III.14.6.На новом витке

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск

1998 год стал переломным для всей новейшей российской истории. Затянувшийся социально-политический и финансово-экономический кризис достиг своего апогея и пусть медленно, но пошел на спад. Появились первые признаки начавшегося оздоровления.

Руководство ОАО «НАРЗ» сразу же отреагировало на изменившуюся ситуацию, тем более что накопленный за десятилетия существования завода мощный потенциал, опыт и наработки последних лет в области ведения производства в рыночных условиях, имеющиеся новые идеи позволяли делать это быстро и достаточно уверенно.

С 1999 года положение на ОАО «НАРЗ» стало понемногу выправляться. Наращивались объемы работ. Повышалась зарплата. Улучшались условия труда, возродилась почти исчезнувшая к середине 90-х годов социальная поддержка работников предприятия (бесплатное медицинское обслуживание в амбулатории завода, льготные путевки на санаторно-курортное лечение, предоставление ссуд на улучшение жилищных условий, предоставлялись льготы пришедшим на завод после вузов и техникумов молодым специалистам, и т. д.). Начали возвращаться опытные работники, хотя еще остро чувствовалась нехватка квалифицированных специалистов. Снова появилась на заводе молодежь…

Нынешний НАРЗ в целом отличается от завода, скажем, начала 90-х годов. Сегодня это уже не жестко фиксированная по объему и содержанию технология ремонта, а мобильная и гибкая технологическая система, отвечающая запросам заказчика.

К примеру, логическим продолжением ремонтно-восстановительных работ стало сегодня восстановление летной годности вертолетов по согласованным с заказчиком техническим условиям. Многие, особенно небольшие, авиакомпании не имеют достаточного количества оборотных средств для проведения капитального ремонта вертолета с установлением полного межремонтного ресурса и календарного срока службы. В таком случае завод идет навстречу и предлагает индивидуальные программы обеспечения летной годности авиатехники на определенный ресурс и срок службы.

С успехом продолжаются начатые еще в середине 90-х годов, работы по глубокой модернизации вертолетов, которые придают им новые качества по сравнению с базовыми. Вертолеты «МИ» оборудуются по желанию заказчика системой из четырех дополнительных топливных баков, увеличивающих дальность полета практически в два раза, что позволяет вести поисково-спасательные работы при значительном удалении от мест базирования вертолетов, использовать вертолеты в качестве летающих танкеров для заправки техники топливом в полевых условиях и на море, когда применение других средств затруднено и невозможно. Особенно это важно в малонаселенных труднодоступных местах и районах Крайнего Севера. Подвесные баки легкосъемные и при аварийной ситуации возможен их сброс.

Производится комплексная модернизация авионики с установкой метеорадиолокатора, приборов спутниковой навигации, обеспечивающих большую безопасность полета и точность ориентирования в сложной метеорологической обстановке, оборудования для полетов по международным воздушным линиям и других современных средств связи. Оснащаются базовые вертолеты также тепловизионными приборами «Сабун» или ТВМ, предназначенными для ориентирования вертолета, дистанционного обнаружения перегрева соединений линий электропередачи, поиска мест утечек при повреждениях нефте- и газопроводов и т. д. Для аварийно-спасательных работ вертолеты оборудуются системами пожаротушения, прожекторами, бортовой громкоговорящей установкой. Кроме того, по заказам военных ведомств на НАРЗе вертолеты модернизируются в различные варианты специального назначения: «санитарный», «патрульный», «полицейский», «поисковый» и др. Все они успели хорошо себя зарекомендовать в условиях чрезвычайных ситуаций и реальных боевых действий (в частности, на Северном Кавказе).

Для повышения универсальности вертолета «МИ-8» разработан транспортно-пассажирский вариант. Благодаря модульности конструкции, его несложно трансформировать из транспортно-грузового вертолета в пассажирский. Основными заказчиками такого варианта являются, как правило, небольшие авиакомпании, для которых важно максимально эффективно использовать имеющийся парк авиатехники.

"МИ-8МВТ" для губернатора Кемеровской области
"МИ-8МВТ" для губернатора Кемеровской области

С развитием туризма и деловой авиации появился спрос на вертолеты представительского класса «VIP», который отличается высоким уровнем комфорта для пассажиров, качеством отделки интерьера и пассажирского оборудования. Для обеспечения бытовых потребностей вертолет имеет полный комплект кухонного и туалетного оборудования, а также аудио и видеосистемы. Выполнение заказов на VIP-салоны, как правило, сочетается с установкой дополнительных топливных баков, значительно увеличивающих дальность полетов.

Одними из первых в отрасли НАРЗ начал переоборудовать транспортные вертолеты в VIP-салоны. Поначалу поступали чисто российские заказы (в основном для губернаторов ряда сибирских областей и руководителей нефтяных и газовых компаний), но сегодня все чаще завод выходит на иностранных партнеров. В Новосибирске сделали вертолет с оборудованием повышенной комфортности для президента Таджикистана. Очень интересным получился и салон для президента Судана. Специалисты завода внесли в его интерьер национальный стиль. Сегодня уровень интерьера, комфортности, безопасности VIP-салонов вертолетов НАРЗа равен их аналогам на самолетах. Новое направление деятельности поставило перед заводскими специалистами задачу поиска компромисса между индивидуальными запросами заказчика и спецификой вертолетных конструкций, что потребовало качественно новых технических решений.

Специализируясь в области ремонта и модернизации вертолетной техники, работники завода понимают, что в рыночных условиях необходимо расширять сферу деятельности, занимать те ниши рынка, где можно максимально эффективно использовать возможности предприятия. Поэтому в настоящее время ОАО «НАРЗ» не только осуществляет ремонт и модернизацию вертолетов, но и завоевывает новые позиции на рынке авиационных услуг.

Сегодня НАРЗ в состоянии подготовить любой вариант вертолета по желанию заказчика, а также осуществить перевозку винтокрылой машины любым видом транспорта с последующей его сборкой и летными испытаниями на базе заказчика. Вертолет передается полностью пригодным для эксплуатации. Одновременно с вертолетом завод может поставить наземное оборудование для технического обслуживания в любой комплектации, запасные части и резервные агрегаты, направить своих специалистов как для гарантийного сопровождения, так и для технического обслуживания. По желанию заказчика предприятие может учесть его намерение продлить установленные межремонтные ресурсы и сроки эксплуатации.

Сегодня ОАО «НАРЗ» — одно из немногих предприятий отрасли, которое берет на себя не только ремонт вертолетов, но и их гарантийное обслуживание в течение всего межремонтного ресурса, а также дополнительный сервис. Причем, в отличие от чисто коммерческих структур, завод способен выполнить любые запросы заказчика с учетом его финансовых возможностей, особенностей эксплуатации, уровня технического обслуживания и даже национальных и религиозных особенностей. Главное, чтобы это не входило в противоречие с безопасностью полетов. Поэтому, максимально удовлетворяя потребности заказчика, НАРЗ всегда остается в рамках Авиационных правил и других нормативных документов.

"МИ-26Т", принадлежащий российской компании "Вертикаль", прошел ремонт в Новосибирске и успешно работает за рубежом
"МИ-26Т", принадлежащий российской компании "Вертикаль", прошел ремонт в Новосибирске и успешно работает за рубежом

Безопасность полета, в свою очередь, напрямую зависит от качества ремонта. А качеству на НАРЗ всегда уделялось должное внимание. За всю историю завода по вине предприятия не произошло ни одного авиационного происшествия. В рыночных отношениях вопрос качества приобрел еще и другой смысл. В условиях конкурентной борьбы высокое качество ремонта при оптимальной стоимости становится определяющим критерием в выборе заказчиком ремонтного предприятия, то есть критерием конкурентоспособности. Обеспечить же высокое качество можно только при постоянном системном подходе к этой проблеме.

В феврале 1999 года НАРЗ впервые за свою историю получил Международный сертификат авиаремонтного производства (в рамках СНГ), выданный Авиарегистром Международного авиационного комитета, и сертификат Федеральной авиационной службы России в рамках сертификации на воздушном транспорте. Кроме того, в последние годы Новосибирскому авиаремонтному заводу был выдан еще ряд сертификатов по авиационной деятельности. Это Сертификат авиаремонтного производства в рамках России, выданный Авиационной администрацией — Государственной службой гражданской авиации, и четыре Сертификата на техническое обслуживание вертолетов «МИ-8» различных модификаций, и Сертификат эксплуатанта со всеми необходимыми лицензиями на право выполнения созданной на заводе авиакомпании. В январе 2001 года после проведения международного аудита по общеевропейским нормам и правилам ОАО «НАРЗ» получило Сертификат Чешской авиационной администрации на право выполнения ремонта и допуска к эксплуатации вертолетов типа «МИ-8», зарегистрированный в Авиационном регистре Чешской республики, где в настоящее время ремонтируются эти машины. В апреле 2001 года завод получил еще один сертификат, выданный Министерством юстиции РФ, предоставляющий НАРЗу исключительное право на использование технологий капитального ремонта, технического обслуживания, ремонтно-восстановительных работ и переоборудование вертолетов типа «МИ-8» («МИ-17») и «МИ-26» на территории России и стран, где применяются указанные вертолеты. Для того чтобы полностью адаптировать системы качества завода к требованиям международных стандартов, в 2002 году проведена аттестация системы качества НАРЗа в международной сертификационной организации. Годом раньше сертификацию качества провели в Министерстве обороны России.

Система качества ремонта авиатехники в ОАО «НАРЗ» охватывает все стадии, от приемки в ремонт до поступления в следующий, и все виды деятельности по обеспечению и выполнению работ, влияющих на качество ремонта, а также ресурсное обеспечение этих процессов. Система качества функционирует таким образом, чтобы предупреждать несоответствия (отклонения) в элементах производства и ее самой, а не только выявлять устранять недостатки. Система качества, принятая на НАРЗе, одобрена авиационными администрациями Латвии, Узбекистана, Чехии, Колумбии и ряда других стран.

Такая система качества позволяет НАРЗу уверенно чувствовать себя не только на внутреннем рынке, но и в работе с зарубежными партнерами, круг которых постоянно растет. Сегодня свыше четырехсот предприятий России и стран СНГ являются партнерами Новосибирского авиаремонтного завода по основной деятельности. Крепнут многолетние связи с более чем сорока странами мира.

Вертолеты «МИ-8» — одни из лучших в мире по своим летно-техническим характеристикам, неприхотливы в обслуживании, относительно дешевы в сравнении со своими аналогами, поэтому эксплуатируются в основном в странах Азии, Африки, Латинской Америки, что и определяет географию интересов ОАО «НАРЗ». Особенно привлекает завод сегодня Латинская Америка, где «МИ» пользуются особой популярностью, интенсивно эксплуатируются, но при этом полноценной ремонтной базы там нет. Наиболее активная работа идет с Перу, где создано совместное предприятие «Перуссия» с постоянным заводским представительством. Кроме того, инженеры НАРЗа работают с Колумбией, разрабатываются программы совместной деятельности с Мексикой и другими странами Латинской Америки.

На летных испытаниях вертолет своей авиакомпании
На летных испытаниях вертолет своей авиакомпании

Чтобы котироваться на мировом вертолетном рынке, надо не только иметь качественный товар, но и уметь доставить и передать его заказчику полностью готовым для эксплуатации. На НАРЗе отработана доставка вертолетов воздушным транспортом (самолетами «АН-124» и «ИЛ-76») с последующей досборкой и испытаниями на базе заказчика.

В последнее время в продвижении НАРЗа на внешнем рынке появилось новое направление. Иностранные заказчики заинтересованы в приобретении ремонтных технологий «под ключ», то есть в комплексной поставке стендового оборудования, приспособлений, инструмента, документации с последующим монтажом и сопровождением нашими специалистами. Такая работа уже была выполнена для Колумбии — сейчас новое направление, реагируя на возрастающий спрос, активно развивается.

Боевой вертолет "МИ-24"
Боевой вертолет "МИ-24"

Особо надо сказать о таком появившемся сравнительно недавно виде деятельности НАРЗа, как авиаперевозки. В развитие концепции многопрофильного предприятия завод учредил в 1998 году авиакомпанию «НАРЗ-Алтай-Авиа». Она имеет в своем составе надежную авиационную технику и сильный с профессиональной точки зрения инженерно-технический персонал. Авиакомпания занимается аварийно-спасательными работами, авиалесоохраной, аэрофотосъемкой, транспортировкой грузов, химической защитой растений, доставляет скорую медицинскую помощь. Поскольку базируется компания в Республике Алтай, то важное значение имеют два таких вида деятельности, как перевозка туристов в отдаленные уголки Горного Алтая и очистка его территории от обломков космических ракет, запущенных с Байконура. Авиакомпания активно участвует в развитии экономической, социальной, культурной жизни региона, в сохранении его экологии. Не случайно авиакомпания пользуется в республике большим авторитетом. Кроме того, вертолеты авиакомпании работают в Тюменской области, где обслуживают нефтяников и геологов, и в Чукотском автономном округе.

Нормальная работа завода, специализирующегося на ремонте вертолетов марки «МИ», невозможна без тесных контактов с авиационной наукой. Все научные связи у завода сохранились. НАРЗ активно сотрудничает с Государственным НИИ гражданской авиации, Сибирским НИИ авиации и с разработчиком вертолетов — ОАО «Московский вертолетный завод имени М.Л. Миля». Активное сотрудничество с конструкторским бюро началось еще со времени освоения НАРЗом вертолетов «МИ-6». Выражалось оно, помимо необходимого научно-технического сопровождения ремонта, большой работой по продлению ресурсов, устранению конструктивно-производственных дефектов, освоению новых изделий и технологий. Для КБ Миля НАРЗ стал своего рода лабораторией, где отшлифовывались конструкторские идеи. Тесное общение с конструкторами одного из лучших в мире КБ очень многое дает инженерам НАРЗа. Сотрудничество с ОАО «Московский вертолетный завод имени М.Л. Миля» продолжается, дополняясь новыми направлениями.

О том, что нынешний НАРЗ идет в ногу со временем, говорят не только его связи с наукой, но и внедрение современных средств управления производственным процессом. Благодаря компьютеризации рабочих мест по последнему слову техники бумажную информацию заменила более оперативная электронная, специалисты получили возможность выходить через Интернет к нужной международной информации и своим зарубежным партнерам. На заводе создана и успешно действует уникальная высокоскоростная система компьютерного управления производством, аналогов которой в стране пока нет.

В ногу со временем идет на заводе и подготовка кадров, учеба, повышение квалификации. Причем касается это не только самих работников завода. На НАРЗе всем специальностям, связанным с ремонтом, техническим обслуживанием и эксплуатацией вертолетов, учат также персонал самых различных авиакомпаний, авиаремонтных предприятий, в том числе и зарубежных. Для этого у завода заключен договор с Новосибирским учебным центром Западно-Сибирского окружного межрегионального территориального управления воздушного транспорта. Преподавание может вестись не только на русском, но и на английском, французском, немецком и испанском языках. Занятия проводятся опытными наставниками как в учебном центре, так и непосредственно на заводе. Практикуются и стажируются слушатели также в заводских цехах и лабораториях. Для тренировочных полетов используются вертолеты авиакомпании «НАРЗ».



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты