IV.2.6.Лошади, машины и паровозы

Материал из История промышленности Новосибирски
Версия от 12:26, 19 января 2013; Ekaterina (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Раньше всех пришли на площадку уже бывшего автозавода железнодорожники. Создали отдел железнодорожных перевозок — ОЖДП п/я 53. Задачи стояли большие — срочно отправлять оборудование автозавода в Минск, создавать базу управления строительства и принимать поступающее оборудование для нового завода. Строились железнодорожные пути к новым корпусам завода, ТЭЦ-4, монтажной конторе, шлакоблочному городку, к поселку Красная Горка. Прямо по улице Александра Невского старые паровозы «ОВ» («овечки») и трехосные «9п», гудя и дымя, передвигали вагоны с грузами, рудой, оборудованием для строящихся цехов. Составы, эшелоны, насчитывающие сотни вагонов, шли десятками. На путях рабочие с «костылями», ломами, метлами и лопатами. Средствами «автоматизации и сигнализации» на железной дороге тогда все еще оставались свисток, дудка и фонарь со свечой.

«Первые начальники ОЖДП Дмитриенко, Купченко, диспетчера Никифоров, Тюрин, Ляменков и др. работали сначала в землянке, а потом в железнодорожном вагоне, — вспоминает бывший начальник железнодорожного цеха № 25 С.М. Казберук. — Трудное было время. Вагоны прибывали сотнями, а складских площадей и железнодорожных тупиков не хватало. Спрос за простой вагонов был строгим и более жестким, чем в настоящее время.

На завод эшелонами, целыми составами стала поступать руда и оборудование для строящихся цехов... В октябре 1953 г. приказом министра ОЖДП п/я 53 объединили с вновь создаваемым железнодорожным цехом завода и целиком передали предприятию. Первым начальником объединенного цеха стал Иван Андреевич Миронов».

Появился транспортный отдел — несколько машин, таких как ГАЗ-63, знаменитая «Коломбина» — ЗИС-3 с будкой (первый заводской «автобус», на котором несколько лет возили рабочих на работу), и полсотни лошадей. В дальнейшем конный парк вырос до 200 голов, он оставался основным транспортным средством на заводе. Лошади служили и внутризаводским транспортом, даже «скорая помощь» ездила на лошади с телегой. В промышленной зоне асфальтированные дороги отсутствовали. По бездорожью — болотистой местности (особенно в период распутицы) — автомобили просто не могли пробиться к заводу. Потом уже появились грузовые автомобили ГАЗ-АА, ЗИС-5, ЗИС-150; автобусы ГАЗ-03-30, легковые машины «Москвич-401», ГАЗ-67, М-20 («Победа»). Они стояли прямо под открытым небом, а позже группировались в недостроенном и неотапливаемом помещении корпуса цеха. Но до них выручали лошадки. «Даже помощник директора завода по быту С.Н. Пыжов (в молодые годы первый комиссар отряда красногвардейцев г. Новониколаевска), — вспоминает бывший начальник автотранспортного цеха В.Ф. Новинский, — предпочитал по служебным делам ездить на лошади». Хозяйство гужевого транспорта возглавлял Бызов. «Конпарком» ведал участник Великой Отечественной войны орденоносец Федор Иванович Востров. Здесь длительное время работали А.И. Дробышев, П.Ф. Иванов, А.И. Баталов, И.С. Тризнов и другие ветераны предприятия. Через некоторое время гужевой транспорт завода перевели на хозяйственный расчет, то есть на полную самоокупаемость, обеспечивающую рентабельность.

Лошадям, несмотря на тяжкий труд, могли позавидовать люди: у них имелись «квартиры», пища, уход и пригляд. Исчерпывающую информацию о лошадях, от кормления до выездки, можно было найти на полках заводской научно-технической библиотеки, там собралась солидная подборка книг по коневодству. Лошади «помогали» не только в труде. Глянешь на нее, и тепло в груди. Спросите любого ветерана, и он вспомнит, как в дни праздничных демонстраций от заводоуправления на Богданке до площади Ленина шла колонна заводчан, а впереди колонны на лихом коне, сером в яблоках, специально приобретенном для торжественных выездов, командир колонны — начальник отдела снабжения Е.П. Малюков.

Первые годы становления автохозяйства выдались очень напряженными и сложными. Особенно много хлопот доставляли запуски двигателей в сильные морозы. Теплой стоянки не существовало. Шоферы пользовались факелами. Донимало и бездорожье. Все еще было впереди...

За более чем 50-летнюю историю автотранспортный цех из небольшого подразделения вырос в серьезное предприятие, управление автомобильного транспорта ОАО «НЗХК», равного которому по мощности и уровню организации нет в Новосибирской области, а возможно, и во всем Сибирском регионе. Здесь и автобусы по перевозке пассажиров, и специальные автомобили (грузоподъемные, снегоуборочные, поливомоечные, «дальнобойные»), и легковые автомобили многих всемирно известных марок, обслуживающие директорский корпус и руководителей подразделений завода...



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты