III.14.3.Расправляя крылья

Материал из История промышленности Новосибирски
Версия от 21:22, 17 января 2013; Ekaterina (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Начало мирной жизни поставило АРБ № 401 перед серьезными проблемами. Годовой план по товарной продукции в 1945 году был выполнен на 90 процентов, а производительность труда составила 92 процента. При этом себестоимость продукции оказалась несколько завышенной. Причина в том, что план составлялся еще в военное время, а выполнение его завершалось в мирное, когда начались массовые отпуска, которых в годы войны не давали, поэтому на них поправку в расчетах не делали. В первый послевоенный год предприятие переживало настоящий кризис. Ведь практически все эвакуированные работники завода вернулись в Москву. Отозвали в столицу и руководство. В июне 1946 года А.Д. Ангелов сдал полномочия новому начальнику АРБ №4 01 Д.И. Волкову.

Для вывода авиаремонтной базы из критического положения требовалось укомплектовать ее кадрами. Задача эта решалась в основном через райвоенкоматы Новосибирска за счет воинов, демобилизованных из ВВС. Руководство принимало все возможные меры для закрепления кадров. Для морального стимулирования, например, завели заводскую Книгу почета, куда общее собрание коллектива АРБ № 401 постановило заносить лучших из лучших.

Основной «ремонтной номенклатурой» АРБ № 401 в послевоенные годы (до начала 50-х годов) продолжали оставаться самолеты СИ-47 и ПС-84.

Грузовое воздушное судно американского производства СИ-47 имело дюймовую систему мер. Все описания выполнялись на английском языке. Отсутствовало контрольно-испытательное оборудование для деталей самолета и двигателя, поэтому в процессе ремонта приходилось изготавливать заново или приспосабливать действующие стенды и другое оборудование. Тем не менее в таких непростых условиях завод с 1943 по 1950 год, когда был прекращен ремонт СИ-47, отремонтировал 127 самолетов этого типа.

Самолет ПС-84 ремонтировался на АРБ № 401 с декабря 1941 года. В 1942-м он был переименован в «ЛИ-2» — по имени инженера Б.П. Лисунова, который произвел перерасчет его конструкций по принятым в нашей стране стандартам. «ЛИ-2» стал главным объектом ремонта среди всех видов авиатехники и с ним связано становление и развитие Новосибирского авиаремонтного завода. Впрочем, и всей современной гражданской авиации — тоже. Он успешно применялся в войну для самых разнообразных перевозок — как для обеспечения боевых операций, так и для нужд тыла. А в мирное время многие годы оставался основным транспортным и пассажирским самолетом СССР, флагманом Аэрофлота.

В послевоенное время к самолету предъявлялись все более жесткие требования по обеспечению безопасности и пригодности для полетов в сложных метеорологических условиях. Для этого на «ЛИ-2» устанавливались более совершенные средства связи, навигации и посадки, противообледенительные устройства. Во всех пассажирских «ЛИ-2» устраивались комфортабельные салоны, отделанные под дерево, с зеркалами и портьерами, самолет оборудовался громкоговорящей связью экипажа с пассажирами.

Ремонт «ЛИ-2» был прекращен 30 сентября 1953 года. За двенадцать лет отремонтировали 749 самолетов.

В 1952 году на АРБ № 401 начали капитально ремонтировать многоцелевой самолет «АН-2», который стал одной из первых самостоятельных работ конструкторского бюро О.К. Антонова. Благодаря способности взлетать и садиться на небольших грунтовых площадках биплан использовался как пассажирский, грузовой, сельскохозяйственный, санитарный, связной, для тушения лесных пожаров, геологоразведки и аэрофотосъемки.

Внешняя простота конструкции самолета при освоении ремонта оказалась несколько обманчивой. Особенно большие проблемы возникали при замене авиационного полотна на крыльях и хвостовом оперении самолета. Требовалось отдельное производственное помещение с хорошей приточно-вытяжной вентиляцией, с заданным температурным режимом и влажностью. Такое здание было изыскано и оборудовано.

Организационные трудности и слабая материальная база не позволили в первый год освоения ремонта «АН-2» выполнить плановое задание (вместо восьми отремонтировали только два самолета), но уже в следующем, 1953 году ремонт этой летной техники стал делом настолько привычным, что в течение года выдали почти полсотни готовых к эксплуатации машин.

Мотороиспытательная станция. 1948 г.
Мотороиспытательная станция. 1948 г.

Поскольку в послевоенные годы резко возросли требования к качеству ремонта авиатехники, для улучшения работы авиарембазы были предприняты различные организационные и технические меры. В частности, вместо временной мотороиспытательной станции с одним боксом, которая просуществовала почти семь лет, заработала новая на два бокса, американского производства. Перепланировка ряда помещений, перенос некоторых цехов улучшили технологический маршрут ремонта агрегатов самолета. В то же время некоторым цехам очень не хватало производственных площадей, это обстоятельство не позволяло, несмотря на крайнюю необходимость, установить часть оборудования и стендов. В таких условиях увеличение количества отремонтированных самолетов «АН-2» без значительных преобразований становилось нереальным — на повестке дня все острее вставал вопрос о серьезной реконструкции завода.

До 1946 года строительство зданий и сооружений на авиарембазе не велось вообще, за исключением мотороиспытательной станции. Лишь после 1946-го несколько лет подряд проводили «косметический» ремонт крыш зданий, обветшавших за годы войны. Первую по-настоящему серьезную реконструкцию здания (моторного цеха) произвели в 1950—1952 годах. В эти же годы построили три многоквартирных жилых дома и школу. В 1960 году соорудили новую мотороиспытательную станцию. Поскольку, находясь рядом с поселком, она создавала много шума при испытании двигателей, ее перенесли на территорию аэродрома. Для транспортировки двигателей из моторного цеха на МИС построили узкоколейку, которая обеспечила бесперебойную доставку моторов и значительно облегчила труд рабочих.

В 1960-х начинается настоящая реконструкция всего завода. Самостоятельно разрабатываются проекты обновленных помещений ряда цехов и участков, которые воплощаются в жизнь своими же силами, хозяйственным способом. Лишь в 1963 году Главное управление ГВФ стало выделять средства на капитальный ремонт производственных помещений и жилищное строительство. Это позволило приступить к реконструкции в 1964 году самого крупного объекта — металлического ангара.

Назначенный в 1964 году на должность директора завода (с 1962 года АРБ стала называться заводом № 401 ГВФ) В.А. Яковенко принял решение прекратить ремонт двигателей и строить, строить, строить. Весь завод покрылся «лесами новостроек».



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты