IV.14.9.Международное будущее Толмачево

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск

Новейшая история Толмачево начала свой отсчет в июне 1991 года, когда на базе разделенного Толмачевского ОАО были созданы Толмачевское государственное летное предприятие (ТГЛП) и Западно-Сибирский центр технического обслуживания и ремонта авиатехники (ЗСЦТОиР). Годом позже, как уже говорилось, в 1992 г. Толмачевский объединенный авиаотряд разделился на три самостоятельных предприятия: аэропорт Толмачево, авиакомпанию «Сибирь», «Запсибаэронавигацию». Тогда коллектив аэропорта возглавил Ю.П. Алаферовский, который управлял предприятием до 1996 года.

Если до 1992 года, в соответствии с действующей ранее в Министерстве гражданской авиации СССР структурой, комплекс аэропорта находился в составе Толмачевского объединенного авиаотряда, то с 1992 года аэропорт Толмачево становится самостоятельным предприятием, а в сентябре 1992 г. получает статус международного аэропорта, став членом Международного совета аэропортов Европейского региона. 14 января 1994 г. зарегистрировано Государственное УП «Запсибаэронавигация» по организации воздушного движения в РФ.

С 1995 года аэропорт преобразовался в открытое акционерное общество, получив новое название — ОАО «Аэропорт Толмачево», 51 процент акций которого находились в государственной федеральной собственности, а 49 процентов принадлежали коммерческим предприятиям и частным лицам, включая работников авиапредприятия.

В кабине пилотов
В кабине пилотов

Расположение аэропорта Толмачево на пересечении воздушных транспортных путей Восток — Запад, близость к Новосибирску — промышленному и научному центру Сибири — все это позволило ему стать одним из крупнейших авиационных предприятий Зауралья.

Почти сразу с началом акционирования один за другим последовали позитивные сдвиги. В 1997 году вошел в строй международный терминал, а в 1998 г. для обработки и отправки грузов создали предприятие ЗАО «Толмачево — Терминал-Сервис». Тогда же аэропорт получил сертификат соответствия до 20 августа 2003 года и лицензию на деятельность.

Итоги работы в 2002 году впечатляли. Тогда в Толмачево обслужили 1 млн 200 тыс. пассажиров, для которых построили два здания — терминал внутренних и терминал международных авиалиний. Пропускная способность терминала внутренних линий — 800, международных — 450 человек в час. В 2004 году завершилась реконструкция аэровокзала, оснащение его современным оборудованием по обслуживанию пассажиров, багажа и по обеспечению авиационной безопасности. Следующим шагом в модернизации аэропорта стало строительство нового, отвечающего международным стандартам качества, аэровокзального комплекса. В 2002 году ОАО «Аэропорт Толмачево» первым среди аэропортов РФ получил сертификат системы качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ISO 9002-96.

О высоких достижениях менеджмента предприятия говорили и показатели производственно-хозяйственной деятельности аэропорта за I полугодие 2002 года. За шесть месяцев планировалось выполнить 4369 самолето-вылетов, фактически выполнили 4551, что составляло 104,2 процента от запланированного, или на 209 самолето-вылетов больше, чем за аналогичный период 2001 года. Этот рост говорил о жизнеспособности аэропорта, несмотря на то, что соседи-конкуренты в Тюмени, Кемерове, Барнауле, Красноярске всеми силами стремились отстоять свои интересы на рынке авиаперевозок.

Но тогда же, в 2002 году, перед Толмачево встали два вопроса: реконструкция аэропорта под требования, предъявляемые международными перевозчиками, и окончание строительства второй взлетно-посадочной полосы. Вторая полоса могла обеспечить значительное увеличение пропускной способности аэропорта. По строительству ВПП определили генерального заказчика, открыли финансирование из федерального бюджета, но в незначительных объемах. Известно, что в 2002 году выделялось 20 млн рублей, тогда как окончание строительства требовало в целом от 700 млн до 1 млрд. На благополучное завершение этого проекта позволяло надеяться участие губернатора В. Толоконского, который дал обещание оказать содействие из бюджета области — взять на себя столько же расходов, сколько средств выделит Минфин.

Уже тогда предприятие являлось главным звеном, обеспечивающим Новосибирску статус мультимодального транспортного узла. Количество самолето-вылетов на внутренних и международных авиаперевозках составило — 2941 (полеты внутри РФ), 1154 (полеты за пределы страны). 456 перелетов значились как «иностранные».

Весьма полновесен вклад аэропорта и в продвижение через Новосибирск товарных потоков. За те же полгода было отправлено 7700,5 тонны грузов, что на 599,8 тонны больше, чем за 6 месяцев 2001 года. От реализации товаров и услуг получено доходов на 369 153 000 рублей, что на 4 973 000 рублей больше, чем за аналогичный период 2001 года.

Как сообщалось в газетах («Ведомости Новосибирского областного Совета народных депутатов» от 12 июля 2002 года) председатель Совета директоров аэропорта в 2002 г. Александр Бородин и генеральный директор ОАО «Аэропорт Толмачево» Вячеслав Шаталин заострили внимание на некоторых «ноу-хау» авиапредприятия, которые позволяли наращивать показатели в условиях жесткой конкуренции. Это, прежде всего, наличие центральной заправки, которая обеспечивает минимум времени стоянки самолетов, летящих транзитом из Европы в Юго-Восточную Азию. Еще один фактор — взлетно-посадочная полоса, которая по своим параметрам соответствует всем нормам для приема сверхтяжелых воздушных судов. В июне 2002 года через аэропорт Толмачево были осуществлены полеты шести тяжелых самолетов Ан-124. Решился вопрос о переходе в Новосибирск из Ташкента компании «Люфтганза». До этого их «Боинги-747» летали в Юго-Восточную Азию и обратно из Франкфурта через Ташкент, но из соображений экономии и политики авиакомпания имела намерение сменить место промежуточной посадки на Новосибирск. Провели обследование готовности аэропорта к приему такого типа самолетов: в Толмачево есть специальная стоянка под «Боинг-747».

Непростая ситуация складывалась с ужесточением международных норм уровня шума самолетных двигателей, выбросов в атмосферу отработанных газов. Здесь требовалось действовать партнерам-сибирякам (аэропорту и авиакомпании) сообща. Наряду с дорогостоящей «доводкой» двигателей авиакомпания «Сибирь» собиралась получать в лизинг иностранные воздушные суда, соответствующие всем международным нормам. Готовился к принятию новых самолетов и аэропорт. По лизингу заказали специальную технику на сумму 500 тыс. долларов, закупили антиобледенитель, необходимый для обслуживания этих воздушных судов в осенне-зимний период.

Памятник всем погибшим при исполнении профессионального долга авиаторам Западной Сибири
Памятник всем погибшим при исполнении профессионального долга авиаторам Западной Сибири

Летом 2002 года в стадии предварительной проработки находилась реконструкция аэровокзала внутренних авиалиний, которую руководство начало осенью. Здесь планировали установить новые стойки регистрации, табло и систему обработки багажа, а также полностью модернизировать дизайн. К лету 2004 года эта работа завершилась.

Но рыночные времена и новая зарубежная техника привнесли и реальные «тенденции сдерживания» — например, понятное стремление авиакомпаний к приобретению самолетов, способных совершать длительные беспосадочные перелеты. Так, Аэрофлот отменил рейсы через аэропорт Толмачево в связи с приобретением вместо Ил-76 грузовых самолетов иностранного производства, энерговооруженность которых позволяла, заправившись в Москве, совершить беспосадочный перелет в Пекин или Токио. То и дело из-за недогрузки пассажирами отменялись полеты авиакомпании «Пхеньянские авиалинии». Приходилось идти на потери и действовать очень дипломатично, ведь иногородние авиакомпании могли попросту «уйти» к конкурентам — Красноярску, Томску и др.

Но акции авиапредприятия всегда котировались на фондовой бирже. И нет ничего удивительного, что одним из держателей акций стало в 2002 г. Московское речное пароходство, решившее сменить «среду» своих капиталовложений с водной на воздушную.

В настоящее время аэропорт Толмачево — это центр распределения пассажирских и грузовых потоков в Западной Сибири, связанный воздушными линиями с 80 городами России, ближнего и дальнего зарубежья. Кроме того, уже 35 лет аэропорт имеет важное значение как пункт транзитной посадки воздушных судов, осуществляющих грузовые авиаперевозки по маршруту Европа — Юго-Восточная Азия. Он является перевалочным пунктом для отправки грузов в среднеазиатские республики СНГ, Монголию, Китай.

Еженедельно аэропорт Толмачево обслуживает около 200 регулярных рейсов. На сегодняшний день авиапредприятие готово обслуживать все виды современных самолетов отечественного и зарубежного производства. В аэропорту располагаются представительства пятнадцати авиакомпаний, среди которых «Сибирь», «Аэрофлот — РМА», «Пулковские авиалинии», «Ист-Лайн», «ТЕСИС Холдинг», «Атлант-Союз», «Авиалинии Украины», НАК «Узбекистон Хаво Йуллари», «China Southern» (КНР) и другие.

Совет директоров ОАО «Аэропорт Толмачево» избран на годовом общем собрании акционеров 20 мая 2004 г. Там же избран председатель правления: Андрей Игоревич Лобкин, он же — генеральный директор ОАО «Аэропорт Толмачево».



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты