IV.14.4.Заботы и радости — различия между версиями

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 22: Строка 22:
  
 
Переход на хозрасчет в системе Министерства гражданской авиации планировалось завершить в 1968 году. Для новосибирских авиаторов переход на новую систему планирования начался с посещения своих коллег в Ростовском ОАО — для изучения их опыта работы в новых условиях. Поездка действительно немало способствовала тому, что уже в ноябре-декабре 1967 года, параллельно с существующим планированием, в Толмачевском ОАО уже вели учет по новой системе.  
 
Переход на хозрасчет в системе Министерства гражданской авиации планировалось завершить в 1968 году. Для новосибирских авиаторов переход на новую систему планирования начался с посещения своих коллег в Ростовском ОАО — для изучения их опыта работы в новых условиях. Поездка действительно немало способствовала тому, что уже в ноябре-декабре 1967 года, параллельно с существующим планированием, в Толмачевском ОАО уже вели учет по новой системе.  
 +
 +
[[файл:Aviaciia-9.jpg|thumb|alt=Ил-18 долгие годы оставался ведущим лайнером страны|Ил-18 долгие годы оставался ведущим лайнером страны]]
  
 
В докладе на экономической конференции руководителя управления Ширяева указывалось, что в 1966 году организовали движение газотурбинных самолетов на новых направлениях: на самолетах Ту-104 по маршруту Новосибирск — Ленинград, Новосибирск — Владивосток; на Ан-10: Новосибирск — Куйбышев, Новосибирск — Иркутск; на Ан-24: Новосибирск — Абакан, Новосибирск — Кемерово, Новосибирск — Омск — Тюмень. Но при этом отмечались и неудачная организация погрузочно-разгрузочных работ в Толмачево, плохое использование резервов коммерческой загрузки рейсов грузами, зато ритмичная работа в течение всего 1966 года Новосибирского ОАО дважды удостаивалась классных мест во Всесоюзном соцсоревновании.
 
В докладе на экономической конференции руководителя управления Ширяева указывалось, что в 1966 году организовали движение газотурбинных самолетов на новых направлениях: на самолетах Ту-104 по маршруту Новосибирск — Ленинград, Новосибирск — Владивосток; на Ан-10: Новосибирск — Куйбышев, Новосибирск — Иркутск; на Ан-24: Новосибирск — Абакан, Новосибирск — Кемерово, Новосибирск — Омск — Тюмень. Но при этом отмечались и неудачная организация погрузочно-разгрузочных работ в Толмачево, плохое использование резервов коммерческой загрузки рейсов грузами, зато ритмичная работа в течение всего 1966 года Новосибирского ОАО дважды удостаивалась классных мест во Всесоюзном соцсоревновании.

Текущая версия на 16:28, 20 января 2013

О многочисленном хозяйстве Новосибирского объединенного авиаотряда (НОАО) говорят бухгалтерские отчеты. Из них следовало, что к 1963 г. Новосибирский ОАО являлся самостоятельной хозрасчетной единицей, входящей в состав ЗСТУ. В состав ОАО входили следующие хозрасчетные и внутрипланируемые подразделения: три летных авиаотряда, линейно-эксплуатационная мастерская, Новосибирский аэропорт, ЖКО, авиабаза, учебно-тренировочный отряд, бюджетные организации (медсанчасть, детские ясли и два детских сада). До 1 октября 1963 года в составе Новосибирского ОАО находился еще и профилакторий для летного состава. До 1 января 1964 года в составе НОАО находился Новосибирский городской аэровокзал, который затем, как и самолеты Ту-104 и Ил-28, передали на баланс Толмачевского ОАО. Возможно, из-за реорганизации и раздела имущества последовали и трудности.

Финансовые результаты в 1963 году выглядели неутешительными. Исправность самолетов Ту-104 составила 78 процентов, в капремонте стояло четыре самолета, в общей сложности из-за отсутствия запчастей Ту-104 простояли за год 853 часа. Исправность другого самолета — Ил-28 тоже оставалась ниже плановой: в течение полутора месяцев в капремонте побывало два таких самолета, та же история приключилась и с самолетом Ли-2. В итоге по I кварталу 1963 года план по налету часов по всем типам самолетов Новосибирский ОАО не выполнил. Самая высокая производительность полетов отмечалась на трассе Новосибирск — Москва — Новосибирск: 6280 часов. Самая низкая — на новой трассе Новосибирск — Хабаровск: 3104 часов.

Отмечалась низкая коммерческая загрузка самолетов. Свою роль здесь сыграло сокращение времени проезда у главного конкурента авиаперевозок на трассе Москва — Хабаровск — железной дороги. Но зато больше стали отправлять авиапассажиров в Иркутск, Фрунзе, Ленинград, Адлер, Киев, Читу. Но в Томск, Кемерово и Барнаул люди предпочитали ехать на поезде.

Вновь образованный и пока находившийся в стадии становления Толмачевский ОАО I квартал 1963 года также завершил с низкими финансовыми показателями, так как не выполнил план по выручке ни в транспортной авиации, ни в спецприменении.

В 1964 году в Новосибирское авиапредприятие впервые поступили Ан-24, постепенно осваивались его новые маршруты, а 114-й авиаотряд перешел в Толмачево, в Новосибирском же авиапредприятии создали 6-й и 116-й летные отряды.

И все же архивные документы за 1965 год фиксируют большое количество отмененных рейсов из-за отсутствия загрузки самолетов, правда, в основном не везло линиям местного значения: не всегда экономически обоснованно открывали новые воздушные линии. Количество рейсов на некоторые направления явно превышало пассажирский спрос.

Для исправления такого положения активно заработала реклама авиаперевозок. Щитовая реклама согласовывалась с архитектурным советом и утверждалась на художественных советах городов. Количество такой рекламы постоянно увеличивалось. Для удобства транзитных пассажиров в Толмачево организовали круглосуточный прием багажа независимо от времени вылета рейса. В Толмачево и Омске ожидали получения 15 блоков механических камер хранения. Комнаты матери и ребенка имелись во всех без исключения аэропортах ЗСТУ ГВФ.

Еще одно нововведение 1965 года — на большинстве рейсов в составе экипажей летали теперь три бортпроводника — за счет приема «бортпроводника номер три». Как констатировалось в документе архива, «это значительно улучшило качество работы бригад бортпроводников и повысило культуру обслуживания пассажиров». Любопытный и свидетельствующий о заботе о пассажирах документ управления гласит: «Считаю необходимым решение вопроса в МГА о введении так называемых «сухих наборов», которыми бы обеспечивали пассажиров, на которых, в связи с их опозданием на регистрацию, не заказывали бортпитание».

Строительство домов для авиаторов активно велось в середине 60-х годов. Архивные данные, да и живущие полной жизнью до сих пор авиагородки свидетельствуют, что аэропорт Толмачево строил в это время достаточно. В 1965 году здесь возводились один 48-квартирный и три 64-квартирных дома, а Новосибирский аэропорт вводил в строй один 80-квартирный дом. Финансирование шло по государственным капиталовложениям со сметной стоимостью строительства в 200—400 тыс. рублей.

Справки о капвложениях свидетельствуют о том, что же построили гражданские новосибирские авиаторы за 10 лет: с 1956 по 1965 гг. Велось, к примеру, строительство основных зданий производственного сектора; усиливались существующие бетонные полосы, что обеспечивало эксплуатацию их самолетами с турбореактивными и турбовинтовыми двигателями; строились служебное здание с командно-диспетчерским пунктом, гостиница на 250 мест, аэровокзал на 1000 пассажиров; линейно-ремонтная мастерская для ремонта реактивных самолетов. Авиаторы сдали в эксплуатацию центральный материальный склад площадью 875 кв. м, столовую на 280 мест, центральную котельную; проложили подъездную железнодорожную ветку, кабельные линии связи с городом и внутрипортовые; соорудили водопровод, очистную канализацию; улучшили электроснабжение.

Справка о строительстве аэропорта Толмачево называет полную сметную стоимость строительства на 1 января 1965 года — 14 млн 875 тыс. руб., в целом его возведение обошлось госбюджету в 21 млн 661 тыс. руб.

Переход на хозрасчет в системе Министерства гражданской авиации планировалось завершить в 1968 году. Для новосибирских авиаторов переход на новую систему планирования начался с посещения своих коллег в Ростовском ОАО — для изучения их опыта работы в новых условиях. Поездка действительно немало способствовала тому, что уже в ноябре-декабре 1967 года, параллельно с существующим планированием, в Толмачевском ОАО уже вели учет по новой системе.

Ил-18 долгие годы оставался ведущим лайнером страны
Ил-18 долгие годы оставался ведущим лайнером страны

В докладе на экономической конференции руководителя управления Ширяева указывалось, что в 1966 году организовали движение газотурбинных самолетов на новых направлениях: на самолетах Ту-104 по маршруту Новосибирск — Ленинград, Новосибирск — Владивосток; на Ан-10: Новосибирск — Куйбышев, Новосибирск — Иркутск; на Ан-24: Новосибирск — Абакан, Новосибирск — Кемерово, Новосибирск — Омск — Тюмень. Но при этом отмечались и неудачная организация погрузочно-разгрузочных работ в Толмачево, плохое использование резервов коммерческой загрузки рейсов грузами, зато ритмичная работа в течение всего 1966 года Новосибирского ОАО дважды удостаивалась классных мест во Всесоюзном соцсоревновании.

Успешно справилась с заданиями авиация спецприменения Западной Сибири. Основной объем работ в Сибири оставался традиционен: мероприятия по борьбе с сорняками. Обработку полей произвели на площади 1070 тыс. га, что дало прибавку урожая в хозяйствах от двух до четырех центнеров с гектара, по отзывам совхозов. Причем случаев ожогов культурных растений гербицидами не отмечалось, что говорило о хорошей подготовке авиахимаппаратуры и повышенном контроле к организации и проведению авиаобработок. Повысилась и выработка на один самолет. Лучшим стал авиаотряд 117 во главе с командиром И.К. Нормухамедовым.

В 1967 году открылся для пассажиров новый аэровокзал в аэропорту Толмачево. В том же году заработали новые аэродромные комплексы и по соседству — в Новокузнецке, Барнауле, Томске. Аэропарк Толмачево также пополнился в 1966 году Ан-24 в базовом варианте, в апреле 1967 г. сюда поступил турбовинтовой самолет Ил-18, на котором беспосадочно летали в Магадан, на Сахалин и Камчатку. В Толмачево таких машин в начале 70-х годов числилось 12.

На малых аэродромах расширялись и реконструировались летные полосы для приема тяжелых самолетов типа Ли-2, Ил-14, Ан-24, открылись новые аэропорты и летные полосы в райцентрах НСО (Купино, Карасук, Северное, Кочки, Красноозерское). В результате проведенных работ на территории области к осени 1970 г. действовало 28 аэродромов. Всего за четыре года в области открылись четыре новых аэропорта, шесть новых авиалиний.

Прибавилось в области воздушных вокзалов и аэропортов. За счет средств Новосибирского ОАО построили новые аэровокзалы в Северном, Кыштовке, Чумаково, Кочках. Велось строительство в Купино и Пихтовке — уже за счет средств местных бюджетов.

Строительство жилья для авиаторов тоже велось в основном за счет Новосибирского ОАО. Новосибирский аэропорт в 70 годах превратился в крупное авиационное предприятие «Новосибирский ОАО», объединявший 26 аэропортов местных воздушных линий на территории НСО. Его инженерно-авиационная служба стала оснащенным производством заводского типа, обеспечивающим работу закрепленного самолетно-моторного и вертолетного парка на высоком научно-техническом уровне. В 1970 году здесь получили вертолеты Ми-8, которые со временем вытеснили Ми-4, в 1973 году парк самолетов пополнился машинами Ан-30, постепенно заменивших Ил-14 на аэрофотосъемках.

На 1971—1975 гг. в ЗСУ ГА разработали новый план развития гражданской авиации области. Приоритетами стали строительство и реконструкция аэропортов под современные типы самолетов, работы по дальнейшему благоустройству и улучшению обслуживания пассажиров на местных авиалиниях. Планируемый объем капиталовложений ожидался в 2023 тыс. рублей, в том числе бюджет Новосибирской области предусматривал вложить 1300 тыс. рублей, а ЗСУГА — 630 тыс. рублей. Но уже в плане эти цифры скорректировали в сторону уменьшения почти в два раза — 563 и 440 тыс. соответственно.

Сохранилась в архиве ГАНО «Экономическая витрина Толмачевского ОАО за 1973 год», рассчитанная экономистами предприятия. Документ дает представление об объеме работ, который выполнялся подразделениями отряда. В сутки здесь перевозили не менее 3210 пассажиров, 9 тонн почты и 87 тонн грузов, получали выручки не менее 101 тыс. рублей (в том числе от пассажироперевозок — 73,4 тыс. рублей).

Успехи гражданской авиации Западной Сибири отметили в министерстве и на еще более высоком уровне: в 1973 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 февраля 1973 г. ЗСУ ГА наградили орденом Октябрьской Революции, с этого дня в официальных документах оно стало именоваться как «Западно-Сибирское ордена Октябрьской Революции Управление гражданской авиации ГА СССР».



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты