IV.14.3.О чем рассказали архивы

Материал из История промышленности Новосибирски
Версия от 16:27, 20 января 2013; Ekaterina (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Как гласит короткая справка, предваряющая большой архив Управления гражданской авиации в ГАНО, «установить более полные сведения из истории не представляется возможным из-за отсутствия архивных материалов прошлых лет». Архивные материалы открывают историю гражданской авиации Новосибирска лишь с 1958 года, когда Новосибирск начал принимать самолеты на бетонированную взлетно-посадочную полосу. Сухие, но емкие данные архивных справок дают исчерпывающую информацию о проблемах и надеждах авиаторов тех лет.

В одном из старых документов — докладе главного инженера В.И. Швецова по подведению итогов работы подразделений ЗСТУ ГВФ в 1959 году и постановке задач на следующий, 1960 год отмечалось, что «по сравнению с 1958 годом в 1959 году в 3—4 раза возрос объем работ по всем видам технического обслуживания, удалось добиться значительного процента исправности самолетного парка».

Вместе с тем, главному инженеру приходилось констатировать плохое снабжение запчастями: например, «Ту-104 были совершенно разукомплектованы», а значит, плохо работал отдел технического снабжения. Неважно работал спецавтотранспорт, и это нередко срывало работу ИАС по техобслуживанию самолетов.

Трудности были вполне объяснимы: ведь такое положение с техобслуживанием самолетов сложилось к 1960 году, когда объем работ значительно увеличился. Только-только организовали ЛЭРМ в Толмачево, но там не хватало еще 70 человек ИТР, а принимать демобилизованных почему-то категорически запрещалось. Требовалось срочно принимать на работу и переучивать людей, иначе предприятие ожидали большие трудности.

Начальник ЗСТУ ГВФ Л.А. Ширяев в заключительном выступлении на том же собрании причины проблем видел по-своему: «Очень много времени мы заседаем. Надо работать с рабочим народом, а не с начальниками. Сборы-разборы занимают много рабочего времени. Очень длительно простаивают самолеты на техобслуживании в ЛЭРМ аэропортов. Смену двигателя производят за 10—12 дней, хотя здесь есть все условия для быстрой и хорошей работы. Нераспорядительность руководящего состава — вот причина. Нужно летать и зарабатывать. А пока вылеты начинаются с 10—11 часов вместо 8—9, далеко не улетим. Не увлекайтесь совещаниями, больше работайте, больше внимания уделяйте созданию нормальных условий для выполнения госплана 1960 года…»

Первый экипаж Ту-104 в Западной Сибири
Первый экипаж Ту-104 в Западной Сибири

И работали, и создавали условия. Так, разработали специальный план мероприятий по устранению недостатков, указанных комиссией ГУГВФ от 26 марта 1960 г., когда генерал-лейтенант Счетчиков проверял наземные службы в Толмачевском и Новосибирском аэропортах.

Дело № 139 в архиве ЗСУГА (ГАНО) за 1960 г. проливает свет на «Перспективное развитие воздушного флота» в Новосибирске. В частности, в нем сказано, что Новосибирск тогда полным ходом принимал турбовинтовые и реактивные самолеты. В плане работы наземных служб на март 1960 г. значилось: «проконтролировать оформление горисполкомом землеотвода под жилищное строительство аэропорта Толмачево». В мае 1960 г. планировалось «организовать обеспечение подрядной организации «Томсктранстрой» всей необходимой документацией для бесперебойного строительства объектов Толмачевского аэропорта», а также положительно решить вопрос с проектными организациями г. Новосибирска все вопросы, связанные с проектированием объектов аэропорта.

В докладе о перспективах развития воздушного флота в Западной Сибири выделялись преимущества этого вида транспорта в нашем регионе: 1) значительная скорость; 2) сравнительно небольшие затраты на строительство авиалиний, особенно важных для Западной Сибири, где развито сельское хозяйство, и применение авиахимических работ в сельском и лесном хозяйстве актуально всегда.

Ту-104
Ту-104

Для выполнения этих работ Западно-Сибирское территориальное управление ГВФ имело в то время следующие типы самолетов и вертолетов: Ту-104-70-100 — местные самолеты со скоростью полета 750/800 км/ч и высотой 10—11 тыс. м; Ан-10-80 — местный самолет со скоростью 600—650 км/ч, высотой полета 7000 м; поршневые самолеты Ил-14, Ил-12, Ли-2, Ан-2, Як-12, вертолеты Ми-1, Ми-4, Ка-15.

С внедрением в эксплуатацию реактивного самолета Ту-104 стал резко возрастать объем авиаперевозок. По сравнению с 1957 г. в 1960 году общий объем перевозок вырос в 1,8 раза, пассажиров перевезли в 2,9 раза больше, почты — в 2,4, грузов — в 2 раза. За это же время налет часов на спецприменениях увеличился в 1,5 раза, обработка площадей химией более чем в 2 раза.

Рост объемов работ на скоростных турбовинтовых самолетах впечатляет: в 1957 г. — 2,9% от общего объема перевозок, в 1958 г. — 16%, в 1959 году — 50%, в 1960 — 67%, в 1961 г. ожидалось увеличение на 88% по сравнению с 1957 годом. Значительно возросли внутриобластные авиаперевозки — в результате снижения тарифов и увеличения количества самолетов. Перевозки пассажиров в 1960 г. возросли по сравнению с 1957 г. в Новосибирской области в 4,3 раза (в Алтайском крае — в 5,7 раза).

Семилетний план государственного развития намечал сделать Аэрофлот массовым пассажирским видом транспорта. Этому способствовало и развитие перевозок на местных, внутриобластных воздушных линиях, расширение действующих аэропортов и строительство новых, как за счет бюджетных ассигнований, так из средств областей и районов.

Основными задачами семилетки являлись: резкое увеличение перевозок пассажиров за счет внедрения новой техники, повышения безопасности и регулярности полетов. Ожидалось, что количество перевозок пассажиров по ЗСТУ возрастет с 340 тыс. чел. в 1958 г. до 2200 тыс. чел. в 1965 г., а в 1964 году прирост пассажиров будет больше, чем количество перевезенных пассажиров в 1958 году.

То же относилось и к внутриобластным перевозкам — по НСО их планировалось увеличить в 6,2 раза. Одним из основных аэропортов в семилетке по ЗСТУ предстояло стать только что открытому для полетов аэропорту Толмачево.

К концу семилетки Толмачевским аэропортом планировалось отправить в полет в 20 раз больше пассажиров, чем в 1958 г., а в 1965 г. ежедневно по магистральным линиям собирались перевозить по 1500 человек и более. Ожидали резкого роста перевозки самолетами почтовых грузов из-за значительного снижения тарифов. Так и случилось. Причем темпы превзошли все ожидания: если семилетним планом по ЗСТУ предусматривалось в 1965 году перевезти 5300 тонн почты, то уже в 1960 году это количество фактически составило 7000 т, а в 1961 — 9000 т. Темпы роста значительно превышали запланированные. Население Сибири торопилось жить, писать письма, слать посылки.

Стало понятно, что этих результатов можно достичь только за счет внедрения и максимального использования новой техники. Управление получило дополнительно достаточное количество самолетов Ту-104 и Ан-10. Именно в эти годы активно внедрялся в эксплуатацию замечательный для того времени самолет Ил-18. А для полетов на малые расстояния начали использовать Ан-24.

Самолет Ан-24 характеризовался в те годы (что позже подтвердилось полувековой его эксплуатацией) как очень удобное воздушное судно для внутриобластных перевозок — он мог использоваться на аэродромах с грунтовым покрытием. К концу семилетки ожидали, что уже полетят из Западной Сибири и высотные самолеты со сверхзвуковыми скоростями. В течение семи лет предстояло реконструировать и построить ряд аэропортов. Значительное строительство планировалось в Толмачево, в результате здесь могли бы принимать 200-местные Ту-114, полеты которых намечались на 1960 год в Кемерово, Томск, Барнаул, Сталинск (Новокузнецк).

Самый первый западносибирский авиатехник П.К. Колесник
Самый первый западносибирский авиатехник П.К. Колесник

Местные авиалинии тоже развивались быстрыми темпами. В 1960 году воздушное сообщение в ЗСТУ ГВФ охватывало в обслуживаемых им областях 60—70 процентов райцентров, а к 1965 году планировалось организовать сообщение со всеми без исключения районами и даже крупными совхозами, колхозами, в первую очередь там, где не имелось других средств передвижения. Только в Новосибирской области в 1959—1960 гг. планировалось построить три малых аэропорта — в Веселово, Чумаково, Крещенке. Расширились и оборудовались для приема двухмоторных самолетов аэропорты в Краснозерском и Купино. В 1959 году из местных бюджетов профинансировали расширение и строительство аэропортов в Новосибирской области на сумму 510 тыс. рублей. Планировалось оборудовать аэропорты для ночных полетов, росло использование авиации в сельском хозяйстве и геологоразведке, особенно на севере Томской области.

В докладе «О ходе выполнения решений июльского пленума ЦК КПСС по внедрению в производство механизации и автоматизации в подразделениях ЗСТУ за 1960 год» отмечалось, что за этот период три четверти объема всех авиаперевозок выполнялись на новой технике. Планом на 1961 год предусматривалось налетать 152 тысячи км за год, из них 80 процентов — на реактивных самолетах.

1960 год — период массового внедрения в эксплуатацию новой реактивной техники. Парк реактивных самолетов резко увеличился, их исправность повысилась с 62 до 76 процентов, увеличился и налет часов на один самолет. Управление подготовило и обучило большое количество экипажей на Ту-104, кроме того, достаточное количество ИТР прошли переподготовку на обслуживание этих типов самолетов. В феврале 1960 года специально для обслуживания реактивных самолетов в Толмачево создали ЛЭРМ, объем работы которого из расчета на год составил 48—50 приведенных единиц, а ЛЭРМ Новосибирского аэропорта в том же году выполнил объем работ примерно в 30 приведенных единиц.

Остро обозначилась в те годы проблема безопасности полетов. Архивные данные признают, что в 1960 году в ЗСТУ не случилось «тяжелых летных происшествий» (так называли катастрофы и аварии), но число просто «летных происшествий» все еще оставалось большим: 16 поломок, 50 вынужденных посадок — всего 66 происшествий за 10 месяцев. Вроде не так много, но в 1959 году за этот же период их число составляло лишь 42, и за год они выросли на треть. Самым «аварийным» стал в тот год 184-й авиаотряд. А два «летных происшествия» в этом отряде в тот год закончились смертью людей: на земле «зарублены винтами авиатехник Ничкин и колхозник», его имя не сохранилось в архиве.

Что касается автоматизации и механизации аэропортов, то к 1960 году закончили и ввели в эксплуатацию новый ангар ЛЭРМ Новосибирского аэропорта и на его площади организовали техобслуживание Ил-14, Ил-12, Ли-2, Ан-24 по новой технологии, с механизированными участками и цехами. Это улучшило условия труда ИТР и позволило полностью передать на эти площади обслуживание самолетов шести авиаотрядов, сократить численность ИТР на 55 человек, а все самолеты Ан-2 116-го отряда перевести на большие регламенты смены двигателей.

Продолжалось в 1960 году и строительство ангара для техобслуживания Ту-104 в Толмачево с комплексом зданий и сооружений, в которых проектом предусматривалась полная механизация всех выполняемых при техобслуживании работ.

В 1960 г. завершилось обеспечение всех подразделений подъемно-транспортным оборудованием. Всюду имелись подъемные краны ПКК-48, Т-74, краны для съемки двигателей Ан-14 и воздушных винтов, что позволило исключить тяжелый ручной труд.

Все подразделения обеспечивались ПАРМами — полевыми авиаремонтными мастерскими. Потребность в токарных, сварочных и слесарных работах была удовлетворена. Для ЛЭРМа Новосибирского аэропорта целесообразным посчитали иметь отдельную производственную базу, так как решился вопрос о передаче сюда на полное техническое обслуживание самолетов 116-го отряда. Кроме того, все подразделения управления к 1960 году обеспечили компрессорными установками для получения сжатого воздуха, машинами для подъема двигателей МП-300, АПА-2 для запуска, достаточным количеством моторных подогревателей МП-85, МП-44, МП-40. Их в подразделениях получили даже в 4—5 раз больше, чем ожидалось.

Аэропорт Толмачево построили в 1960-е годы
Аэропорт Толмачево построили в 1960-е годы

Не обошли механизацией и автоматизацией и службы связи. Автоматизировали подключение объекта «Ландыш». В Толмачево перевели на автоматику аварийную электростанцию на РСП-4. В Новосибирском аэропорту заменили устаревшие передатчики на радиоцентре, приемную аппаратуру в радиобюро, освоили телеграфные аппараты РТА-50, которые резко повысили производительность труда телеграфистов. Построили трансформаторные подстанции на передающем радиоцентре.

В службе перевозок в Толмачевском аэропорту построили багажный павильон, получили стойки и багажные тележки, залили бетонированную дорожку для перевозки багажа к павильону. Построили металлические склады для груза. В плане 1961 года значилась и механизация подъемно-транспортными установками для погрузочных работ, планировалось строительство эстакад по уровню автомашин АПК-1. Еще в 1960 году для погрузки багажа с самолета Ту-104 в Толмачево получили две спецмашины на шасси ГАЗ-69 с транспортерами.

Неплохо поработали в авиапредприятиях и собственные рационализаторы. Годовая экономия от внедрения местных изобретений к «приезжей» технике составила в 1960 г. 345 тыс. рублей, а общее число рационализаторов по управлению насчитывало 206 человек. Например, большую техническую ценность представляла разработка начальника связи ЗСТУ Молодцова по новой системе связи с самолетами при помощи ретражилеторов, ее внедрение полностью исключало в подразделениях должность радиооператора, а на самолетах — бортрадиста.

Планом на 1961 год предусматривалась работа по автоматизации и механизации, в частности, внедрялась механизация погрузочно-разгрузочных работ в коммерческих складах Новосибирского, Толмачевского и Омского аэропортов за счет применения монорельсов и тельферов разной грузоподъемности. Без решения этих задач большое количество грузов задерживалось, что могло привести к простою самолетов и несчастным случаям. Планировалось ввести централизованную заправку самолетов топливом в Толмачево и Омске. И еще многое другое.

В январе 1963 г. создали объединенный Толмачевский авиаотряд, в который вошли ЛЭРМ, летный отряд № 204, аэропорт, практически все основные и вспомогательные службы. В ноябре 1963 г. ввели в строй новый аэровокзал — самый крупный на воздушных трассах Сибири и Дальнего Востока.

В феврале 1963 года отмечалось 40-летие Аэрофлота, и большую группу авиаторов ЗСУ наградили правительственными наградами. Орден Ленина с присвоением звания Герой Социалистического Труда получил командир корабля Ту-104 А.П. Помелов — бывший фронтовой летчик, бомбивший Берлин. Орденами Ленина тогда наградили командира авиаэскадрильи П.А. Афанасьева, командира авиагруппы реактивных самолетов В.М. Купало, и других — всего 25 человек.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты