IV.2.7.Инфраструктура, дороги и прочее

Материал из История промышленности Новосибирски
Версия от 17:19, 18 января 2013; Ekaterina (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

В 1948 году нынешней улицы Богдана Хмельницкого и окрестных жилых кварталов не существовало. Сосны, березы, местами кустарник. А через два года жилфонд увеличился в 16 раз. Имя Богдана Хмельницкого улица получила в год трехсотлетия Переяславской Рады, широко отмеченной в стране в январе 1954 года. Тогда в честь воссоединения Украины с Россией и присвоили улице имя гетмана. «Это была вообще первая улица на поселке, — рассказывает Д.Ф. Зенкова. — Почтовый адрес до этого привязывался к номеру жилого квартала. А вот улице 25 лет Октября при рождении было присвоено совсем другое имя. 25 лет революции исполнилось в 1942 году, когда этой улицы и в помине не было. Первоначально ее назвали «Имени 25-го Октября». Революция-то 25 октября совершилась, по старому стилю. А потом всё, как водится, попутали».

Со временем стала формироваться так называемая инфраструктура — ОРС, медсанчасть — по образу и подобию «закрытых» городов. Заводу передали совхоз МВД (ныне Пашинский) и железную дорогу с подвижным составом. «Дороги от той точки, которую мы сегодня называем «Учительской», до завода тогда не существовало, — вспоминал А.А. Павлов, — а имелось болото — прорва, в которую улетало все, что туда кидали, чтобы сделать ее проезжей. Каждый год дорогу строили заново, и каждый год после зимы она неизвестно куда уплывала. Сейчас это оживленная магистраль, по которой идет транспорт в Томскую, Кемеровскую области».

В 1949 году по заводу издали приказ: «...в целях улучшения санитарного состояния населенных мест, предупреждения кишечных инфекций в весенне-летний период обеспечить очистку населенных пунктов и рабочих поселков от зимних накоплений... обеспечить общественными уборными и мусороприемниками... обеспечить своевременное строительство и пуск в эксплуатацию водопроводов, канализации, очистных сооружений». В октябре того же года ввели в эксплуатацию временную канализацию с очистными сооружениями жилого квартала № 29 на Красной Горке при условии немедленной организации круглосуточного дежурства хлораторщиков на очистных сооружениях. Правилами общежития предусматривались не только соответствующее поведение жильцов, но и активная борьба с таким проявлениями, как, например, клопы и тараканы. Издавались даже соответствующие приказы по заводу с наказанием нерадивых управдомов и санврачей.

В 1951 году поселок только-только начинал застраиваться. Ветер сыпал песок в глаза, гнал пыль. Поселок Красная Горка в строительных лесах. Сначала построили 29-й квартал, потом 30-й и 27-й. До этого поселок существовал только в 25-м квартале. Тогда это был лучший поселок в районе, который сохранился до наших дней, а на месте 26-го и 28-го стояли бараки, которые утопали в грязи. Через полгода на смену брусчатым баракам (тогда все шутили — «стиля барокко») пришли современные дома. Появились первые четыре улицы. К 1 мая 1951 года издали приказ об организации первого детского сада. Его заведующей стала А.Г. Томилова. На завод ходили из поселка от 25-го квартала по правую сторону нынешних складов и мимо трикотажного комбината. С.С. Синеев, ветеран завода, уточняет, что дорога к поселку подходила от Чкаловского соцгородка, от библиотеки до Учительской, где сейчас ходят трамваи. Существующая дорога от переезда до завода и дальше — это вновь построенная дорога. На завод можно было пройти только через КПП, хотя, случалось, отдельные работники ходили через предупредительную зону, минуя пропускной пункт, иногда разрушая при этом ограждения из колючей проволоки. Нарушителей ловили, объявляли выговор.

7 июля 1952 года в связи с окончанием пусконаладочных работ по питьевому центру получили разрешение от Госсанинспекции СССР включить питьевую воду в сети жилпоселка Красная Горка. До этого воду возили в бочках.

Город тогда не мог особо ничем похвастать, кроме железнодорожного вокзала. Контраст вокзала и деревянного «зодчества» на улицах города казался разительным. Ничуть не лучше выглядел и заводской поселок. Грязные улицы, разбитые дороги, гремящие повозки, прохожие кто в чем, серая от пыли листва. Но прошло всего несколько лет, и на улицах Б. Хмельницкого, Народной, Невского разбили прекрасные аллеи, поставили множество гипсовых и цементных скульптур.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты