IV.14.7.Виражи на рубежах времен — различия между версиями

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «Перестройка многое изменила в работе Западно-Сибирского управления гражданской авиаци…»)
 
Строка 30: Строка 30:
  
 
Но даже в это время продолжали работать давние, устойчивые традиции взаимодействия предприятий и управления; возможно, это отчасти позволило избежать серьезных структурных изменений, связанных с полной ликвидацией предприятий. Эти традиции формировались еще с 1932 года, и имена людей, которые приложили к этому усилия, с полным основанием должны остаться в истории гражданской авиации Западной Сибири. Начальниками ЗСУ ГА и всех его модификаций в разные годы работали: И.К. Кириллов (1929—1934 гг.), С.С. Гончаров (1934—1937 гг.), Скалдин (1937—1938 гг.), Трещалов (1938 г.), Ушаков (1938—1942 гг.), Барышников (1942—1943 гг.), Егоров (1943—1944 гг.), Н.В. Лантушко (1944—1950 гг.), Г.П. Филановский (1950—1952 гг.), Н.П. Быков (1952—1958 гг.), Л.А. Ширяев (1958—1970 гг.), И.М. Осипов (1970—1975 гг.), Г.А. Сарафанкин (1975—1983 гг.), В.П. Васильев (1983—1984 гг.), В.В. Ткаченко (1984—1989 гг.), В.Н. Тасун (с 1989 г. по настоящее время).
 
Но даже в это время продолжали работать давние, устойчивые традиции взаимодействия предприятий и управления; возможно, это отчасти позволило избежать серьезных структурных изменений, связанных с полной ликвидацией предприятий. Эти традиции формировались еще с 1932 года, и имена людей, которые приложили к этому усилия, с полным основанием должны остаться в истории гражданской авиации Западной Сибири. Начальниками ЗСУ ГА и всех его модификаций в разные годы работали: И.К. Кириллов (1929—1934 гг.), С.С. Гончаров (1934—1937 гг.), Скалдин (1937—1938 гг.), Трещалов (1938 г.), Ушаков (1938—1942 гг.), Барышников (1942—1943 гг.), Егоров (1943—1944 гг.), Н.В. Лантушко (1944—1950 гг.), Г.П. Филановский (1950—1952 гг.), Н.П. Быков (1952—1958 гг.), Л.А. Ширяев (1958—1970 гг.), И.М. Осипов (1970—1975 гг.), Г.А. Сарафанкин (1975—1983 гг.), В.П. Васильев (1983—1984 гг.), В.В. Ткаченко (1984—1989 гг.), В.Н. Тасун (с 1989 г. по настоящее время).
 +
 +
 +
----
 +
[[IV.14.6.Сибирская история Ту-154 и Ил-86|Пред. стр.]] | [[История промышленности Новосибирска: IV Том|Содержание]] | [[IV.14.8.На крыльях "Сибири" вокруг света|След. стр.]]

Версия 15:19, 19 января 2013

Перестройка многое изменила в работе Западно-Сибирского управления гражданской авиации. К стартовому для «перестройки» 1986 году управлению подчинялись Барнаульский, Кемеровский, Колпашевский, Новосибирский, Новокузнецкий, Омский, Стрежевской, Толмачевский, Томский объединенные авиаотряды (ОАО), а также отдел материального снабжения, учебно-тренировочный отряд, Центральное агентство воздушных сообщений, дирекция строительства аэропорта г. Омска.

В 1980 годы регион полетов одного только Новосибирского авиапредприятия распространялся на Таджикистан (работа сельхозавиации на Ан-2), Северный Ледовитый океан (ледовая разведка на Ан-30), Приморский край (рыбная разведка на Ан-30), западные границы СССР (работа с/х авиации в Белоруссии и аэрофотосъемка), а еще проводилась аэрофотосъемка в Монголии, Лаосе, Никарагуа; вертолеты Ми-8 из Новосибирска летали в Кампучии и Анголе.

Как констатируют архивные справки, управление в 1990 г. поначалу почти каждый месяц обрастало новыми подразделениями и центрами. «За период с 1987 по 1990 гг. произошли изменения в Западно-Сибирском управлении гражданской авиации. На основании приказа управления гражданской авиации от 4 мая 1990 г. № 47 на базе ЦДСУ образован региональный координационный центр поиска и спасания (РПЦПС)…» Еще одно новое подразделение образовалось приказом управления от 11 мая 1990 г. «В целях дальнейшего повышения эффективности использования воздушных судов Ан-30 на аэросъемке, ПАНХ, других работах в порядке эксперимента создано в Новосибирском объединенном авиаотряде аэросъемочное объединение (АСО «Аэросъемка»)». В октябре 1990 г. «в целях ускорения разработок, улучшения эксплуатации АСУ технологическими процессами компьютеризации организационной, экономической, производственной деятельности структурных единиц ЗСУГА» создано при управлении малое предприятие «Альтурс». Весь этот поток малых перемен постепенно вылился в одну кардинальную, и даже революционную, как тогда казалось, смену юридического статуса предприятия — появился концерн «Сибирские авиалинии — СибАВИА».

О том, какие метаморфозы, начиная с 1988 года, происходили в самом ЗСУ ГА, красноречиво свидетельствуют протоколы заседаний Совета трудового коллектива ЗСУГА с 1988 по 1990 г. К созданию нового представительного органа управления предприятием — Совета трудового коллектива — привели демократические преобразования в стране. 15 мая 1988 года в результате открытого голосования председателем СТК избрали С.А. Германа, его заместителем Ю.П. Алаферовского. Так случилось, что в течение нескольких лет все важнейшие вопросы деятельности управления, в том числе и структурные преобразования, шли при активном участии этого выборного органа, представлявшего интересы всех подразделений.

В октябре 1988 года СТК принял решение «О совершенствовании организационной структуры и хозяйственного механизма». Документ не имел юридических последствий, но курс на самостоятельность всех подразделений и авиаотрядов управления в нем был заложен именно тогда. В решении, в частности, отмечалось, что «существующая в настоящее время схема управления (МГА — УГА — ОАО) — слабо завуалированная «трехзвенка», при которой управление выступает передаточной, буферной инстанцией, имея идентичные с ОАО функции и ответственность. При такой схеме неизбежно ущемление самостоятельности объединенных авиаотрядов (ОАО). СТК считает, что в наибольшей степени Закону о госпредприятии отвечает создание на базе 9 существующих в ЗСУГА объединенных авиаотрядов (ОАО) пяти ПО с непосредственным их подчинением МГА по двухзвенной системе управления. Вместо существующих управлений ГА можно по всей стране создать порядка 10 территориальных управлений ГА, аппарат которых должен добровольно финансироваться входящими в них ПО…» Предлагалось укрупнить некоторые объединенные авиаотряды, а в основу организационной структуры укрупненных ОАО предлагалось положить создание комплексов по целевому принципу — летный, коммерческий, аэропортовый и т.д. СТК экономически обосновывал новую схему управления, которая, на взгляд его членов, более соответствовала Закону о госпредприятиях, чем существующая на то время система управления. Прямой юридической силы это решение СТК, как уже отмечалось, не имело, поэтому его предложения рекомендовали вынести на конференцию трудовых коллективов объединенных авиаотрядов во втором квартале 1989 года. Но, судя по протоколам, до дела так и не дошло.

В октябре 1989 года конференция трудовых коллективов авиапредприятий ЗСУ ГА избрала на должность начальника управления Владимира Николаевича Тасуна, работавшего в тот период первым заместителем командира Толмачевского ОАО. С 1989 по 1991 год прежняя структура управления еще сохранялась, но процессы шли в сторону ее реформирования.

Наиболее важным в 1990 г. стал вопрос о создании централизованного фонда социального развития. На заседании СТК руководители управления поставили вопрос о наличии этих фондов в каждой отдельной структурной единице. Но обстановка такова, решили на СТК, что в создавшихся экстремальных условиях предприятия не решат крупных социальных проблем, и поэтому нужно отработать механизм выделения средств в общий фонд. Из протокола можно узнать, как обстояли дела с социальной сферой в различных ОАО.

«У нас 20 лет ничего не строилось, все рушится, ветшает, в то время как на других ОАО возводилось немало новых объектов, например, в Толмачево. Без общей копилки на социальные нужды сегодня не прожить», — высказал свое мнение председатель профкома Новосибирского ОАО В.П. Ефимов. А главный бухгалтер Новокузнецкого ОАО Н.А. Казанцева предлагала: «Мы отдаем МГА более половины наших фондов. Почему бы их не вернуть из МГА на целенаправленное развитие? А мы до сих пор считаем на счетах, с нами играют «втемную», это игра в демократию. Мы не знаем механизма распределения прибыли. Нужно объективно оценить каждое предприятие». В ответ на выступления представителей авиаотрядов В.Н. Тасун, руководивший ЗСУ ГА, возражал: «…Никто никого не обманывает. Все прозрачно. Создали Совет командиров ОАО, и иногда он эффективнее, чем СТК в решении оперативных вопросов. Сегодня ни одно предприятие самостоятельно не выживет, есть очень большая зависимость…. Пора обратиться к разуму и учитывать реальные условия. О самостоятельности много говорят, но сегодня просто так никто из ЗСУ не выйдет, так как нет механизма выхода. А когда будет, то поймут, что выйти невозможно...»

В итоге долгих коллективных размышлений о судьбах сибирской гражданской авиации и пришли к созданию концерна «СибАВИА». Это явилось на тот момент объективной необходимостью: требовалось что-то предпринимать для сохранения авиапредприятий.

Юридически и экономически концерн являлся производственно-хозяйственным комплексом, осуществлявшим воздушные перевозки и авиационные работы на принципах хозяйственного расчета, самофинансирования. Высшим органом его управления считался Совет. В состав концерна входили предприятия: Новосибирский, Толмачевский, Омский, Томский, Барнаульский, Новокузнецкий, Кемеровский, Колпашевский, Стрежевской объединенные авиаотряды, ОМТС, ЦАВС, УТЦ.

Но единому концерну «Сибирские авиалинии — СибАВИА» не суждено было прожить долго. Правительство РФ и Министерство транспорта РФ в 1992 году распорядились по-своему, создав Западно-Сибирское региональное управление воздушного транспорта. Вслед за этим совместным решением Совета концерна «СибАВИА» и Западно-Сибирской территориальной комиссии профсоюзов авиаработников была создана ликвидационная комиссия. Она занялась расформированием концерна «Сибирские авиалинии», при котором осуществили передачу предприятиям, входящим в концерн, хозяйственных функций, выполняемых ранее дирекцией концерна. После реорганизации предприятия договорились о создании для всех одинаковых стартовых условий, выработали положения о наделении авиапредприятий техникой, парк самолетов тоже поделили между предприятиями.

С этого момента старая и новая история авиапредприятий Западной Сибири разделилась на десяток-другой отдельных новейших историй, начавших свой отсчет в последнем десятилетии XX века. Новосибирская семья гражданских авиапредприятий тоже включает в себя несколько компаний, юридически друг от друга не зависимых. Но только юридически, так как у них остались общие проблемы и нерешенные экономические вопросы, возникшие еще при разделе функций и имущества.

С 1992 года функции управления как хозяйствующего субъекта были упразднены. На управление возложили государственный надзор за безопасностью полетов, сертификацию и лицензирование. Эту задачу управление выполняло под разными названиями — от регионального управления до Окружного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Минтранса РФ, которое возглавлял все эти годы В.Н. Тасун.

Но даже в это время продолжали работать давние, устойчивые традиции взаимодействия предприятий и управления; возможно, это отчасти позволило избежать серьезных структурных изменений, связанных с полной ликвидацией предприятий. Эти традиции формировались еще с 1932 года, и имена людей, которые приложили к этому усилия, с полным основанием должны остаться в истории гражданской авиации Западной Сибири. Начальниками ЗСУ ГА и всех его модификаций в разные годы работали: И.К. Кириллов (1929—1934 гг.), С.С. Гончаров (1934—1937 гг.), Скалдин (1937—1938 гг.), Трещалов (1938 г.), Ушаков (1938—1942 гг.), Барышников (1942—1943 гг.), Егоров (1943—1944 гг.), Н.В. Лантушко (1944—1950 гг.), Г.П. Филановский (1950—1952 гг.), Н.П. Быков (1952—1958 гг.), Л.А. Ширяев (1958—1970 гг.), И.М. Осипов (1970—1975 гг.), Г.А. Сарафанкин (1975—1983 гг.), В.П. Васильев (1983—1984 гг.), В.В. Ткаченко (1984—1989 гг.), В.Н. Тасун (с 1989 г. по настоящее время).



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты