III.14.1.Дважды рожденный

Материал из История промышленности Новосибирски
Версия от 21:19, 17 января 2013; Ekaterina (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Новосибирский авиаремонтный завод (ОАО «НАРЗ») является уникальным предприятием, единственным в России и на территории СНГ производящим капитальный ремонт и техническое обслуживание всех типов вертолетов семейства «МИ» как гражданского, так и военного назначения. Завод возвратил к жизни более шести тысяч винтокрылых машин. Созданные здесь технологии обеспечивают высокое качество и надежность. ОАО «НАРЗ» теснейшим образом сотрудничает с ОКБ имени М.Л. Миля и многими заводами-изготовителями вертолетной техники, а также эксплуатантами.

Специализируясь на ремонте и сервисном техническом обслуживании вертолетной техники, завод все активнее внедряется и в рынок авиационных услуг, превращаясь в своего рода корпорацию.

За шестьдесят с лишним лет существования завод несколько раз менял название, пока не стал открытым акционерным обществом «Новосибирский авиаремонтный завод». Сегодня ОАО «НАРЗ» — одно из самых стабильных и успешно действующих предприятий Новосибирска.


2

Официальным днем рождения завода считается 1 декабря 1941 года. Однако история его началась фактически на полгода раньше.

В мае 1941 года в московском аэропорту Внуково организовали авиамастерские. С началом Великой Отечественной войны на них возложили ремонт и обслуживание самолетов ПС-84 («ЛИ-2») с двигателем М-62, но до эвакуации весь технологический цикл работ освоить не успели.

Мастерские подчинялись авиагруппе особого назначения гражданской авиации, доставлявшей на фронт боеприпасы и вооружение, поддерживавшей связь с действующими в тылу врага отрядами партизан. Когда враг вплотную подошел к Москве, Главное управление Гражданского воздушного флота решило перебазировать мастерские. После осмотра промышленных площадок в Свердловске, Омске и Новосибирске остановили выбор на последнем. Власти города это решение поддержали и выделили производственные площади.

21 октября 1941 года из Москвы, где еще стояла теплая осень, отправился в Сибирь первый эшелон с оборудованием, авиатехникой, работниками мастерских и членами их семей. В Новосибирск эшелон пришел 12 ноября, когда здесь уже трещали тридцатиградусные морозы. С последним эшелоном прибыл и начальник эвакуированных Внуковских авиамастерских Иосиф Яковлевич Елькин — талантливый инженер и незаурядный организатор, который и стал первым руководителем нового предприятия.

И.Я. Елькин, начальник авиаремонтных мастерских в Быково, Внуково, Новосибирске
И.Я. Елькин, начальник авиаремонтных мастерских в Быково, Внуково, Новосибирске

Более полутора сотен работников мастерских с семьями разместили в клубе авиаработников, в бараках стройучастка, в подвальных помещениях домов, подселили к семьям, живущим в домах авиагородка. Где только можно, размещали и производство. Два неотапливаемых ангара отвели самолетосборочному цеху (здесь же нашли приют и некоторые отделы), моторный, слесарно-механический цеха и заводоуправление расположились в помещениях Новосибирских авиаремонтных мастерских, жестяно-клепальный цех занял небольшой гараж, а цех электрооборудования и приборный устроились в малом зале клуба авиаработников. Даже котельную аэропорта использовали. Между котлами установили специальное оборудование главного механика, а в пристройке к ней стали работать гальваники.

Оборудование смонтировали буквально в течение нескольких дней, и уже в конце ноября 1941 года были выполнены первые работы на самолете ПС-84 со сменой двигателя.

На начальной стадии работ в Новосибирске кадровый костяк авиамастерских состоял из бывших работников московского завода № 89 ГВФ. Как наиболее опытные ремонтники, они назначались на руководящие должности. Коллектив мастерских пополнялся работниками Новосибирского аэропорта.

Ремонт авиадвигателей венчают стендовые испытания, для которых необходима мотороиспытательная станция (МИС). Материальных ресурсов и средств для ее сооружения практически не существовало. Строили хозяйственным способом. Но строительству мешал намертво сковавший землю сорокаградусный мороз. Копая котлован под фундамент, смогли углубиться в мерзлый грунт всего на пятнадцать сантиметров. И тогда родилось беспрецедентное в мировой практике решение. Начальник моторного цеха А.Д. Ангелов предложил построить упрощенную испытательную станцию уменьшенных габаритов на фундаменте из деревянных брусьев (вместо железобетона), для монолитности залив их водой и заморозив. Инженер А.С. Лебедев обосновал идею необходимыми расчетами, став автором оригинальной конструкции балансировочного станка для испытания двигателей.

В результате сэкономили дефицитные материалы (цемент, металл и др.), средства и время: несмотря на большой объем работ, станцию построили всего за три недели; вместо восьмисот тысяч рублей, которые ушли бы на железобетонное сооружение, потратили всего лишь тридцать.

Первого декабря 1941 года мотороиспытательную станцию ввели в строй. И первые же испытания моторов вполне оправдали самые смелые технические расчеты и показали отличную ее работу.

С пуском МИС завершилась подготовка к проведению ремонта самолетов и двигателей, а 1 декабря 1941 года стало днем рождения Новосибирского авиаремонтного завода, который назывался тогда центральными мастерскими авиагруппы особого назначения.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты