IV.14.6.Сибирская история Ту-154 и Ил-86

Материал из История промышленности Новосибирски
Версия от 16:31, 20 января 2013; Ekaterina (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

В 1974 году впервые началась эксплуатация Ту-154 в региональных управлениях. Новосибирск стал вторым после Внуково аэропортом, где Ту-154 получил постоянную прописку. Одной из причин этого стало то, что Новосибирск имел первоклассный аэродром, занимавший одно из ведущих мест по количеству отправляемых пассажиров. Самолет Ту-154 взял на себя основную тяжесть дальних пассажирских перевозок. Принимая на борт 150 человек, он без промежуточных посадок связывал Новосибирск с Москвой и Ленинградом, Минводами и Сочи, Якутском и Оренбургом. Пополнился тогда летный парк ЗСУ и другими самолетами: Ил-18, Як-40, Ан-24, Ан-26, Ан-30, но Ту-154 оставался вне конкуренции на дальних расстояниях.

Первый самолет № 85070 прилетел для работы в Новосибирск 3 июля 1974 года. В течение года Толмачево приобрело еще несколько машин. 8 августа 1974 года инструкторский экипаж в составе командира корабля И.Н. Бурляева, второго пилота В.П. Клокова, штурмана В.Я. Лосева, бортинженера М.А. Кулака выполнил технический рейс на этом типе самолета по маршруту Новосибирск — Москва. Регулярная эксплуатация Ту-154 в ЗСУГА началась 29 августа 1974 года рейсом Новосибирск — Москва.

В 1975 году для Аэрофлота изготовили всего 28 самолетов серии Ту-154А. 12 апреля 1975 года первый Ту-154 появился в Иркутском АП. Для более качественного и своевременного освоения воздушным флотом Западной Сибири самолета Ту-154 в различные авиапредприятия управления направлялись наиболее подготовленные специалисты из Толмачевского объединенного авиаотряда. Например, в Томский ОАО с этой целью были направлены работавший в Толмачево начальником цеха В.Н. Тасун и начальник смены В.А. Волчек. Они в сжатые сроки, совместно с томичами, сумели обеспечить качественное освоение этого лайнера в Томском ОАО. (Позже В.Н. Тасуна назначили начальником ПДСП Томского ОАО, а В.А. Волчека начальником АТБ).

Серия Б самолета Ту-154 оказалась самой удачной. В разных вариациях она выпускалась до 1985 года общим тиражом 486 самолетов. Все машины предыдущих серий (Ту-154 и Ту-154А) постепенно переделывались в Ту-154Б.

Зато самолетам-ветеранам пришло время прощаться с небом. 25 марта 1977 года из аэропорта Толмачево поднялся самолет Ту-104 и взял курс на завод-изготовитель, где и встал на вечную стоянку. За 16 с половиной лет лайнер-ветеран перевез 552 тысячи пассажиров и 18 000 т почты и грузов, провел в воздухе 29 032 часа (3 года и 4 месяца), налетал в общей сложности 25 млн км, то есть 30 раз преодолел расстояние до Луны и обратно!

14 апреля 1977 года Толмачево посетил с визитом еще один гость: здесь впервые совершил посадку сверхзвуковой лайнер Ту-144, выполнявший испытательные полеты.

Сразу же после появления на трансконтинентальных трассах в 1970 году американского самолета-гиганта «Боинг-747» и на фоне завершения строительства первого европейского аэробуса А300 Совет Министров СССР в марте 1972 года принял постановление о начале работ над первым советским аэробусом Ил-86. Самолет должен был перевозить 350 пассажиров на дальность до 3500 км. Начало летных испытаний нового лайнера назначили на 1976 год. В полном соответствии с правительственным заданием Ил-86 впервые взлетел с Центрального аэродрома им. Фрунзе 22 декабря 1976 года. По данным КБ им. Ильюшина, в конце 1970-х годов Ил-86 впервые побывал и в Новосибирске, однако официальной датой первой посадки Ил-86 в Толмачево считается февраль 1980 года. В канун Дня Аэрофлота лайнер привел в Толмачево летчик-испытатель, командир летно-испытательного отряда ГосНИИ гражданской авиации Виталий Николаевич Кляус, бывший пилот-инструктор Новосибирского авиапредприятия.

25 мая 1982 года состоялся первый рейс на Ил-86 по маршруту Москва — Новосибирск — Москва, выполнило который Внуковское производственное объединение. Этот рейс стал четвертой регулярной воздушной линией для Ил-86 в СССР. После прибытия самолета в Толмачево здесь состоялся торжественный митинг.

Во второй половине 80-х, когда самолеты Ил-86 уже активно эксплуатировались на авиапредприятиях Москвы, Ленинграда, Алма-Аты, Ташкента, Еревана и Екатеринбурга, в Западно-Сибирском управлении гражданской авиации, в связи с ростом пассажиропотока, также подняли вопрос о переходе на более вместительную авиационную технику. В качестве вариантов рассматривались самолеты Ил-62М и Ил-86.

В ноябре 1988 года первая группа новосибирских летчиков прошла проверку в Высшей квалификационной комиссии Министерства гражданской авиации СССР и приступила к переучиванию на новый тип воздушного судна в Ульяновске. Первыми новосибирскими пилотами-командирами Ил-86 стали Сергей Микрюков, Николай Лямичев, Леонид Турцев, Юрий Мостовой, Владимир Мичкаев, Лев Никонов, Юрий Лебединский, Андрей Чистосердов, Петр Крупненко, Олег Панкратов.

В начале 1989 года пилоты из Новосибирска, прошедшие курс теоретического обучения, приступили к выполнению полетов в составе экипажей Внуковского, Ташкентского и Ленинградского авиапредприятий. Первые группы штурманов и бортинженеров также закончили подготовку в Ульяновске и приступили к полетам на Ил-86. На учебу в учебно-тренировочный центр Казахского управления ГА направили первую группу бортпроводников.

31 августа 1989 года в аэропорту Толмачево приземлился первый базовый новосибирский лайнер Ил-86. В середине сентября состоялся технический рейс по маршруту Новосибирск — Москва, а 21 сентября 1989 года в Москву на новосибирском лайнере отправились первые пассажиры.

14 апреля 1977 г. в Толмачево приземлился Ту-144
14 апреля 1977 г. в Толмачево приземлился Ту-144

В течение 1989—1990 годов Толмачево получило все семь запланированных к поставке в Новосибирск лайнеров Ил-86. Шесть самолетов поступили непосредственно с заводов, а один приобрели у Казахского управления ГА. В декабре 1990 года в Толмачево создали отдельный летный отряд самолетов Ил-86, первым командиром которого стал Юрий Лебединский.

Последующие два года новосибирские пилоты Ил-86 работали напряженно. Большое количество полетов послужило поводом для специального распоряжения МГА СССР — месячную санитарную норму налета на Ил-86 для летчиков увеличили до 90 часов. В 1991 году на самолетах Ил-86 перевезли около 620 тысяч пассажиров.

Осенью 1991 года итоги двухлетней эксплуатации Ил-86 в Толмачево подводила комиссия министерства. По ее результатам Толмачевский авиаотряд признали единственным эксплуатантом Ил-86, в котором за период освоения самолета не произошло ни одного инцидента по вине летного состава.

В 1992—1993 годах авиакомпания «Сибирь», образовавшаяся в мае 1992 года после разделения Толмачевского авиаотряда на несколько самостоятельных организаций, впервые в стране выполнила полеты на Ил-86 в аэропорты Петропавловска-Камчатского, Владивостока и Якутска. Эта практика продолжилась в конце ХХ столетия — в сентябре 1999 года на самолете Ил-86 авиакомпания «Сибирь» выполнила технический рейс по маршруту Новосибирск — Томск. В ноябре 2000 года новосибирский Ил-86 впервые совершил технический рейс по маршруту Москва — Барнаул.

Сибиряки приветствуют новый отечественный лайнер Ил-86
Сибиряки приветствуют новый отечественный лайнер Ил-86

Общая география полетов новосибирских Ил-86 из базового аэропорта Толмачево на внутренних линиях в 1990 годах включала также Санкт-Петербург, Сочи, Минводы, Симферополь, Хабаровск, Ташкент и Фрунзе (Бишкек). На линии Новосибирск—Москва выполнялись два базовых ежедневных рейса на ИЛ-86 — утром и вечером. Третий новосибирский рейс в столицу являлся транзитным (Хабаровск — Новосибирск — Москва).

Начиная с 1993 года, в связи с ухудшением общей экономической ситуации в стране, на внутренних линиях стал резко снижаться пассажиропоток, что особенно остро сказалось на эксплуатации Ил-86: количество перевезенных пассажиров на этом самолете в Толмачевском авиапредприятии в 1993 году снизилось по сравнению с 1992 годом, а в 1998 году составило чуть более 15 процентов от того же 1992 года. С 1999 года наблюдается небольшой рост количества пассажиров, перевозимых на Ил-86.

Что касается других самолетов, то в августе 1983 года начал летать из Толмачево грузовой Ан-26 в базовом варианте, а в 1985 г. здесь возобновились полеты Ан-24, которые стали летать на север Западной Сибири, связывая нефтяные города с Новосибирском.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты