отдельных блоков, являлся довольно солидным достижением отечественной радиопромышленности тех лет. На сопроводительной документации ставился значок Hi-Fi — особо точный.

Большой успех выпал на долю магнитофонной приставки. Основой ее стал разработанный молодежным коллективом конструкторов во главе с Валерием Носковым и Владимиром Шкадовым лентопротяжный механизм БС-02 — первое в стране подобное устройство первого класса.

В одиннадцатой пятилетке произошла смена поколений бердских радиоприемников «Вега». Кроме уменьшения веса и габаритов, совершенствования дизайна, новые приемники потребляли значительно меньше энергии. «Вега-340» обладал еще и УКВ-диапазоном. А к «Веге-342» добавили совершенно новый элемент — электронный таймер, «наученный» в заданное время включать и выключать будильник. В 1985 году началось серийное производство новой стереофонической радиолы «Вега-300», стоившей почти вдвое меньше своей предшественницы — радиолы «Вега-323-стерео» и поэтому ставшей товаром повышенного спроса.

Появилась на заводе и еще одна совершенно новая для предприятия продукция — стереонаушники. Транзисторная техника, расходящаяся миллионными тиражами, заполонила к этому времени, можно сказать, весь мир. Колоссальные выходные мощности, высокая мобильность сделали ее практически вездесущей. Но мир устал от шума. Захотелось тишины. Появились приемники, магнитофоны, проигрыватели, способные звучать только для одного человека. Бердчане первыми в стране уловили эти тенденции. Заглядывая вперед, заводские конструкторы уже задумывали «плееры» — миниатюрные карманные аппараты магнитной записи, работающие на малогабаритные стереотелефоны. И поэтому в комплектацию электропроигрывателя «Вега-110» заложили очень простую, дешевую модель стереонаушников, которые в перспективе могли пригодиться и для мини-магнитофонов.


[править] 4

Электропроигрыватель "Арктур-006-стерео"
Электропроигрыватель "Арктур-006-стерео"

Поднявшись на верхнюю ступеньку технического уровня отечественной бытовой радиоэлектронной аппаратуры, завод продолжал значительно уступать ведущим зарубежным фирмам по техническим показателям, по потребительским качествам, по надежности (почти в два раза!), габаритам и весу своих изделий. Переключатели, регуляторы, индикаторы, кнопки — такие, казалось бы, второстепенные детали — являются неизменными элементами внешнего оформления. Бердским дизайнерам далеко не всегда удавалось придать им элегантность, тем более, если деталь поступала со стороны. А показатели плавности хода, четкости фиксации, габариты заставляли только с завистью вздыхать по поводу возможностей зарубежных конструкторов.

Много раз БРЗ выходил с конкретными предложениями по обеспечению предприятий-изготовителей бытовой радиоаппаратуры качественными материалами и комплектующими, изменению самой системы подхода к этим вопросам, пытался привлечь к проблеме внимание центральной прессы, искал поставщиков самостоятельно, завязывал отношения с научными учреждениями. Далеко не все было услышано и поддержано, несмотря на то, что в прокламациях вышестоящих органов фразы о том, насколько важной является задача выхода на мировой уровень, следовали одна за другой.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты