IV.14.5.Из Парижа в Японию... через Сибирь

Материал из История промышленности Новосибирски
Версия от 16:29, 20 января 2013; Ekaterina (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Есть в истории гражданской авиации Новосибирска страницы, связанные с первыми полетами иностранных воздушных судов из Европы в Японию транзитом через Сибирь. Начальнику ЗСТУ из министерства пришло указание, в котором сообщалось, что в период с 3 по 6 марта 1970 г. планируется проведение первого пробного технического рейса самолета «Боинг-707» французской компании «Эйр Франс», а также с 17 по 21 марта 1970 г. — двух технических рейсов на самолете ДС-8 («Дуглас») японской авиакомпании «Джал». Требовалось провести соответствующую подготовку трассы № 18 «для обеспечения высокого уровня обслуживания полетов». Особое внимание планировалось уделить движению по установленному маршруту и технической исправности всех наземных радиотехнических средств самолетовождения, УВД и связи.

График техполетов предполагал, что самолет «Боинг» авиакомпании «Эйр Франс» прибудет в Новосибирск 4 марта утром. Полный маршрут «Боинга» значился как «Париж — Москва — Новосибирск — Хабаровск — Токио — Москва — Париж». Самолет «Дуглас-8» японской авиакомпании «Джал» летел по маршруту «Токио — Москва — Лондон — Париж — Москва — Московская зона — Москва — Новосибирск или Хабаровск — Токио». Японцы летели двумя группами, всего 40 человек.

"Боинг-777" в аэропорту Толмачево
"Боинг-777" в аэропорту Толмачево

Всех иностранцев, планировавших эти полеты через Россию, волновали примерно одни и те же вопросы: знакомство со службой движения в СССР, подтверждение радиусов действия радиооборудования, использование английского языка в службе движения, характеристика маршрута для проверки командиров кораблей, знакомство с процессом удаления снега с самолетов, порядок техобслуживания Аэрофлота, изучение возможностей по техобслуживанию в особо холодных сибирских условиях, выяснение состояния наземного оборудования в Новосибирске и т. д.

Интересна программа встречи и обслуживания зарубежных коллег — объединенных технических делегаций авиаторов двух стран. В архиве ГАНО сохранилась программа приема гостей из «Эйр Франс» и «БОАК», утвержденная начальником ЗСУ, в которой предусматривалось все до мелочей. В нем, например, пунктом 2 значится: «Кратковременная беседа начальника Ширяева с главой делегации за чашкой кофе/печенье, фрукты. Помещение «Интурист» в здании аэровокзала. Угощение — кофе подготовляет аэропорт — нач. а/п М.П. Шавин».

Но без недостатков обслуживания полетов в первых испытаниях не обошлось. При работе с самолетами на английском языке дальность связи значительно снижалась, так как молодой диспетчер очень тихо говорил перед микрофоном, но после проведенного инструктажа исправился. Случались и курьезные ситуации: как выяснилось на одном из рейсов «Дуглас-8», в Толмачево не нашлось нужных переходников типа «Ройлин» для обслуживания туалета «Дугласа», но японский экипаж сам отказался от обслуживания туалетов, сославшись на то, что переходники есть у них на борту и впредь будут при всех полетах. Так природная осторожность японцев сыграла на руку нашим наземным службам.

Не оказалась отработанной и связь земли с кабиной экипажа при запуске двигателей, так как поначалу техники не владели английским. Но после знакомства наших ИТР с условными знаками, применяемыми фирмами при запуске, их допустили к обслуживанию «Дугласов». Вскоре английский освоили не только диспетчеры Толмачево, но даже Колпашево и Васюгана, и присутствие переводчика оказалось не обязательным.

Трудность приземления «Дугласов» состояла еще и в том, что этот самолет приземлялся на расстоянии 800—850 м от начала полосы, делал разворот на 180 градусов, и руление занимало при этом значительно больше времени, чем у самолетов Аэрофлота. Это требовалось учитывать при руководстве полетами, как и наличие еще одной скоростной рулежной дорожки для быстрого освобождения полосы.

Так сложилось, что эти полеты явились настоящей проверкой на качество обслуживания и технического обеспечения полетов, которую с честью выдержала сибирская гражданская авиация. Имелось много плюсов в таком испытании: совершенствовались методы работы, отечественная авиация приспосабливалась к западным стандартам, вбирая в себя технически и эстетически передовые технологии.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты