III.17.3.Локомотив успеха

Материал из История промышленности Новосибирски
Версия от 10:58, 18 января 2013; Ekaterina (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

История любого содружества людей, проживающих и тем более работающих на одной территории, есть не что иное, как образ эпохи, запечатленный в конкретных лицах, оставивших о себе память своими делами, поступками и решениями, сыгравшими значительную роль в развитии предприятия и его коллектива. Именно эти люди, а не сухие цифры статистических отчетов, прежде всего, дают возможность ощутить неповторимое дыхание времени, его пульса и атмосферы, почувствовать реальное напряжение тех дней, что являлись прологом нынешней жизни.

На протяжении двадцати послевоенных лет история завода неразрывно связана с именем Почетного железнодорожника, Героя Социалистического Труда, кавалера орденов Ленина и Трудового Красного Знамени Бориса Яковлевича Сарнова. Правда, на НЭРЗ начальником он пришел в 1952-м еще без золотой звезды, орденов и почетного звания. Даже законченного высшего образования не имел. Но зато его послужной список красноречиво свидетельствовал о прохождении полного курса жизненных и профессиональных университетов. Крестьянский сын, он после окончания школы ФЗУ работал инструктором слесарного мастерства на железнодорожной станции Орша, был директором учебного комбината, служил в рядах РККА, работал на Полтавском паровозоремонтном заводе в отделе кадров, начальником литейного и механического цехов. В 1941-м ушел на фронт, но через год был отозван на строительство паровозоремонтных мастерских в Красноярске. В конце войны стал начальником производства на ПРЗ в Полтаве, трудился на заводах Тихорецка и Ростова-на-Дону.

Начальником он считался строгим. Говорил мало и медленно. Но если скажет, то спокойно и твердо. Не выполнить его приказа было нельзя. Людей знал и ценил. Удивлял уже тем, что не только к начальникам цехов и мастерам, но и к каждому рабочему обращался по имени и отчеству. А ведь при нем на заводе работало уже более четырех тысяч человек!

Директор НЭРЗ, Герой Социалистического Труда, Почетный железнодорожник В.Я. Сарнов
Директор НЭРЗ, Герой Социалистического Труда, Почетный железнодорожник В.Я. Сарнов

Директор имел обыкновение, возвращаясь из любой поездки, из отпуска, из командировки, непременно пройти по цехам, поздороваться с людьми, с кем-то поговорить, посмотреть на работу и только после этого собрать у себя совещание. Он прекрасно знал производство, видел его сильные позиции и недочеты, точно указывал на возможности выправления ситуаций и как опытный лоцман безошибочно определял курс движения вперед. Будь это реконструкция предприятия, отношения с заказчиками, внедрение достижений науки или вопросы развития спорта.

Б.Я. Сарнов часто подчеркивал, что локомотивы приходят и уходят, а люди остаются. Им тут жить и работать, создавать семью, растить детей. Если человек чувствует заботу о себе и сам непосредственно участвует в жизни коллектива, то он и трудиться будет с полной отдачей. Вот почему при Сарнове НЭРЗ стал, по сути, градообразующим предприятием, где создавалось все, что надо для жизни, начиная от жилых кварталов до детских комбинатов, аптеки, поликлиники, ателье, бани, ресторана. Чтобы людям не приходилось ездить за тридевять земель, здесь же открыли и парикмахерскую, и автоматизированную общественную прачечную, и фотографию, и музыкальную школу, и даже свою небольшую, но уютную гостиницу, где останавливались бригады машинистов, приводившие на ремонт локомотивы с ближних и дальних железных дорог страны.

Заводчане по праву гордятся тем, что сами принимали участие в строительстве кинотеатра «Орион», библиотеки имени Чернышевского — одной из лучших в Новосибирске, сообща строили стадион, пионерский лагерь «Березка», лыжную базу, хоккейное поле и комбинат бытового обслуживания. В это время создали и спортивный клуб «Молодость». Огромной популярностью в Первомайском районе пользовалась заводская команда КВН.

Завод заботился о строительстве не только заводских корпусов
Завод заботился о строительстве не только заводских корпусов

Инициатором и организатором всех этих новаций часто становился сам начальник завода. При значительном вложении трудовых и материальных ресурсов предприятия он умело использовал и помощь государства, и энтузиазм людей, и свой управленческий потенциал. Каждому цеху и отделу давалось задание: сколько человек и на какой срок направить в распоряжение стройцеха. Задачи Сарнов всегда ставил по максимуму: делать все добротно и красиво, чтоб и себе, и людям было в радость. В 1960 году на месте бывшей свалки рядом с жилыми домами начали строить спортивную базу, которая стала потом одной из лучших не только в районе, но и в городе. Здесь работало 20 секций: от городков, гимнастики и тяжелой атлетики до настольного тенниса и фигурного катания. В те годы завод содержал на свои средства и баскетбольную команду «Локомотив», игравшую в высшей лиге чемпионата СССР.

Когда трудовая неделя была еще шестидневной, «субботники» устраивались по воскресеньям. Народу во главе с директором приходило немало — ведь строили для себя. Так возвели стадион с отличным футбольным полем, несколько жилых домов, общежитие, два сквера, здание техникума.

В 1965 году Б. Я. Сарнов выдвинул идею строительства бассейна на Первомайке. В городе и области его поддержали. Проект по заказу НЭРЗа выполнил институт «Сибгипротранс», но строительные организации наотрез отказались включить этот объект в свой титульный лист. Побоялись. Не было опыта непрерывного бетонирования. Тогда заводчане взялись за дело сами. Да так постарались, что построили бассейн практически за год. С тех пор прошло уже 37 лет, а этот спортивный комплекс до сих пор дарит жителям отдаленного городского района бодрость, здоровье и молодость.

После бассейна завод взялся за строительство хоккейного стадиона на 3000 мест. К его открытию в 1971 году приурочили международный турнир с участием известных чехословацких команд «Спарта» и «Шкода» — фирмы-производителя электровозов марки ЧС, которые в то время ремонтировали новосибирцы.

Хорошую память оставил о себе директор Сарнов, при котором отстающее в системе МПС предприятие вышло в передовые. Он ценил талантливых и энергичных людей, заботился о них, но умел и спрашивать по полной программе. При этом никто не помнит, чтобы Сарнов хоть раз на кого-то повысил голос.

«Вообще-то мы при нем всегда работали хорошо, — говорит председатель совета ветеранов завода Галина Евгеньевна Дементьева. — Но однажды случился казус. Я тогда была мастером в литейном цехе. Мы отливали буксовую крышку. Инструментальщики сделали оснастку, но в одном месте, где должны быть изгибы для пружинок, отступили миллиметра на два. Никто не заметил, включая ОТК. Мы в литейном тоже на это внимания не обратили и начали отливать. Отлили и отправили потребителям аж целый вагон этих крышек. И вдруг на завод приходит рекламация: брак! А было это перед самым Новым годом. Вот, думаем, подарок себе устроили. Теперь сколько же времени будут деньги из зарплаты вычитать!

Сарнов собрал всех у себя в кабинете. Мы стоим. Он стоит. Курит. Потом подошел и каждому внимательно посмотрел в глаза. Каждому, кто был причастен к этому делу. Вздохнул, помолчал и сказал: «Ладно, не буду вам портить настроение. Идите по домам, встречайте Новый год. Потом решим этот вопрос». И решил. Мы всё переплавили, переделали и рекламаций больше не поступало. Он понял тогда, что мы и так осознали свою вину. А большего наказания, чем человек назначает себе сам, не бывает».

«У нас и Колчин хорошим директором был – не пожалуюсь, — вспоминает бывшая разметчица 1-го механического цеха Вероника Михайловна Кротова. — Но Сарнов — это всем директорам директор. В цехах очень часто бывал: все видел и все знал. Он, бывало, никогда не пройдет мимо. Обязательно остановится и наблюдает за работой. А я левша и молоток в левой руке держала, а керн в правой. Борис Яковлевич наблюдает как-то и улыбается: «Смотрю на тебя, Вероника, и думаю: может, я не с той стороны зашел?».

Бассейн на Первомайке
Бассейн на Первомайке

У меня с ним такой еще случай был. Я уже тогда замуж вышла и дочку растила. Но как-то она заболела, причем очень серьезно. Ее в Омск увезли в больницу. Один раз мастер меня отпустил, второй, а потом заупрямился: «Кто план выполнять будет?»

Я стою, слезы градом текут. Сарнов идет: «Вероника, в чем дело? Что ревешь?» «Да вот, — говорю, — в больницу к дочке не пускают. А я уж три месяца не была, не знаю: как она там?»

Сарнов говорит: «Поезжай». — «А начальник как?» — «Я же тебе сказал. Поезжай!»

Да еще, как потом оказалось, распорядился, чтобы из его директорского фонда мне денег на дорогу дали. А я не знала. Вернулась из Омска, а мне из бухгалтерии звонят: «Что ж ты деньги не идешь получать?»... Вот каким он человеком был. Как же я его не буду помнить и благодарить всю жизнь?»

За время директорства Б.Я. Сарнова Новосибирский паровозоремонтный завод сделал гигантский рывок вперед. Конечно, это заслуга всего коллектива рабочих, инженеров, техников. Но в жизни, как и в спорте, которым здесь увлекались и увлекаются все: когда команда выигрывает, то хвалят игроков, а если проигрывает, ругают тренера. Но Сарнов проигрывать не любил. И в критических ситуациях брал ответственность на себя.

«В 1952 — 1953 годах, — говорит Леонид Васильевич Поляков, первым получивший на ПРЗ знак Почетного железнодорожника, — в сборочном цехе был большой затор, связанный с ремонтом паровозных рам. Из-за этого часто стояли другие производства, включая арматурный и котельный. Пробовали разные варианты, но проку не было до тех пор, пока в тендерном, как и в других цехах, не создали в приказном порядке свою бригаду, куда вошли Прудников, Коншин и я. Дело было случайное, как бы даже подневольное, но ведь на удивление всем получилось! Мы раньше других с отличной оценкой сдали свою раму. А пока другие бригады все еще делали первую, мы уже и вторую подготовили.

Тогда Сарнов вызвал нас троих и говорит: «Вот так, ребята! Прежнюю бригаду мы расформируем, а вы набирайте себе помощников сами. Главное, чтобы дело спорилось». Бригадиром сначала поставили Прудникова. А потом, когда тот ушел на повышение, назначили меня.

Работа шла хорошо, но я уже видел, что делать все можно значительно быстрей, если обойтись без ОТК и разрешения контролера МПС. Начальник цеха за голову схватился: «Ты с ума сошел! Этого никто и никогда не разрешит!». И тогда я обратился с заявлением к начальнику завода, где кратко изложил свое предложение с просьбой разрешить мне самому, без ОТК, сдавать работу всей бригады».

В те годы еще ни у кого даже мысли про личное клеймо не возникало. Времена-то сталинские были, жесткие. А железная дорога — это зона повышенной опасности. Но Сарнов идею понял и издал приказ, в котором в порядке эксперимента разрешил бригадиру Полякову самому, минуя заводской отдел технического контроля и инспектора-приемщика МПС, заполнять паспорт на выполненные бригадой работы. В результате завал ликвидировали, и дело пошло значительно быстрей. Причем не только на ремонте рам, но и на других участках сборочного цеха.

С 1951-го по 1960-й год на заводе отремонтировали 1250 паровозов различных модификаций (ФД, СО и Л), отлили 75 миллионов тонн чугунных и 8 миллионов тонн изделий цветного литья, изготовили 12 с половиной тонн различных поковок. В рамках выполнения программы увеличения производственных мощностей построили собственный гальванический цех, центральную заводскую лабораторию. Когда в середине 1950-х годов, решая продовольственную проблему, страна приступила к освоению целины, новосибирские паровозоремонтники наладили производство деталей 50 наименований (в том числе и карданных валов) для сибирского комбайна С-6, за что многие получили в награду медаль «За освоение целинных и залежных земель».

Тогда же быстрыми темпами шла и электрификация железных дорог. На Транссибе на прогрессивные виды тяги переводили участок за участком. В это время на заводе приступили к выпуску элементов подвески для контактной сети. Для этого при литейном производстве создали цех ковкого чугуна с новыми вагранками, электропечами и печами обжига. Появился и особый «консольный» участок, а также производство по холодной и горячей оцинковке деталей контактной сети при инструментальном цехе.

Кроме того, на ПРЗ разместили крупный заказ МПС на изготовление 350 пятитонных козловых кранов для контейнерных площадок больших железнодорожных станций. Наладили на предприятии и производство цепей-стяжек для крепления леса при перевозке его по железной дороге. Для этого тоже пришлось создавать специальный участок, посмотреть который приезжал министр путей сообщения СССР Б.П. Бещев.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты