IV.3.1.От монтажной конторы до завода

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск

За свою более чем полувековую историю завод «Промстальконструкция» познал и высокие взлеты, и крутые падения. Создавали это предприятие в целях обеспечения строек Министерства среднего машиностроения СССР металлоконструкциями. В соответствии с приказом заместителя министра, датой его рождения считается 7 мая 1951 года. Монтажную контору № 19, в составе которой находился завод «Промстальконструкция», официально объявили пущенной в эксплуатацию.

Первую продукцию свою завод выдал еще месяца за два до своего официального рождения. Несмотря на то, что пора бурных строек тридцатых годов и военного времени, когда в Новосибирске прибывшие в эвакуацию с запада заводы начинали выдавать продукцию, не завершив строительство цехов, буквально под открытым небом, уже миновала, на «Промстальконструкции» стартовали именно в таких условиях.

В главном корпусе, по традиции именуемом «зданием № 17», имелись стены, но... не хватало крыши, хотя там располагались цехи заготовки, сборки и сварочный. Имелась своя котельная, но тепла она пока не давала — не успели подвести воду. Но продукция, которая требовалась для бурно развивавшейся атомной энергетики страны, уже поступала на предприятия министерства...

При организации предприятие имело два взаимосвязанных направления: помимо производства, в его задачи входил и монтаж на стройках изготовленных конструкций — это расширило его возможности. Год от года объемы производства стремительно нарастали, и, забегая далеко вперед, можно отметить, что в 1990 году валовая продукция завода увеличилась по сравнению с 1951-м более чем в 40 раз.

Условия старта для «Промстальконструкции» оказались нелегкими. Первый руководитель заводской партийной организации Иван Васильевич Андреев (именно он много лет спустя с помощью энтузиастов организовал музей трудовой славы), вспоминал, что в 1951 году на месте, где сейчас располагается завод, тянулся пустырь. Туда ходили охотиться, собирать грибы. И адрес нового предприятия звучал символически: улица Тайгинская…

Строительство завода, призванного обеспечить металлоконструкциями стройки Сибири и Дальнего Востока, шло и днем, и ночью. Многочисленные неувязки в проекте разрешались без проволочек, хотя и спорить приходилось немало. Многие чертежи дорабатывали своими силами завтрашние заводские специалисты.

В апреле 1950-го приступили к монтажу — и появились новые трудности. Так, поступавшие с Рыбинского завода металлоконструкции для зданий имели много брака по сварке. Пришлось спешно организовывать специальную бригаду электросварщиков, которая занялась устранением дефектов. Затем начали устанавливать оборудование — и, увы, много чего не хватало. Оборудование это собирали буквально по единицам со всего Советского Союза. Одним из самых радостных событий стало появление на заводе сначала импортного железнодорожного крана «Унру-Либих», а затем и отечественного «Щербаковца» все из того же Рыбинска.

Первому директору завода Семену Ивановичу Кожину одновременно со строительством требовалось думать о кадрах, о создании производственного коллектива. Можно наладить обучение специалистов, но время... И в мае 1951 года директор выехал в город Глазов, в Удмуртию, а главный инженер Арон Ярахмилиевич Генкин — в город Карабалты, чтобы набрать там рабочих нужных специальностей. Когда они вернулись в Новосибирск, вскоре следом товарными вагонами прибыли 200 квалифицированных рабочих с семьями. Они везли с собой коз, кроликов — такие времена. На заводе пришлось спешно ремонтировать два барака. Во второй половине 1951-го в Томске и Омске начался монтаж линий электропередач из металлоконструкций новорожденного завода.

Бывший начальник второго цеха Иван Герасимович Барыкин ранее работал в цехе металлоконструкций Новосибирского завода химконцентратов. Там круглый год приходилось трудиться на открытых площадках. Бригада такелажников, человек 30—35, вручную разгружала из полувагонов балки, растаскивала и кантовала под сварку колонны и фермы весом в 3—3,5 тонны. В 1951-м цех закрыли, а всех работников перевели на завод «Промстальконструкция» (бывший начальник 11-й монтажной конторы, в которую входил цех, С.И. Кожин стал директором завода). Однако для Барыкина и его товарищей условия труда не слишком изменились — ни крыши, ни отопления. В каждом пролете работало всего по одному крану.

Организация труда вначале мало напоминала заводскую. Отсутствовала технология на сборку, не выписывались наряды. Обязанности мастера исполнял т. Гизе, который вел амбарную книгу, куда записывал на отдельной странице фамилию сварщика, а устно давал распоряжения, кому что варить. В конце рабочего дня сварщик на своей странице записывал, что сделал. Пришлось начать чертить наряды от руки, так как и бланков соответствующих тогда не имелось.

Нелегко приходилось работать в то время, но еще труднее оказалось добираться на работу. Автобусы не ходили, на первую смену рабочих подвозила грузовая машина, а те, кто работал во вторую, либо ждали утра, либо отправлялись по домам пешком. Частенько только под утро, усталые и грязные, добирались до родного дома. Но энтузиазм и молодость побеждали, никто не жаловался.

Интересная деталь: на всю зиму устанавливали ночное дежурство ИТР в котельной. Им следовало следить за своевременной доставкой воды — ее привозили на грузовых машинах.

В начале 1952 года И.Г. Барыкина назначили начальником цеха № 2. В цехе не хватало людей, оборудования. И зима стояла очень суровая. В один из очень морозных дней придумали разжечь в цехе мангалы, чтобы хоть как-то обогреваться. Но крановщицы стали задыхаться, кашлять от угара, пришлось загасить выдумку энтузиастов.

Заводу выпала нелегкая судьба — реорганизаций произошло столько, что с лихвой хватило бы на несколько других предприятий. Монтажная контора № 19 просуществовала два года — в 1953-м ее расформировали, ликвидировав два монтажных района. Завод передали в ведение управления подсобных предприятий Министерства внутренних дел. Еще через два года, в связи с бурным развитием строительства жилья в Новосибирске, по настояниям городских властей на его базе создали уже гражданское монтажно-строительное управление, только теперь в него, кроме завода металлоконструкций, вошел и находившийся по соседству завод автозапчастей, который затем стал механическим цехом.

В 1967-м монтажно-строительное управление преобразовали в управление «Сибакадеммонтаж». Через шесть лет произошло новое укрупнение: создается трест «Сибакадеммонтаж», в состав которого вошли завод и два строительно-монтажных управления. Но цифра «два» вновь и вновь повторяется в истории предприятия. Через два года трест расформировывают. Только тогда появилось самостоятельное структурное предприятие — Новосибирский завод «Промстальконструкция».

К счастью, эти бесконечные перестройки не загубили предприятие. Оно не только удержалось на ногах — при всех переформированиях и переподчинениях оставалось главным одно: завод стремительно наращивал темпы. Стоит обратить внимание на такой факт — уже к концу первого года существования завод вышел на почти проектную мощность! А ведь недоставало, как уже говорилось, многого оборудования, оставались не разработанными технологии, не хватало кадров.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты