IV.16.3.Время перемен

Материал из История промышленности Новосибирски
Версия от 16:53, 20 января 2013; Ekaterina (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Одиннадцатую пятилетку завод завершил почти на три месяца раньше срока. В следующей, 12-й, перед предприятием стояла непростая задача — увеличить объем выпускаемой продукции с 9 до 13 миллионов рублей. Для этого требовалось провести реконструкцию оборудования и техническое перевооружение. Этапы «перестройки» наметили в Комплексном плане технического перевооружения завода («Интенсификация-90»). В соответствии с этим планом на предприятии предстояло внедрить 90 новых прогрессивных станков. В их числе — станки с ЧПУ (числовым программным управлением), обрабатывающие системы, роботизированные комплексы. Первые станки с ЧПУ появились на «Дормаше» еще в доперестроечный период — своеобразный роботизированный комплекс в миниатюре — два токарных станка, соединенных в одно устройство. Проектировал и создавал его Василий Николаевич Дряпочков — человек редкой в те времена профессии инженера-электронщика, сотрудник монтажно-наладочного управления. «Поломать голову пришлось, — вспоминает В.Н. Дряпочков. — Станки не были готовы к тому, чтобы работать в одной упряжке с роботами. Требовалась промежуточная плата — пришлось самим ее проектировать, изготавливать». Когда все работы выполнили, инженер решил остаться на заводе — не смог оставить свое детище. На «чудо техники» приходили посмотреть все токари-станочники.

Специалисты распределили все детали, которые предполагалось обрабатывать на роботизированном комплексе, на шесть групп, каждой из которых соответствовала своя технология и, следовательно, своя программа. ЧПУ предстояло стать одной из главных составляющих развития завода вплоть до начала 90-х годов и далее, с учетом требований времени.

Конец 80-х прошел в напряженной работе, ориентированной на развитие предприятия в будущем. Но кто же мог знать, что ситуация в отечественной промышленности, да и во всей стране скоро изменится самым неожиданным образом и далеко не в лучшую сторону? Однако вплоть до начала 90-х «Дормаш» работал в полную силу.

В последнюю в истории страны пятилетку завод вступил мощным предприятием, способным обеспечить не только дороги страны надежной техникой, но и своих рабочих нормальными условиями труда. Здесь умели заботиться о людях. Вот что писала в 1986 году о заводе газета «Советская Сибирь»:

«Завод отнюдь не случайно носит звание предприятия коммунистического труда, предприятия высокой культуры. Отлично оборудованные бытовки, автоматы с газированной водой давно стали делом привычным. Нет очередей за путевками в детские учреждения. К услугам тех, кто желает поправить здоровье, заводская база отдыха в Кирзе и дом отдыха на Черноморском побережье. Восемнадцать тонн свинины в год дает подсобное хозяйство предприятия. В планах заводчан — строительство бассейна и магазина».

Но эти планы так и не осуществились. Пущенный в свободное плавание в стихию неуправляемого рынка, завод серьезно сократил объемы производства и, соответственно, штат рабочих и ИТР.

Вхождение в новые рыночные условия для завода, как и для большинства российских промышленных предприятий, проходило трудно. Из-за повсеместного сокращения дорожного строительства завод оказался на грани банкротства. Не лучшим образом отразилась на работе предприятия и смена формы собственности: государственное предприятие стало открытым акционерным обществом. «А когда нет единого хозяина, — уверено большинство рабочих, — ничего хорошего не жди».

Завод лихорадило и из-за частых смен руководства. С 1999 года, когда на пенсию ушел директор Н.И. Миланин, прослуживший верой и правдой предприятию без малого 24 года, на его посту сменилось несколько человек. И никто из них не задерживался надолго. Каждый руководитель начинал проводить свою «новую экономическую политику», и далеко не всегда удачную. Это создавало проблемы в работе с заказчиками, со сбытом продукции. Рынок требовал более гибких подходов к организации работы, изменения стиля и методов руководства.

Впрочем, ни о ком из последних директоров «Дормаша» нельзя сказать, что он плохо разбирался в производстве или не хотел работать. Перед каждым стояла непростая задача — удержать в сложных современных условиях предприятие на плаву. Из всех заводов дорожных машин, существовавших в стране, выжить удалось единицам. Новосибирский завод дорожных машин — в их числе.

Для того чтобы остаться на плаву, завод принимал подчас самые диковинные заказы. Особенно отличились в этом плане литейщики. Например, не так давно по заказу Академии водного транспорта здесь изготавливали лопасти винта для ремонта речных судов. С 1998 по 2000 год регулярно выдавали детали для асфальтобетонных заводов (лопатка, броня, стойка), использующиеся для измельчения щебня. В месяц с завода уходило шесть-семь таких комплектов. Делали даже съемник рулевой тяги для легковых автомобилей марки «Жигули». И вот уж, казалось бы, совершенно «непрофильная» продукция: запчасти для нефтепромыслового оборудования. В свое время к их выпуску привлекалось не только ОАО «Новосибирский завод дорожных машин», но и ФГУПС ОКБ «Салют», ОАО «Электроагрегат», а также ряд других предприятий Новосибирска. Хотя выполнение подобных заказов и свидетельствует о мастерстве дормашевцев, все же основные усилия предприятия направлялись на обеспечение сибирских дорог качественной уборочной техникой.

В 2000 году за большой вклад в развитие дорожно-строительного комплекса почетными грамотами администрации Новосибирской области наградили нового директора завода Василия Владимировича Корыхаева и начальника заготовительно-сварочного цеха Анатолия Дмитриевича Быкова. В.В. Корыхаев руководил заводом недолго, но, как вспоминают дормашевцы, грамотно и профессионально. До того как возглавить предприятие, он отработал здесь без малого двадцать лет, пройдя путь от мастера до главного инженера.

Старейший рабочий завода И.Н. Лазарко
Старейший рабочий завода И.Н. Лазарко
Дорожное ограждение
Дорожное ограждение

Пожалуй, одной из главных проблем на рубеже веков стала для «Дормаша» слишком большая кооперация. Шасси и комплектующие детали, гидравлику и узлы завод получал от поставщиков, разбросанных по всей России: из Липецка, Волжска, Ульяновска, Казани, с Урала. Большие расстояния, проблемы транспортировки и расчета сказывались на работе не лучшим образом. И никаких кредитов — все требовали только «живых» денег.

Летом 2002 года на предприятие пришла новая управленческая команда во главе с генеральным директором Сергеем Михайловичем Титовым. За очень короткий срок коллектив смог почувствовать, что на заводе начались перемены к лучшему. Стала выплачиваться зарплата. Появились заказы, подтвержденные материальным обеспечением. А вместе с этим у людей появилась уверенность в том, что общими усилиями можно осуществить прорыв в завтрашний день. Стало больше внимания уделяться техническим вопросам, энергетике. Стараясь сохранить преемственность и традиции, сложившиеся за 40 лет, новый гендиректор «Дормаша» не стал менять всю команду, но пригласил новых менеджеров, требуя от них прежде всего маркетинговых исследований рынка. Новосибирцы начали активно «обживать» мощную дорожную фирму «Алтайавтодор».

За последние два года на предприятии сменилось еще несколько директоров. Однако сказать, что этот фактор «сломал» завод, нельзя. Предприятие не стоит на месте, находясь в постоянном поиске новых производственных и финансовых стратегий. Сибирский федеральный округ известен как одна из наиболее проблемных территорий в России по количеству банкротств, хотя и в Сибири существуют предприятия, которые избрали верную финансовую политику, не только ликвидировав угрозу банкротства, но и обеспечив стабильную работу в будущем.

«Незначительное количество предприятий направляют свои действия на увеличение объемов производства и реализации продукции, — говорится в одном из докладов о состоянии промышленности в Сибирском регионе. — Зачастую такие мероприятия начинает реализовывать новая команда управленцев, пришедших на предприятие. В качестве примера полноценного плана финансового оздоровления можно привести ОАО «Новосибирский завод дорожных машин». Руководством предприятия разработан план финансового оздоровления, предусматривающий погашение основного долга по налогам и сборам в размере 5 млн рублей в течение шести месяцев. Основными мероприятиями данного плана являются: реорганизация структуры управления, внедрение системы финансового планирования и бюджетирования, проведение мероприятий по экономии материальных ресурсов, увеличение объема продаж на основе заключенных договоров».

О финансовом оздоровлении на предприятии писал «Вечерний Новосибирск»:

«Дормаш» — не банкрот, а прибыльное налаженное производство, которому не на пользу пошла лишь частая смена директоров в последнее время. Сегодня предприятие попало в реструктуризацию старых налоговых долгов и аккуратно рассчитывается по ним и текущим платежам. Здесь ликвидировали небольшое отставание в выдаче зарплаты и начали ее понемногу, но уверенно повышать. Наняли на работу юриста, который в судах разбирается с дебиторами».

Выяснилось, что «Дормашу» должны даже больше, чем он сам. И сегодня завод требует от дорожников и коммунальщиков партнерских отношений: чем быстрее рассчитаетесь, тем быстрее получите нужную вам новую технику.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты