IV.10.1.Год рождения - 1961-й — различия между версиями

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «В 1958 году Правительство СССР приняло решение о строительстве в «сердце» Транссиба Новос…»)
 
Строка 42: Строка 42:
  
 
1968 год начался с освоения синхронных генераторов типа ГСС-103-8М для морских и речных судов, первые опытные образцы которых сошли с заводского конвейера именно тогда. В 1971 году их начали производить в Новосибирске. Примерно в те же годы, в самом начале 70-х, началось освоение систем теплоконтроля СТК-150 для ГЭС и промышленный выпуск устройств позиционного управления УПУ-13М. Управляемые тиристорные преобразователи и системы автоматического управления электроприводами производственных механизмов КПТН, КПТР тоже появились в 1971 году. Переход на качественно новую продукцию потребовал соответствующей реорганизации, освоения новых технологий, что позволило снять с производства теперь уже морально устаревшие релейно-контакторные щиты ЩСУ и ПР-9000.
 
1968 год начался с освоения синхронных генераторов типа ГСС-103-8М для морских и речных судов, первые опытные образцы которых сошли с заводского конвейера именно тогда. В 1971 году их начали производить в Новосибирске. Примерно в те же годы, в самом начале 70-х, началось освоение систем теплоконтроля СТК-150 для ГЭС и промышленный выпуск устройств позиционного управления УПУ-13М. Управляемые тиристорные преобразователи и системы автоматического управления электроприводами производственных механизмов КПТН, КПТР тоже появились в 1971 году. Переход на качественно новую продукцию потребовал соответствующей реорганизации, освоения новых технологий, что позволило снять с производства теперь уже морально устаревшие релейно-контакторные щиты ЩСУ и ПР-9000.
 +
 +
 +
----
 +
[[II.2.ЖИВАЯ ВОДА БОЛЬШОГО ГОРОДА (МУП «Горводоканал»)|Пред. стр.]] | [[История промышленности Новосибирска: IV Том|Содержание]] | [[IV.10.2.От "Сибэлектротрансмаша" к "Электроагрегату"|След. стр.]]

Версия 13:59, 19 января 2013

В 1958 году Правительство СССР приняло решение о строительстве в «сердце» Транссиба Новосибирске завода тепловозного оборудования. Последние паровозы уходили в историю, и требовалась замена коптящим небо кочегаркам и паровозным топкам…

Площадку под строительство выбирали под личным руководством уполномоченного Министерства электротехнической промышленности по капитальному строительству П.И. Фурмана. В течение двух лет — 1959 и 1960 гг. — в спешном порядке расчищалась огромная площадка на теперешней Затулинке, быстрыми темпами возводились промышленные постройки. На месте будущего жилмассива простирались в 1959 году лишь картофельные поля и кустарники. На стройку добирались сначала на трамвае до «Турбинки», а оттуда уже шли пешком. Строителям — а вел строительство трест № 43 — оказывалась посильная помощь, решались общие проблемы: поставка оборудования — прежде всего точных расточных станков, изготовление нестандартного оборудования, монтаж и отладка, пуск энергосистем — и, конечно, помощь людскими ресурсами в строительных работах. Руководил стройкой Дмитрий Иванович Опарин. Одновременно проводили на стройку троллейбусную линию, и здесь коллектив завода тоже оказал транспортникам немалую помощь, особенно в изготовлении отдельных узлов для контактной сети троллейбуса. В первые годы строилось и жилье для заводчан — в 1961 г. сдан первый жилой дом.

В штате завода в период начала строительства числилось всего три человека. Тогда начальником ОКСа стал Иван Яковлевич Барышев, вместе со строителями занимался запуском новых цехов и заботился о быте прибывающих рабочих первый директор завода Григорий Степанович Шарков. Становление предприятия проходило в очень сложных условиях. Еще не завершились строительно-монтажные работы, отсутствовало необходимое оборудование и часть технологической оснастки, только начинал работу инструментальный цех, а заводу уже определили государственный план выпуска электрических машин.

Сентябрь 1961 года стал той знаменательной датой, когда новый индустриальный завод выдал свои первые шесть тяговых двигателей ЭДТ-200Б для тепловозов ТЭ-3. С этой первой шестерки электрических машин и начался путь новосибирского предприятия. Менялись его названия и степени юридической самостоятельности: сначала — завод тепловозного оборудования, или сибирский завод тягового электромашиностроения, потом — завод в составе объединения «Сибэлектротяжмаш», чуть позже — «Сибэлектротрансмаш», длительный период существования внутри другого объединения — ПО «Электроагрегат», а затем ОАО «Сибстанкоэлектропривод», а с 1 ноября 2004 года — ООО «Сибэлектропривод».

За десятилетия деятельности в конструкторских бюро и в цехах завода рождались и без промедления отправлялись по стране и за рубеж электрические генераторы и электродвигатели для тепловозов, для морских и речных судов, а потом — для знаменитых автосамосвалов-гигантов грузоподъемностью 75—120—130 тонн. Их выпускали как большими партиями, так и по уникальным, индивидуальным заказам. В разные годы и для всевозможных потребителей производились здесь системы числового программного управления и электроприводы для металлорежущих станков, комплекты драг для золотодобывающей промышленности и многое-многое другое.

Но в 1961-м все только начиналось… 2 декабря 1961 года областная газета «Советская Сибирь» впервые констатировала, что «на южной окраине Кировского района Новосибирска выросли цеха крупного предприятия электромашиностроения — завода тепловозного оборудования».

В первое время немалую часть коллектива составляли те, кто в организованном порядке перешли на новое предприятие с турбогенераторного завода. В основном эти квалифицированные рабочие владели профильными специальностями: коллекторщики, шихтовщики, обмотчики, пропитчики, балансировщики, изолировщицы. Тогда же с «Турбинки» перешел сюда и заместитель начальника цеха по технической части Виктор Христофорович Валихов, который стал главным технологом завода тепловозного оборудования.

В 1961-м, когда завод выдал первую продукцию, руководил заводом Леонид Евдокимович Семин. Первым главным инженером работал Николай Иванович Забелло. Но самой первой продукцией завода стал не электроагрегат, а специнструмент, без которого представлялся невозможным выпуск основных изделий — двигателей ЭДТ-200, затем генераторов и возбудителей для магистральных тепловозов. Сначала создали инструментальный цех. Именно возможность самим изготавливать инструмент позволила быстро наладить производство и дать действительно качественные электродвигатели. Все испытания их проходили на уже смонтированной испытательной станции.

С 1960 года на еще недостроенном заводе началось освоение технологических процессов, создавались участки по освоению якорного производства, гальванопокрытий, лаборатории измерений и испытаний. Например, гальванический участок организовывала и запускала инженер-технолог З.П. Мальцева, пришедшая сюда с аналогичным опытом с «Турбинки». Она вспоминала, какое это было трудное и горячее время, когда работали с утра до ночи, перенимая опыт других заводов, учась одновременно с главными специалистами. Тогда только инженерные знания помогали разрешать трудные вопросы организации гальванического производства. Ведь машины следовало запускать строго по ГОСТу, с деталями, защищенными от коррозии, покрытыми цинком и оловом, с электропроводными и изоляционными свойствами. Когда в 1961 г. турбогенераторный завод и завод тепловозного оборудования, для которых гальванический участок обрабатывал детали, объединились, то участок гальваники перевели на тепловозный завод. Но заново пришлось делать монтаж и проектирование вентиляции, канализации, других систем. «Это был поистине тяжелый труд — осваивать и пускать гальванические процессы. Все вроде бы сделано верно, по анализу, и вдруг — брак!» — вспоминала З.П. Мальцева. Гальванические процессы освоили буквально за полгода: цинкование, никелирование, хромирование, лужение. Вскоре освоили и процесс кадмирования, наладили производство заводских щитков и табличек. Постепенно осваивались новые технологические процессы, такие, например, как анодирование алюминия. Покрывали детали и крепеж на все машины, выпускаемые объединением, защищая их от коррозии. И все это делалось женскими руками — работали здесь в основном женщины.

Не легче обстояло дело и на других производствах. От людей, приходивших в ту пору на «тепловозный», требовались профессиональное мастерство, преданность делу. Коллектив якорного цеха в 1961 году не отличался многочисленностью, но быстро рос и формировался. Как вспоминал один из первых шихтовщиков якорей и полюсов А.В. Кадилов, на первых порах трудно приходилось всем. «Не было надлежащей оснастки, оборудования, техническая документация и чертежи не были как следует отработаны, порой не деталь делали по чертежам, а чертежи подрабатывались под деталь, которую делали наполовину вручную. Но шло время, менялось положение дел на заводе, приходили специалисты по электромашиностроению, поступало оборудование, и завод все крепче становился на ноги. Приходилось работать по 2—3 смены, чтобы дать готовую продукцию…» — рассказывал первый шихтовщик завода.

Ездили рабочие и инженеры завода учиться в другие города — в Харьков на завод «Электротяжмаш», на московский завод «Динамо», на другие родственные предприятия.

Документы сохранили имена рабочих, чьими руками и умением начиналась история завода. Первыми обмотчиками в якорном цехе работали А.Н. Лебедев, А.Е. Комбаров, В. Шерстюк, В.И. Демина. Коллекторно-шихтовочный участок организовали И.К. Павлов, Ф.Е. Исаев, Самойленко, П.А. Стенов, В.В. Хоменко, П.И. Барсуков, С.П. Туник, В.И. Шинкин — они разворачивали работу якорного участка. Первыми контролерами, принимавшими якоря, стали Г. Беляева, Г.И. Литвиненко, Н. Колпакова, Невзорова. Первыми изолировщицами — В.С. Захарова, М.Д. Гришманова, З.П. Вилкова, М.И. Евдокимова, Н.И. Глотанова. Под руководством мастера З.В. Бураковой начал работу изоляционный участок, который впоследствии составил основу изоляционно-обмоточного цеха, руководил которым Н. Чепурин.

Через год после запуска первых цехов, завод начал поставку полного комплекта оборудования для тепловоза ТЭ-3, куда вошли тяговый генератор МТП 99/47А, двухмашинный агрегат ВТ 120/275 — ВГТ 150/275 и электродвигатель ЭДТ — 200Б. Спустя еще год начали освоение низковольтной аппаратуры: дизельных и печных щитов, пультпанелей. Очень быстро освоили выпуск генераторов ДК-510б для дизель-электрического трактора ДЭТ-250: изготовили и отгрузили заказчику первые 15 генераторов. Первые морские генераторы типа ГПМ-3 создавались на заводе в те же годы.

Лишь три года просуществовал тогда завод тепловозного оборудования как самостоятельное юридическое лицо. В 1964 году начались перемены. На основании постановления Совнархоза СССР, с 1 мая 1964 года завод тепловозного оборудования вошел в состав Новосибирского электромашиностроительного объединения имени XX съезда КПСС. Спустя два года объединение переименовали в «Сибэлектротяжмаш». Официально это решение оформили приказом министра электротехнической промышленности, по которому завод как бы заново вошел в состав объединения «Сибэлектротяжмаш» (ныне — «ЭЛСИБ»).

Первое десятилетие жизни любого завода всегда самое трудное, но и самое интересное. Производство росло бурными темпами, расширялся ассортимент, жизнь и потребности страны вносили свои коррективы в номенклатуру электроизделий и их назначение.

В 1963 году для решения вопроса о выборе продукции, которую следует изготавливать в аппаратном корпусе завода тепловозного оборудования, в Москву отправились заместитель главного конструктора турбогенераторного завода Т.А. Заворотнов и начальник конструкторского бюро завода тепловозного оборудования В.Н. Мальгин. В результате появилось решение о необходимости изготовления в Новосибирске щитов станций управления и пультов распределения энергии ПР-9000. Особенность этих изделий заключалась в том, что для каждого из заказчиков требовалось изготавливать индивидуальное исполнение ЩСУ с релейно-контакторным набором аппаратуры. Несмотря на то, что ЩСУ изготавливались на типовых металлоконструкциях, требование индивидуальности заставляло иметь большой по численности отдел главного конструктора. Поэтому в 1964 г. приняли решение об организации этого отдела по аппаратному производству — ОГК, на заводе тепловозного оборудования. С этой целью на завод тепловозного оборудования с соседнего турбогенераторного специально перевели 18 конструкторов во главе Т.А. Заворотновым. Во многом благодаря его организаторским способностям ОГК начал бурно развиваться. Отдел сразу же приступил к разработке рабочих чертежей ЩСУ и ПР-9000, а также принял на себя ответственность по введению в производство и иной продукции — щитов управления электропечами — ЩУ и ЩУМ) щитов управления дизельгенераторными установками — КУ 61, 64 и др.

Но не одно аппаратное производство способствовало развитию завода. Огромную роль здесь сыграли «машинники» — конструкторы и технологи машинного производства. Весь машинный корпус, эффективно работающий на заводе по сей день, действует благодаря тому, что конструкторы разработали машины, которые позволили заводу удержаться на плаву, так как именно эти изделия оказались востребованными на рубеже тысячелетий: двигатели для электропоездов, электрогенераторы для БелАЗов, тракторов, речных и морских судов.

В 1965 году в эксплуатацию сдали аппаратный корпус и начали серийное производство пультов распределения энергии ПР-9000 и панелей ЩСУ. Завод изготовил первые 820 пультов ПР-9000 и 325 щитов ЩСУ. В дальнейшем их выпуск достиг соответственно — 9000 шт. и 3000 шт. в год. Тогда же завод изготовил первые образцы тяговых генераторов МПТ 84/39, двух машинных агрегатов МВТ-МВГ для маневровых тепловозов ТЭМ-2, в 1965 г. появились опытные образцы тяговых электродвигателей ЭД-107 — также для маневровых тепловозов.

Каждый год осваивался новый вид изделий, не выпускавшихся ранее. Большая заслуга в этом ОГК, отдел рос вместе с ростом объемов производства и номенклатурой изделий. В 1966 г. он насчитывал уже 106 человек, имея в составе пять конструкторских бюро, чертежно-копировальное бюро и БТИ, что позволило принимать к изготовлению новую продукцию. В 1967 г. на заводе изготовили первые 209 комплектных преобразователей КЭП-16, КЭП-32, КЭП-48. Эти изделия разработали в институте НИИКЭ и передали в ОГК для ведения их в серийном производстве. Они же явились первыми ласточками освоения на заводе бесконтактной аппаратуры и изделий с применением печатного монтажа.

В 1967-м организовали специальный цех № 5, где начали серийный выпуск светильников ПВЛМ 2х40. Начиная с 1968 года завод изготавливал изделия бесконтактной аппаратуры — КВТ, УПУ013М, УЦИ-11, блоки СУБЦА, преобразователи КПТ, «Лучи» и т.д.

В 1969 году усиленно готовили производство к серийному изготовлению изделий передвижной энергетики для оборонной промышленности. Для этого в составе ОГК создали конструкторский сектор передвижной энергетики — КСПЭ. В его состав вошли три конструкторских бюро под руководством Н.Г. Иванищева, Р.Е. Артамонова и Н.В. Журавлева. Общее руководство сектором возложили на В.Н. Мальгина. За годы своего существования ОГК занимался конструкторской подготовкой изделий самого разного назначения: фильмоноски, кассеты для фильмов, светильники, лобзик и устройства для синхронных компенсаторов, преобразователи для золотодобывающих драг…

1968 год начался с освоения синхронных генераторов типа ГСС-103-8М для морских и речных судов, первые опытные образцы которых сошли с заводского конвейера именно тогда. В 1971 году их начали производить в Новосибирске. Примерно в те же годы, в самом начале 70-х, началось освоение систем теплоконтроля СТК-150 для ГЭС и промышленный выпуск устройств позиционного управления УПУ-13М. Управляемые тиристорные преобразователи и системы автоматического управления электроприводами производственных механизмов КПТН, КПТР тоже появились в 1971 году. Переход на качественно новую продукцию потребовал соответствующей реорганизации, освоения новых технологий, что позволило снять с производства теперь уже морально устаревшие релейно-контакторные щиты ЩСУ и ПР-9000.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты