III.15.1.Былые дни

Материал из История промышленности Новосибирски
Версия от 21:42, 16 января 2013; Ekaterina (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Cто девяносто восемь днепропетровцев, сопровождавших оборудование, прибыли в Новосибирск в 1941 году. Перед ними стояла задача развернуть в глубоком тылу производство стрелочных переводов.

На окраине векового соснового бора закладывались корпуса будущих заводских цехов. Эшелоны с оборудованием и людьми разместились на площадке строительства ремонтно-экскаваторного завода и в помещениях дорожно-ремонтных мастерских путевого ремонтно-технического завода станции Инская. Под жилье для работников эвакуированного завода приспособили железнодорожные вагоны. Оборудование устанавливали на временных фундаментах из шпал. Но в тылу, как на войне: не до удобств и мягких постелей. За считанные месяцы смонтировали технологическое оборудование: металлорежущего — 50 единиц; кузнечно-прессового — 13, в том числе 3 единицы кузнечного и литейного; организовали производство механического, механосборочного и инструментального участков, а также чугунолитейного цеха и кузнечного отделения. Проложили узкоколейку среди «козликов» для сборки переводов, часть оборудования установили под открытым небом. Не имея никаких грузоподъемных механизмов, приступили к изготовлению первого стрелочного перевода.

Проведенная ударными темпами работа позволила народному комиссару путей сообщения СССР 17 марта 1942 года издать приказ № 96/ЦЗ об образовании Инского стрелочного завода. Через месяц выпустили первые стрелочные переводы, которые потоком стали поступать с сибирского завода. В число военной продукции, помимо стрелочных переводов, входили: отливка корпусов мин армейских минометов, деталей минометов. Изготовили несколько бронемашин на базе автомобилей ГАЗ.

В 1943 году ввели в эксплуатацию кузнечный, чугунолитейный, сталелитейный и механосборочный цехи, котельную завода. Северный пролет кузнечного цеха занял инструментальный цех. Выпущено годного чугуна 1570 тонн против 30 тонн в 1942 году. Заводу присудили переходящее Красное знамя Народного Комиссариата путей сообщения и ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и грамоту обкома и облисполкома города Новосибирска.

Война продолжалась, фронту требовались бойцы. Специалистов завода заменяли женщины и подростки. Многие из пришедших на производство мальчишек стали в дальнейшем ветеранами завода, это Н.К. Аркашов, В.Г. Горохов, В.А. Ковалев, М.И. Брагин, М.П. Драчев. Среди днепропетровцев одной из первых женщин прибыла в Новосибирск Елена Иосифовна Шкуренко. В Днепропетровске на заводе она работала с 1938 года, сибирский завод стал ее вторым домом. За свой многолетний и добросовестный труд Е.И. Шкуренко отмечена государственными и отраслевыми наградами, в 1971 году ей, одной из первых, присвоено почетное звание «Ветеран завода».

1944 год положил начало освоению технологии механической обработки остряков стрелок в заготовительном цехе.

В победном 1945 году освоили производство стрелочных переводов на базе нового профиля рельсов — 75 фунтов на погонный ярд и выпуск стрелочных переводов типа РА марки 1/11 английской конструкции. Стрелочной продукции выпущено на 3340 тысяч рублей — изготовлено 2326 комплектов стрелочных переводов типа II-а, поковок — 352 тонны. Построены водонапорная башня и насосная станция воды. К концу войны на заводе работали уже около 1000 человек.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты