IV.2.3.В начале славных дел

Материал из История промышленности Новосибирски
Версия от 18:00, 19 января 2013; Ekaterina (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

День 9 октября 1948 года радовал теплой солнечной погодой. На территории сегодняшней промплощадки НЗХК рядом с корпусами строящихся и действующих цехов скопилось невиданное количество легковых автомобилей, приехало столичное начальство в генеральских шинелях и добротных цивильных плащах, среди которых заводчане в гимнастерках и потертых шинелях смотрелись вроде как и не ко двору. Нет-нет, они приехали не на НЗХК, а на еще Новосибирский автозавод, строящийся на болоте, где слышалось кваканье лягушек, а то и кряканье залетевших по привычке уток.

Еще за два года до этого, в августе 1946 года, на промплощадке уже появились корпуса, не приспособленные, правда, ни для химического, ни для машиностроительного производства. В низкие с деревянными фермами перекрытий корпуса нельзя было установить ни мостовые краны, ни кран-балки. На автозавод вывезли много оборудования из Германии, которое лежало вдоль железнодорожных путей. Строилась котельная. Начали осваиваться корпуса инструментального и ремонтно-механического цехов автозавода. Но освоение площадки автозавода шло очень медленно, так как средств отпускалось очень мало и не хватало квалифицированных кадров.

Впрочем, автозаводцы уже могли похвастать двумя экспериментальными грузовыми машинами марки НАЗ-253, собранными вручную из комплектующих, вывезенных из Германии. Впоследствии выпускать эти машины предстояло Минскому автомобильному заводу, куда начиная со следующего дня стали перевозить из Новосибирска оборудование и специалистов. Причина оказалась проста: изменились приоритеты в развитии промышленности, и автомобильная отрасль лишилась дотации, а все усилия сосредоточились на становлении новой, совершенно секретной отрасли, связанной, прежде всего, с созданием «абсолютного оружия».

Когда после выходного дня рабочие автозавода пришли на работу, их собрали и объявили, что завод ликвидируется. Руководство объявило о самоликвидации автозавода и о том, что площадка передается под строительство другого, никому не ведомого завода.

На этой площадке, начиная с 1939 г., велось строительство: сначала завода № 335 НКАП, потом завода № 74 НКТП, потом хлопчатобумажного комбината, снова завода № 335 НКАП. С октября 1945 года площадку передали под строительство автомобильного завода.

На этот раз строительная площадка обрела нового, окончательного хозяина. Приказали начать демонтаж и отправку оборудования. Не успели еще вывезти все оборудование, как на промплощадке появилась большая группа офицеров-проектантов будущего НЗХК, привезли «стройбатовцев» и зэков. Солдаты начали строить нары, разместившись, кто где. Сразу же взялись за бараки. Сначала — аварийный поселок в районе ВСО в чистом поле неподалеку от летного поля учебного аэродрома, потом — почти одновременно — начали строить поселок на 4-м участке из брусчатых домов и коттеджи.

К 25 декабря демонтаж, в основном, закончился, и стали сокращать людей. 68 человек, прошедших специальную проверку, передали по акту заводу. В основном конторских работников, управленцев и шоферов несуществующих машин.

В начале 1949 г. прибыли первый начальник УКСа С.А. Мирзаян, первый главный инженер И.С. Шатунов, первый главный технолог Б.Г. Игнатьев и другие руководящие кадры. Организовалось техническое бюро по подготовке технической документации, возглавляемое С.Н. Пыжовым.

Бригада слесарей. 1951 г.
Бригада слесарей. 1951 г.

Вспоминает ветеран завода С.С. Синеев:

«Директору завода разрешили взять из бывших автозаводцев несколько человек. Прислали начальника ОКСа, главного инженера, группу проектантов, зам. директора по общим вопросам, пом. директора по кадрам.

К заводу подходила одна булыжная дорога с улицы Жданова. Маленькая заводская будка была проходной, которую зимой в бураны заносило снегом. На месте ДОКа был поселок и управление учебного хозяйства сельскохозяйственного института. Зимой с лога всегда дул пронизывающий ветер.

Корпуса были непригодны для нашего завода и их надстраивали, что дороже обходилось, чем построить новые. Корпуса были расположены на топком месте, один корпус вообще чуть ли не на болоте. Всегда стояла вода, и ремесленники катались на плотах. Корпус сломали, а фундамент засыпали землей, сейчас здесь озелененная площадка. Склады и железную дорогу автозавода вскоре сломали и построили цеха. А дальше к ТЭЦ было сплошное поле, где жители садили картофель. Около железнодорожной линии было несколько емкостей с горючим Чкаловского завода, которые сохранились до наших дней. За ТЭЦ-4 было учебное летное поле.

Мне пришлось с солдатами бурить площадку завода и брать пробу грунта для исследования. Где бы ни бурили, везде вода очень близко от поверхности, от 1 до 3 метров — и уже вода, а грунт плывун. В районе ТЭЦ бурить пришлось глубже, до 10 метров, а где военный городок — здесь стояло озерцо. Сырое место было на поселке 26, 27, 28 кварталов».

За три недели до этого в Новосибирске побывала еще одна комиссия, не такая внушительная, но возглавляемая председателем Специального комитета по атомной проблеме «Э» — Л.П. Берией. Комиссия осмотрела два места вероятного расположения будущего завода — на берегу Оби в Красном Яру (Мочище) и площадку автозавода. Председатель выбрал площадку НАЗ. В Приложении № 5 к приемо-сдаточному акту автозавода можно найти исчерпывающую информацию не только о передаваемых строительных объектах, но и обо всей инфраструктуре. Площадка строительства, общей площадью 240 га, располагалась вблизи станции Ельцовка Томской железной дороги, в 10—12 километрах от центра Новосибирска. Площадка оказалась зажата между железной дорогой, территорией складов СибВО, оврагами и городом. На ней располагались также склад ГСМ завода № 153 и аэродром с постройками Управления аэрофотосъемки. По данным геологических изысканий, уровень грунтовых вод определили на 1,3—4,5 м от поверхности земли. Фактически уровень грунтовых вод поднимался значительно выше — до 0,3 м. Часть площадки оказалась сильно заболочена. В зимнее время площадка подвергалась сильным снежным заносам, с толщиной снежного покрова свыше двух метров.

Площадка имела подъездные автодороги, связывающие автозавод с городом, и железнодорожный подъездной путь. Ближайшие трамвайные линии находились на расстоянии пяти километров от площадки.

По акту передавались четыре пятипролетных корпуса и один девятипролетный, общей площадью 53793 кв. м. Здания являли собой жалкий вид: строительство не завершено, появились разрушения от сильных буранов, фундамент сместился относительно осей колонны, отсутствовала канализация, обогрев корпуса осуществлялся от паровоза, установленного рядом, в корпусах размещались лагерь заключенных, ремесленное училище, склады, цеха, котельные, гараж.

Вследствие плохой подачи воды городом промплощадка обеспечивалась водой в недостаточном объеме. Вода находилась в резервуаре объемом 600 куб. м. Строительство насосной станции еще не завершилось. Канализационная сеть отсутствовала. Сброс канализационных вод осуществлялся в естественное пониженное место на промплощадке и в небольшую балку, впадающую в речку Ельцовку. Промплощадка не имела и собственного источника электроэнергии. 1200 кВт получала от ЦРП завода № 153. Телефонная связь насчитывала 100 номеров. Количество абонентских точек 86, из которых три в соцгороде. Передавались также котельная с четырьмя котлами, маломощная хлебопекарня, ветхая баня-санпропускник на 40 человек, два черных барака, начальная трехклассная школа и больница на 40 коек. В бараках из «удобств» имелось лишь печное отопление. С этого и начал создаваться НЗХК. На баланс новорожденного предприятия передали также около 10 тысяч квадратных метров жилищного фонда — деревянные бараки.

Несколько последующих лет шло строительство нового Государственного союзного завода № 250. Под этим номером его знали только посвященные. А для обычных граждан, даже работников завода, он был известен как Сибирский химический завод Министерства химической промышленности, а позднее — завод п/я 80, предприятие п/я Г-4807, НЗХК. Завод до сих пор часто называют «восьмидесятым».

Первым директором стал А.М. Михайлов, имевший уже опыт работы в атомной промышленности на заводе № 12 в подмосковной Электростали. И тут же завод обрел еще одно имя: «Объект, или Хозяйство Михайлова». Первые письма с грифом «Совершенно секретно» в Первое Главное управление в Москву директор писал ученической ручкой, роняя кляксы на листок из школьной тетради, — в заводском музее хранится одно такое письмо от 1 декабря 1948 года.

Ученики школы рабочей молодежи. 1952 г.
Ученики школы рабочей молодежи. 1952 г.

«...С нашей точки зрения, первоочередными объектами строительства следует считать жилищное строительство в квартале № 29 и восстановительный ремонт эксплуатируемого жилого фонда в кварталах №№ 25 и 26.

...На неотложно-необходимое приобретение в текущем году до конца года потребуется дополнительно 50 тысяч рублей.

В числе приобретений в т. г. мы имеем в виду, в основном, приобретение мебели и инвентаря, т. к. другие приобретения, в частности, транспортных средств, нам кажется нереальным.

Еще прошу Вас о выделении заводу 2-х легковых и 2-х грузовых автомашин, а также пассажирского автобуса для транспортировки работников на работу. В случае невозможности выделения автобуса выделить 3 грузовых автомашины, одна из которых будет оборудована под автобус...

Завод не имеет пока пишущей машинки. Нет бумаги. Нет вообще никаких материалов первой необходимости. Заводу неизвестно его юридическое название для внешних сношений».

В 1951 г. А.М. Михайлова сменил А.Н. Каллистов, директор электростальского завода.

С чего же начинался завод? Со вспомогательного производства. Рабочим требовалось где-то жить, поэтому приказ № 1 — о создании ЖКО. По приказу в ведение Сибирского химического завода с 1 сентября 1948 года передавался от автомобильного завода жилищно-коммунальный отдел со всеми активами и пассивами баланса, а также со всеми штатными работниками, находящимися в ЖКО на день издания приказа; ЖКО присваивалось «имя» — почтовый ящик № 90. Сначала ЖКО занимался ремонтом жилых деревянных домов, потом многие работники ЖКО анкетировались, получили пропуска на завод, занялись ремонтом помещений цехов, их обустройством, техоснасткой, изготовлением мебели для детских учреждений. Первое время стройматериалы возили на лошади, а доски распускали вдоль вручную лучковой пилой. Под жилищно-бытовое и коммунальное строительство горисполком выделил участок к юго-западу от заводской площадки на расстоянии 1,5—2 км. До этого капитальное строительство жилых домов автозаводом осуществлялось только в квартале № 29 площадью 4,65 га. Из двадцати девяти запроектированных объектов начали строительство восьми двухэтажных кирпичных 20-квартирных домов, четырех трехэтажных кирпичных 30-квартирных и двух общежитий. На первых этажах бараков каркасно-засыпного типа с печным отоплением располагались общежития. На 26-м и 28-м жилых кварталах состояние многих бараков оказалось настолько плохим, что их определили к сносу.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты