IV.14.2.На войне и на "гражданке"

Материал из История промышленности Новосибирски
Версия от 16:24, 20 января 2013; Ekaterina (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Числиться резервом пришлось недолго. 22 июня 1941 года на митинге в Новосибирском аэропорту командир экипажа ПС-84 (Ли-2) Михаил Яковлевич Бычков заявил: «Наш экипаж готов выполнить любое задание. Самолет находится в полной боевой готовности…» И он, и десятки и сотни других летчиков, техников, мотористов, инженеров ЗСУ отправились на фронт и за отличное выполнение боевых заданий удостоились высоких наград. Многие погибли в воздушных боях, среди них и М. Бычков. В числе первых летчиков ЗСУ ГВФ, откомандированных в особую группу ГВФ, был Григорий Алексеевич Таран из Новосибирского авиапредприятия. Он совершил 599 боевых вылетов, 230 — в глубокий тыл врага, доставляя партизанам боеприпасы, вывозил раненых. В 1943 г. Г.А. Таран вывез 50 детей с оккупированной территории, посадив самолет на ограниченную площадку. За войну он переправил на своем самолете более 600 раненых, доставил более 120 тонн продовольствия партизанам Крыма. В 1944 году Г.А. Таран удостоен звания Героя Советского Союза. День Победы Г.А. Таран встретил в США, доставив туда вместе с другими экипажами советских дипломатов для участия в создании ООН. После войны он первым облетал самолет Ил-12, ставший на долгие годы главным самолетом гражданской авиации. Трагическая случайность оборвала его жизнь в 1948 году, по решению правительства имя Григория Тарана присвоили Сасовскому летному училищу гражданской авиации.

Звание Героя Советского Союза за личный героизм и мужество присвоили в 1943 году и другому летчику из ЗСУ ГВФ — Петру Федоровичу Еромасову. Его полеты по сбрасыванию разведывательных и десантных групп в тыл противника отличались особой точностью. Его именем названо Бугурусланское летное училище. Навсегда остались в исторической летописи войны и другие летчики Новосибирского аэропорта — Герои Советского Союза: С.Н. Даньшин, которому одному из первых доверили бомбить глубокие вражеские тылы; Г.Г. Агамиров, Н.А. Ищенко, В.М. Обухов, О.А. Санфирова и М.А. Макаров, совершивший 119 боевых вылетов, а после войны еще не один десяток лет летавший командиром Ту-104.

Одной из самых ответственных задач, кроме боевых вылетов, стала в 1942 году для гражданских авиаторов перегонка боевых самолетов на фронт. После заключения соглашения с США в 1942 году о поставке боевой техники по «ленд-лизу» открылась авиатрасса Москва — Уэлькаль, по ней начали перегонять боевые самолеты — «Аэрокобры», «Бостоны», Си-47 и другие с посадкой в Толмачево, а затем в Новосибирском аэропорту. Организовали и доставку своим ходом самолетов ЕР-2, ДБ-3Ф и др., изготовленных в Иркутске и Улан-Удэ. Часть пилотов Западно-Сибирского управления ГВФ влилась в особые группы, перегонявшие самолеты с дальневосточных авиазаводов и из США. Одну из таких групп, названную потом перегоночной эскадрильей, возглавили М.А. Руднев, затем Н.Ф. Сентюрин. Летчики без потерь перегнали в прифронтовую полосу более 100 дальних бомбардировщиков, садясь на ночевку в Новосибирске, а утром отправляясь дальше на запад.

Занимались авиаторы и подготовкой кадров, оперативно сформировав 15 учебных авиаэскадрилий. Переподготовкой экипажей для полетов на более совершенной технике занимался летный центр Аэрофлота в Новосибирске, под руководством Н.П. Шабанова. Первый ускоренный выпуск пилотов сибирских учебных эскадрилий и отрядов в 1941 году дал солидное пополнение фронтовой авиации. В 1942 году на базе ЗСУ ГВФ сформировали пять авиашкол: Купинскую, Павлодарскую, Курганскую, Петропавловскую, Иссилькульскую, где за годы войны подготовили 10 тысяч пилотов.

На таких самолетах По-2 перевозили грузы и почту
На таких самолетах По-2 перевозили грузы и почту

Так воевала сибирская гражданская авиация, в тылу и на фронте защищая небо страны. После войны сотни самолетов, обслуживавших фронт, переоборудовали для пассажирских, почтовых и грузовых перевозок. В 1945-м перевезли 1150 тонн грузов, 10,4 тонны почты и 3778 пассажиров.

В 1945 году основной техникой Новосибирского аэропорта являлись По-2 в различных модификациях, четыре самолета «Юнкерс-52», два Си-47 с их командирами — П.Г. Шишикиным и С.К. Двилевичем, несколько Ли-2 и Ш-2. Планом восстановления народного хозяйства страны предусматривалось увеличить сеть воздушных сообщений до 175 тыс. км, началась и реконструкция аэропортов. Авиаторам Западной Сибири на первый мирный год ставилась нелегкая задача — перевезти в два раза больше грузов и в три раза больше пассажиров, чем в 1945 году. С ней справились успешно.

В послевоенный период на предприятие поступили вертолеты Ми-1, Ми-4, Ка-15, для спецприменения поступили четырехместные самолеты Як-12. Первая послевоенная пятилетка завершилась появлением в сибирском небе многоместных поршневых самолетов Ил-12 и Ил-14 (1954 г.), ставшими на долгие годы главными тружениками «Аэрофлота». Ил-12 в Новосибирске насчитывалось 14 штук, именно они тогда, в конце 40-х, обеспечивали все перевозки пассажиров на Москву. А Ил-14 за свою долгую трудовую биографию не раз выручали из беды полярников, работников леса, рыбаков, помогали геологам, метеорологам, ученым, и, конечно, хлеборобам. Именно на Ил-14 проводились фотометрические исследования сельскохозяйственных полей с помощью специальной летно-гидрологической партии ЗСУ по гидрометеорологии и контролю за природной средой. Целью являлось получение информации о состоянии посевов и прогноз будущего урожая. Работы проводились на «ювелирной» высоте в 30—40 м на обширных территориях не только Новосибирской области, но и степных массивах Сибири и Урала. Физическая основа метода — зависимость коэффициента яркости системы «почва-растительность» от состояния растительной массы. Что значил своевременный прогноз урожая — отлично знают земледельцы: это боевая готовность всего уборочного конвейера к страде.

Из технического вооружения появились после войны приводные радиостанции, радиокомпас, локаторные установки — все это позволяло производить полеты в сложных метеорологических условиях днем и ночью. В августе 1949 года в Новосибирском аэропорту создали ЛЭРМ — линейные эксплуатационно-ремонтные мастерские. Они объединили все технические службы аэропорта, летные подразделения и авиаремонтные мастерские для технического обслуживания самолетного парка Новосибирска. К этому году он насчитывал уже 20 самолетов Ли-2. В том же 1949-м создали и три летных отряда Новосибирского аэропорта — 55-й, 56-й и 4-й, основной техникой которых стал Ли-2. Позже, в 1955 году, Ли-2 передали в отряд аэрофотосъемки, а отряды 55 и 56 упразднили, на их базе появился летный 114-й отряд, основной техникой которого оставались Ил-12 и Ли-2.

В июне 1955 года на первые сборы в ГУ ГВФ для переучивания на самолет Ту-104 в Москву отправились новосибирские авиаинженеры и техники, а 22 ноября 1956 года состоялась и первая техническая посадка Ту-104 в Толмачево. Как писала об этом «Советская Сибирь» на следующий день, «совершив три круга над полосой, экипаж во главе с командиром Г. Быковым посадил лайнер на новосибирскую землю. Самолет следовал техническим рейсом из Свердловска, стоянка и заправка топливом в Толмачево заняла около часа, следующей точкой маршрута был Красноярск». Дата 15 сентября 1956 года стала еще одной исторически значимой вехой в истории авиации Западной Сибири. Тогда совершил свой первый полет над Сибирью, уже с пассажирами на борту, реактивный Ту-104, выполнявший рейс Москва — Иркутск.

Аэропорт Северный
Аэропорт Северный

Через год в Новосибирске открылись еще одни «воздушные ворота» — аэропорт Толмачево. День рождения Толмачевского авиапредприятия отмечается в день, когда здесь впервые приземлился Ту-104, — 12 июля 1957 года, летевший рейсом Новосибирск — Москва, и новенький реактивный лайнер пилотировал известный летчик Виктор Маркович Купало.

«Июль. Ясный, как по заказу, день. Теплынь под тридцать. Воздух, словно слюда, — струится так, что кажется, на противоположном конце ВПП плещется озерко. А на исполнительном старте замер лайнер, какого новосибирские пассажиры еще не видывали. Мгновение — и огромная машина, пробежав по бетону, оторвалась от земли и ушла в высокую бесконечную голубизну», — таким запомнился очевидцам взлет первенца реактивной техники с бортовым номером 5419, описанный в газете «Воздушный транспорт». Так началась славная история регулярных рейсов Ту-104 в Новосибирске. Вторым пилотом на этом рейсе летел Л.М. Норкин, штурманом — В.А. Чекмасов, бортмехаником — А.В. Янченков, бортрадистом — Н.Ф. Чернов.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты