IV.10.2.От "Сибэлектротрансмаша" к "Электроагрегату" — различия между версиями

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 12: Строка 12:
  
 
Как символический итог двухлетия работы объединения можно расценивать телеграмму из главка в адрес начальника Главэлектротрансмаша Л. Табачника: «Поздравляю коллектив завода с хорошей оценкой МЭТП и ЦК профсоюза достигнутых во Всесоюзном социалистическом соревновании результатов…» Кстати, тогда же, 23 марта 1973 года, вышел первый номер заводской многотиражной газеты «Импульс». А годом позже приняла первых отдыхающих заводская база отдыха на 100 мест с тем же названием, а при ней — лодочная станция.  
 
Как символический итог двухлетия работы объединения можно расценивать телеграмму из главка в адрес начальника Главэлектротрансмаша Л. Табачника: «Поздравляю коллектив завода с хорошей оценкой МЭТП и ЦК профсоюза достигнутых во Всесоюзном социалистическом соревновании результатов…» Кстати, тогда же, 23 марта 1973 года, вышел первый номер заводской многотиражной газеты «Импульс». А годом позже приняла первых отдыхающих заводская база отдыха на 100 мест с тем же названием, а при ней — лодочная станция.  
 +
 +
[[файл:Stankoprivod-4.jpg|thumb|alt=3000-й комплект ЭДП-196, выпущенный в честь ХХVI съезда КПСС|3000-й комплект ЭДП-196, выпущенный в честь ХХVI съезда КПСС]]
  
 
Но министерство что-то меняло, усовершенствовало, реорганизовывало… И третья реорганизация не заставила себя ждать дольше двух лет. С июня 1974 года, на основании приказа МЭТП завод «Сибэлектротрансмаш» вошел в состав Новосибирского производственного объединения «Электроагрегат». Пройдет более 13 лет, прежде чем завод снова обретет самостоятельность. Но в то время более рациональным подходом была работа в связке, возможно, поэтому развитие завода не только не замедлилось, напротив, рост номенклатуры изделий, производства, объектов соцкультбыта набирал обороты, причем по самым разным направлениям деятельности. Год за годом появлялись новые образцы электротехнической продукции, которая расходилась не только внутри страны, но и за рубежом.
 
Но министерство что-то меняло, усовершенствовало, реорганизовывало… И третья реорганизация не заставила себя ждать дольше двух лет. С июня 1974 года, на основании приказа МЭТП завод «Сибэлектротрансмаш» вошел в состав Новосибирского производственного объединения «Электроагрегат». Пройдет более 13 лет, прежде чем завод снова обретет самостоятельность. Но в то время более рациональным подходом была работа в связке, возможно, поэтому развитие завода не только не замедлилось, напротив, рост номенклатуры изделий, производства, объектов соцкультбыта набирал обороты, причем по самым разным направлениям деятельности. Год за годом появлялись новые образцы электротехнической продукции, которая расходилась не только внутри страны, но и за рубежом.
Строка 24: Строка 26:
  
 
В 1979 году завод впервые утвердили участником ВДНХ СССР, о чем сохранилось Свидетельство Главного выставочного комитета. Генеральным директором в то время работал В.И. Гребенщиков. Предприятию удалось многое показать и представить, ведь к тому времени серийно производились аппаратура ДЭТ-250 в экспортном исполнении, а также печатные платы по базовой позитивной технологии. Представлены были на главной выставке страны и рационализаторы производства с их идеями и решениями. Бригада цеха № 7 Анатолия Степановича Иванова занималась изготовлением шкафов для электронной начинки к станкам с ЧПУ, по роду деятельности рабочим требовалось уметь и слесарить, и сверлить, и сваривать детали. Чтобы ускорить обработку заготовок, Иванов изобрел и сделал своими руками специальные приспособления — кондукторы, за что получил в награду от ВДНХ автомобиль «Москвич».
 
В 1979 году завод впервые утвердили участником ВДНХ СССР, о чем сохранилось Свидетельство Главного выставочного комитета. Генеральным директором в то время работал В.И. Гребенщиков. Предприятию удалось многое показать и представить, ведь к тому времени серийно производились аппаратура ДЭТ-250 в экспортном исполнении, а также печатные платы по базовой позитивной технологии. Представлены были на главной выставке страны и рационализаторы производства с их идеями и решениями. Бригада цеха № 7 Анатолия Степановича Иванова занималась изготовлением шкафов для электронной начинки к станкам с ЧПУ, по роду деятельности рабочим требовалось уметь и слесарить, и сверлить, и сваривать детали. Чтобы ускорить обработку заготовок, Иванов изобрел и сделал своими руками специальные приспособления — кондукторы, за что получил в награду от ВДНХ автомобиль «Москвич».
 +
 +
[[файл:Stankoprivod-5.jpg|thumb|alt=С этой первой на заводе бригады радиомонтажников выросли радиомонтажные участки в цехах 4 и 9|С этой первой на заводе бригады радиомонтажников выросли радиомонтажные участки в цехах 4 и 9]]
  
 
Не топталась на месте и инженерно-конструкторская мысль заводчан. На генераторном производстве в 1980 году апробировали опытные образцы и выпустили первые промышленные партии генератора мощностью свыше 100 кВт серии МСС 115-8, предназначенные для установки на морских судах неограниченного района плавания. Совместно с Рижским электромеханическим заводом стали выпускать электронные блоки выдержки времени типа ЭВВ для хронометрического управления регуляторами пуска и торможения напольного безрельсового электротранспорта, а проще — электрокаров.
 
Не топталась на месте и инженерно-конструкторская мысль заводчан. На генераторном производстве в 1980 году апробировали опытные образцы и выпустили первые промышленные партии генератора мощностью свыше 100 кВт серии МСС 115-8, предназначенные для установки на морских судах неограниченного района плавания. Совместно с Рижским электромеханическим заводом стали выпускать электронные блоки выдержки времени типа ЭВВ для хронометрического управления регуляторами пуска и торможения напольного безрельсового электротранспорта, а проще — электрокаров.
Строка 50: Строка 54:
  
 
Эти годы стали периодом разработки судовых морских генераторов. В свое время, в конце 1970-х годов, конструкторскую документацию на ГСС — морские генераторы передали на Ереванский завод «Армэлектро». Освоение этого вида изделий в Новосибирске сняли с производства. Но от потребителей ереванских генераторов шло много нареканий по качеству. Потом Министерство электротехнической промышленности приняло решение о разработке новой серии этих генераторов для морских судов различного класса, с требованием их унификации для применения и на речных судах. Начиная с 1983 года, разработали серию морских генераторов ГСС. Она существует и до настоящего времени: серии мощностью 100, 160, 200, 315, 400 кВт. До сегодняшнего времени освоены серийно 100, 160, 200-кВт генераторы, а по 315 и 400 кВт сданы лишь опытные образцы. В связи с экономической обстановкой завод «Дальдизель» из Хабаровска, собирающий у себя дизельные установки и в дальнейшем поставляющий их на суда, приостановил свои заказы. Сейчас дела у «Дальдизеля» идут на поправку, и заказы в Сибирь стали поступать вновь и с Дальнего Востока, и с Украины.
 
Эти годы стали периодом разработки судовых морских генераторов. В свое время, в конце 1970-х годов, конструкторскую документацию на ГСС — морские генераторы передали на Ереванский завод «Армэлектро». Освоение этого вида изделий в Новосибирске сняли с производства. Но от потребителей ереванских генераторов шло много нареканий по качеству. Потом Министерство электротехнической промышленности приняло решение о разработке новой серии этих генераторов для морских судов различного класса, с требованием их унификации для применения и на речных судах. Начиная с 1983 года, разработали серию морских генераторов ГСС. Она существует и до настоящего времени: серии мощностью 100, 160, 200, 315, 400 кВт. До сегодняшнего времени освоены серийно 100, 160, 200-кВт генераторы, а по 315 и 400 кВт сданы лишь опытные образцы. В связи с экономической обстановкой завод «Дальдизель» из Хабаровска, собирающий у себя дизельные установки и в дальнейшем поставляющий их на суда, приостановил свои заказы. Сейчас дела у «Дальдизеля» идут на поправку, и заказы в Сибирь стали поступать вновь и с Дальнего Востока, и с Украины.
 +
 +
[[файл:Stankoprivod-6.jpg|thumb|alt=Агрегат передвижной аэродромный АПА-100|Агрегат передвижной аэродромный АПА-100]]
  
 
В начале 80-х требовалось закончить формирование линий из станков с ЧПУ для обработки валов и деталей коллектора электрических машин. Планировалось заменить все одношпиндельные станки с ЧПУ для сверления печатных плат четырехшпиндельными станками с ЧПУ собственного производства. На инструментальном производстве создавался участок станков с ЧПУ для изготовления деталей штампов и пресс-форм. Внедряли устройство программного управления испытательными стендами, сборкой печатных плат. Пробовали даже использовать на литейном производстве роботы-манипуляторы для механизации ручного труда. Но… безопасность труда от этого, увы, только страдала. Однажды во время работы робота произошел сбой, и ковшом с горячим металлом, который управлялся с помощью манипулятора, был серьезно травмирован рабочий. От роботов с тех пор отказались, полагаясь лишь на свои человеческие силы и сноровку. Да и не такое это производство, где повторяется множество однообразных операций, — на заводе изделия выпускались в основном штучные.
 
В начале 80-х требовалось закончить формирование линий из станков с ЧПУ для обработки валов и деталей коллектора электрических машин. Планировалось заменить все одношпиндельные станки с ЧПУ для сверления печатных плат четырехшпиндельными станками с ЧПУ собственного производства. На инструментальном производстве создавался участок станков с ЧПУ для изготовления деталей штампов и пресс-форм. Внедряли устройство программного управления испытательными стендами, сборкой печатных плат. Пробовали даже использовать на литейном производстве роботы-манипуляторы для механизации ручного труда. Но… безопасность труда от этого, увы, только страдала. Однажды во время работы робота произошел сбой, и ковшом с горячим металлом, который управлялся с помощью манипулятора, был серьезно травмирован рабочий. От роботов с тех пор отказались, полагаясь лишь на свои человеческие силы и сноровку. Да и не такое это производство, где повторяется множество однообразных операций, — на заводе изделия выпускались в основном штучные.
  
 
Завершало обширную программу модернизации технологий и всего управления производством внедрение автоматизированной системы управления (АСУ) на базе электронных вычислительных машин, уже начатое на заводе к 11-й пятилетке. Новая автоматизированная система давала возможность более обоснованно и точно составлять оперативные и перспективные планы производства по цехам и по заводу в целом. Это, в свою очередь, приводило к уменьшению численности сотрудников цехов и отделов заводоуправления, занятых планированием, учетом и отчетностью.
 
Завершало обширную программу модернизации технологий и всего управления производством внедрение автоматизированной системы управления (АСУ) на базе электронных вычислительных машин, уже начатое на заводе к 11-й пятилетке. Новая автоматизированная система давала возможность более обоснованно и точно составлять оперативные и перспективные планы производства по цехам и по заводу в целом. Это, в свою очередь, приводило к уменьшению численности сотрудников цехов и отделов заводоуправления, занятых планированием, учетом и отчетностью.
 +
 +
[[файл:Stankoprivod-7.jpg|thumb|alt=Устройство ЧПУ серии Р2М-1200|Устройство ЧПУ серии Р2М-1200]]
  
 
Для технических нововведений требовались новые производственные площади, оснащенные соответствующим оборудованием. В начале 1980-х годов на заводе полным ходом шло капитальное строительство. В 1983 году сдали в эксплуатацию экспериментальный комплекс производственной площадью 23 185 кв. м, а с 1984 года началось строительство корпуса высокоавтоматизированного оборудования с ЧПУ.  
 
Для технических нововведений требовались новые производственные площади, оснащенные соответствующим оборудованием. В начале 1980-х годов на заводе полным ходом шло капитальное строительство. В 1983 году сдали в эксплуатацию экспериментальный комплекс производственной площадью 23 185 кв. м, а с 1984 года началось строительство корпуса высокоавтоматизированного оборудования с ЧПУ.  

Текущая версия на 15:46, 20 января 2013

С мая 1972 года в управлении предприятием снова произошли серьезные перемены. На основании приказа министра электротехнической промышленности СССР на базе завода тепловозного электрооборудования создали производственное объединение «Сибэлектротрансмаш», в состав которого вошли сам завод и научно-исследовательский институт комплектного электропривода НИИКЭ. Тогда же, одними из первых в стране, трансмашевцы освоили сначала образцы, а затем и выпуск систем числового программного управления для металлорежущих станков «Размер-2М». Это повлекло необходимость создания нового цеха по производству печатных плат.

Еще одно знаковое событие 1972 года — создается конструкторский отдел электрических машин. Отдел вначале тоже входил в НИИКЭ, занимался курированием продукции завода «Сибэлектротрансмаш». Эта реорганизация совпала по времени с переходом на выпуск новых электрических машин ЭДП-196, ГПА-222 взамен уже устаревших ЭДТ-166б и ДК-510б. Отдел, собственно, и начался с разработки тракторного электрооборудования ГПА-222, ГПА-196, оборудования для автосамосвалов ГПА-600. Тракторная тематика пришла в Новосибирск издалека — все разработки по ней сначала вели харьковчане и москвичи. У истоков отдела электрических машин стояли специалисты-конструкторы Владимир Семенович Краснов, Анатолий Михайлович Бершадский, Борис Викторович Ивачев (в 2004 г. — главный конструктор по электрическим машинам), Александр Николаевич Хлебников, Владимир Иванович Красников, Дмитрий Петрович Курышев, Татьяна Васильевна Меньшикова. Руководили запуском этих разработок в серию Николай Иванович Шарапов, Валерий Иванович Мальгин, Владимир Николаевич Романенко, работавшие главными инженерами и технологами.

ОГК занимался морскими генераторами: ГСС-103, 114. Разрабатывались и различного рода изделия для Минобороны.

Союз производственников с учеными и разработчиками НИИКЭ вылился в плодотворное сотрудничество. В начале 1973 года решением руководства объединения «Сибэлектротрансмаш» ОГК с завода в полном составе перевели в НИИКЭ, уже под новым названием — серийно-конструкторский отдел (СКО) — он продолжил работу по подготовке новых изделий для завода и объединения «Электроагрегат».

В 1973 году запустили в серийное производство системы электропитания ПЭ. Тогда же приступили к массовому выпуску комплектных тиристорных преобразователей для управления металлорежущими станками типа КПТМ. На заводе создали и станции управления С2611-Ф2, предназначенные для распределения энергии между устройством ЧПУ и металлообрабатывающим станком: они поставлялись в комплекте с «Размер-2М» к горизонтально-расточному станку 2611-Ф2. Благодаря тесному сотрудничеству с наукой быстро освоили изготовление комплектных тиристорных преобразователей для золотодобывающих драг, которым позже присвоили Государственный Знак качества.

За короткий повторный период «самостоятельного» существования завода и НИИ продукции с Государственным Знаком качества выпустили 17,4 процента, то есть каждое шестое изделие. Этому немало поспособствовало, что в тот же год сдали в эксплуатацию инструментальный цех № 25, обеспечивающий производство и науку сложным специфическим инструментарием.

Как символический итог двухлетия работы объединения можно расценивать телеграмму из главка в адрес начальника Главэлектротрансмаша Л. Табачника: «Поздравляю коллектив завода с хорошей оценкой МЭТП и ЦК профсоюза достигнутых во Всесоюзном социалистическом соревновании результатов…» Кстати, тогда же, 23 марта 1973 года, вышел первый номер заводской многотиражной газеты «Импульс». А годом позже приняла первых отдыхающих заводская база отдыха на 100 мест с тем же названием, а при ней — лодочная станция.

3000-й комплект ЭДП-196, выпущенный в честь ХХVI съезда КПСС
3000-й комплект ЭДП-196, выпущенный в честь ХХVI съезда КПСС

Но министерство что-то меняло, усовершенствовало, реорганизовывало… И третья реорганизация не заставила себя ждать дольше двух лет. С июня 1974 года, на основании приказа МЭТП завод «Сибэлектротрансмаш» вошел в состав Новосибирского производственного объединения «Электроагрегат». Пройдет более 13 лет, прежде чем завод снова обретет самостоятельность. Но в то время более рациональным подходом была работа в связке, возможно, поэтому развитие завода не только не замедлилось, напротив, рост номенклатуры изделий, производства, объектов соцкультбыта набирал обороты, причем по самым разным направлениям деятельности. Год за годом появлялись новые образцы электротехнической продукции, которая расходилась не только внутри страны, но и за рубежом.

Обширна тематика отдела электрических машин с 1976 года по разработке и внедрению в производство передвижной энергетики, блоков генераторов, предназначенных для авиационной техники, так называемой аэродромной передвижной техники. Что-то предназначалось для «оборонки», что-то — для гражданской авиации. В аэропорту Толмачево эти изделия завода работают до сих пор. Разделение на мирное и военное всегда шло по «мощностному ряду. Завод изготавливал эти изделия, будучи как раз в составе завода «Электроагрегат». С 1976 года началось внедрение больших объемов электроборудования для автосамосвалов и тракторов Д-250 в серийное производство.

Середина 70-х годов примечательна началом промышленного выпуска систем «Луч», предназначенных для автоматизации процессов изготовления фотошаблонов печатных плат. Появились склад ОВК и гараж, открылись для заводчан бытовой корпус с новой столовой и диетзалом, скрасило их культурный досуг и первое заводское кафе. Телефонное обслуживание цехов стала обеспечивать своя заводская АТС на 300 номеров. В 1975 году в 100 км от завода, в Искитимском районе, заводчане построили свою базу отдыха «Импульс», молодежные общежития и турбазу. Проводились вечера посвящения в рабочие, проводы в армию, эстафеты и пробег имени Зорге, в котором участвовал весь город, работал с несовершеннолетними клуб «Подросток», выпускалась заводская многотиражная газета «Импульс», полной жизнью жила заводская самодеятельность.

В 1976 году включились в производственный процесс участок производства полюсных катушек и цех нестандартного оборудования. Тогда же запустили первую очередь участка печатных плат с высокопроизводительными установками для экспонирования двухсторонней печати. В 1977-м завод изготовил первые промышленные партии регуляторов возбуждения РВТ-10 и РВТ-63, предназначенных для стабилизации или регулирования напряжения высокочастотных машинных генераторов взамен устаревших возбудителей ВТ-20, ВТ-80.

Строители не прекращали работу на объединении и на заводе ни на день. В декабре 1977 года открылся профилакторий объединения «Электроагрегат» Через два года — в 1979-м — сдали первый заводской детский комбинат на 280 мест. Продолжалось капитальное строительство: в 1979 году начали строить новый производственный корпус. По итогам работы в 1977 году объединение «Электроагрегат» наградили переходящим Красным знаменем ЦК КПСС, СМ СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ, в чем была немалая заслуга входившего тогда в его состав завода «Сибэлектротрансмаш», который в свою очередь удостоили Почетной грамоты Новосибирского областного комитета защиты мира.

В 1979 году завод впервые утвердили участником ВДНХ СССР, о чем сохранилось Свидетельство Главного выставочного комитета. Генеральным директором в то время работал В.И. Гребенщиков. Предприятию удалось многое показать и представить, ведь к тому времени серийно производились аппаратура ДЭТ-250 в экспортном исполнении, а также печатные платы по базовой позитивной технологии. Представлены были на главной выставке страны и рационализаторы производства с их идеями и решениями. Бригада цеха № 7 Анатолия Степановича Иванова занималась изготовлением шкафов для электронной начинки к станкам с ЧПУ, по роду деятельности рабочим требовалось уметь и слесарить, и сверлить, и сваривать детали. Чтобы ускорить обработку заготовок, Иванов изобрел и сделал своими руками специальные приспособления — кондукторы, за что получил в награду от ВДНХ автомобиль «Москвич».

С этой первой на заводе бригады радиомонтажников выросли радиомонтажные участки в цехах 4 и 9
С этой первой на заводе бригады радиомонтажников выросли радиомонтажные участки в цехах 4 и 9

Не топталась на месте и инженерно-конструкторская мысль заводчан. На генераторном производстве в 1980 году апробировали опытные образцы и выпустили первые промышленные партии генератора мощностью свыше 100 кВт серии МСС 115-8, предназначенные для установки на морских судах неограниченного района плавания. Совместно с Рижским электромеханическим заводом стали выпускать электронные блоки выдержки времени типа ЭВВ для хронометрического управления регуляторами пуска и торможения напольного безрельсового электротранспорта, а проще — электрокаров.

В 1980 г. систем ЧПУ «Размер-2М» выпустили больше, чем за всю 9-ю пятилетку. За 10-ю пятилетку производство крупных электрических машин увеличилось в 34 раза. Резко увеличился выпуск ремонтных якорей для тепловозных электродвигателей по заказам Министерства путей сообщения: если в 1977 г. их произвели 1140, то в 1980 г. уже 2750 штук.

Четвертая часть работ по механической обработке деталей производилась к 1980 году именно на станках с ЧПУ, а весь рост объема производства удалось обеспечить не за счет роста объема площадей, а именно за счет роста производительности труда, механизации, освоения станков с ЧПУ. В механическом цехе № 2 каждый восьмой станок оснащался системой с ЧПУ. В цехе № 15, гальваническом и изготавливающем печатные платы для радиоэлектронных блоков систем ЧПУ, произошли особенно большие перемены. Например, только в одном втором заготовительном участке установили 13 станков с ЧПУ, что позволило почти полностью отказаться от ручного сверления плат. Цех стал крупнейшим в министерстве по изготовлению печатных плат.

В октябре 1980 г. в Москве проходила международная выставка «Электротехнология», где объединение представило асинхронные электроприводы с ЧПУ «Размер-2М-5-2» и сверлильный станок СМ-600 на воздушной подушке с линейными двигателями. Эти изделия позволяли упростить конструкцию станка, почти полностью отказаться от редукторов и сберечь народному хозяйству металл, и главное — труд рабочих. Запуском в производство комплектного глубокорегулируемого асинхронного электропривода для токарных станков ознаменовался 1981 год. Тогда же началась подготовка к освоению серийного производства станков СМ-600 с системами ЧПУ на базе безредукторных линейных электроприводов переменного тока.

О станках с ЧПУ надо сказать особо — с ними связан целый этап развития технической мысли завода. Ведь только за 10-ю пятилетку — с 1975 по 1981 гг. — внедрили в производство 41 станок с ЧПУ! Выпуск продукции с Государственным Знаком качества возрос до 63,7 процента. В их числе системы ЧПУ, электротракторное оборудование ГПА-222 и ЭДП-196, тиристорные возбудители РВТ-10, РВТ-63 и другие наименования электротехнической продукции. Суммарно за две пятилетки — девятую и десятую — объем промышленного производства возрос на 76,6 процента.

Большой вклад по продвижению технического прогресса на заводе внесли организации НТО, ВОИР, общественные конструкторские и технологические бюро, бригады творческого содружества. Только за 1980 год внедрили 60 предложений с экономическим эффектом 675 тыс. рублей. Наиболее эффективные из них — индукционная установка для нагрева головок болтов в механическом цехе № 2, перевод пайки блоков КПТМ-19 на волновую пайку в сборочном цехе № 4, механические ножницы для резки изоляции в цехе № 12. До чего-то доходили своим умом, но не отказывались ради пользы дела и от достижений других предприятий. Так, на изолировочном участке цеха № 12 внедрили 6 изолировочных станков, которые, как вспоминают участники событий, получили в обмен на пару гидравлических прессов у Смелянского электромеханического завода МПС. До этого попытка самих новосибирских конструкторов сделать такие станки на заводе не удалась, поэтому и решили приобрести уже опробованное в деле чужое оборудование, а не «изобретать велосипед».

Но имелись и свои достижения: трансмашевцы всего за пять лет внедрили в производство 1230 рацпредложений и шесть собственных изобретений, а общий экономический эффект от внедрения составил около 25 миллионов рублей.

В следующем пятилетии приоритетными стали разработка и выпуск электроприводов для металлорежущих станков с ЧПУ: в 11-й пятилетке завод начал выпуск первых образцов комплектных глубокорегулируемых асинхронных электроприводов типа «Размер 2М-5-2», которые делались на принципиально новой основе по сравнению с изделиями типа КРТМ-19, «Размер 2М». Электроприводы типа «Размер 2М-5-2», работающие по принципу частотно-токового способа регулирования асинхронными двигателями приводов подач токарной группы станков, были гораздо более просты и надежны, и главное — удобны в эксплуатации в отличие от электроприводов на постоянном токе. Сотрудники НИИ комплектного электропривода начали еще одну важную разработку для внедрения на заводе системы «Размер 2М-5-3» — на три координаты для фрезерной группы станков со встроенной оперативной памятью для записи программы обработки детали. По тем временам — чудо техники.

Решалась научно-производственными кадрами и еще одна техническая проблема, над которой ломали голову ученые не одного предприятия страны. Дело в том, что при производстве печатных плат одной из наиболее трудоемких операций являлось сверление отверстий. Именно для совершенствования этого процесса на заводе в начале 1980-х годов стали осваивать четырехшпиндельный сверлильный станок типа СМ-600, также разработанный учеными НИИКЭ. Он примечателен тем, что в станке напрочь отсутствовали механические узлы передачи движения за счет использования линейных двигателей.

В «Перспективах развития завода на 11-ю пятилетку» намечалось на 1983—1984 гг. освоить первые образцы координатных столов на базе линейных двигателей для установки различных радиоэлементов, интегральных микросхем на печатные платы. В план был заложен выпуск устройств диагностики печатных плат типа «Диалог», которые по соответствующей программе анализировали состояние радиоэлементов и подсказывали испытателю ход поиска неисправностей. Это устройство позволяло уменьшить время испытания, снизить требования к квалификации персонала, снять напряжение самого испытателя.

На смену выпускаемой в 1970-х годах системе теплового контроля СТК для гидро- и турбогенераторов в начале 1980-х годов готовилась прийти модернизированная система типа «Нева» с более широкими техническими возможностями по контролю абсолютных температур различных узлов генераторов, а также перегрева отдельных элементов. Эта система отличалась от своих предшественниц тем, что позволяла одновременно контролировать температуру в 320 точках генератора с выдачей предупредительного сигнала на пульт оператора, или в случае нагрева до критической температуры система автоматически выключала генератор.

В 1983 г. произошла реорганизация конструкторской службы предприятия, когда в отдел электрических машин перевели тех, кто занимался вопросами электромашиностроения. Произошло слияние двух отделов, конструкторского полку прибыло: пришли в отдел Герман Александрович Чермяцкий и к.т.н. Орест Аркадьевич Князев.

Эти годы стали периодом разработки судовых морских генераторов. В свое время, в конце 1970-х годов, конструкторскую документацию на ГСС — морские генераторы передали на Ереванский завод «Армэлектро». Освоение этого вида изделий в Новосибирске сняли с производства. Но от потребителей ереванских генераторов шло много нареканий по качеству. Потом Министерство электротехнической промышленности приняло решение о разработке новой серии этих генераторов для морских судов различного класса, с требованием их унификации для применения и на речных судах. Начиная с 1983 года, разработали серию морских генераторов ГСС. Она существует и до настоящего времени: серии мощностью 100, 160, 200, 315, 400 кВт. До сегодняшнего времени освоены серийно 100, 160, 200-кВт генераторы, а по 315 и 400 кВт сданы лишь опытные образцы. В связи с экономической обстановкой завод «Дальдизель» из Хабаровска, собирающий у себя дизельные установки и в дальнейшем поставляющий их на суда, приостановил свои заказы. Сейчас дела у «Дальдизеля» идут на поправку, и заказы в Сибирь стали поступать вновь и с Дальнего Востока, и с Украины.

Агрегат передвижной аэродромный АПА-100
Агрегат передвижной аэродромный АПА-100

В начале 80-х требовалось закончить формирование линий из станков с ЧПУ для обработки валов и деталей коллектора электрических машин. Планировалось заменить все одношпиндельные станки с ЧПУ для сверления печатных плат четырехшпиндельными станками с ЧПУ собственного производства. На инструментальном производстве создавался участок станков с ЧПУ для изготовления деталей штампов и пресс-форм. Внедряли устройство программного управления испытательными стендами, сборкой печатных плат. Пробовали даже использовать на литейном производстве роботы-манипуляторы для механизации ручного труда. Но… безопасность труда от этого, увы, только страдала. Однажды во время работы робота произошел сбой, и ковшом с горячим металлом, который управлялся с помощью манипулятора, был серьезно травмирован рабочий. От роботов с тех пор отказались, полагаясь лишь на свои человеческие силы и сноровку. Да и не такое это производство, где повторяется множество однообразных операций, — на заводе изделия выпускались в основном штучные.

Завершало обширную программу модернизации технологий и всего управления производством внедрение автоматизированной системы управления (АСУ) на базе электронных вычислительных машин, уже начатое на заводе к 11-й пятилетке. Новая автоматизированная система давала возможность более обоснованно и точно составлять оперативные и перспективные планы производства по цехам и по заводу в целом. Это, в свою очередь, приводило к уменьшению численности сотрудников цехов и отделов заводоуправления, занятых планированием, учетом и отчетностью.

Устройство ЧПУ серии Р2М-1200
Устройство ЧПУ серии Р2М-1200

Для технических нововведений требовались новые производственные площади, оснащенные соответствующим оборудованием. В начале 1980-х годов на заводе полным ходом шло капитальное строительство. В 1983 году сдали в эксплуатацию экспериментальный комплекс производственной площадью 23 185 кв. м, а с 1984 года началось строительство корпуса высокоавтоматизированного оборудования с ЧПУ.

Не отставал и соцкультбыт. В 1982 году завод приступил к строительству новой заводской столовой на 520 мест с диетзалом на 70 мест. Начали строить второй по счету детский комбинат для 140 детишек. Для деловых встреч и собраний оборудовали конференц-зал на 350 мест. Совсем не напрасно мечтали заводчане и об отдельных квартирах: начал строиться хозспособом очередной жилой дом.

Министерство в 1983 году поставило задачу по специализации завода с целью освоения новых изделий, наращиванию выпуска электроприводов Р2М-5-21. В том же году завод резко увеличил выпуск электроприводов по сравнению с предыдущим в 2,7 раза.

Появление в 1984 году в цехах предприятия станков с ЧПУ и электроприводов собственного изготовления позволило снизить трудоемкость выпускаемых изделий на 22500 нормо-часов. В цехе печатных плат без особых проблем внедрили новое оборудование для производства двухсторонних и односторонних печатных плат. Для улучшения качества выпускаемых изделий установили высокопроизводительную линию сборки и пайки печатных блоков «Штрекфус». Кроме того, продолжалась начатая в предыдущем году работа по специализации и снятию с производства систем числового программного управления типа «Размер-2М». В результате в 1985 году завод добился значительного увеличения выпуска электроприводов «Размер-2М-5-21» и генераторов новых типов взамен старых, снятых с производства, генераторов переменного тока мощностью свыше 100 кВт. По итогам 1985 года договорные обязательства выполнили на 99,7 процента. Новый электропривод «Размер-2М-5-21» с успехом экспонировался на выставке «Промышленные работы и роботизированные технологические комплексы».

В следующем 1986 году приступили к подготовке производства электроприводов новых модификаций металлорежущих станков, проводились и работы по модернизации генераторов постоянного тока для большегрузных самосвалов — ГПА-600Б, ГПА-600М, Продолжались работы по модернизации электрооборудования драг и других электрических машин. В том же году освоили серийный выпуск блоков синхронных генераторов для авиационных передвижных агрегатов № 23 (БСГ-175). Активно внедрялись и новые формы организации труда, в частности, бригадный метод. К 1986 году на заводе создали 202 бригады, в составе которых работало 1679 человек. 96 бригад (866 человек) трудились с оплатой по конечным результатам.

О достижениях новаторов свидетельствуют награды ВДНХ. За 11-ю пятилетку заводская изобретательская копилка пополнилась одной серебряной и четырьмя бронзовыми медалями Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства. Четырем работникам присвоено звание «Лучший рационализатор Новосибирской области», трем — «Отличник изобретательства и рационализации». Только за одну эту пятилетку внедрили в производство 1010 рацпредложений. План пятилетки по экономическому эффекту завод выполнил на 106,6 процента, а в первом полугодии 1986 года — на 129 процентов. Общественно-технологическое бюро при ОГТ по итогам смотра-конкурса на лучшую постановку рационализаторской работы признали лучшим по области и наградили вымпелом Центрального совета ВОИР и переходящим кубком.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты