V.13.6."Белые воротнички"

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск

1

В 1971 году Бердский радиозавод отметил свое двадцатипятилетие и... создал еще одно подразделение — специальное конструкторское бюро (СКБ). Оно и стало тем революционным шагом, который, в конечном итоге, изменил не только продукцию БРЗ, но и его статус в иерархии отечественной радиопромышленности, вызвал глубокие технические и экономические перемены.

Появлению СКБ предшествовало одно довольно интересное явление. Чуть ли не с самого основания предприятия, параллельно с выпуском бытовой радиоаппаратуры, здесь развертывалось небольшое, но весьма ответственное производство так называемой спецпродукции. Заказчиком ее являлось военное ведомство — партнер требовательный и строгий. Ветераны вспоминают, что инициатором «альянса» с этим ведомством стал А.Л. Премыслер. Человек большой технической эрудиции, конструктор с огромным творческим потенциалом, он явно тяготился «третьим классом» бердской продукции. Он подбирал себе в команду наиболее способных и беспокойных молодых инженеров и техников.

Как ни казалась тяжела на первых порах ноша «спецпродукции», она во многих случаях становилась тем полигоном, где отрабатывались и рождались новые, нестандартные технические решения. «Спецура» требовала более высокого уровня инженерного опыта и рабочей сноровки, чем выпуск бытовой радиоаппаратуры. Первенцем «спецпроизводства» стала радиостанция «Метеор». В разработке нескольких ее поколений (изделие оказалось настолько удачным, что продержалось в производстве не один десяток лет — случай для подобной техники уникальный) участвовали М.М. Геркен, Ю.Л. Вейлер, А.И. Молев, П.П. Грошев и ряд других специалистов. Огромных проблем стоило внедрение этой радиостанции. Разработчики, монтажники, слесари не уходили домой, порой засыпая прямо на рабочем месте. Когда чертежи конструкторов, наконец, воплотились в опытный образец и его приняла строгая комиссия, начались новые страдания — внедренческие. Тогда в отделе главного конструктора создали специальное КБ, на базе которого сначала организовали участок, а затем и цех. Начальником этого цеха назначили В.П. Грошева.

Когда запуск «Метеора» состоялся, не только на БРЗ, но и в московских кабинетах поняли, что в Бердске сложился небольшой, но обладающий высоким творческим потенциалом коллектив конструкторов и рабочих. Он-то и стал основой специального конструкторского бюро. Первой серьезной разработкой нового КБ стала стереофоническая аппаратура. О стереоаппаратуре тогда знали только радиоспециалисты. В прессе часто появлялись статьи о начале ее выпуска в ведущих западных странах. Но прошло всего несколько месяцев, и... в один из весенних дней 1972 г. в новосибирском магазине «Орбита» царил настоящий ажиотаж. Небольшой плоский «ящик» с крутящимся диском и два вертикальных «ящика» по бокам, у которых одна из сторон затянута темной клетчатой тканью, — такой выглядела первая бердская стереофоническая модель — электрофон «Вега-101-стерео». Тогда мало кто верил, что это произведено действительно в Бердске. Стоящая рядом ламповая магнитола «Рекорд-301» смотрелась немного нелепо.

«Вега-101-стерео» (авторы Н. Камчук, П.С. Борисов) не являлась полностью оригинальной. Ее разработал Всесоюзный НИИ радиоприема и акустики имени Попова в Ленинграде. Но в дальнейшем выяснилось, что в Бердске не смогут полностью повторить технологию производства. Поэтому многое пришлось реконструировать: почти полностью переделали схемотехнику, электронику, компоновку. Остались только некоторые детали дизайна. Для электрофона создали новые малогабаритные акустические системы с учетом размеров отечественных «малогабаритных» квартир. В конструкции 10 МАС-1 впервые применили принцип компрессии. Резонатором, улучшавшим качество звучания, становился сам воздух, находившийся внутри корпуса колонок. Авторами первой модели стереофонических АС стали А.Ф. Морозов, В.С. Холин, А.Н. Лебедев. Но одно дело — создать опытный образец, а совсем другое — массовое производство. Изделия первого класса (именно к ним относился новый стереоэлектрофон) делали только в Риге на заводе им. Попова. Но директор решил: «Будем делать». Тогда ему мало кто решился возразить...

Производство только разворачивалось, тяжело и нервно шли работы по освоению первой стереоновинки, а СКБ уже предъявило техсовету завода вторую: радиолу высшего класса «Вега-001-стерео». Она имела блочную конструкцию, позволявшую проигрывающее устройство использовать автономно, компактные по сравнению с прибалтийскими акустические системы. Бердская радиола обещала быть значительно дешевле и эстонской, и рижской.

БРЗ сделал серьезный вызов прибалтийским заводам. Их аппаратура в Советском Союзе считалась непревзойденной, уже не один год поставлялась на экспорт. Этому способствовали отличная производственная база, оставшаяся еще от довоенных времен, близость к основным техническим и культурным центрам, широкая возможность выбора кадров, а также и такие национальные черты большинства работников рижских и эстонских радиозаводов, как педантичность и аккуратность — качества незаменимые при сборке радиоаппаратуры.

Тогда модели первого и высшего классов еще не стали доминирующей продукцией на Бердском радиозаводе. Основной по прежнему являлась бытовая радиоаппаратура самых низких классов, выпускавшаяся полумиллионными тиражами. Но, словно сговорившись, многие оптовые базы страны начали отправлять на завод целые партии «забракованных» «Рекордов». Отказалась торговля закупать их и на оптовых ярмарках. На вопрос «почему?» следовали ответы: «Плохое качество», «Не берут покупатели».

Отступать стало некуда. В Бердске поняли, что выпуск радиол надо прекращать, а это — львиная доля во всем объеме производства. Перед СКБ поставили задачу: в аварийном порядке предложить выход из создавшегося положения.

Бюро рекламы, обязанное знать «направления рынка и его потребности», создали на БРЗ лишь в конце 1971 года при СКБ. Демонстрация стереофонической продукции явилась первым опытом заводских рекламистов. В течение 1972—1974 годов они побывали во многих городах страны, изучая покупательский спрос, пропагандируя новое направление в производстве предприятия. С помощью массовой рассылки писем по адресам сотни оптовых баз, выставок-продаж, после совещаний с работниками торговли удалось выяснить, что только небольшая часть покупателей приветствовала «Рекорды» с улучшенным внешним оформлением, остальные же, не имея достаточно денег на первый и высший класс, хотели бы обзавестись более современными и дешевыми аппаратами.

Внешний вид радиол «Рекорд» модернизировали. Но теперь их выпускали в умеренных количествах. Основные силы СКБ бросило на разработку новой модели. Ею стала радиола третьего класса, но не на лампах, а на транзисторах, с чуть ли не вдвое повышенной выходной мощностью и более широким диапазоном частот согласно требованиям нового ГОСТа. Этот аппарат, созданный конструкторами Ли Мун Намом, Ю.М. Плешаковым, В.Н. Злобилом, Ф.Е. Ботовым, Г.И. Лаврентьевым, не имел аналогов в стране. Радиола «Вега-312-стерео», созданная на базе монофонического аналога, стала первой в стране стереофонической моделью на полупроводниках. До этого стереофонический тракт делался только на лампах.

Летом 1973 года в магазине «Орбита» на суд покупателей выставили сразу две новые модели: монофоническую радиолу «Вега-313» и стереофоническую — с выносными акустическими системами ЗАС-2, стереофоническим проигрывающим устройством 11ЭПУ-62-С. Оба аппарата имели всеволновый приемник и совершенно новый принцип внешнего оформления: отсутствовали традиционные ножки, а проигрывающее устройство закрывала прозрачная пластмассовая крышка, подобная той, что ставилась на моделях повышенных классов. Анкетирование покупателей в Новосибирске и других городах Советского Союза показало: их симпатии безоговорочно на стороне стереоварианта. И тогда принимается историческое решение: монофонический вариант в серию не запускать, а начать массовое производство стереофонических радиол.

В 1973 г. небольшую партию бердской новинки приобрела английская торговая фирма «АРИФ». Проба оказалась успешной: электрофон признали одним из лучших импортных радиоаппаратов в своем классе. На 1974 год англичане увеличили заказ в четыре раза. Стереофонический первенец бердчан наградили дипломом ВДНХ СССР, что в те годы считалось высокой честью и признанием, а его разработчиков и изготовителей — медалями этой главной выставки страны.


2

К середине десятилетия «Вега» стала символом предприятия. Авторитет новой продукции постоянно рос. Ярким показателем этого стала оптовая ярмарка в мае 1975-го. Теперь экспозиция сибиряков вместе с изделиями рижан открывала выставку продукции предприятий отрасли. И такое положение сохранялось все последующие годы.

В девятой пятилетке родилась еще одна интересная новинка БРЗ — радиола «Вега-319-стерео». Причиной ее создания стал... недостаток выпуска футляров. Запустив в производство сразу три стереофонических изделия, руководство завода забыло о такой «мелочи». А ведь с повышением классности изделий возросла и трудоемкость изготовления их корпусов. Это затормозило выпуск «самой дешевой в стране стереорадиолы». И тогда в СКБ родилась идея: заменить в акустических системах традиционное дерево на металл. Западные фирмы имели опыт такого производства, но отечественная акустика тогда утверждала: «железные колонки не звучат». Разработчики сектора акустики В.С. Холин и А.П. Лебедев смогли создать новые АС... в форме шара. Оказалось, что они звучат ничуть не хуже деревянных.

В конце пятилетки появились радиола высшего класса «Вега-003-стерео» и электрофон «Вега-002-стерео» (авторы А.А. Воронцов, Ю.Д. Лучкин, В.Н. Воронов, Ю.Н. Козырев). Появившаяся ранее «Вега-001-стерео» имела существенный недостаток: установленное на ней проигрывающее устройство 2-го класса не раскрывало потенциальные возможности аппарата. Рижский завод-монополист по выпуску ЭПУ не хотел давать сибирякам панели, которые делались для заводов им. Попова и «Пуане-Рэт». Хотя, как считают специалисты, он просто не умел делать ЭПУ такой высокой точности, какая требовалась для аппаратуры высшего класса. В те годы их производство только налаживалось в нашей стране.

Выход помогло найти сотрудничество с известной польской фирмой «Унитра-Фоника», которая согласилась поставлять в СССР ЭПУ с электромагнитной головкой и алмазной иглой (вместо корундовой), что в несколько раз повышало износоустойчивость и значительно улучшало качество звучания. Свою продукцию поляки изготавливали по лицензии одной из ведущих западногерманских фирм. Желающих получить такие ЭПУ в отрасли насчитывалось немало. Для того чтобы их выделили БРЗ, много сил и настойчивости приложил начальник СКБ В.Н. Цариков. Познакомившись в Москве с образцами польской панели, он привез несколько штук на завод, дал задание конструкторам в спешном порядке провести разработку, и, таким образом, менее чем через год завод представил образец радиолы с новым ЭПУ в министерство.

С получением польских проигрывающих устройств началась длительная и успешная кооперация завода со странами СЭВ, давшая сибирякам возможность наладить значительное производство не только высококачественных радиол, но и электрофонов первого и высшего классов, пользовавшихся огромным спросом в нашей стране.

Конструкторы и дизайнеры СКБ Г.И. Лаврентьев, В.М. Синдеев, В.Д. Матвеев, В.М. Атморский разработали целую линейку радиол и магнитол («Вега-315», «Вега-321», «Вега-324», «Вега-325»). В них применялась т. н. пультовая конструкция, где корпусы предполагалось делать из пластмассы. Красивые и необычные новинки вызвали большой интерес на нескольких выставках. Однако в серию их так и не запустили. Министерство отказалось выделять фонды на «дефицитный» ударопрочный полистирол для корпусов.


3

Организация производства новой техники шла в условиях выполнения напряженного государственного плана. Руководство предприятия систематически отчитывалось перед центром по массе показателей: вал, товар, договорные поставки, прибыль и т. д. Многим работникам не хватало образования и квалификации, чтобы понять, что же от них требуется. Начались массовые увольнения. Положение усугублялось еще и тем, что в начале 1973 года тяжело заболевает, а потом уходит с завода, в самый разгар заводской реконструкции, А.Н. Шкулов.

В 1974 году директором Бердского радиозавода назначили бывшего инструктора Новосибирского обкома КПСС А.Ф. Сарычева. Неплохой организатор, он, тем не менее, не имел опыта руководства заводом такого масштаба, каким являлся к тому времени БРЗ — предприятие союзного значения. Да и «команда Шкулова» встретила нового руководителя, мягко говоря, без энтузиазма. В результате сдвинулись сроки выполнения многих планов и мероприятий, направленных на выход из тяжелого положения.

Новая стратегия развития завода возникла на партхозактиве, собравшемся в августе 1976 года. К тому моменту директором завода вновь стал А.Н. Шкулов. С его «жестким» курсом многие связывали будущие преобразования. Понимая, что рассчитывать на пополнение коллектива за счет местных жителей больше не приходится, было предложено создать сеть филиалов бердского производства в тех городах и поселках, где еще имеются свободные трудовые ресурсы. Предполагалось также расширить кооперацию по прямым договорам.

Первым иногородним филиалом бердского предприятия (не считая, конечно, колонии в Матвеевке) стал цех по производству транзисторных приемников в поселке Сузун (ближе свободных рабочих рук, увы, не оказалось). История этого производства чем-то схожа с появлением самого Бердского радиозавода. В Сузуне на баланс БРЗ была передана бывшая мельница, построенная еще до революции. От двухэтажного здания остались лишь стены... Ввод в строй дополнительных мощностей в Сузуне имел значимый результат: он позволил разгрузить второй сборочный цех.

Удается добиться перепрофилирования Новосибирского музобъединения «Сибирь», высвободившиеся мощности которого приспосабливаются под производство динамических головок и акустических систем. Налаживается кооперация с обществом слепых из казахстанского города Шемонаиха, которое также берется делать для БРЗ динамики. Эти предприятия сохраняли значительную самостоятельность, работая с заводом на принципах равноправного договора. Бердчане поставляли им оборудование, материальные ресурсы, техдокументацию, помогали в подготовке производства, учили рабочих, а взамен получали готовую продукцию.

Такое разделение труда первоначально сыграло положительную роль, дав возможность сосредоточить свои силы на наиболее важных производствах. Но в конце 80-х годов выяснилось, что производство многих комплектующих (динамиков, АС, трансформаторов) «на стороне» не давало возможностей оперативно перепрофилировать производство, да и подняло их стоимость.

Шло и расширение производства на местах. Прежде всего, велось капитальное строительство. В построенном корпусе № 5 получили новые помещения инструментальный, литейный и штамповочный цеха. Был реконструирован цех пластмасс, роль которого в производстве аппаратуры неуклонно возрастала. 5 августа 1980 года был сдан в эксплуатацию многоэтажный административный корпус, что позволило высвободить дополнительные площади для цехов.

В цехе сборки узлов начинается большая работа по автоматизации сборочного производства печатных плат. Под названием «Трасса» первая автоматизированная линия очень скоро стала известна чуть ли не на всю отрасль, с нее берет начало совершенно новая организация производства на БРЗ — на основе гибких автоматизированных систем. В цехе малых серий появляется первый участок станков с числовым программным управлением (ЧПУ).

Продолжается автоматизация управления производством на основе ЭВМ. Специалисты отдела АСУП переводят на ЭВМ расчеты потребностей деталей для заготовительного производства, их расходования и учета. Это дало возможность ежедневно иметь к началу рабочего дня полную и достаточно точную картину состояния дел в большинстве вспомогательных цехов. Начинается подготовка к освоению ЭВМ второго поколения. Параллельно проводится работа по разграничению функциональных обязанностей различных заводских служб, конкретных руководителей и исполнителей. В 1976 году внедряется АСКИ — автоматизированная система контроля исполнительности.

Все большую роль начинают играть отделы рекламы и сбыта. Появляются идеи об установлении «обратной связи с потребителями». В 1976 году начальником отдела сбыта назначен В.П. Евтушенко, который пришел на БРЗ с собственной программой реконструкции службы сбыта. С 1977 года Бердский радиозавод начинает работать с торговыми организациями Новосибирской области и других регионов страны на основе договоров делового содружества. Появляется и первый торговый лозунг: «Сделано отлично — продано отлично». В этом же году завод по инициативе отделов рекламы и сбыта впервые организует у себя день работника торговли. В 1978 году организуется конъюнктурное совещание с представителями торгующих организаций нескольких десятков городов из ряда союзных республик. Производственникам эти совещания давали возможность узнать «из первых рук» о рейтинге своей продукции на отечественном рынке, ее сильных и слабых качествах в сравнении с изделиями других предприятий. Отныне практически ни одна новинка Бердского радиозавода не запускалась в серию без предварительного совета с торговыми организациями.


4

В десятой пятилетке численность отдела главного технолога, который возглавлял И.Н. Палагин, выросла до 217 человек, а главное, изменился качественный состав отдела, здесь появились совершенно новые подразделения. Бюро автоматизированной системы подготовки производства, которым руководила Л.Е. Борисова, говоря современным языком, обеспечивало информатизацию работы технологов. В соответствии с этим в штатном расписании ОГТ появились новые профессии — инженер-технолог-программист, инженер-математик. Бюро программного управления для станков с ЧПУ руководил А.Б. Нередицкий. К 1980 году завод обзавелся 17 такими агрегатами: фрезерными, сверлильными, токарными, электроискровыми. За три года пятилетки на станки с ЧПУ перевели 1190 операций. Создавать и внедрять типовые техпроцессы в контрольно-регулировочных работах, объем которых на заводе стремительно рос, было призвано бюро радиотехнологии, которое возглавил В.Б. Батенев. Перед его сотрудниками ставилась задача не только автоматизировать эти работы, но и правильно их нормировать, добиться оптимизации технологических потоков. Одним из первых результатов нового бюро стала разработка и внедрение тренировочных электропрогонов на все выпускаемые изделия.

Руководителем конструкторско-технологического бюро по автоматизированной системе сборки плат стал М.С. Артемьев. Основное поле деятельности бюро — внедрение автоматизированной системы по набивке элементов на платы, получившей название «Трасса». Первыми автоматизированными операциями в обновленном отделе главного технолога стали внедрение на ЭВМ расчетов сводных норм расходования материалов, разработка нормативов материалов на покрытия деталей, расчет подетальных норм расходования материалов на освоение удельных норм.

Всего за пять лет технологи внедрили в производство 26 принципиально новых техпроцессов. Например, изготовление пластмассовых деталей с имитацией под кожу позволило значительно улучшить внешнюю отделку, скрыть дефекты, получаемые при литье, исключить полировку. Руководил внедрением этого техпроцесса А.Г. Сурус. Под руководством начальника лаборатории Ю.И. Лысенко освоили изготовление матриц штампов методом порошковой металлургии, что почти в пять раз увеличило стойкость матриц, резко улучшило качество изготавливаемых на этих матрицах защитных экранов. Значительно сократил ложные пайки — многолетний бич бердского производства — перевод на частичную металлизацию отверстий печатных плат. Внедряли этот техпроцесс инженеры-технологи И.Н. Нескородов и М.Т. Бритт. ОГТ вел совместные разработки техпроцессов с Кировоканским институтом полимерных клеев, с СКБ гидроэмульсионной техники СО АН СССР, Кишиневским институтом прикладной физики и рядом других НИИ.

В конце 60-х, а особенно в начале 70-х резко возросли сложность и количество контролируемых параметров изделий, и метрологи значительно увеличили изготовление нестандартных контрольно-измерительных аппаратов. Например, для контроля, настройки, регулировки комплектующих узлов и деталей одной только магнитолы «Вега-326» потребовалось разработать и внедрить 67 новых приборов и установок, 64 единицы эквивалентов и приспособлений. В начале 70-х годов метрологическую службу реорганизовали: в одно подразделение объединили все службы надзора за измерительной техникой и службы измерений. Создается отдел главного метролога, состоящий из пяти лабораторий. Органы Госстандарта выдали БРЗ удостоверение на право ремонта и поверки практически всех рабочих средств измерений.

Одной и наиболее болезненных проблем, возникших в десятой пятилетке, стала так называемая проблема мастеров. На протяжении многих лет их кадры комплектовались по преимуществу за счет наиболее опытных, умелых рабочих. Некоторые из них потом окончили школу рабочей молодежи или заводскую школу мастеров, вечерний техникум. Но немало оставалось и таких, кто считал, что им вполне достаточно жизненного опыта и долголетней практики. С началом освоения стереофонической продукции, изобилующей сложными радиоэлектронными схемами, усложнилась комплектация, начала внедряться автоматизация и механизация рабочих операций... И вот в цехе № 6 уволилось сразу пять человек, в 19-м — семеро. Найти охотников занять вакансии мастеров удавалось далеко не всегда. Выпускники вузов и даже техникумов неохотно шли на эту должность, считая ее бесперспективной, да и малопривлекательной. В условиях постоянного дефицита комплектующих и материалов, нехватки рабочих рук, частых поломок оборудования мастер сплошь и рядом становился толкачом, грузчиком или вставал на рабочее место. И при этом чаще всего оставался виноватым и перед рабочими, и перед начальством... С другой стороны, далеко не все вчерашние студенты годились в мастера: они не знали конкретного производства, не имели навыков работы с людьми. О том, что это была далеко не чисто «бээрзэвская» проблема, говорит тот факт, что в 1977 году правительство приняло специальное постановление «О мерах по дальнейшему повышению роли мастера производственного участка промышленных предприятий и строительных организаций».


5

Если в первой половине 70-х годов Бердский радиозавод еще только делал заявку на лидерство в отечественной радиопромышленности, то к концу десятилетия он уверенно занял место в ряду тех, кто задавал тон, становился генератором наиболее интересных технических идей, создателем популярной в стране бытовой радиотехники.

Одной из наиболее интересных моделей, созданных в то время, стал усилитель высшего класса «Арктур-001-стерео». Анализ потребительского рынка середины семидесятых показал, что значительная часть покупателей начала проявлять интерес к аппаратуре повышенной точности воспроизведения звука (категория Hi-Fi). В мире такую аппаратуру уже изготовляли в виде блоков: в результате получался не громоздкий «комод», а набор легких, компактных функциональных «кирпичиков», которые владелец легко компоновал по собственному вкусу. Блочная конструкция являлась притягательной и для разработчиков: она давала большие возможности в оснащении аппаратов дополнительными сервисными функциями и улучшала технико-акустические характеристики.

Новая модель, авторами которой стали А.А. Воронцов, Ю.Н. Козырев, В.Н. Воронов, Г.Г. Кашин, В.М. Атморский, получила неожиданное название — «Арктур». Вот как вспоминает об этом ее «крестный отец» Ю.Л. Вейлер: «У усилителя были прекрасные параметры, элегантный внешний вид, высокоразвитая система коммутации. В нашей стране к тому времени таких моделей было раз-два и обчелся. Хотелось и назвать ее как-то звучно и в то же время «мужественно». Долго мы советовались, спорили. Чтобы не порвать «родства» с «Вегой», которая к этому времени уже прочно заняла место на отечественном рынке, как-то открыли карту звездного неба и в созвездии Волопаса нашли звездное имя своему усилителю».

Изделие сразу же стало сенсацией на потребительском рынке. Однако в те годы у завода не имелось необходимой контрольно-измерительной аппаратуры для наладки и регулировки электронной схемы такого уровня. Тираж «Арктура-001-стерео» получился очень небольшим.

Самое первое изделие высшего класса — радиола «Вега-001-стерео», а затем ее модификация «Вега-003-стерео» комплектовались акустическими системами 10МАС-1. Для «Арктуров» сектор акустики СКБ создал новые динамики и на их основе — 25-ваттную акустическую систему 25АС-1. Подобная акустика до сих пор делалась лишь рижским СКБ завода имени Попова. Разработка бердчан серьезно подорвала «акустическую монополию» прибалтийцев на отечественном рынке. В годы десятой пятилетки сектор акустики СКБ (им тогда руководил А.Ф. Морозов), помимо традиционных решений динамических головок и АС, выдвинул идеи создания ленточного громкоговорителя, плоской акустической системы, шаровой акустической системы новой конструкции и др. Но не все разработки запустили на поток. Смелые идеи конструкторов часто просто не могли быть воплощены бердским производством.

В 1977 году закончилась разработка второго блока для престижного радиокомплекса высшего класса — тюнера «Вега-004-стерео». Подобные устройства, предназначенные для высококачественного приема и воспроизведения музыкальных и речевых программ через внешний усилитель, тогда только начали появляться в стране. Изготавливали их, как правило, предприятия оборонной промышленности, которым поручили выпускать и товары народного потребления. Имея превосходную техническую базу, классных специалистов, такие производства легко справлялись с бытовой радиоаппаратурой, но шли на это неохотно, считая делом второстепенным. Поэтому выпуск тюнеров оставался незначительным, стоили они довольно дорого, имели всего один УКВ-диапазон и довольно унылый внешний вид.

Тюнер «Вега-004-стерео» в отличие от этих моделей являлся всеволновым: ДВ, СВ, УКВ и пять диапазонов KB — практически весь возможный спектр звуковых волн. Все механические операции управления: настройка, переключение режимов работ, регулировка тембров осуществлялись посредством сенсорных переключателей. Еще одно немаловажное достоинство очередной бердской новинки — ее изящный внешний вид. Дизайнеры продумали каждую линию, цветовые оттенки. Стоил тюнер довольно дорого, но, по мнению большинства покупателей, «во вполне разумных пределах». Авторами новинки стали: А.В. Ланчев, Ю.И. Никитин, В.И. Коломейцев, Н.П. Волошин, В.Н. Иванов, В.М. Атморский.

В 1976 году на заводе разработали магнитолу «Вега-320», а еще через год на свет появилась «Вега-326». В серию их запустили в 1977-м, ознаменовав этим начало на Бердском радиозаводе эры переносной техники для магнитной записи. На смену катушечной, громоздкой панели пришел «кассетник» — миниатюрный лентопротяжный механизм. Но даже зачатков этой технологии на Бердском радиозаводе тогда не существовало. В стране производство «кассетников» еще только-только начиналось...

В изготовлении лентопротяжки больших успехов достиг Томский радиотехнический завод. Он хотел изготавливать магнитолы, но не имел приемника необходимых параметров и конструкции. Заводам удалось договориться. Результатом их усилий стала бердская магнитола «Вега-320» и томская «Томь-320» — полностью идентичные аппараты. Их дизайн разработали специалисты из отдела художественного конструирования СКБ Бердского радиозавода. Однако на всесоюзных торгах в Москве бердские магнитолы пользовались значительно большим спросом. Этот факт говорит уже сам за себя: «Вега» становится брендом. То есть ее покупают уже потому, что это «Вега». Для томичей же созданная совместными усилиями модель оказалась настолько хорошей, что они продолжали продавать ее на ярмарках даже тогда, когда в Бердске ее производство уже прекратили.

«Вега-320» явилась лишь пробой сил. Она весила пять килограммов и была довольно громоздкой для переносной модели. А главное, томский лентопротяжный механизм оставлял желать лучшего. Тогда на свет появилась «Вега-326»: в начале десятой пятилетки удалось договориться с одним из венгерских предприятий о поставке кассетных магнитофонных приставок. Авторами ее стали А. Воронцов, О. Герасимов, В. Носков, В. Воронов, Ф. Ботов, В. Атморский.

Окрашенная «под асфальт» (этот цвет тогда только входил в моду), «Вега-326» сразу же привлекла внимание на отечественных выставках, решили начать ее экспорт. Диплом первой степени ВДНХ, государственный Знак качества, медали главной выставки страны создателям — свидетельства того, что модель оказалась удачной. В период освоения «326-й» в серийном производстве на заводе побывал космонавт Г.В. Гречко. Новинка так ему понравилась, что коллектив решил подарить ему магнитолу...

В первый год десятой пятилетки перестали поступать в нужном количестве футляры для радиолы «Рекорд-314», магнитолы «Вега-301» и колонки для стереорадиолы «Вега-312». Для того чтобы справиться с заданными объемами производства, требовалось срочно запустить в серию какое-то простое и в то же время гарантировавшее спрос изделие. Им стал электропроигрыватель «Вега-106-стерео». Как и тюнер «Вега-004-стерео», этот проигрыватель являлся приставкой, предназначенной для высококачественного воспроизведения, грампластинок всех типов и размеров. Электропроигрыватель оказался точным попаданием в «яблочко» спроса. Миллионы меломанов страны, не имевшие возможности приобрести дорогостоящие радиокомплексы, но желавшие иметь приличную «вертушку» для воспроизведения полюбившихся мелодий, получили сравнительно недорогое, с отличными характеристиками изделие. Чтобы справиться с планом до конца года, следовало изготовить не менее 40 тысяч таких изделий. Так что разрабатывался проигрыватель и запускался в производство чуть ли не одновременно. Однако спешка не повредила долгой и счастливой жизни этой модели. Многие годы «Вега-106-стерео» оставалась для завода «палочкой-выручалочкой», а для торговли — ходовым товаром.

В 1978 году на замену уже устаревшему электрофону «Вега-101» завод начал освоение «Веги-104-стерео». За новинкой последовали и другие модели, еще не выпускавшиеся отечественной промышленностью. Это комбинированное устройство «Вега-117-стерео», состоящее из усилителя, электропроигрывающего устройства и магнитофонной панели, объединенных одним корпусом, и двух выносных АС. Позднее такие модели, взятые на «вооружение» и другими заводами страны, стали называться магнитоэлектрофонами. Практически — это электрофон «Вега-104-стерео» с добавлением сбоку кассетной лентопротяжки. Появилась возможность проигрывать грампластинки и тут же записывать с них полюбившиеся мелодии на магнитную ленту.

Третья модель в этом ряду — музыкальный центр «Вега-115-стерео», который включал в себя усилитель, проигрыватель, магнитофон и УКВ-приемник, способный принимать монофонические и стереофонические программы.


6

В годы 10-й пятилетки об изделиях БРЗ и их создателях заговорила центральная пресса, зачастили на завод корреспонденты, различные делегации, причем не только отечественные, но и зарубежные. Большинство специалистов сходились во мнении, что у сибиряков формируется свой собственный почерк в конструировании и оформлении продукции, или, как принято говорить, свой фирменный стиль.

Реальным подтверждением этого стало предложение ВНИИТЭ — Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики об организации в Москве, в Центре технической эстетики многодневной выставки изделий завода. БРЗ первым в стране получил лестное предложение — экспонировать бытовую радиоаппаратуру с точки зрения дизайна. Выставке посвятили многочисленные семинары специалистов, пресс-конференции, где изучался опыт бердских конструкторов и производственников. Главным героем этих событий стал начальник отдела художественного конструирования СКБ Владимир Михайлович Атморский.

Долгое время, даже когда отдел художественного конструирования уже создали, на дизайнеров сыпались нападки старых конструкторов с требованием «не мешать им работать». Только благодаря немалым усилиям начальника СКБ Ю.Л. Вейлера удалось убедить конструкторов работать вместе с дизайнерами, начиная с первого этапа создания изделия.

После дебюта в дизайн-центре страны рекламисты завода сделали главным девизом в пропаганде продукции БРЗ лозунг: «Вега» — это техническое совершенство и современный дизайн». А с 1980 года БРЗ становится признанным законодателем дизайнерской моды отечественной бытовой радиоаппаратуры. Его модели — непременные участники всех самых представительных и престижных выставок в стране, целого ряда международных выставок и ярмарок.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты