III.14.2.Все для Победы — различия между версиями

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 2: Строка 2:
  
 
Начинали производственную деятельность с ремонта двигателей АШ-62 ИР. Ремонтировались также поставляемые по ленд-лизу американские моторы «Пратт-уитни» и «Райт-циклон». В 1942 году авиамастерские получили задание освоить ремонт трофейных авиадвигателей БИВ-132. При этом отсутствовали не только их чертежи, но даже описание агрегата. Тем не менее следовало разработать технологию ремонта, подготовить работников моторного цеха, внести некоторые изменения в монтажную схему мотороиспытательной станции, изготовить целый ряд приспособлений и оснастку. Все необходимые работы выполнили по-фронтовому быстро, и вскоре трофейные двигатели стали успешно выходить из ремонта. Ремонт таких сложных изделий, как поршневые авиационные двигатели в жестких условиях военного времени, заложил основы высокотехнологичного производства.
 
Начинали производственную деятельность с ремонта двигателей АШ-62 ИР. Ремонтировались также поставляемые по ленд-лизу американские моторы «Пратт-уитни» и «Райт-циклон». В 1942 году авиамастерские получили задание освоить ремонт трофейных авиадвигателей БИВ-132. При этом отсутствовали не только их чертежи, но даже описание агрегата. Тем не менее следовало разработать технологию ремонта, подготовить работников моторного цеха, внести некоторые изменения в монтажную схему мотороиспытательной станции, изготовить целый ряд приспособлений и оснастку. Все необходимые работы выполнили по-фронтовому быстро, и вскоре трофейные двигатели стали успешно выходить из ремонта. Ремонт таких сложных изделий, как поршневые авиационные двигатели в жестких условиях военного времени, заложил основы высокотехнологичного производства.
 +
 +
[[файл:aviaremont-2.jpg|thumb|alt=Эвакуация мастерских в Новосибирске|Эвакуация мастерских в Новосибирске]]
  
 
Что касается самолетов, то, кроме тех, которые поступали в ремонт по графику, нередко прибывали и внеочередные машины, требовавшие переоборудования или доработки для специальных целей: установки дополнительных топливных баков, вооружения, радиосредств для полета за линию фронта. Позже по железной дороге стали поступать аварийные самолеты.
 
Что касается самолетов, то, кроме тех, которые поступали в ремонт по графику, нередко прибывали и внеочередные машины, требовавшие переоборудования или доработки для специальных целей: установки дополнительных топливных баков, вооружения, радиосредств для полета за линию фронта. Позже по железной дороге стали поступать аварийные самолеты.
Строка 18: Строка 20:
  
 
Немалые трудности возникали при низких температурах и с запуском двигателей после их замены на самолете. Перед запуском они должны быть прогреты до плюс двадцати градусов. Зимой зачехленные моторы часа за три-четыре до рассвета начинали прогревать паяльными лампами. При сильных морозах только к обеду они нагревались до нужной температуры. Но как только чехлы снимали, температура сразу падала, и все приходилось повторять сначала. Иногда по несколько раз кряду.
 
Немалые трудности возникали при низких температурах и с запуском двигателей после их замены на самолете. Перед запуском они должны быть прогреты до плюс двадцати градусов. Зимой зачехленные моторы часа за три-четыре до рассвета начинали прогревать паяльными лампами. При сильных морозах только к обеду они нагревались до нужной температуры. Но как только чехлы снимали, температура сразу падала, и все приходилось повторять сначала. Иногда по несколько раз кряду.
 +
 +
[[файл:aviaremont-3.jpg|thumb|alt=Ударная бригада в составе (слева направо): Н. Тюкавкиной, А. Андрюхиной, Л. Баландиной|Ударная бригада в составе (слева направо): Н. Тюкавкиной, А. Андрюхиной, Л. Баландиной]]
  
 
Тяжелыми были и бытовые условия работников мастерских. В общежитиях не работало отопление, поэтому температура в жилых комнатах была настолько низкой, что вода в стаканах за ночь превращалась в лед. Поэтому спали в верхней одежде. В комнатах проживало по десять и более человек, на которых приходилось всего по две табуретки. Не имелось ни посуды, ни ложек, ни вилок. Ели и пили из жестяных консервных банок.  
 
Тяжелыми были и бытовые условия работников мастерских. В общежитиях не работало отопление, поэтому температура в жилых комнатах была настолько низкой, что вода в стаканах за ночь превращалась в лед. Поэтому спали в верхней одежде. В комнатах проживало по десять и более человек, на которых приходилось всего по две табуретки. Не имелось ни посуды, ни ложек, ни вилок. Ели и пили из жестяных консервных банок.  
  
 
Но с каждым годом руководство АРБ вопросам быта своих работников уделяло все больше внимания. В тех же общежитиях со временем совместными усилиями командования и общественных организаций навели относительный порядок. Для улучшения питания работников и их семей при содействии политотдела ЗСТУ ГВФ и Новосибирского горисполкома организовали подсобное хозяйство в Ояшинском районе. Выращенный урожай и свинина поступали в столовую, где питались сотрудники аэропорта и АРБ.
 
Но с каждым годом руководство АРБ вопросам быта своих работников уделяло все больше внимания. В тех же общежитиях со временем совместными усилиями командования и общественных организаций навели относительный порядок. Для улучшения питания работников и их семей при содействии политотдела ЗСТУ ГВФ и Новосибирского горисполкома организовали подсобное хозяйство в Ояшинском районе. Выращенный урожай и свинина поступали в столовую, где питались сотрудники аэропорта и АРБ.
 +
 +
[[файл:aviaremont-4.jpg|thumb|alt=Американские СИ-47 тоже ремонтировали в Новосибирске|Американские СИ-47 тоже ремонтировали в Новосибирске]]
  
 
В октябре 1943 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о введении военного положения в Гражданском воздушном флоте. Всех работников ГВФ поставили на армейское довольствие по нормам тыловых подразделений, чем значительно снизили остроту продовольственной проблемы. Работники АРБ обеспечивались также форменным обмундированием по нормам ГВФ.
 
В октябре 1943 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о введении военного положения в Гражданском воздушном флоте. Всех работников ГВФ поставили на армейское довольствие по нормам тыловых подразделений, чем значительно снизили остроту продовольственной проблемы. Работники АРБ обеспечивались также форменным обмундированием по нормам ГВФ.

Текущая версия на 21:21, 17 января 2013

Завершив в кратчайшие сроки подготовительные работы, предприятие без раскачки взялось за главное свое дело — давать вторую жизнь самолетам.

Начинали производственную деятельность с ремонта двигателей АШ-62 ИР. Ремонтировались также поставляемые по ленд-лизу американские моторы «Пратт-уитни» и «Райт-циклон». В 1942 году авиамастерские получили задание освоить ремонт трофейных авиадвигателей БИВ-132. При этом отсутствовали не только их чертежи, но даже описание агрегата. Тем не менее следовало разработать технологию ремонта, подготовить работников моторного цеха, внести некоторые изменения в монтажную схему мотороиспытательной станции, изготовить целый ряд приспособлений и оснастку. Все необходимые работы выполнили по-фронтовому быстро, и вскоре трофейные двигатели стали успешно выходить из ремонта. Ремонт таких сложных изделий, как поршневые авиационные двигатели в жестких условиях военного времени, заложил основы высокотехнологичного производства.

Эвакуация мастерских в Новосибирске
Эвакуация мастерских в Новосибирске

Что касается самолетов, то, кроме тех, которые поступали в ремонт по графику, нередко прибывали и внеочередные машины, требовавшие переоборудования или доработки для специальных целей: установки дополнительных топливных баков, вооружения, радиосредств для полета за линию фронта. Позже по железной дороге стали поступать аварийные самолеты.

В апреле 1942 года произошла смена руководства мастерских. И.Я. Елькин уехал в Москву для организации авиамастерских во Внуково, ближе к фронту, который уже значительно отодвинулся от стен столицы. Начальником авиамастерских в Новосибирске назначили А.Д. Ангелова, который руководил предприятием, называвшимся Новосибирские авиаремонтные мастерские управления воздушной магистрали «Москва — Иркутск», с мая 1942 года до июня 1946 года.

К середине 1942 года предприятие вышло на хороший рабочий уровень, что сразу же сказалось на результатах: 12 сентября 1942 года командование и политотдел воздушной магистрали «Москва — Иркутск» вручило мастерским переходящее Красное знамя магистрали.

В конце 1942 года в мастерские железнодорожным транспортом поступил самолет ПС-64. Он стал первой машиной, прибывшей в ремонт зимой в расстыкованном виде. Сильные морозы и необычный для мастерских вид ремонта самолета создали дополнительные трудности. Но и с этой задачей коллектив успешно справился. Летом 1943 года самолет ушел на фронт. Впоследствии еще не раз в мастерские поступали аварийные самолеты в разобранном виде. Они также были восстановлены.

Все военные годы мастерские (а с декабря 1942 года и на целых два десятка лет за ними закрепилось название авиаремонтная база — сокращенно АРБ — № 401 ГВФ) испытывали острый кадровый голод при постоянном увеличении объема работ. Часть специалистов призывалась в армию, эвакуированные после поражения фашистов под Москвой возвращались в родные места. Пополнение кадрами шло преимущественно за счет молодежи. В годы войны она составляла около девяноста процентов всех работающих на АРБ. Большим кадровым подспорьем стали курсанты, прибывшие из учебной эскадрильи № 46 Аэрофлота. Они находились на армейском довольствии и работали как военнослужащие.

Условия производства были поистине экстремальными, особенно зимой. В сборочном цехе лишь демонтаж и монтаж авиадвигателей на подмоторную раму проводились в теплом помещении, весь же остальной монтаж происходил на самолете, находившемся в неотапливаемом ангаре с открытыми кассетами ворот или прямо на летном поле.

Особенно тяжелыми считались работы по смене четырехходового бензокрана и цилиндра управления щитками центроплана «ЛИ-2». Самолеты с такими повреждениями прилетали обычно на АРБ к вечеру, поэтому ремонт их шел ночью, чтобы утром самолет мог улететь на фронт. Кран и цилиндр расположены в нижней задней части центроплана «ЛИ-2» и, чтобы их снять и смонтировать исправные, требовалось отвернуть и поставить обратно большое количество болтов крепления, работая под самолетом — тяжелейший, особенно в пургу и ветер, труд, поскольку делать все приходилось в основном голыми руками. После каждой такой операции один-два человека обмораживали пальцы рук.

Немалые трудности возникали при низких температурах и с запуском двигателей после их замены на самолете. Перед запуском они должны быть прогреты до плюс двадцати градусов. Зимой зачехленные моторы часа за три-четыре до рассвета начинали прогревать паяльными лампами. При сильных морозах только к обеду они нагревались до нужной температуры. Но как только чехлы снимали, температура сразу падала, и все приходилось повторять сначала. Иногда по несколько раз кряду.

Ударная бригада в составе (слева направо): Н. Тюкавкиной, А. Андрюхиной, Л. Баландиной
Ударная бригада в составе (слева направо): Н. Тюкавкиной, А. Андрюхиной, Л. Баландиной

Тяжелыми были и бытовые условия работников мастерских. В общежитиях не работало отопление, поэтому температура в жилых комнатах была настолько низкой, что вода в стаканах за ночь превращалась в лед. Поэтому спали в верхней одежде. В комнатах проживало по десять и более человек, на которых приходилось всего по две табуретки. Не имелось ни посуды, ни ложек, ни вилок. Ели и пили из жестяных консервных банок.

Но с каждым годом руководство АРБ вопросам быта своих работников уделяло все больше внимания. В тех же общежитиях со временем совместными усилиями командования и общественных организаций навели относительный порядок. Для улучшения питания работников и их семей при содействии политотдела ЗСТУ ГВФ и Новосибирского горисполкома организовали подсобное хозяйство в Ояшинском районе. Выращенный урожай и свинина поступали в столовую, где питались сотрудники аэропорта и АРБ.

Американские СИ-47 тоже ремонтировали в Новосибирске
Американские СИ-47 тоже ремонтировали в Новосибирске

В октябре 1943 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о введении военного положения в Гражданском воздушном флоте. Всех работников ГВФ поставили на армейское довольствие по нормам тыловых подразделений, чем значительно снизили остроту продовольственной проблемы. Работники АРБ обеспечивались также форменным обмундированием по нормам ГВФ.

Однако в том же году коллектив АРБ ждал неожиданный удар — по распоряжению Главного управления ГВФ с Новосибирской авиаремонтной базы отозвали ряд специалистов, вывезли часть оборудования и проверочных стендов. Пришлось срочно дублировать вывезенное. Задачу эту решали своими силами, организовав отдел главного механика. С октября 1943 года на АРБ появилось еще два новых подразделения: летно-испытательная станция и отдел технического контроля.

Несмотря на немалые трудности, работала АРБ ударно. Все годы войны авиаремонтники Новосибирска из месяца в месяц неизменно выполняли задания командования по выпуску самолетов и моторов при высоком качестве ремонта. По их вине за это время летных происшествий не было. С 1941 по 1945 годы они отремонтировали более 230 самолетов и около 660 авиационных двигателей.

За успешное выполнение производственных планов двух первых кварталов 1943 года Главное управление ГВФ наградило лучших работников авиарембазы № 402 знаком «Отличник Аэрофлота». В 1944 году в социалистическом соревновании ремонтных предприятий ГВФ АРБ трижды завоевывала первые места. Группу особо отличившихся работников наградили орденами и медалями. В июле 1945 года во всесоюзном социалистическом соревновании предприятию присудили второе место, а за август и сентябрь — первое с вручением переходящего Красного знамени Главного управления ГВФ и ЦК профсоюза авиаработников. Забегая вперед, скажем, что 21 июня 1946 года на торжественном собрании рабочих, ИТР и служащих это знамя коллективу АРБ № 401 ГВФ, как неоднократному победителю в социалистическом соревновании ремпредприятий в годы Великой Отечественной войны, вручили на вечное хранение. В июле того же года всем работникам, трудившимся на авиарембазе во время войны, вручили медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты