IV.16.2.Завод дорожных машин

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск

В 1969 году произошло событие, которое во многом предопределило дальнейшую судьбу завода: Министерство автотранспорта и шоссейных дорог разделили на два самостоятельных: Министерство автотранспорта и Министерство автодорог. Новосибирский авторемонтный завод оказался в подчинении Министерства автодорог. Именно тогда приняли решение перепрофилировать предприятие, которое предстояло из ремонтного превратить в производственное, то есть приступить к самостоятельному выпуску машин. Точнее — навесного оборудования для них. А поскольку завод перешел в Министерство автодорог, то и машины он должен выпускать дорожные, назначение которых — поддерживать чистоту и порядок на улицах города и загородных трассах.

Зимняя дорожная машина
Зимняя дорожная машина

Для Новосибирска и всей области рождение нового завода стало значимым событием, ведь до сих пор подобных предприятий здесь не существовало. Задача перед заводчанами встала не из простых: на базе старого требовалось создать совершенно новое предприятие. Конечно, какая-то часть оборудования оказалась востребована в новом направлении работы, и все же основную его часть пришлось менять. Естественно, ремонтное предприятие не могло стать машиностроительным в одночасье — процесс перехода «на новые рельсы» занял несколько лет. Смена профиля происходила поэтапно с 1969 по 1974 год. По мере того, как завод обретал новое лицо, заказы на капитальный ремонт сокращались, а количество и ассортимент выпускаемой продукции возрастали из года в год. Дольше всех просуществовал на заводе моторный участок.

В 1974 году состоялся акт приемки нового предприятия, которое получило название Новосибирский завод дорожных машин, или просто «Дормаш» — какое носит и по сей день. Однако к выпуску новой продукции завод приступил еще в начале 70-х, поэтому в момент своего «второго рождения» предприятие выглядело совсем не так, как десять лет назад. В последующие годы стало ясно — новый профиль завода оказался более выгодным: спрос на машины и оборудование для дорог оставался стабильно высоким. Весь объем работ выполняли три цеха: заготовительный, механический и слесарно-сварочный. Большое количество рабочих — около 500 человек — потребовало организации работы в две, а позже — и в три смены.

Новый этап в жизни завода оказался неразрывно связанным и с новым директором — в 1975 году завод возглавил Николай Иванович Миланин, который уже тогда имел солидный опыт работы на «Сибсельмаше», где прошел путь от простого электрослесаря до начальника цеха. Перед тем как прийти на завод дорожных машин, он возглавлял областной совет Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов. «Дормашем» Миланин руководил почти четверть века — до 1999 года.

Новосибирский завод дорожных машин в то время являлся далеко не единственным предприятием, специализирующимся на выпуске дорожной техники. Предприятий, выпускающих машины для обслуживания улиц и автотрасс, в то время насчитывалось 13 по всему Советскому Союзу. Позже построили еще три. Одним из самых старых был Смоленский опытно-экспериментальный завод, который построили еще до революции. «На нем еще тачанки делали», — смеются дормашевцы-старожилы. Именно этот завод стал головным для новосибирского «Дормаша», помогал встать на ноги: активное сотрудничество началось с первого же дня. Смоленские коллеги «курировали» выпуск снегоуборочных машин, а также пескоразбрасывающей и плужно-щеточной техники. Забегая вперед, скажем, что через несколько лет «Дормаш» сам станет таким же «куратором» по отношению к заводу дорожных машин в Амурской области, и набравшиеся опыта сибиряки отправятся на Дальний Восток отлаживать производство. Из дорожной техники завод начал осваивать прежде всего пескоразбрасывающее оборудование: в Сибири с ее снежными зимами такая техника очень нужна. Стали изготавливать бульдозерное (отвалы, ножи) и плужно-щеточное оборудование для уборки снега и мусора. Но основной продукцией завода оставались пескоразбрасыватели. Кроме того, скоро взялись и за дорожные знаки.

Что касается выпуска дорожных знаков, то здесь роль базового предприятия взял на себя Мытищинский опытно-экспериментальный завод. По плану Доркомплекта новосибирцы должны были выпускать 600 тысяч дорожных знаков в год. Эта продукция «пошла с конвейера» в 1972 году. Однако на практике астрономические числа чиновников не вышли за пределы бумаг: материалов завод получал не настолько много, чтобы освоить подобные объемы. И все же можно с уверенностью сказать, что небольшой сибирский завод обеспечил дорожными знаками без малого четверть страны — годовой выпуск составил 250 тысяч знаков. Большая их часть использовалась для нужд региона. Заводов, специализирующихся на выпуске этого вида продукции, существовало совсем немного — четыре: Новосибирский, Мытищинский, Алма-Атинский и Елгавский (республика Латвия). Эта четверка обеспечивала дорожными знаками весь СССР.

Дорожные знаки
Дорожные знаки

Дорожные знаки того времени принципиально отличались от современных, прежде всего — своим покрытием. Пленка, которую наклеивали на заготовки, представляла собой обычную алюминиевую фольгу с нанесенной на нее краской. Естественно, долговечностью она похвастать не могла, под воздействием погодных условий быстро теряла свои свойства, отставала и шелушилась. К тому же такая пленка имела неудовлетворительные светоотражающие свойства — в темное время суток водители плохо различали знаки. Рисунки на них выполняли путем штамповки либо методом шелкографии, нанося шпателем краску на шаблон. Иногда «одежду» для металлических табличек вырезали вручную. Для изготовления самих знаков использовался гидравлический пресс. Впрочем, машины и знаки — это тоже еще не все. Практически любой машиностроительный завод в советские времена имел «альтернативное» производство — выпускал товары народного потребления. Настольные лампы, будильники и прочее производили даже гиганты «оборонки», не говоря уж о таких предприятиях, как «Дормаш». Заводу требовалось теперь определить, какую продукцию для народного потребления он будет выпускать.

Директор вместе с главным инженером и начальником техотдела совершил не одну экскурсию по городским магазинам, салонам и выставкам. Действовал тогда в Новосибирске «Салон лучших образцов» со своим выставочным залом, где любой желающий мог увидеть лучшие экземпляры советской промышленности. В Доме культуры им. Октябрьской революции тоже действовала выставка товаров народного потребления.

Вскоре завод дорожных машин определился в ассортименте и приступил к выпуску тележек трех видов (для фляг, садовая и тачка), складных «рыболовных» стульчиков, подставок для обуви, а также комнатных детских качелей и даже… кукольных кроваток. Само собой, все эти товары изготовлялись из металла — с деревом здесь дела не имели. Несмотря на кажущуюся «несерьезность» подобного рода продукции, ее выпуск быстро набрал обороты. И доля товаров народного потребления в общей массе выпускаемой продукции приблизилась к отметке 11 процентов.

Наклейщица дорожных знаков И. Люлькина
Наклейщица дорожных знаков И. Люлькина

Важным событием в жизни завода стало появление литейной мастерской — «литейки», как называли ее рабочие. Литейка заработала в середине 70-х. Это позволило, во-первых, экономить металл: если раньше все отходы станочного производства (стружка, обрезки металла) отправляли во «Вторчермет», то теперь часть их стала использоваться в качестве шихты для литья деталей. Во-вторых, новый метод точного литья позволил хоть и немного, но все же разгрузить тех, кто работал за станком. И еще один плюс: раньше литье (детали для машин) приходилось заказывать на Смоленском заводе, а теперь завод смог обеспечивать себя сам. Больших объемов производства литейная мастерская не давала — здесь выплавлялось всего около 50 тонн в год, — но себя «Дормаш» обеспечивал всем необходимым.

Вскоре после того, как завод «переквалифицировался» с ремонтного предприятия на производственное, на его территории состоялась Всесоюзная выставка дорожной техники — ее организовали в рамках Министерства автомобильного транспорта. В ней принимали участие представители Автодора, различных дорожных организаций страны и заводов дорожных машин. Встретившись в Новосибирске, они смогли внимательно изучить образцы всевозможной дорожной техники и обменяться опытом. В адрес Новосибирского завода дорожных машин сказали немало хороших слов — за сравнительно небольшой промежуток времени здесь сумели наладить выпуск качественной техники, отвечающей самым высоким требованиям. Девятая пятилетка стала для «Дормаша» временем коренных преобразований.

Первую свою рабочую пятилетку — девятую — завод дорожных машин выполнил досрочно, за четыре года. Более того, шестеро работников завода выполнили «личные» пятилетки за три года. Первым из них стал токарь-расточник Николай Павлович Заика, «умелец редкостного дарования», как писала о нем одна из газет того времени. В 1974 году его наградили орденом Трудового Красного Знамени. Во многом таким успехам способствовало социалистическое соревнование. Соревнование проходило под лозунгом «Сменное задание — за 7 часов, пятидневку — за 4 дня». За годы пятилетки, прожитой уже в новом статусе, была проведена большая работа по улучшению качества производства. На заводе внедрили систему бездефектной сдачи продукции с первого предъявления, по которой работало около 80 процентов производственников основных цехов. Это дало свой результат: за девятую пятилетку на завод не поступило ни одной рекламации на выпускаемые изделия, а убытки от брака сократились почти на треть. Кроме того, пяти машинам присвоили первую категорию качества.

Коллектив завода дорожных машин постоянно работал над изысканием дополнительных резервов производства, сокращением затрат рабочего времени и повышением производительности труда. Поиск дополнительных резервов принес свои плоды: трудоемкость изготовления продукции снизилась на 7905 нормо-часов, была достигнута значительная экономия производственных затрат, а полученный экономический эффект составил 39,5 тысячи рублей. Параллельно с разработкой и выпуском новой продукции заводчанам приходилось заниматься поэтапной реконструкцией всего производства и модернизацией оборудования. В 1970—1975 годах все участки реконструировали, однако в этом направлении еще предстояла огромная работа. Большая номенклатура выпускаемых изделий тормозила механизацию и автоматизацию операций, мешала рационально использовать площади и проводить специализацию производства. Всю пятилетку «Дормаш» усиленно работал над освоением новых изделий, и к ее концу из стен завода вышли такие машины, как пескоразбрасыватель Т-120, солеразбрасыватель ЭД-202, снегоочиститель ЭД-202 и ряд других. «Дормаш» работал не только на дорожников. Завод активно помогал и сельскому хозяйству, продолжая ремонтировать машины и поставляя самую разную технику.

В 10-ю пятилетку «Дормаш» вошел полностью перепрофилированным сформировавшимся предприятием, прочно вставшим на ноги и освоившим большой ассортимент самой разной продукции. Завод уже знали не только в Новосибирске и области, но и во многих городах Советского Союза.

Навесное оборудование, изготавливаемое на заводе
Навесное оборудование, изготавливаемое на заводе

Продолжая активную рационализаторскую работу по совершенствованию технологий изготовления деталей, предприятие добилось существенных успехов в освоении прогрессивных методов работы и сэкономило десятки тысяч рублей. Многие мастера, участвовавшие в соцсоревновании, достигали очень высоких показателей в своей работе, да и предприятие в целом находилось на хорошем счету. Значительная часть пескоразбрасывающего и снегоочистительного оборудования, а также деталей шла со Знаком качества, все пятилетки выполнялись досрочно. Регулярно проводилась модернизация оборудования. Велся поиск новых форм организации труда. Одной из самых эффективных стала бригадная система — когда группа рабочих одного профиля трудилась на единый наряд. Первоначально создали шесть бригад, работающих по единому наряду с оплатой труда за конечный результат, впоследствии их число довели до 15. Основное преимущество такого метода состояло в стимулировании технического творчества и повышении заинтересованности и активности членов коллективов в рациональном использовании техники и внедрении передовых технологий.

Помогала повысить показатели и общественная работа. Проблемы с дисциплиной возникали, и порой серьезные, но и они успешно решались. Сдельную оплату заменили сдельно-премиальной, в результате чего прогульщиков стали лишать не только зарплаты за прогулянные дни, но и всей премии. Но не только рублем учили нарушителей дисциплины — «прорабатывали» на собраниях, и такие «методы общественного внушения» действовали достаточно эффективно. Партбюро завода даже приняло решение вести воспитательную работу комплексно — не только в коллективе, но и по месту жительства. Тем, кто стал возмущаться и называть это вторжением в частную жизнь, объяснили, что такие меры будут приниматься только в тех случаях, когда есть «тревожные сигналы» из семьи, домовых комитетов или милиции. На заводе создали комиссию по борьбе с пьянством. Меры к нарушителям дисциплины применяли самые серьезные: от вычета прогулянных дней из отпуска до передвижения в очереди на квартиру.

Конец 70-х — начало 80-х годов стал для завода периодом качественного прорыва. Все цеха полностью переоборудовали, в них стало просторнее, светлее, уютнее. Расширились производственные площади, построили и ввели в эксплуатацию электрическую подстанцию, освоили полуавтоматическую линию покраски дорожных знаков, пополнили станочный парк, существенной перестройке подверглось оборудование участков. Эти меры способствовали значительному улучшению условий труда, подняли его производительность, повысили качество выпускаемой продукции. А самому предприятию было присвоено почетное звание «Завод высокой культуры производства».

В полную силу развернулось движение рационализаторов, чье новаторское мышление приносило заводу огромную пользу. Лучшими рационализаторами завода считались Н.И. Смирнов, Е.Г. Трофимов, В.А. Кобзев, А.М. Сурков и другие. А.М. Сурков предложил вести рационализаторскую работу не поодиночке, а творческими бригадами. С тех пор все крупные проблемы на «Дормаше» стали решаться совместными усилиями, что ускорило разработку новых технологий и внедрение их в производство. Руководители отделов, начальники участков и мастера не только нацеливали рационализаторов на устранение «узких мест» в производстве, но и оказывали им непосредственную помощь в разработке эскизов и чертежей, в подсчете экономической эффективности внесенных предложений.

Лучше всего шла работа на участке дорожных знаков, который постоянно находился в передовиках и не один год носил почетное звание «Коллектива коммунистического труда». Четко отлаженная организация труда, дисциплина и работа по бригадному подряду положительно сказывались на конечном результате: 95 процентов продукции здесь сдавали с первого раза. Много внимания совершенствованию оборудования и технологии производства уделял главный инженер завода Г.И. Осинцев. По его инициативе и при личном участии на «Дормаше» провели большую работу по техническому переоснащению производства.

В 11-й пятилетке на заводе заработал пресс для рубки светоотражающей пленки дорожных знаков, устройство для закалки деталей (шестерен и валов) токами высокой частоты, увеличились объемы сварных конструкций и литья по выплавляемым моделям. Значительно повысил качество изделий и экономию металла переход с механической обработки на штамповку.

Передовой опыт сибиряков находил применение не только на «Дормаше», но и ряде других предприятий страны, специализирующихся на выпуске дорожной техники, и наоборот: многие достижения «родственных» производственников и научных институтов успешно приживались на новосибирском заводе. Без такого сотрудничества «Дормаш» не смог бы достичь столь высоких показателей в работе. Инженеры и технологи «Дормаша» постоянно поддерживали связь с предприятиями дорожного профиля, такими как Смоленский, Мытищинский, Ленинградский, Мамонтовский заводы, а также с филиалами дорожного НИИ, Ленинградским политехническим институтом, Новосибирским сельхозинститутом. Многочисленные командировки и совместные выставки позволяли серьезно расширять наукоемкость производства. Именно тогда, в начале 80-х, приняли решение о создании на заводе роботизированных комплексов.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты