IV.11.1.НЭМЗ "Тайра" — различия между версиями

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 87: Строка 87:
  
 
----
 
----
[[II.2.ЖИВАЯ ВОДА БОЛЬШОГО ГОРОДА (МУП «Горводоканал»)|Пред. стр.]] | [[История промышленности Новосибирска: IV Том|Содержание]] | [[IV.11.2.Хронология|След. стр.]]
+
[[IV.11.НЭМЗ ПО ИМЕНИ "ТАЙРА" (НЭМЗ "Тайра")|Пред. стр.]] | [[История промышленности Новосибирска: IV Том|Содержание]] | [[IV.11.2.Хронология|След. стр.]]

Текущая версия на 14:09, 19 января 2013

Новосибирский энергомеханический завод начинался с создания небольших мастерских по ремонту строительной техники для строящейся Новосибирской ГЭС. Датой основания завода считается 27 августа 1955 года, о чем свидетельствует хранящаяся в музее предприятия копия справки из Центрального государственного архива народного хозяйства СССР «Об организации Новосибирского ремонтно-механического завода». (Впоследствии предприятие неоднократно переименовывалось.)

В пояснительной записке к сводному отчету по основной деятельности промышленных предприятий Новосибирскгэсстроя за 1955 г. имеются следующие сведения:

«Ремонтно-механический завод в соответствии с приказом министра строительства электростанций от 27 августа 1955 года за №167 выделен на самостоятельный промышленный баланс со строительного баланса Новосибирскгэсстороя». В 1957 году появились первые цеха — ремонтно-механический и литейный. Завод выпустил первую продукцию. В 1958 г. построили цех по изготовлению металлоконструкций.

Директором вновь созданного предприятия назначили Валентина Тимофеевича Терешина. Он руководил предприятием пять первых лет.


[править] 2

В первый год своей деятельности завод выпустил валовой продукции на сумму 260 тыс. рублей. На предприятии работали 118 человек, из них 88 — рабочие, остальные — ИТР и служащие. Из тех, кто пришел тогда работать на предприятие, можно отметить многих.

Анна Дементьевна Глазырина — электромонтер по ремонту электрооборудования. Чрезвычайно редкая для женщины профессия. На заводе А.Д. Глазырина работает с момента его основания — пришла в 1955 году. Награждена орденом «Знак Почета». Или Ольга Леонтьевна Тимофеева — крановщица. Тоже не совсем женская профессия. Тем не менее за рычагами крана она проработала всю жизнь, ни разу не изменив призванию.

Информация о ветеранах войны, трудившихся на НЭМЗе, собрана в отдельную книгу, которая бережно хранится в музее завода. Здесь более двухсот имен и фамилий.


[править] 3

С 1958 года ремонтно-механический завод начал работать на полную мощность. В цехах ремонтировались тракторы, экскаваторы, компрессоры, производились запасные части к строительным машинам, автотранспорту и электрооборудованию, изготавливалось нестандартное и специальное оборудование для гидравлических, тепловых и атомных станций, производились металлические и легкие строительные конструкции. В числе первых потребителей продукции, кроме Новосибирской гидроэлектростанции значились Березовская и Назаровская ГРЭС.

В 1960 году Новосибирский ремонтно-механический завод включили в состав производственной базы только что созданного Главного управления по механизации строительства (Главэнергостроймеханизации) Министерства энергетики и электрификации СССР. На пост директора предприятия пришел Василий Петрович Байриков.

Наряду с новосибирским, в состав Главэнергостроймеханизации вошли еще 12 заводов. Специально для Главного управления по механизации строительства возвели новые заводы металлоконструкций — Волжский, Восточно-Сибирский, Южно-Уральский, Конаковский, Северо-Кавказский, Ермаковский, Новосибирский, Зуевский; ремонтно-механические заводы — Белгородский, Южно-Уральский, Ермаковский, а также Южно-Уральский и Львовский арматурно-изоляторные заводы; реконструировали Зуевский энергомеханический завод, Славянский и Харцызский арматурно-изоляторные заводы, Каширский и Домодедовский заводы металлоконструкций.


[править] 4

В 1962 году очередь на реконструкцию дошла до Новосибирского ремонтно-механического завода. Возможно, это произошло благодаря приходу нового руководителя — Федора Александровича Дмитриева. Завод действительно нуждался в новых помещениях и мощностях. Ремонтный фонд строительной техники хранился на необорудованной площадке, запчасти под воздействием дождей и снегопадов ржавели. Цеха оставались разрозненными, что существенно осложняло погрузочно-разгрузочные работы и координацию между разными производственными участками.

Проектировщики намеревались решить проблему путем строительства главного корпуса, где планировалось сосредоточить основные звенья производственной цепи: участок сборки тракторов, участок восстановления деталей химическим способом, участок ремонта радиаторов, участок ремонта двигателей внутреннего сгорания, разборно-моечный участок, участок реставрации деталей, а также участок по выпуску легких строительных конструкций для складов.

Строить главный корпус начали в 1964 году. Параллельно заложили заводскую котельную. Растущее производство потребляло много энергии, и на заводе пришли к выводу, что лучше вырабатывать ее самим, чем брать на стороне.

Одновременно с наращиванием производственных мощностей руководство предприятия не забывало и о «социалке». С 1963 г. вокруг завода начал расти рабочий поселок — кирпичные дома по улицам Софийской, Гидромонтажной, Динамовцев. За последующие годы завод построил около 14 тыс. кв. метров жилья. Более 600 семей заводчан получили квартиры. Для молодежи в 1965—1966 годах возвели малосемейное общежитие. В ведомстве завода находились два детских сада. Жилье и социальная инфраструктура не только строились за счет завода, но и отапливались от его котельной, и ремонтировались на средства предприятия.


[править] 5

В 1967-м на заводе появилась первая бригада коммунистического труда, в ней работали восемь человек. Все — молодые парни, только что вернувшиеся из армии. Возглавлял бригаду слесарь цеха строительно-дорожных машин Михаил Иосифович Альхимович.

После окончания строительства главного корпуса в 1969 году объем ремонтного производства существенно расширился. Помимо ремонта, заводчане освоили новые виды продукции: клапаны для пылегазовоздухопроводов, ролики ленточных конвейеров. Возглавлял предприятие в те годы Анатолий Григорьевич Дрогалев. Он руководил заводом с октября 1969 года по март 1973-го. Затем ему на смену пришел Николай Спиридонович Никитенко.

В 1976 году приказом министра энергетики Новосибирский ремонтно-механический завод переименовали в Новосибирский энергомеханический. Изменилась не только вывеска, но и характер выпускаемой продукции. Завод освоил производство металлических монтажных блоков, запасных частей к строительным и дорожным машинам, вспомогательного оборудования для атомных электростанций, опор и подвесок, направляющих, клапанов, адсорберов и другой продукции.

В 1978—1979 годах заводом руководил Василий Александрович Свиридов. За этот не очень большой срок на предприятии освоили производство тракторных кранов ТК-5.3М, бульдозеров на базе трактора Т-130, нестандартного оборудования для атомных электростанций. Освоение новых видов продукции стало возможно благодаря реорганизации механического цеха. После перевода участка строительно-дорожных машин в главный корпус механический участок выделился в самостоятельное подразделение, на площадях которого и разметили мощности для выпуска кранов и бульдозеров.


[править] 6

К 1980 году на заводе числилось 49 ветеранов труда, 342 ударника коммунистического труда, 53 работника были награждены орденами и медалями, 32 — значками «Отличник энергетики Минэнерго». Предприятие и его директор Михаил Андреевич Попов находились на хорошем счету в министерстве, коллектив завода неоднократно награждался переходящими Красными знаменами за первые места в социалистическом соревновании.

Общественная работа на НЭМЗе велась постоянно. Заводчане шефствовали не только над сельчанами, но и опекали школы, детские сады, ПТУ. Даже в тяжелые постперестроечные годы администрация предприятия продолжает помогать школам № 6, 165 ремонтом и приобретением дорогостоящей оргтехники.

Немало внимания уделялось спорту. В 1980 году на заводе работало 240 значкистов ГТО, один мастер спорта СССР, два работника имели первый спортивный разряд по лыжам, 50 человек — второй разряд по разным видам спорта. Заводской стадион никогда не пустовал. Регулярно на нем проводились летние и зимние спартакиады, ведомственные и районные соревнования.


[править] 7

По копиям архивных документов, хранящихся в музее завода, можно отследить темпы роста производства. В 1955 г. завод выпустил продукции на 260 тыс. рублей, в 1960-м — на 992 тысячи, в 1965-м — на 2 миллиона 605 тысяч, в 1970-м стоимость валовой продукции составляла 5 млн 91 тыс. рублей, в 1975-м — 7 млн 141 тыс. рублей. Продукция завода поставлялась не только на предприятия СССР, но и в братские страны: Болгарию, Монголию, Китай, Индию.

«Звездный час» завод пережил в 1985 году. Объем выпуска продукции достиг 8 миллионов 500 тысяч рублей. Потребители продукции — ГРЭС, АЭС, предприятия сельского хозяйства, лесопромышленного комплекса. Изделия направлялись в 36 стран. К 1985 году относится и последнее созидательное мероприятие на заводе — строится новый корпус механического цеха.

В 1990-х годах выпуск товарной продукции на НЭМЗе существенно снизился. Производство и ремонт строительно-дорожной техники прекратились из-за отсутствия спроса. Увольнялись кадровые рабочие, останавливались цеха, у предприятия росли долги по налогам. Завод оказался на грани закрытия.


[править] 8

Все изменилось с приходом новой команды руководителей. Кресло директора занял Александр Фридрихович Богер, до этого топ-менеджер фирмы «Тайра», специализирующейся на выпуске промышленных вентиляторов. В 1998 году предприятие прошло процедуру банкротства и из завода превратилось в закрытое акционерное общество. Новый директор полностью сменил специализацию производства. Теперь вместо тракторов начали изготавливать тягодутьевые машины весом от двух до восьми тонн. Техническую документацию для новой продукции предоставило ООО «Тайра».

К 2003 году специалисты завода освоили несколько новых направлений — в частности выпуск приточных установок и центральных кондиционеров блочно-модульного типа по лицензии австрийской фирмы «Frivent». Среди новых видов продукции также пожаробезопасные вентиляторы дымоудаления, канальные вентиляторы квадратного сечения в обычном или звукоизолирующем корпусе.

Логическим завершением сотрудничества стало объединение в 2004 году ЗАО «НЭМЗ» и ООО «Тайра». Тандем обрел новое название — ООО «Новосибирский энергомашиностроительный завод «Тайра». При заводе открылся «Торговый Дом НЭМЗ». Квалифицированные специалисты занимаются продвижением продукции завода на рынок.

В 2004 году ООО «НЭМЗ «Тайра» выиграло организованный мэрией Новосибирска тендер на поставку вентиляционного оборудования для строящейся станции метро «Березовая роща». Сотрудничество с мэрией крепнет и расширяется, благодаря чему предприятию удалось получить кредит на модернизацию производства. 50 процентов ставки рефинансирования кредита взяла на себя мэрия. На средства, полученные в кредит, предприятие модернизировало литейный цех, основные фонды которого пришли в полную негодность. Одновременно реконструировалась котельная, также предельно изношенная. Вместо трех угольных отопительных агрегатов установили два газовых, которые полностью покрывают потребности завода в тепле.

На площадях модернизированного литейного цеха установили три новых итальянских станка. В производство запускаются новые изделия, себестоимость основной продукции существенно снижается. Перечень выпускаемой продукции в 2004 году включает промышленные вентиляторы разных типов, отопительные агрегаты, дымососы, насосы, калориферы, асинхронные электродвигатели, котельно-вспомогательное и грузоподъемное оборудование, запасные части для котельного и вентиляционного оборудования, а также для тракторов ТК-5,3М, слесарные и сверлильные станки и инструменты.

Дилерская сеть НЭМЗ «Тайра» в настоящее время охватывает крупные города России — Тюмень, Омск, Томск, Барнаул, Кемерово, Новокузнецк, Красноярск, Иркутск, Хабаровск. Вентиляционное оборудование новосибирского завода используют «Евразхолдинг», «Кузнецкие ферросплавы», «РУСАЛ», «Омский бекон», «Норильский никель», «Сибнефть», ФГУП «Сибирский химический комбинат», ОАО «НЗХК», «НАПО им. Чкалова», Новосибирский аффинажный завод, Новосибирский метрополитен, «ВИНАП» и другие крупные предприятия.

Продукция НЭМЗ «Тайра» удостоена золотой медали Сибирской ярмарки в 2002 г., золотой медали Межрегионального конкурса «Лучшие товары Сибири» в 2002 г., диплома «Народное признание» (2002), Почетной грамоты конкурса «Новосибирская марка» (2004).



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты