V.13.1.Рождение завода — различия между версиями

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск
Строка 38: Строка 38:
  
 
----
 
----
[[II.2.ЖИВАЯ ВОДА БОЛЬШОГО ГОРОДА (МУП «Горводоканал»)|Пред. стр.]] | [[История промышленности Новосибирска: V Том|Содержание]] | [[V.13.2.Первые "Рекорды"|След. стр.]]
+
[[V.13.ЗВЕЗДА СОВЕТСКОЙ РАДИОТЕХНИКИ (АООТ "Вега")|Пред. стр.]] | [[История промышленности Новосибирска: V Том|Содержание]] | [[V.13.2.Первые "Рекорды"|След. стр.]]

Версия 19:31, 22 января 2013

Радиофикация Новосибирска в 30-х годах явно опережала развитие местной радиотехнической промышленности. До Великой Отечественной войны в Новосибирской области не имелось ни одного радиозавода. Большое количество волновых радиоприемников — технически сложных и трудоемких — в то время просто не требовалось, поскольку основной упор делался на распространение проводного вещания (черные репродукторы примитивной конструкции еще помнят многие горожане). Да и в целом отечественная радиопромышленность находилась тогда на довольно низком уровне. Почти всё коммутационное, трансляционное оборудование было импортного производства. Зарубежные фирмы часто занимались и проводкой сетей.

Большую роль в становлении отрасли сыграла Великая Отечественная война. Необходимость создания средств связи, радиолокации и оповещения в техногенной войне делала развитие радиопромышленности столь же важным, как производство танков или самолетов.

В Новосибирской области в годы войны на основе оборудования эвакуированных предприятий построили временные площадки для трех будущих заводов: № 208 им. Коминтерна, № 590 («Электросигнал») и № 617 (электровакуумного). В течение всего периода войны завод № 617 оставался единственным в стране изготовителем-поставщиком электровакуумных приборов и радиоламп. Завод № 208 обеспечивал армию средствами радиосвязи и радиолокации, а завод № 590 — приемно-передающими радиостанциями и радиоприемниками.

Становление радиопромышленности в Сибири носило «оборонный» характер, что вполне соответствовало ситуации холодной войны. Но стране требовались и элементарные товары повседневного спроса — в годы Великой Отечественной войны их незначительное производство практически полностью прекратилось. В четвертом пятилетнем плане предусматривалось «восстановить и развить массовое производство технически совершенных и общедоступных мотоциклов, велосипедов, охотничьих ружей, радиоприемников...». Предполагалось создать и ряд специализированных предприятий. В их числе оказался Бердский радиозавод, который предполагалось ориентировать преимущественно на выпуск товаров народного потребления. Решение о его строительстве было принято 10 июля 1946 г.


2

Еще в начале Великой Отечественной войны в Бердск эвакуировали Харьковский завод имени Дзержинского. В кратчайшие сроки — уже к концу 1941 г. — на новом месте наладили выпуск продукции — составных частей для военных самолетов. Чуть позже в Бердск переехал завод из г. Бердянска (ныне Осипенко). На эвакуированных предприятиях работали небольшая часть присланного персонала и жители Бердска — по большей части женщины и немногие мужчины, получившие «бронь». В годы войны население Бердска даже несколько возросло: из села на эвакуированные заводы шли люди. 9 февраля 1944 г. рабочий поселок Бердск преобразуется в город областного подчинения.

После войны завод им. Дзержинского решили вернуть обратно в Харьков. А то, что не смогли увезти, передали создаваемому радиозаводу. В наследство осталось немногое: разрушенные корпуса, свалки металлолома и часть рабочих и инженеров, откликнувшихся на призыв бердской партийной организации остаться на прежнем месте. 7 октября 1946 г. эти 44 человека составили первый штат радиозавода во главе с и. о. директора Леонидом Михайловичем Давыдовым, бывшим парторгом завода им. Дзержинского. 14 октября 1946 г. новое бердское предприятие получило имя — Государственный союзный Бердский радиозавод. Эта дата и считается днем его основания.

На «бумаге» Бердский радиозавод построили довольно быстро. Уже 13 ноября 1946 г. подписали акт приемки-передачи завода. Но то, чему предстояло стать базой для радиозавода, даже условно нельзя было назвать промышленным предприятием. По словам Л.М. Давыдова, «бывшие производственные корпуса завода им. Дзержинского состоят из 8 одноэтажных зерноскладов 20х240 м, без дверей и оконных рам. Холодные асфальтовые полы. Крыши, покрытые толем, в большинстве протекают, за последние годы не ремонтировались. Естественного освещения крайне недостаточно, оконные проемы малы — 400х500 мм. Отопительная система, сделанная временно и из старых материалов, пришла в негодность и требует немедленного ремонта. Водопровод не имеет очистки, в котельных старые котлы, они не подготовлены к отопительному сезону. Канализации на площадке нет. Отсутствует вентиляция. После реэвакуации завода им. Дзержинского сделан ряд дополнительных проемов в стенах корпусов для погрузки оборудования, что ухудшило состояние помещений. Корпуса совершенно не подготовлены к зиме».

Перед стремительно наступавшей зимой следовало срочно приступать к ремонту, к реконструкции цехов. В центральные учреждения отправлялись телеграммы с просьбами срочно отправить в Бердск лесопиломатериалы, стекло, известь, войлок, замазку, цемент, кирпич, шифер, водопроводные трубы. Чтобы использовать хотя бы временно то, что поступило на баланс, требовалось провести серьезную реконструкцию. Каждое утро над тихими узкими улочками старого Бердска протяжно гудел гудок, и по его зову шли к заводской проходной рабочие. Они несли с собой лопаты, топоры, ломы, пилы — на заводе не хватало инвентаря и инструмента. Тогда пришло решение создать участок по изготовлению слесарного инструмента. Вместо верстаков поставили деревянные чурбаки...

Ремонтные бригады убирали мусор, расчищали заводскую площадку и подъездные пути, приводили в порядок цеха. В самом первом приказе заводоуправления говорилось: «Всех переводимых работников временно, до организации нормального функционирования цехов и отделов, использовать на ремонтно-восстановительных, хозяйственных и других работах, независимо от специальности».

Работали с энтузиазмом. В ноябре в трех корпусах удалось наладить центральное отопление, остальные четыре обогревались железными печами-времянками и... кострами. Приходилось выделять людей для круглосуточного наблюдения за состоянием «отопительной системы». Едва ли не самой острой в эту первую осень оставалась проблема топлива. Руководство жестко требовало экономить дрова и угль, поскольку выделяло топливо и для обогрева домов рабочих. Во второй половине ноября завод закупил у Бердского гортопа торф. Приемку топлива и его расход взяли под особый контроль.

Для самостоятельных лесозаготовок радиозаводу выделили массив в Маслянинском леспромхозе. Однако из-за недостатков в подборе кадров, организации труда лесозаготовки в декабре 1946 г. оказались под угрозой срыва. Тогда решили провести организованный набор лесорубов со стороны, добившись соответствующей разнарядки Искитимского райисполкома. Заключались коллективные и индивидуальные договоры с местным населением. Кроме того, каждый цех обязали выделить в распоряжение начальника лесозаготовительных работ несколько рабочих.

«Трудное это было время,— вспоминал Степан Гаврилович Бусыгин, первый главный бухгалтер завода. — А тут еще у завода не было денег, больше месяца мы не имели расчетного счета. Но вот в ноябре нам открыли счет, выделив пятьсот тысяч рублей. В тот же день выдали людям первую зарплату».

Официально к концу 1946 г. на заводе значилось 14 цехов. Но во многих помещениях окна вместо стекол закрывала старая фанера; полы — в ямах, оставшихся после демонтажа станков. Тускло светили лампочки — только по одной на весь отсек, электрические лампочки оставались дефицитом. Дирекция одного из новосибирских предприятий проявила щедрость — презентовала БРЗ два десятка электролампочек!

Вскоре на завод стало поступать оборудование от новосибирских заводов. Большинство полученных станков работало уже много лет, морально и физически устарело, восстановление их требовало больших затрат, средств и времени. Отсутствовала техническая документация, о запасных частях и мечтать не приходилось. Станочного парка не хватало даже для того, чтобы укомплектовать хотя бы инструментальный или ремонтно-механический цех.

В конце года радиозаводу выделили некоторые материалы и спецодежду. На базы и в конторы Ташкента, Свердловска, Москвы, Томска и других городов отправлялись представители Бердского радиозавода. И вот на БРЗ начали поступать, правда, в небольшом количестве, измерительная аппаратура, кабель, провода, изоляционные материалы, металл.

Постоянные трудности возникали со снабжением продовольствием. Удалось собрать «газик» и «шевроле», брошенные дзержинцами, теперь хлеб и другие продукты доставляли на завод автомашинами. Но в середине декабря обе машины снова вышли из строя. Тогда работники ОРСа стали завозить хлеб на лошадях. Но вскоре из Москвы и Горького прибыли новые, послевоенного выпуска ЗИСы и ГАЗы.

Больше всего неприятностей доставляла зима отопительному цеху. Хотя к концу 1946 г. закончился ремонт и монтаж отопительной системы, однако она оказалась настолько изношенной, что аварии следовали одна за другой. Из-за выхода из строя дизельной прекратилось питание завода водой. День и ночь работали слесари, чтобы быстрее устранить аварию. А через несколько дней разорвало водяную магистраль, возникла угроза полной остановки водонасосной станции. Слесарь С.С. Рыжков, рискуя жизнью, наладил магистраль. С декабря за энергетическим хозяйством установили систематический контроль.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты