IV.5.1."Турбинка" зажигает огни — различия между версиями

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 18: Строка 18:
  
 
Вскоре завод получил от государства 5 млн рублей на подготовку кадров — в июне 1952 г. вышло постановление Совета Министров СССР, в котором говорилось о выделении этих значительных средств на обучение. Завод получил лимит на подготовку 100 инженерно-технических работников, 640 рабочих в год.
 
Вскоре завод получил от государства 5 млн рублей на подготовку кадров — в июне 1952 г. вышло постановление Совета Министров СССР, в котором говорилось о выделении этих значительных средств на обучение. Завод получил лимит на подготовку 100 инженерно-технических работников, 640 рабочих в год.
 +
 +
[[файл:ELSIB-1.jpg|thumb|alt=Первый директор завода В.Н. Трифонов|Первый директор завода В.Н. Трифонов]]
  
 
Все понимали, что формирование коллектива должно осуществляться параллельно со строительством завода. Проблема осложнялась тем, что в районах восточнее Урала не существовало тогда ни одного завода крупного электромашиностроения, а значит, и специалистов этой чрезвычайно сложной отрасли промышленности. Поэтому параллельно со строительными и монтажными работами организовали подготовку кадров — инженеров, техников и рабочих. Более двухсот молодых специалистов, окончивших недавно вузы, направили на ленинградский завод «Электросила» имени С.М. Кирова и свердловский «Уралэлектроаппарат» («Уралэлектротяжмаш») учиться проектированию, расчету, испытанию новых машин. Эти специалисты впоследствии составили ядро инженерного коллектива предприятия.  
 
Все понимали, что формирование коллектива должно осуществляться параллельно со строительством завода. Проблема осложнялась тем, что в районах восточнее Урала не существовало тогда ни одного завода крупного электромашиностроения, а значит, и специалистов этой чрезвычайно сложной отрасли промышленности. Поэтому параллельно со строительными и монтажными работами организовали подготовку кадров — инженеров, техников и рабочих. Более двухсот молодых специалистов, окончивших недавно вузы, направили на ленинградский завод «Электросила» имени С.М. Кирова и свердловский «Уралэлектроаппарат» («Уралэлектротяжмаш») учиться проектированию, расчету, испытанию новых машин. Эти специалисты впоследствии составили ядро инженерного коллектива предприятия.  
Строка 44: Строка 46:
  
 
На предприятии готовились выпускать первоочередные турбомоторы АТМ-2000 и турбогенераторы ТВ-25-2, а рабочие на других заводах учились изготавливать детали и узлы этих машин, постепенно создавая запасы незавершенного производства. Руководил работой главный инженер завода А.П. Преображенский, а потом прибывший сюда с «Электросилы» на должность главного конструктора К.Ф. Потехин, впоследствии — главный инженер предприятия. Дань уважения и добрую память сохранили на заводе и о других первопроходцах начала 50-х годов: Николае Иосифовиче Школьникове, который пришел в канун рождения завода молодым специалистом, работал главным конструктором, главным инженером, директором завода, многое сделал для развития отечественного электромашиностроения; заместителе главного инженера А.И. Каторгине; начальнике производства — главном диспетчере И.М. Кузнецове; начальнике цеха В.Г. Резниченко. Вписаны в историю завода и отдавшие много сил и энергии становлению предприятия мастера А.М. Малахов, Н.К. Грязных, М.Ф. Лобко, шлифовщик Н.Ф. Батырев, слесарь-сборщик И.Е. Кудрин, изолировщица В.А. Комарова, мастер ОТК В.В. Ушаков и многие другие...
 
На предприятии готовились выпускать первоочередные турбомоторы АТМ-2000 и турбогенераторы ТВ-25-2, а рабочие на других заводах учились изготавливать детали и узлы этих машин, постепенно создавая запасы незавершенного производства. Руководил работой главный инженер завода А.П. Преображенский, а потом прибывший сюда с «Электросилы» на должность главного конструктора К.Ф. Потехин, впоследствии — главный инженер предприятия. Дань уважения и добрую память сохранили на заводе и о других первопроходцах начала 50-х годов: Николае Иосифовиче Школьникове, который пришел в канун рождения завода молодым специалистом, работал главным конструктором, главным инженером, директором завода, многое сделал для развития отечественного электромашиностроения; заместителе главного инженера А.И. Каторгине; начальнике производства — главном диспетчере И.М. Кузнецове; начальнике цеха В.Г. Резниченко. Вписаны в историю завода и отдавшие много сил и энергии становлению предприятия мастера А.М. Малахов, Н.К. Грязных, М.Ф. Лобко, шлифовщик Н.Ф. Батырев, слесарь-сборщик И.Е. Кудрин, изолировщица В.А. Комарова, мастер ОТК В.В. Ушаков и многие другие...
 +
 +
[[файл:ELSIB-2.jpg|thumb|alt=Митинг на заводе, посвященный выпуску первых электрических машин АТМ-2000. 1953 г.|Митинг на заводе, посвященный выпуску первых электрических машин АТМ-2000. 1953 г.]]
  
 
Первопроходцам пришлось решать множество сложных технических и организационных задач. Когда молодые инженеры прибыли на строящееся предприятие, то отметили прежде всего, что ''«его масштабности, его будущим мощным машинам совсем не соответствует та огромная доля ручного труда, которая была предусмотрена проектом»''. Проект, кстати, разрабатывали ленинградцы из Ленгипроэнергопрома. Анализ, проведенный тогда специалистами, показал, что ручной труд составлял 60—65 процентов, а от его качества в прямой зависимости находилось и качество будущих электрических машин. Поэтому проблемой механизации производственных процессов следовало тогда, на самом старте, заняться немедленно. Для этого вносились поправки в проект. Сложность заключалась в том, что средства механизации и автоматизации для специальных технологических процессов не разрабатывал и не изготавливал ни один завод страны, приходилось рассчитывать только на свои силы и опыт коллег родственных предприятий. С другой стороны, появлялось больше возможностей для творчества, самостоятельных технических решений, что, естественно, привлекало на предприятие молодые инженерные силы.
 
Первопроходцам пришлось решать множество сложных технических и организационных задач. Когда молодые инженеры прибыли на строящееся предприятие, то отметили прежде всего, что ''«его масштабности, его будущим мощным машинам совсем не соответствует та огромная доля ручного труда, которая была предусмотрена проектом»''. Проект, кстати, разрабатывали ленинградцы из Ленгипроэнергопрома. Анализ, проведенный тогда специалистами, показал, что ручной труд составлял 60—65 процентов, а от его качества в прямой зависимости находилось и качество будущих электрических машин. Поэтому проблемой механизации производственных процессов следовало тогда, на самом старте, заняться немедленно. Для этого вносились поправки в проект. Сложность заключалась в том, что средства механизации и автоматизации для специальных технологических процессов не разрабатывал и не изготавливал ни один завод страны, приходилось рассчитывать только на свои силы и опыт коллег родственных предприятий. С другой стороны, появлялось больше возможностей для творчества, самостоятельных технических решений, что, естественно, привлекало на предприятие молодые инженерные силы.
Строка 68: Строка 72:
  
 
Гидрогенераторы для Иркутской ГЭС — целая страница в истории завода. Если первые две машины создавались по чертежам «Электросилы» без изменений, то уже следующие — значительно усовершенствовали при активной помощи конструкторов завода «Уралэлектротяжмаш», и в частности — главного конструктора К.Ф. Костина. На этих крупных гидрогенераторах впервые в мире применили подпятники на гидравлических опорах.
 
Гидрогенераторы для Иркутской ГЭС — целая страница в истории завода. Если первые две машины создавались по чертежам «Электросилы» без изменений, то уже следующие — значительно усовершенствовали при активной помощи конструкторов завода «Уралэлектротяжмаш», и в частности — главного конструктора К.Ф. Костина. На этих крупных гидрогенераторах впервые в мире применили подпятники на гидравлических опорах.
 +
 +
[[файл:ELSIB-3.jpg|thumb|alt=Первый сибирский турбогенератор мощностью 30 тыс. кВт после испытания на стенде|Первый сибирский турбогенератор мощностью 30 тыс. кВт после испытания на стенде]]
  
 
В большинстве случаев гидрогенераторы — вертикальные установки, состоящие из гидравлической турбины и генератора. Подпятником называют узел, который воспринимает вес вращающихся частей турбины и генератора, да еще давление воды на рабочее колесо турбины. Нагрузки измеряются тысячами тонн. Подпятник входит в состав гидрогенератора, в нем своеобразно сочетаются большие и удивительно малые величины: детали измеряются метрами, а допуски при обработке и регулировке их — микронами. В крупных гидрогенераторах подпятник — один из узлов, определяющих надежность всего агрегата. В иркутских гидрогенераторах он не был рекордным по величине, но весьма крупным и воспринимал суммарную нагрузку в 2000 т. Его опорный диск диаметром 3370 мм обрабатывался с точностью 15—20 микрон. Он опирался на 12 залитых высококачественным баббитом сегментов, которые, в свою очередь, покоились на мощных винтовых опорах.
 
В большинстве случаев гидрогенераторы — вертикальные установки, состоящие из гидравлической турбины и генератора. Подпятником называют узел, который воспринимает вес вращающихся частей турбины и генератора, да еще давление воды на рабочее колесо турбины. Нагрузки измеряются тысячами тонн. Подпятник входит в состав гидрогенератора, в нем своеобразно сочетаются большие и удивительно малые величины: детали измеряются метрами, а допуски при обработке и регулировке их — микронами. В крупных гидрогенераторах подпятник — один из узлов, определяющих надежность всего агрегата. В иркутских гидрогенераторах он не был рекордным по величине, но весьма крупным и воспринимал суммарную нагрузку в 2000 т. Его опорный диск диаметром 3370 мм обрабатывался с точностью 15—20 микрон. Он опирался на 12 залитых высококачественным баббитом сегментов, которые, в свою очередь, покоились на мощных винтовых опорах.
Строка 82: Строка 88:
  
 
Период 1959—1963 гг. насыщен событиями. Лучших работников удостоили высоких правительственных наград. Первыми орденоносцами стали токарь Шишов, изолировщица Комарова, директор завода Нежевенко — за участие в строительстве Иркутской ГЭС и успешное выполнение задания по производству комбайнов. В эти годы Бухтарминскую гидроэлектростанцию (вторую после Иркутской) полностью укомплектовали машинами новосибирского производства. Начался новый этап в развитии завода — освоение производства турбогенераторов мощностью 50 тыс. кВт, серийный выпуск асинхронных двигателей, разработанных специалистами завода.
 
Период 1959—1963 гг. насыщен событиями. Лучших работников удостоили высоких правительственных наград. Первыми орденоносцами стали токарь Шишов, изолировщица Комарова, директор завода Нежевенко — за участие в строительстве Иркутской ГЭС и успешное выполнение задания по производству комбайнов. В эти годы Бухтарминскую гидроэлектростанцию (вторую после Иркутской) полностью укомплектовали машинами новосибирского производства. Начался новый этап в развитии завода — освоение производства турбогенераторов мощностью 50 тыс. кВт, серийный выпуск асинхронных двигателей, разработанных специалистами завода.
 +
 +
[[файл:ELSIB-4.jpg|thumb|alt=Машинный зал Иркутской ГЭС. Все восемь гидрогенераторов изготовлены новосибирским заводом|Машинный зал Иркутской ГЭС. Все восемь гидрогенераторов изготовлены новосибирским заводом]]
  
 
Серия асинхронных турбодвигателей АТД — первая в стране среди крупных электрических машин мощностью от 500 до 5 тыс. кВт на 3000 оборотов. Раньше машины такой частоты вращения и мощности выпускали только на заводе «Электросила», по отдельным заказам. Серия из Сибири получила признание в Советском Союзе и в других странах. На электростанциях, нефте- и газопроводах, нефтеперерабатывающих и химических заводах, в горнорудной промышленности работают новосибирские турбодвигатели. АТД считалась большой победой молодого конструкторского коллектива. Даже в Европе подобная электрическая машина мощностью 5 тыс. кВт появилась позже. Достаточно сказать, что по расходу активных и конструктивных материалов, по пусковым и рабочим характеристикам серия асинхронных электродвигателей АТД дала годовую экономию почти в 9 млн рублей. Столь же большой экономический эффект — более 5 млн рублей — дало в 1960 г. и освоение турбогенераторов мощностью 50 тыс. кВт.
 
Серия асинхронных турбодвигателей АТД — первая в стране среди крупных электрических машин мощностью от 500 до 5 тыс. кВт на 3000 оборотов. Раньше машины такой частоты вращения и мощности выпускали только на заводе «Электросила», по отдельным заказам. Серия из Сибири получила признание в Советском Союзе и в других странах. На электростанциях, нефте- и газопроводах, нефтеперерабатывающих и химических заводах, в горнорудной промышленности работают новосибирские турбодвигатели. АТД считалась большой победой молодого конструкторского коллектива. Даже в Европе подобная электрическая машина мощностью 5 тыс. кВт появилась позже. Достаточно сказать, что по расходу активных и конструктивных материалов, по пусковым и рабочим характеристикам серия асинхронных электродвигателей АТД дала годовую экономию почти в 9 млн рублей. Столь же большой экономический эффект — более 5 млн рублей — дало в 1960 г. и освоение турбогенераторов мощностью 50 тыс. кВт.
Строка 92: Строка 100:
  
 
Предложение охлаждать ротор водой не являлось новой идеей, но одновременно следовало разработать надежную конструкцию подачи воды в ротор, вращающийся с частотой 3000 оборотов в минуту, и в его обмотку, работающую под напряжением 3500 В; требовалось обеспечить и высокую герметичность всей системы при неизбежных вибрациях. Новшество обещало существенный технико-экономический эффект. В частности, повышались КПД генератора и устойчивость в аварийных режимах, уменьшались его габариты, вес и т. д. Для улучшения эксплуатационных характеристик машин новосибирцы и модернизировали систему охлаждения, создав турбогенераторы с водомасляным принципом охлаждения. Такую машину создали именно в Новосибирске по собственным разработкам.  
 
Предложение охлаждать ротор водой не являлось новой идеей, но одновременно следовало разработать надежную конструкцию подачи воды в ротор, вращающийся с частотой 3000 оборотов в минуту, и в его обмотку, работающую под напряжением 3500 В; требовалось обеспечить и высокую герметичность всей системы при неизбежных вибрациях. Новшество обещало существенный технико-экономический эффект. В частности, повышались КПД генератора и устойчивость в аварийных режимах, уменьшались его габариты, вес и т. д. Для улучшения эксплуатационных характеристик машин новосибирцы и модернизировали систему охлаждения, создав турбогенераторы с водомасляным принципом охлаждения. Такую машину создали именно в Новосибирске по собственным разработкам.  
 +
 +
[[файл:ELSIB-5.jpg|thumb|alt=Обсуждение проекта гидрогенератора. Слева направо: А.Я. Угрюмов, Т.В. Иванова, К.Н. Масленников, А.С. Постников, В.В. Адаменко|Обсуждение проекта гидрогенератора. Слева направо: А.Я. Угрюмов, Т.В. Иванова, К.Н. Масленников, А.С. Постников, В.В. Адаменко]]
  
 
В начале 1958 года в Москве проходило совещание, посвященное перспективам развития отечественного электромашиностроения. Главными докладчиками являлись харьковчане, ленинградцы, москвичи, новосибирцев же пригласили лишь в качестве гостей. Но сибиряки решительно заявили о себе и своих разработках с трибуны союзного совещания: Потехин и Школьников привезли в Москву уже почти готовый проект. Они не ошиблись: на совещании решили, что новосибирский завод разработает новый турбогенератор, а союзные НИИ помогут ему консультациями.  
 
В начале 1958 года в Москве проходило совещание, посвященное перспективам развития отечественного электромашиностроения. Главными докладчиками являлись харьковчане, ленинградцы, москвичи, новосибирцев же пригласили лишь в качестве гостей. Но сибиряки решительно заявили о себе и своих разработках с трибуны союзного совещания: Потехин и Школьников привезли в Москву уже почти готовый проект. Они не ошиблись: на совещании решили, что новосибирский завод разработает новый турбогенератор, а союзные НИИ помогут ему консультациями.  

Текущая версия на 21:11, 19 января 2013

После окончания войны, принесшей народному хозяйству страны колоссальный ущерб, требовалось строить новые электростанции, преимущественно в не разрушенной войной Сибири. Им, как воздух, требовалось оборудование, с поставкой которого не могли быстро справиться электромашиностроительные предприятия Европейской России. Выход виделся в развитии энергетической базы за Уралом, поэтому в 1946 году правительство СССР приняло решение о создании в Сибири заводов этого профиля, и самого крупного из них — в Новосибирске.

Городской исполнительный комитет отвел для производственных корпусов и жилья обширный участок земли на юго-западной окраине города. 26 ноября 1949 года было утверждено проектное задание на строительство первого предприятия этого комплекса — Новосибирского завода турбогенераторов и крупных электрических машин. Фактически строить его начали лишь в конце 1950 года, но значительно раньше Валерия Николаевича Трифонова, до этого возглавлявшего завод «Электроагрегат», уполномочили в министерстве «обеспечить заключение с подрядчиком договоров на проведение в 1950 году подготовительных работ к строительству завода турбогенераторов и крупных машин». На следующий год В.Н. Трифонов стал полноправным директором строящегося завода, а его заместителем по капитальному строительству назначили П.И. Фурмана. На долю первопроходцев выпали самые напряженные и ответственные пять лет истории завода.

Вот как вспоминает те дни старший инженер и начальник отдела кадров Г.П. Шраменко в книге «Сибирской индустрии рядовой» — его личное дело значилось в отделе кадров новорожденного предприятия как «Личное дело № 1 от 1 октября 1950 года»: «Список работников Новосибирского турбогенераторного начался с моей фамилии. Случилось это обыденно и просто: отбывающий в Новосибирск для организации строительства уполномоченный министерства Ефим Соломонович Измозик «изъял» меня из Главэлектросбыта, чтобы вместе начать подготовительные работы. Мы в считанные дни документально оформили новую организацию — ОКС (отдел капитального строительства). На меня легли хозяйственные, кадровые и многие другие обязанности, которые тогда невозможно было даже предугадать: ведь начиналось все «с нуля».

Е.С. Измозик считался опытным инженером-руководителем, человеком высокой культуры, неутомимым и инициативным. Благодаря его энергии и настойчивости создался строительный трест № 43, в который входили спецуправления по промышленному и жилищному строительству и соответствующие субподрядные организации. В октябре 1950 г. от станции Чемской началось строительство подъездных железнодорожных путей к промплощадке, а на 69-м квартале шла сборка жилых домиков.

На улице Октябрьской в здании базы облпотребсоюза удалось арендовать три комнаты для администрации предприятия, которая пока состояла из одного ОКСа. Завод как генеральный заказчик выдавал своему генподрядчику — тресту № 43 — все электрооборудование, материалы, сантехнику. Шраменко вспоминал, как декабрьским морозным утром, после обильного снегопада, они «с Измозиком и начальником строительного участка Игорем Алексеевичем Дроздовым (впоследствии доктор технических наук, заведующий кафедрой) выехали на площадку будущего предприятия. Это было очень важное событие. За нами цепочкой тянулся обоз. Лошади, утопая в снегу по брюхо, тащили сани, груженные инструментами, досками, прочими стройматериалами для сооружения первых теплушек…».

В канун декабря 1950 года со свердловского завода «Уралэлектроаппарат» прибыл назначенный главным инженером завода Александр Павлович Преображенский. Он и возглавил строительство.

С наступлением весны на промплощадке началось сооружение главного корпуса, летом заложили фундамент изоляционного корпуса и котельной. Продолжали сдавать жилье для строителей на 69-м квартале, рядом с заводом вырос целый поселок двухэтажных щитовых, так называемых финских, домиков. На новых площадях возводили капитальные дома.

На завод поступали оборудование и материалы, но перевозить их было некуда и нечем. Пришлось срочно организовывать отделы снабжения и транспорта.

По воспоминаниям Шраменко, в сентябре 1951 года прибыл директор завода Валерий Николаевич Трифонов. Ознакомившись с ходом строительства, Трифонов констатировал: «Турбогенераторный построим, а специалистов нашего профиля в Новосибирске нет. Надо срочно принимать меры».

Вскоре завод получил от государства 5 млн рублей на подготовку кадров — в июне 1952 г. вышло постановление Совета Министров СССР, в котором говорилось о выделении этих значительных средств на обучение. Завод получил лимит на подготовку 100 инженерно-технических работников, 640 рабочих в год.

Первый директор завода В.Н. Трифонов
Первый директор завода В.Н. Трифонов

Все понимали, что формирование коллектива должно осуществляться параллельно со строительством завода. Проблема осложнялась тем, что в районах восточнее Урала не существовало тогда ни одного завода крупного электромашиностроения, а значит, и специалистов этой чрезвычайно сложной отрасли промышленности. Поэтому параллельно со строительными и монтажными работами организовали подготовку кадров — инженеров, техников и рабочих. Более двухсот молодых специалистов, окончивших недавно вузы, направили на ленинградский завод «Электросила» имени С.М. Кирова и свердловский «Уралэлектроаппарат» («Уралэлектротяжмаш») учиться проектированию, расчету, испытанию новых машин. Эти специалисты впоследствии составили ядро инженерного коллектива предприятия.

О том, как происходил набор желающих учиться, рассказывает «кадровик № 1» Г.П. Шраменко:

«Получив распоряжение организовать отдел подготовки кадров и начать прием людей, я дал в газете «Советская Сибирь» объявление о том, что мы принимаем и посылаем на обучение в Ленинград и Свердловск всех, желающих стать электромашиностроителями. В первый день пришло человек 25—30. А на второй — около 400. Дирекция размещалась в здании базы облпотребсоюза, на втором этаже. Люди заполнили подъезд, коридоры на первом и втором этажах, невозможно было пройти… Меня пригласил к себе директор базы и сказал, чтобы мы немедленно прекратили это безобразие, сейчас же освободили помещение и не мешали работать. Тогда Трифонов договорился с управляющим трестом № 43, и отдел кадров перевели в их помещение. Вскоре и там стало многолюдно. Сам управляющий еле пробирался в кабинет... Но дело было сделано: мы сумели направить учиться на «Электросилу» более 250 человек, на «Уралэлектроаппарат» — 100 человек. Более 100 будущих станочников учились в Новосибирске…»

Опытных специалистов завод не имел, руководящие посты предстояло занять молодым. Рос завод, а с ним — и руководители. К концу 1952 года все ученики получили квалификацию, им присвоили разряды, а завода пока не существовало. Родственные ему предприятия в Ленинграде и Свердловске пошли навстречу, временно приняв новосибирцев на работу. В Новосибирске тоже определяли людей временно — на «Сибсельмаш», «Тяжстанкогидропресс». Таким образом старались сохранить кадры.

Летом 1952 года построили бытовки главного корпуса: на первом этаже стали изготавливать оборудование и оснастку. Но завод числился строящимся, поэтому металл ему не отпускали. Только совместными усилиями администрации, парткома, инженеров завода после длительных переговоров с московским главком вопрос с металлом наконец решили. Его стали получать в достаточном количестве, и тогда уже в каждой бытовке наладили изготовление оснастки и нестандартного оборудования.

Как руководитель завода, Трифонов понимал, что кадры будут решать многое. Поэтому с самого начала хлопотал об открытии в Новосибирске электротехнического института, который и начал строиться в 1952 году. В.Н. Трифонов, будучи еще и профессором Московского заочного машиностроительного института, вспоминал в книге «Сибирской индустрии рядовой»:

«Чтобы организовать занятия сразу же, мы вместе с ректором НЭТИ профессором А.К. Потужным решили для этой цели приспособить два строящихся жилых трехэтажных дома (на 69-м квартале, теперь около телецентра), оборудовали в них вместо квартир аудитории и другие помещения, подобрали преподавательский состав и организовали учебу…».

Реальное существование нового института ускорило строительство специального помещения. Так, комплексно, последовательно решались задачи подготовки кадров для себя, а в перспективе и для будущих предприятий Западной Сибири. Первыми студентами вечернего отделения НЭТИ стали рабочие и техники турбогенераторного. По мере строительства НТГЗ к нему повышался интерес. Если в начале 1953-го сюда прибывали выпускники только из других городов, то к концу года здесь приняли свыше сорока молодых специалистов из местных жителей. К этому времени на заводе насчитывалось 730 человек, из них 188 ИТР, 363 рабочих и 127 учеников.

Досрочно сдали в эксплуатацию бытовые помещения главного корпуса, и во второй половине 1952 года заводоуправление переехало на левый берег, чтобы в этих помещениях организовать первую очередь полноценного цеха нестандартного оборудования. Первую товарную продукцию цеха нестандартного оборудования завод дал в декабре 1952 г. на сумму 72 тыс. рублей. Тогда изготовили наждачные точила, стеллажи для инструмента и инструментальные шкафчики. Еще через месяц выпуск продукции составил уже 120 тыс. рублей.

Завод возводили ускоренными темпами: еще не успели появиться крыши над пролетами цехов, а уже начали устанавливать станки. Нелегко давалась эта организация параллельной подготовки производства. Оборудование устанавливали в первых трех пролетах главного корпуса, не ожидая сдачи их в эксплуатацию: установили около 100 станков — для инструментального цеха, цеха нестандартного оборудования (по временной планировке) и некоторые станки и стенды первоочередной технологической цепочки производства продукции. Договорились со строителями, что они сделают несколько фундаментов для уникальных станков в других пролетах.

Стояла зима 1953 года: морозы крепчали. Люди замерзали, а котельная находилась в начальной стадии строительства. Тогда приняли решение: в одной части бытовых помещений оборудовать временную котельную (10 котлов обеспечат минимальные нужды). С вводом тепла начал частично действовать заготовительно-сварочный цех, оборудовались стенды, испытательная станция. В других пролетах, где ближайших перспектив на тепло не предвиделось, для станков первоочередной технологической цепочки строили тепляки («домики» для каждого станка с разъемной крышей для подачи деталей на обработку). Поставили в них отопительные агрегаты, подвели тепло от временной котельной и таким образом замкнули первоочередную цепочку. Правда, все это располагалось на временных территориях, по временной планировке. В это же время в Ленинграде рабочими из Сибири под руководством сибирских мастеров и контролеров ОТК готовилась обмотка для первых машин и некоторые другие узлы.

Завод рос, осваивал главные технологические операции. В четвертом квартале 1953 года в основном закончили монтаж первых трех пролетов, в других удалось ввести в действие первоочередную технологическую цепочку. Вернувшиеся из Ленинграда и Свердловска производственные группы сформировали коллективы цехов. К концу года на заводе работало 800 человек. Вскоре отметили двойной праздник: сданы в эксплуатацию три пролета главного корпуса, выпущены два турбомотора АТМ-2000 — турбогенератора мощностью 4 тыс. кВт с маркой первого в Сибири завода крупного машиностроения. Это случилось 29 декабря 1953 года, когда на еще недостроенной испытательной станции опробовали первый электрический двигатель АТМ-2000, собранный, главным образом, из деталей, поступивших с «Электросилы». На митинге, состоявшемся 30 декабря в не отапливаемом пока корпусе, праздновали рождение нового электромашиностроительного завода. Новосибирский турбогенераторный вступил в строй действующих.

На предприятии готовились выпускать первоочередные турбомоторы АТМ-2000 и турбогенераторы ТВ-25-2, а рабочие на других заводах учились изготавливать детали и узлы этих машин, постепенно создавая запасы незавершенного производства. Руководил работой главный инженер завода А.П. Преображенский, а потом прибывший сюда с «Электросилы» на должность главного конструктора К.Ф. Потехин, впоследствии — главный инженер предприятия. Дань уважения и добрую память сохранили на заводе и о других первопроходцах начала 50-х годов: Николае Иосифовиче Школьникове, который пришел в канун рождения завода молодым специалистом, работал главным конструктором, главным инженером, директором завода, многое сделал для развития отечественного электромашиностроения; заместителе главного инженера А.И. Каторгине; начальнике производства — главном диспетчере И.М. Кузнецове; начальнике цеха В.Г. Резниченко. Вписаны в историю завода и отдавшие много сил и энергии становлению предприятия мастера А.М. Малахов, Н.К. Грязных, М.Ф. Лобко, шлифовщик Н.Ф. Батырев, слесарь-сборщик И.Е. Кудрин, изолировщица В.А. Комарова, мастер ОТК В.В. Ушаков и многие другие...

Митинг на заводе, посвященный выпуску первых электрических машин АТМ-2000. 1953 г.
Митинг на заводе, посвященный выпуску первых электрических машин АТМ-2000. 1953 г.

Первопроходцам пришлось решать множество сложных технических и организационных задач. Когда молодые инженеры прибыли на строящееся предприятие, то отметили прежде всего, что «его масштабности, его будущим мощным машинам совсем не соответствует та огромная доля ручного труда, которая была предусмотрена проектом». Проект, кстати, разрабатывали ленинградцы из Ленгипроэнергопрома. Анализ, проведенный тогда специалистами, показал, что ручной труд составлял 60—65 процентов, а от его качества в прямой зависимости находилось и качество будущих электрических машин. Поэтому проблемой механизации производственных процессов следовало тогда, на самом старте, заняться немедленно. Для этого вносились поправки в проект. Сложность заключалась в том, что средства механизации и автоматизации для специальных технологических процессов не разрабатывал и не изготавливал ни один завод страны, приходилось рассчитывать только на свои силы и опыт коллег родственных предприятий. С другой стороны, появлялось больше возможностей для творчества, самостоятельных технических решений, что, естественно, привлекало на предприятие молодые инженерные силы.

На НЗТГ, или «Турбинке», пошли по такому пути: еще не возвели стены главного корпуса, еще не смонтировали ни одного станка, а конструкторское бюро для проектирования средств механизации и автоматизации будущих технологических процессов уже организовали! Первым начальником бюро стал Н.П. Ширшов, который проработал здесь 17 лет, после чего возглавлял СКБ на КамАЗе. Но «Турбинка» росла, и сил одного творческого коллектива не хватало, поэтому организовали отдел, состоящий из двух конструкторских бюро и технологической группы. Пришли новые специалисты — коллектив теперь мог решать проблемы комплексного развития. Начали с глубокого изучения самой технологии. На первом этапе решили позаимствовать перспективные разработки, ознакомиться с механизацией на заводах «Электросила», харьковском «Электротяжмаше» и «Уралэлектротяжмаше», приспособив их опыт к условиям сибирского производства. Внимательно изучали и предложения Ленгипроэнергопрома, спроектировавшего НЗТГ.

Проблем возникало немало. Изделие от чертежа до выпуска проходит сотни операций, и требовалось найти непроизводительные затраты, ликвидировать их, ручные операции по возможности заменить механизированными, заставить оборудование работать с максимальной отдачей. В проекте завода не предусматривалось собственной научно-исследовательской и проектно-конструкторской базы. Предполагалось, что турбо- и гидрогенераторы, крупные электрические машины завод будет выпускать по технической документации, получаемой с ленинградского завода «Электросила». Конструкторам оставалось только следить за выполнением требований этой документации и принимать оперативные решения в случае необходимости. Однако молодой инженерно-технический коллектив не согласился с этим и с первых дней создания конструкторского бюро, а затем отдела главного конструктора начал работать над собственными проектами.

По проекту турбогенераторный завод мыслился как часть комплекса крупных электротехнических предприятий Новосибирска с широкой производственной кооперацией между ними. Пока другие заводы только создавались, коллектив НТГЗ готовил производство и кадры для них, чтобы сразу после ввода в эксплуатацию предприятия комплекса могли приступить к выпуску продукции. Трудоемкая работа отвлекала немало сил и энергии от основного — совершенствования электромашинного производства. Молодому заводу предстояло преодолеть еще немало серьезных трудностей, прежде чем приступить к серийному выпуску электрических генераторов, — например, освоение и выпуск непрофильной продукции. Да еще какой!

В стране осваивались целинные земли — сельское хозяйство нуждалось в технике. Коллектив НТГЗ получил государственное задание: на свободных производственных площадях наладить в кооперации с другими заводами Новосибирска выпуск зерноуборочных комбайнов С-6 — «Сталинец-6». Много инженерного таланта вложили в организацию этого производства: смонтировали два конвейера, обучили людей и в конце 1955 года выпустили первые 40 машин. Всего же в 1955—1957 гг. с заводского конвейера сошло 27 290 комбайнов — весомый вклад в решение тогдашней «общегосударственной задачи увеличения производства зерна». К апрелю 1956 г. коллектив цеха по сборке комбайнов стал дважды краснознаменным. Здесь же выпускали детали и узлы электрических печей для строившегося Новосибирского завода электротермического оборудования.

Еще один «отвлекающий», но одновременно способствовавший продвижению к главному направлению момент: в конце 50-х годов железнодорожный транспорт страны переходил с паровозной тяги на тепловозную и электровозную. Харьковский завод «Электротяжмаш», единственный в стране изготавливавший электрооборудование для тепловозов, не мог удовлетворить значительно возросших потребностей. И Новосибирский турбогенераторный получил правительственное задание наладить выпуск дизельных генераторов постоянного тока, тяговых двигателей для тепловозов. В сжатые сроки на площадях, уже полностью приспособленных для выпуска комбайнов, организовали новое производство. Опять встал вопрос подготовки кадров. И снова ИТР и рабочие из Сибири учились — теперь уже на харьковском заводе «Электротяжмаш»: 27 специалистов и рабочих командировали в Харьков для ознакомления с технической документацией и производством. Параллельно в Новосибирске проектировали цех тепловозного оборудования. Первые его комплекты изготовили 2 июня 1958 г. в цехе под руководством В.А. Папина. Через несколько лет производство тяговых электрических машин передали заводу «Сибэлектротрансмаш».

Много сил отдал коллектив НТГЗ выполнению еще одного непрофильного задания — изготовлению бесконтактной аппаратуры и светильников. Производство нужной народному хозяйству продукции организовали на весьма солидной технической базе. Результат еще одной «разовой» работы останется на память новосибирцам надолго — 7 ноября 1957 г. благодаря технической помощи и труду рабочих «Турбинки» сдали в эксплуатацию путепровод через железную дорогу, по которому пустили первый трамвай от площади Сибиряков-Гвардейцев (пл. Ефремова) до завода. Дело, бесспорно, нужное, но стоит ли говорить, что все эти новые задания в какой-то мере тормозили развитие завода как, прежде всего, специализированного предприятия крупного электромашиностроения.

Но несмотря на трудности, все это время завод развивался, наращивал мощности, формировал свою техническую политику. Если в 1953 г. завод выпустил всего две электрические машины, то в следующем — сорок две. Среди первых изделий был и так называемый «штучный» заказ уральских металлургов на изготовление двигателя для специальной газодувки. Молодые расчетчики и конструкторы Н.И. Школьников, Л.А. Зильберштейн, К.Н. Масленников, Ю.В. Аргунов с энтузиазмом взялись выполнять серьезное для того времени задание. Впоследствии этот двигатель долго и успешно работал на уральском заводе.

Однако специалисты понимали, что важнейшей и наиболее сложной продукцией для предприятия являются турбо- и гидрогенераторы, составляющие основу современной энергетики. Пока их производство не будет освоено полностью, процесс технического становления нельзя считать законченным.

Первый турбогенератор мощностью 30 тыс. кВт завод выпустил в конце июня 1955 года для Барнаульской ТЭЦ по чертежам «Электросилы». У него своя история. Для конструкторов завода ТВ2-30-2 был «чужой» машиной, так как его изготавливали на основе технической документации родственных предприятий. Но это не стало препятствием для производства и сборки первой профильной машины. Сборку корпуса статора вела бригада А. Ягелло и технологи Н. Бахаревский и В. Литвинов. Параллельно с шихтовкой статора монтажники устанавливали 300-тонный пресс собственной конструкции. Укладка обмоток статора и ротора велась в экстремальных условиях, на не оборудованных еще площадях, но это никак не отразилось на качестве, что и подтвердила дальнейшая эксплуатация машины. Хотя в самый ответственный момент случилась авария на балансировочном станке, тогда целую ночь не уходил с завода слесарь-лекальщик В. Мейель, пока не изготовил новую деталь. Первый турбогенератор собрала бригада слесарей-сборщиков А. Соседова.

В марте 1956-го на заводе создали гидрогенератор для одной из крупнейших электростанций того времени — Иркутской. Всего эта ГЭС получила машин общей мощностью 660 тыс. кВт. Кроме того, за эти два года завод изготовил 635 крупных электрических машин, 23 турбогенератора.

Гидрогенераторы для Иркутской ГЭС — целая страница в истории завода. Если первые две машины создавались по чертежам «Электросилы» без изменений, то уже следующие — значительно усовершенствовали при активной помощи конструкторов завода «Уралэлектротяжмаш», и в частности — главного конструктора К.Ф. Костина. На этих крупных гидрогенераторах впервые в мире применили подпятники на гидравлических опорах.

Первый сибирский турбогенератор мощностью 30 тыс. кВт после испытания на стенде
Первый сибирский турбогенератор мощностью 30 тыс. кВт после испытания на стенде

В большинстве случаев гидрогенераторы — вертикальные установки, состоящие из гидравлической турбины и генератора. Подпятником называют узел, который воспринимает вес вращающихся частей турбины и генератора, да еще давление воды на рабочее колесо турбины. Нагрузки измеряются тысячами тонн. Подпятник входит в состав гидрогенератора, в нем своеобразно сочетаются большие и удивительно малые величины: детали измеряются метрами, а допуски при обработке и регулировке их — микронами. В крупных гидрогенераторах подпятник — один из узлов, определяющих надежность всего агрегата. В иркутских гидрогенераторах он не был рекордным по величине, но весьма крупным и воспринимал суммарную нагрузку в 2000 т. Его опорный диск диаметром 3370 мм обрабатывался с точностью 15—20 микрон. Он опирался на 12 залитых высококачественным баббитом сегментов, которые, в свою очередь, покоились на мощных винтовых опорах.

В процессе монтажа гидроагрегата требовалось так отрегулировать все 12 опор, чтобы нагрузка на них распределялась равномерно и оставалась неизменной при работе агрегата. Непростая задача, если учесть, что речь идет о микронах и что малейшая деформация деталей в процессе работы существенно влияет на распределение нагрузки. Процесс технологического сопровождения до сдачи гидроагрегата «под ключ» практиковался в любой точке страны и земного шара. Так было и в Иркутске. Выехав на место, конструкторы и специалисты добились равномерности распределения нагрузок, разработали подпятники на гидравлических опорах.

Испытания гидравлического подпятника на одном из агрегатов Иркутской ГЭС показали, что равномерное распределение нагрузки между сегментами обеспечивается не только в статическом режиме, но и при вращении. Это новшество в практике мирового электромашиностроения оправдало себя. Большая часть гидрогенераторов завода делалась впоследствии с подпятниками именно этого типа. В работе над гидрогенераторами для Иркутской ГЭС молодые конструкторы проявили свои лучшие качества. В процессе создания новых моделей выросли высококвалифицированные специалисты, способные самостоятельно ставить и решать сложные инженерные задачи на всех стадиях производства: от идей новой машины до ее монтажа и пуска. Кроме специалистов завода, в этой работе принимали участие работники гидростанции и ученые ВНИИ электромеханики.

В юбилейной монографии, подготовленной в 2003 году к 50-летию ЭЛСИБа, излагается история, рассказанная работавшим в конце 50-х годов в должности главного инженера предприятия К.Ф. Потехиным. Повествует она о его московской встрече с одним из руководителей американской фирмы «Дженерал электрик» Эдвардом Джонсоном. Во время разговора с новосибирским специалистом американец засомневался, что в Сибири, которую он представлял как дикий край, за какие-то пять лет создан завод крупного электромашиностроения. Но лучше один раз увидеть… И Потехин тогда пригласил Джонсона в Новосибирск. На том и расстались. Через два года Потехин получил телеграмму из Иркутска: «Руководитель американской делегации Эдвард Джонсон, посмотрев новосибирские генераторы, установленные на Иркутской ГЭС, хочет познакомиться с вашим заводом». Сибиряки с удовольствием приняли гостя, который, говорят, проявил чисто американскую дотошность, повторяя «Вижу… и не верю!» Для его скептицизма имелись основания: недостроенные цехи, разрытые котлованы, грязные дорожки и рядом — действующее производство. Но в официальном отчете о своей поездке Э. Джонсон постарался быть объективным, написав: «В Сибири появился центр крупного электрического машиностроения. Новосибирский турбогенераторный завод может стать нашим сильным конкурентом…» Это мнение Джонсона, по утверждению Потехина, опубликовали в каком-то специальном иностранном журнале. Сибиряки не преминули дать свою интерпретацию поведению американца в Сибири, например — главный конструктор Н.И. Школьников: «Вот откуда неверие дядюшки Сэма. Ему просто трудно согласиться с фактом, что в нашей стране появится еще один первоклассный завод…» Такая вот история…

Как бы там ни было, но факты и статистика говорили сами за себя и без американских комментариев: в 1958 г., завершая свою первую рабочую пятилетку, коллектив предприятия изготовил 24 турбогенератора, 433 крупные электрические машины, первые комплекты электрооборудования для тепловозов, начал производить гидрогенераторы для Бухтарминской ГЭС.

Но с плановыми заданиями завод все же не справлялся, числясь в убыточных. Все понимали, что решена только часть задачи: налажено производство основной продукции (турбогенераторов, гидрогенераторов и крупных электрических машин). Только совершенствование планирования и управления могло сделать предприятие рентабельным. Предстояло осуществить комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на то, чтобы вывести завод из тяжелого финансового положения. В 1957 г. экономические службы предприятия провели расчеты перспективного плана завода на 1959—1965 гг.: совместно с техническими специалистами экономисты просчитали возможность за семь лет увеличить объем производства в 3,5 раза, вдвое повысить производительность труда, примерно вполовину уменьшить затраты по себестоимости продукции. Эти расчеты оказались весьма близки к реальности: на конец семилетки объемы производства увеличились в 3 раза, производительность труда — в 2,6, а себестоимость снизилась на 74 процента. По количеству обновления продукции самыми продуктивными в первом десятилетии истории завода стали 1958—1959 годы. Только в 1959 г. освоили 29 новых изделий с экономическим эффектом 7 млн рублей, а к концу 1962 г. эти показатели увеличились вдвое.

Период 1959—1963 гг. насыщен событиями. Лучших работников удостоили высоких правительственных наград. Первыми орденоносцами стали токарь Шишов, изолировщица Комарова, директор завода Нежевенко — за участие в строительстве Иркутской ГЭС и успешное выполнение задания по производству комбайнов. В эти годы Бухтарминскую гидроэлектростанцию (вторую после Иркутской) полностью укомплектовали машинами новосибирского производства. Начался новый этап в развитии завода — освоение производства турбогенераторов мощностью 50 тыс. кВт, серийный выпуск асинхронных двигателей, разработанных специалистами завода.

Машинный зал Иркутской ГЭС. Все восемь гидрогенераторов изготовлены новосибирским заводом
Машинный зал Иркутской ГЭС. Все восемь гидрогенераторов изготовлены новосибирским заводом

Серия асинхронных турбодвигателей АТД — первая в стране среди крупных электрических машин мощностью от 500 до 5 тыс. кВт на 3000 оборотов. Раньше машины такой частоты вращения и мощности выпускали только на заводе «Электросила», по отдельным заказам. Серия из Сибири получила признание в Советском Союзе и в других странах. На электростанциях, нефте- и газопроводах, нефтеперерабатывающих и химических заводах, в горнорудной промышленности работают новосибирские турбодвигатели. АТД считалась большой победой молодого конструкторского коллектива. Даже в Европе подобная электрическая машина мощностью 5 тыс. кВт появилась позже. Достаточно сказать, что по расходу активных и конструктивных материалов, по пусковым и рабочим характеристикам серия асинхронных электродвигателей АТД дала годовую экономию почти в 9 млн рублей. Столь же большой экономический эффект — более 5 млн рублей — дало в 1960 г. и освоение турбогенераторов мощностью 50 тыс. кВт.

Еще одно важное событие произошло в истории предприятия — на базе конструкторского отдела организовали Сибирский научно-исследовательский электротехнический институт (СибНИЭТИ). Основанием этому послужили три официальных документа, принятых в 1960 году: постановление Совета Министров, распоряжение Новосибирского совнархоза и выпущенный на их основе приказ по заводу. Группа сотрудников КБ и высококвалифицированных рабочих в количестве 208 человек перешла в состав научного подразделения. Ко времени создания института коллектив завода имел в активе большую группу специалистов, уже заявивших о своей способности к творчеству и принятию нестандартных решений, притом проявивших не раз свои организаторские способности. Конструкторский коллектив завода, его способность к самостоятельному техническому творчеству получили признание. Спустя 10 лет, в 1970 г., приказом Минэлектротехпрома СибНИЭТИ вошел в структуру завода и стал называться НИИ «Сибэлектротяжмаш» (НИИ «СЭТМ»). В этот период здесь уже трудилось более 400 человек с годовым объемом работ свыше 1 млн рублей.

В 1961 году новосибирские электромашиностроители совместно с коллективом «Электросилы» получили госзаказ изготовить генераторы для Братской ГЭС. Через год выпустили первую машину мощностью 225 тыс. кВт. Тогда же на заводе изготовили турбогенератор мощностью 60 тыс. кВт с водомасляной системой охлаждения и бумажно-масляной изоляцией (ТВМ-60), его установили в Новосибирске на ТЭЦ-2.

Здесь необходимо сделать небольшое техническое пояснение: 1950-е годы были периодом поиска путей совершенствования мощных, но более экономичных турбогенераторов. Если на «Электросиле» пошли по пути создания турбогенератора с непосредственным охлаждением обмотки ротора через охлаждающие каналы поперечной продувкой водородом при повышенном давлении, а харьковчане приняли в качестве базового вариант охлаждения ротора и статора продольной продувкой водородом, то новосибирские конструкторы предложили водомасляную систему охлаждения и бумажно-масляную изоляцию обмотки статора. В зазор между статором и ротором вставляется цилиндр из механически прочного изоляционного материала, например, стеклотекстолита, уплотняется в торцевых частях с наружными щитами. Образуется обширная кольцеобразная полость, которую заполняют трансформаторным маслом — отличной электроизоляционной жидкостью. Насосом его прокачивают через каналы в обмотке и активной стали статора, чтобы масло омывало все конструктивные элементы, охлаждая статор. Во внешних теплообменниках масло охлаждается проточной водой и вновь поступает в статор, таким образом, исполняя роль охлаждающего агента (вместо водорода) и изоляционной среды. Появилась возможность применять для изоляции статорной обмотки и дешевую кабельную бумагу.

Предложение охлаждать ротор водой не являлось новой идеей, но одновременно следовало разработать надежную конструкцию подачи воды в ротор, вращающийся с частотой 3000 оборотов в минуту, и в его обмотку, работающую под напряжением 3500 В; требовалось обеспечить и высокую герметичность всей системы при неизбежных вибрациях. Новшество обещало существенный технико-экономический эффект. В частности, повышались КПД генератора и устойчивость в аварийных режимах, уменьшались его габариты, вес и т. д. Для улучшения эксплуатационных характеристик машин новосибирцы и модернизировали систему охлаждения, создав турбогенераторы с водомасляным принципом охлаждения. Такую машину создали именно в Новосибирске по собственным разработкам.

Обсуждение проекта гидрогенератора. Слева направо: А.Я. Угрюмов, Т.В. Иванова, К.Н. Масленников, А.С. Постников, В.В. Адаменко
Обсуждение проекта гидрогенератора. Слева направо: А.Я. Угрюмов, Т.В. Иванова, К.Н. Масленников, А.С. Постников, В.В. Адаменко

В начале 1958 года в Москве проходило совещание, посвященное перспективам развития отечественного электромашиностроения. Главными докладчиками являлись харьковчане, ленинградцы, москвичи, новосибирцев же пригласили лишь в качестве гостей. Но сибиряки решительно заявили о себе и своих разработках с трибуны союзного совещания: Потехин и Школьников привезли в Москву уже почти готовый проект. Они не ошиблись: на совещании решили, что новосибирский завод разработает новый турбогенератор, а союзные НИИ помогут ему консультациями.

На предприятии сформировали специальный конструкторский коллектив, создали небольшую исследовательскую базу, опытное производство. Началась многолетняя работа над ТВМ. Активно участвовали в ней Школьников, Масленников, Зильберштейн, Румянцев, Шарипов, Чириков и многие другие специалисты завода и института. С их помощью появился опытный модельный турбогенератор ТВМ-60 на базе турбогенератора ТВ-60. Испытания подтвердили высокие качества бумажно-масляной изоляции и возможность создания надежной системы охлаждения ротора водой, а статора — маслом. Конечно, не все шло гладко, находили ошибки и просчеты как в конструкции, так и в технологии. Но работали упорно, искали правильные решения, и испытания показали, что мощность этой машины может быть повышена до 180 тыс. кВт. Это стало ясно на испытательном стенде, причем даже самих создателей этого принципиально нового генератора поразило, что он с ходу продемонстрировал богатырскую силу.

Изначально поддерживал проект директор завода А.А. Нежевенко, но в августе 1958 года его перевели на другую работу, и завод возглавил Л.Е. Семин. Новый директор давал специалистам свободу в техническом творчестве. В сентябре 1960 года Л.Е. Семина сменил на посту директора главный инженер К.Ф. Потехин, который стоял у истоков рождения ТВМ, и конечно, в этой должности он мог влиять на процесс создания своего детища более активно.

Наступил день, когда маневровый паровозик повез машину из цеха, но совсем не далеко — первенец семьи ТВМ мощностью 60 мегаватт смонтировали на Новосибирской ТЭЦ-2, где он стал образцом надежности и эффективности на полвека вперед. Он же дал и основной экспериментальный материал для разработки технического проекта турбогенератора ТВМ-300. Головной его образец, доведенный до совершенства, появился на испытательном стенде завода лишь к 1967 г., но еще задолго до этого эскизный проект ТВМ-300 одобрил технический совет Министерства энергетики. Новый турбогенератор положил начало целому направлению в развитии научной и технической деятельности завода и отрасли в целом. На этой точке истории заимствования заводчанами технических идей со стороны закончились, и молодой коллектив НИИ пошел своим творческим путем. Хотя сотрудничество с родственными предприятиями продолжалось, но уже на условиях равного партнерства.

Параллельно шли поиски новых конструкторских решений для других машин — асинхронных, короткозамкнутых двигателей на 3000 оборотов и мощностью 8 тыс. кВт. Новосибирские двигатели АВ-8000 замечательны тем, что в них применено непосредственное водяное охлаждение короткозамкнутой обмотки ротора и оригинальная система водяного охлаждения активного железа и пазовой части обмотки статора. Впервые в мире создали двигатель большой мощности, который до конца 80-х годов не имел конкурентов на мировом рынке.

Все эти наработки и успехи коллектива привели к тому, что в 1963 году, к своему первому — 10-летнему — юбилею, завод стал рентабельным: государство получило от Новосибирского турбогенераторного завода почти миллион (точнее, 985 тыс.) рублей прибыли. Теперь при определении плановых заданий на государственном уровне все льготы, предусмотренные для планово-убыточных предприятий, перестали действовать, оставалось полагаться лишь на внутренние резервы как основу финансовой и экономической стабильности. Прежде всего, руководители предприятия приняли решение о переводе внутризаводских подразделений на хозрасчет. С середины 1964 г. коллектив завода стал выполнять не только годовые, но и квартальные плановые задания, а по итогам третьего квартала 1964 года впервые в своей истории получил переходящее Красное знамя ВЦСПС и Совета Министров РСФСР.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты