III.14.4.Больница для винтокрылых машин

Материал из История промышленности Новосибирски
Версия от 21:26, 17 января 2013; Ekaterina (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

В июне 1965 года ремонтно-техническим управлением Министерства гражданской авиации принимается решение об организации на заводе № 401 ремонта «МИ-1» — самого маленького из семейства вертолетов «МИ».

Несмотря на то, что вертолет выпускался серийно с 1950 года и ремонт его выполнялся на трех авиапредприятиях страны, для завода № 401 он оставался новой техникой. Шестнадцать человек прошли обучение на ведущем заводе по ремонту «МИ-1» в Минеральных Водах. Они-то и открыли первую страницу в истории ремонта вертолетов в Новосибирске.

Участок по ремонту вертолетов поначалу включили в состав слесарно-механического цеха. Но вскоре, после присоединения к нему участка по ремонту агрегатов и воздушных винтов, был организован самостоятельный цех по ремонту вертолетов.

Первый «МИ-1» поступил на завод в сентябре 1965 года. В феврале следующего года вертолет отремонтировали, испытали в воздухе и сдали межведомственной комиссии. Освоение ремонта прошло без особых трудностей. Завод прекратил работу с этим типом вертолета в 1968 году, отремонтировав 75 единиц.

1 июня 1967 года на завод поступил первый «МИ-6». В то время это был самый грузоподъемный в мире вертолет и один из сложнейших летательных аппаратов. Он и сегодня считается одним из шедевров авиационной техники. «МИ-6» насыщен сложными системами гидравлики, несущего винта, управления, авионикой и т.д. Освоение его ремонта (а такого масштаба вертолеты тогда практически никто в мире не ремонтировал) привело к интенсивному развитию современных технологий. Именно сложность «МИ-6» заложила основной фундамент вертолетного производства в Новосибирске.

Сотрудники авиарембазы и аэропорта. 1946 г.
Сотрудники авиарембазы и аэропорта. 1946 г.

Подготовка мастеров, технологов, инженерно-технических работников проводилась частично на заводе-изготовителе вертолетов в Ростове-на-Дону, частично на заводе № 402 ГА под Москвой, однако массовая учеба и закрепление практических навыков шли непосредственно в цехах новосибирского авиаремонтного предприятия (с 1964 года оно называлось заводом № 401 ГА).

С подмосковного завода поступила технологическая и рабочая документация, большое количество оснастки для ремонта вертолетов. Часть стендов получили с ремонтных предприятий Военно-воздушных сил. Недостающее оборудование изготовили на специально созданном участке нестандартного оборудования.

По ходу подготовки ремонта «МИ-6» ряду цехов предприятия пришлось в кратчайшие сроки перестроиться. Например, цеху по ремонту электро- и радиооборудования и приборов потребовалось освоить не встречавшиеся в его практике приборы и системы, научиться вести монтаж непосредственно на вертолете. А работникам центральной заводской лаборатории — вести химические анализы, испытания деталей вертолета, замер вибраций во время летных испытаний, не имея ни соответствующего оборудования, ни должных знаний и навыков. На новый уровень поднялась и культура труда. Те, кто был непосредственно связан со сборкой вертолета, работали в надетых на обувь мягких матерчатых тапочках, чтобы не повредить конструкции, у каждого имелась сумка для рабочих отходов. Поскольку с такой сложной и трудоемкой техникой завод сталкивался впервые, работать приходилось с огромным напряжением по десять-двенадцать часов в сутки.

Тем не менее, преодолев все трудности, вертолет собрали и передали на летно-испытательную станцию. Трудно описать ту радость, которую испытали заводчане, когда завращались его винты. К концу декабря первый на заводе «МИ-6» был облетан. Летные испытания, проводимые экипажем под руководством Н.А. Мнацаканова, получили хорошую оценку.

Но понадобится еще три года, чтобы освоить ремонт практически всех компонентов «МИ-6». За это время произошел качественный скачок в развитии предприятия. По решению Министерства гражданской авиации с 1 января 1969 года завод № 401 ГА стал ведущим по ремонту вертолетов.

Осваивая новую технику, завод в то же время интенсивно строился. Ежегодно вводя в эксплуатацию новые помещения (ЛИС, столярный цех, заводская АТС и т. д.), проводя реорганизацию цехов и участков, предприятие наращивало свои производственные мощности, которые к концу 60-х годов увеличились на треть. В результате, завод значительно преобразился, превратился в современное промышленное предприятие.

Строил завод не только промышленные, но и социальные объекты: жилые дома, столовую на двести мест, спальный корпус в пионерском лагере «Спутник» и т. д., благоустраивал заводскую территорию (асфальтировались рулежные дорожки и стоянки вертолетов, высаживались деревья, разбивались газоны).

Развивая производственную базу, технологически ее оснащая в соответствии с запросами сложной вертолетной техники, не забывали на заводе в это время и о формировании коллектива высококвалифицированных специалистов — инженерно-технических работников и рабочих. Именно тогда, на рубеже 1960—1970 годов начала создаваться школа НАРЗа по ремонту вертолетов «МИ». Ведущих ее специалистов отличало и отличает не только знание конструкции, но и понимание заложенной в ней идеи, глубокий анализ ее работы в системе всего вертолета, то есть целостность подхода, что позволяет принимать подчас смелые решения, не переступая грани безопасности полета, надежности эксплуатации вертолетов.

На сборке - вертолет "МИ-6"
На сборке - вертолет "МИ-6"

Например, при освоении ремонта агрегатов вертолета «МИ-6» молодые инженеры завода предложили оригинальный метод проверки агрегатов систем энергетического снабжения, что позволило вместо дорогостоящего импортного стенда «Эллин-Унион» использовать стенд, изготовленный в родных стенах, более простой и дешевый. На ВДНХ СССР в декабре 1969 года завод № 401 ГА удостоился Диплома I степени, а его авторы Н.М. Григорук и В.И. Сухачев — золотой и серебряной медалей.

В 1965—1970 годах предприятие работало с высокими показателями, благодаря чему 8-ю пятилетку завершило к 23 октября 1970 года. За производственные успехи группу работников завода наградили орденами и медалями.

В 70-е годы наступил новый этап в развитии завода. Разворачивались освоение и эксплуатация месторождений сибирской нефти в Тюменской области, алмазов в Якутии, шли геологоразведочные работы по всему северу СССР. Все это требовало значительного вертолетного сопровождения. Все грузы, от продуктов до элементов буровых вышек, перебрасывались на вертолетах. Подобного опыта массового применения вертолетов не имела ни одна страна в мире.

К этому времени в гражданской авиации началась массовая интенсивная эксплуатации новых вертолетов «МИ-8». Заводы, ремонтировавшие их, не справлялись. Тогда Министерство гражданской авиации приняло решение об освоении ремонта «МИ-8» на заводе № 401 ГА.

Первый вертолет этой марки поступил на завод в августе 1971 года, и сразу же возникла проблема его размещения. Несмотря на быстрый прирост производственных площадей в последние годы, темпы его все-таки отставали от роста объема производства. Пришлось в нескольких цехах и ангарах потеснить «МИ-6». Тем более, что, несмотря на различия в габаритах и в значительной мере в конструкции, у обоих вертолетов было много общего, что позволяло при освоении ремонта использовать накопленные опыт и знания.

Первый «МИ-8» отремонтировали всего за несколько месяцев. В третьей декаде декабря 1971 года после облета комиссия приняла готовую работу. В январе 1972 года вышел приказ Министерства гражданской авиации, разрешающий капитальный ремонт вертолетов «МИ-8». Тридцать лет ремонтировалась эта машина. За это время НАРЗ выполнил более 3400 ремонтов «МИ-8».

В начале 70-х годов на заводе ремонтировалось три вида авиационной техники: самолеты «АН-2», вертолеты «МИ-6» и «МИ-8». Но с 1 января 1974 года ремонт «АН-2» прекратили и передали другому заводу со всей оснасткой и приспособлениями. За два десятка лет новосибирцы отремонтировали 3762 самолета «АН-2».

В 1972 году пришел в ремонт вертолет «МИ-6(А)», являвшийся модификацией прежнего «МИ-6», но значительно отличавшийся от него гидросистемой, радио- и электроприборным оборудованием.

В связи с ростом производственной программы многое в это время делалось по совершенствованию управления и организации производства. Было внедрено промышленное телевидение, организована централизованная перевозка запасных частей и материалов со складов в цеха. Когда на полную мощность заработал столярный цех, обеспечивавший полностью все нужды основного производства, создали в нем в 1973 году участок по выпуску… мебели.

В 1975 году общий парк тяжелой винтокрылой техники, эксплуатировавшейся в Министерстве гражданской авиации, пополнился пятнадцатью вертолетами-кранами «МИ-10К» — так называемыми «длинноногими». У этой машины имелись значительные изменения в электронном оборудовании, гидросистеме; для осуществления строительно-монтажных работ кабина пилота делалась подвесной, что позволяло с ювелирной точностью вести монтаж.

В 1977 году Всесоюзное государственное производственное объединение «Авиаремонт» поручило новосибирцам освоение ремонта «МИ-10К». Всего за пять месяцев коллектив эту задачу решил. В апреле 1978 года заводу № 401 ГА выдали разрешение на ремонт вертолета «МИ-10К».

На этапе сборки
На этапе сборки

К концу 70-х годов месячный план завода вырос до 30 вертолетов: 17 — «МИ-8», 13 — «МИ-6» и «МИ-10К». График очень жесткий — три вертолета в два дня. В производственном цикле одновременно находилось до трех десятков вертолетов. Завод работал в режиме крупносерийного производства. На некоторых участках предприятие перешло практически к конвейерному методу, срыв суточного графика рассматривался как ЧП. В таком темпе предприятие проработало до 1990 года.

Не в последнюю очередь это стало возможным по причине правильно налаженных взаимосвязей между структурными подразделениями, коллективами участков, бригад и отдельными группами рабочих. На заводе одновременно и поступательно совершенствовались все системы управления.

В 70-х годах на заводе активно внедрялись диспетчеризация, электронно-вычислительная техника и техника связи. В августе 1974 года организовали отдел автоматизированных систем управления производством (АСУП), установили первую электронно-вычислительную машину «Минск-32». В 1978 году запустили электронную проходную. Завод уже не мог обходиться без АСУП, с помощью которой решались задачи четкого распорядка рабочего дня, бухгалтерского учета, расчета заработной платы, материально-технического снабжения, управления производством и т. д.

Этот "летающий кран" прилетел на НАРЗ в 2001 г. в двадцать первый раз. Таких в России - выпуска 1976 г. - осталось всего два.
Этот "летающий кран" прилетел на НАРЗ в 2001 г. в двадцать первый раз. Таких в России - выпуска 1976 г. - осталось всего два.

Стабильность производственных показателей и активная общественная жизнь укрепляли авторитет предприятия и в Министерстве гражданской авиации, и в отрасли, и в родном городе. Завод стал постоянным участником ВДНХ. Свыше трех десятков его работников награждались медалями ВДНХ СССР разного достоинства. Большая работа велась по научной организации труда. Не случайно первая отраслевая конференция по НОТ с участием всех ремонтных предприятий Аэрофлота прошла именно здесь. Широко известным на рубеже 1970—1980-х годов стал завод № 401 ГА и как наставник специалистов по ремонту авиационной техники. Совершенствовать свои знания и умение сюда приезжали кубинские, иракские, пакистанские и другие иностранные авиаремонтники.

В конце 80-х годов завод № 401 ГА уже имел прочный фундамент для освоения вертолетной техники нового поколения. Началось оно с вертолета «МИ-26», единственной в мире винтокрылой машины, способной поднять сразу двадцать тонн груза и переместить его в любую точку планеты. По сложности систем, насыщенности современной авионикой это был качественно новый вертолет.

Все поначалу шло своим чередом: выделили финансы, оборудование оснастку, обучили специалистов. Но уже шла в стране перестройка, модными стали разного рода реорганизации. Распалось Министерство гражданской авиации. Отрасль потеряла управляемость. Резко сократились объемы оборонных заказов. Начались серьезные перебои с поставками оборудования, агрегатов, запасных частей. Освоение ремонта «МИ-26» заканчивали уже собственными силами. Первая машина этого типа вышла из ремонта в 1992 году. Сегодня завод по количеству выполненных ремонтов «МИ-26» занимает лидирующее положение в отрасли.

Качество выполненного ремонта авиатехники, ее дальнейшая безотказная эксплуатация и надежность, как и вообще стабильное экономическое развитие завода в 1970—1980-х годах, не в последнюю очередь связывается с тем, что на предприятии сложилась хорошая, располагавшая соответствующей учебной базой система подготовки кадров. Техническая учеба охватывала руководящий состав, инженерно-технических работников, служащих и рабочих. Регулярно проводились конкурсы профессионального мастерства. Кроме того, создавались резервы на выдвижение в руководители низшего, среднего и высшего звена. Молодые способные специалисты с высшим образованием долго не задерживались на инженерных должностях, становясь руководителями производственных участков, цехов, отделов и служб.

1970—1980-е годы стали для завода № 401 ГА не только периодом экономического, но и социального расцвета. Возводилось жилье, заводчане получали благоустроенные квартиры. Построили новую большую заводскую столовую, пионерский лагерь и базу отдыха на берегу Обского водохранилища, детский сад. Функционировали стадион, лыжная база, заводские спортсмены добивались хороших успехов на различных городских и зональных соревнованиях. Автобусный парк завода доставлял людей на работу и с работы.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты