IV.16.1.Новосибирский авторемонтный завод — различия между версиями

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 26: Строка 26:
  
 
----
 
----
[[II.2.ЖИВАЯ ВОДА БОЛЬШОГО ГОРОДА (МУП «Горводоканал»)|Пред. стр.]] | [[История промышленности Новосибирска: IV Том|Содержание]] | [[IV.16.2.Завод дорожных машин|След. стр.]]
+
[[IV.16.ДОРОГА ДЛИНОЙ В СОРОК ЛЕТ (ОАО "Дормаш")|Пред. стр.]] | [[История промышленности Новосибирска: IV Том|Содержание]] | [[IV.16.2.Завод дорожных машин|След. стр.]]

Текущая версия на 15:57, 19 января 2013

Первыми безмолвие спящих улиц нарушают машины. Дорожные машины. Поливальные, подметальные или снегоуборочные — в зависимости от времени года. Свою работу им нужно сделать до того, как на улицах появится общественный транспорт, чтобы к определенному часу дорога была чистой и свободной для движения.

В Новосибирске, как и во всех больших городах, дорожных машин целая армия. Некоторые из них прибыли к нам из других городов России, другие — даже из-за границы, а некоторые — коренные новосибирцы. Они родились на Новосибирском заводе дорожных машин. Правда, такое имя он получил не сразу.


[править] 2

Именно так назывался он в первые годы своего существования. Завод — не из числа промышленных гигантов. Если такие предприятия как «Труд», «Сибсельмаш» или Инструментальный завод знакомы почти всем новосибирцам, то «Дормаш» (так он называется сегодня) знают немногие. Территория завода — сравнительно небольшая для промышленного предприятия, всего 4,5 гектара. На ней находятся два производственных корпуса, в которых располагаются цеха, складские помещения и административные структуры. Спрятавшийся за широкой спиной ТЭЦ-2, «Дормаш» стоит здесь уже сорок с лишним лет.

Для завода это не возраст. История крупных промышленных предприятий, чей возраст сопоставим с возрастом города, зачастую уходит корнями еще в дореволюционное прошлое. Они зарождались, как правило, на базе разрозненных мастерских и мелких предприятий, росли и развивались вместе с городом. Но «Дормаш» — совсем другое дело. Он — дитя своего времени, советской эпохи с ее плановым хозяйством, пятилетками и государственным подчинением. В его возникновении нет элемента стихийности, строительство проходило в духе времени, «по стандарту». Типовой проект, опробованный в других городах, уже существовал, под строительство выделили небольшой участок земли за ТЭЦ-2 и приступили к работе.

В первые годы здесь трудились около сорока человек, но по мере того, как завод строился и рос, росло и число его работников. Девять лет кропотливого труда позволили создать фактически на пустом месте предприятие, готовое к тому, чтобы работать в полную силу.

Завод сдали в эксплуатацию в ноябре 1962 года. Министерская комиссия после тщательных проверок приняла решение: предприятие к работе готово. И Новосибирский авторемонтный вступил в большую жизнь. В семье заводов «новорожденный» оказался не одинок: примерно в это же время подобные авторемонтные предприятия, построенные по одному и тому же проекту Гипротранса, открылись в Райчихинске и Беслане. Таким образом, три брата-близнеца оказались разбросанными по всему Советскому Союзу: Амурская область, Сибирь и Северная Осетия.

Новосибирскому заводу присвоили 4-ю категорию (всего в промышленности их пять). Категория присваивалась по совокупности целого ряда показателей, главными из которых являлись сложность и объемы производства, наукоемкость и количество штатных работников. Первые категории присваивались крупным заводам, принадлежащим, как правило, к оборонной промышленности. Таким образом, авторемонтный завод занял свою достаточно скромную нишу в сибирской автопромышленности. В те годы предприятие входило в состав треста ГАРО (гаражного оборудования) и находилось в ведении Министерства автотранспорта и шоссейных дорог.

Новый завод производил собственную продукцию в малых объемах, но не только для городских нужд. И все же ремонт машин — вещь по-своему важная и нужная. На протяжении всех 60-х годов на завод для «поправки здоровья» отправляли технику с новосибирских городских дорог и со всей Сибири.

Предприятие специализировалось на грузовых автомобилях — ЗИЛах и МАЗах, также здесь ремонтировали автобусы — ЛАЗы, ЛИАЗы и ПАЗы. Процесс восстановления техники производился поэтапно. Каждый автомобиль подвергался полной разборке — буквально до последнего винтика. Затем начинался процесс дефектовки: среди деталей определяли еще годные, подлежащие ремонту и замене. Дальше детали разобранной машины распределялись по участкам, основным из которых являлся моторный. То, что можно восстановить, — восстанавливали. Например, изношенный коленвал наращивали путем наплавки металла. Если же вернуть деталь к жизни не представлялось возможным, ее меняли на новую. Запчасти завод не производил, а получал согласно нормам с других заводов. Хотя небольшой ассортимент мелких деталей (например, шестерни) изготавливался именно здесь.

К 1966 году завод вышел на проектную мощность — тысяча ремонтов в год. Ветераны предприятия, работавшие в то время, говорят, что это стало возможным благодаря настойчивости, эрудиции и грамотности директора — Михаила Васильевича Колесникова. Он возглавлял Новосибирский авторемонтный с 1963 по 1974 год и, по признанию многих, жил с ним одной жизнью.

Никаких серьезных проблем с ремонтом автомобилей не возникало: система была предельно отлажена, оборудование не изношено. И все же Новосибирский авторемонтный работал не так, как хотелось бы. Виной тому — объективные обстоятельства: заводу не хватало ремфонда, то есть автомобилей сюда отправлялось значительно меньше, чем завод мог бы отремонтировать. Причина заключалась в том, что предприятий, аналогичных Новосибирскому авторемонтному, в регионе, области и городе существовало несколько — Бийский, Ояшинский, плюс два в Новосибирске. Кроме того, работал и ряд ремонтных мастерских, выполнявших примерно ту же работу. Некоторые из старожилов завода полагают, что причина неполного использования производственных мощностей — советская система планирования: не учли проектировщики особенностей местного ремфонда и региональной специфики. Так или иначе, работы зачастую не хватало, и эту проблему следовало как-то решать.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты