III.13.1.С "чистого листа"

Материал из История промышленности Новосибирски
Версия от 21:00, 17 января 2013; Ekaterina (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Новосибирскому механическому заводу «Искра» выпала доля родиться в тяжелый период российской истории — в самом начале Великой Отечественной войны.

Обеспечение нашей армии, испытывавшей в то время настоящий патронный и снарядный голод, стало одной из острейших проблем первого года войны. Огромные склады боеприпасов в приграничных районах попали в руки врага. Часть оборонных заводов пришлось уничтожить при отступлении, часть эвакуировать в глубокий тыл. Всего оказались потерянными более трехсот предприятий, производивших боеприпасы. В тылу в спешном порядке выпуск взрывчатых веществ, патронов, гранат, мин организовывался на предприятиях местной промышленности, в промысловых артелях, учебных мастерских техникумов, ремесленных училищах и школах ФЗУ.

Учитывая напряженную обстановку с производством боеприпасов, ЦК ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров СССР 16 сентября 1941 года приняли постановление о строительстве завода пиротехнического профиля в окрестностях Новосибирска. 24 сентября Наркомат боеприпасов издал приказ о размещении строительной площадки в районе железнодорожной станции Заводская, в двадцати километрах к северо-западу от города. Будущему оборонному предприятию присваивался номер 386.

Выделенная для строительства завода и рабочего поселка площадка заросла березняками и осинниками, а берега болотцев и небольших озер на ней — кустами черемухи, смородины, рябины. В изобилии водились здесь и утки, и зайцы.

Строительству нового оборонного предприятия благоприятствовало два обстоятельства: железнодорожная ветка, связывавшая станцию Заводская с Новосибирском, и наличие двух десятков опустевших к тому времени помещений артиллерийского склада. Но, поскольку территории склада оказалось явно недостаточно для строительства предприятий, Новосибирский облисполком принял решение о прирезке к ней дополнительных земельных участков.

Строительство производственных помещений, коммуникаций и жилых бараков стало главной заботой небольшой (всего около десятка человек) группы специалистов во главе с первым директором завода А.М. Пискаревым, приехавших сюда поздней осенью 1941 года. Но в самом начале 1942 года Пискарев скоропостижно скончался, и новым директором стал его заместитель Давид Рувимович Барский.

Первыми строителями завода и поселка стали солдаты стройбата и заключенные. Батальон состоял преимущественно из казахов. Страдая от сибирских холодов, живя в палатках, они, тем не менее, самоотверженно трудились. Как, впрочем, и плохо одетые, всегда голодные зэки.

С каждым месяцем все больше приезжало гражданских специалистов, которые выделялись главным образом новосибирскими строительными трестами. Вскоре руководство завода приняло решение о формировании собственных строительных кадров. Были созданы строительные бригады из квалифицированных рабочих.

Все работы на развернувшейся стройке выполнялись практически вручную. Несмотря на обращения в вышестоящие органы, завод так и не получил ни одного экскаватора, бульдозера или подъемного крана. Самыми распространенными механизмами стали самодельные лебедки различных видов, при помощи которых поднимали стройматериалы, вели погрузочно-разгрузочные работы. Широко применяли самодельные скреперы на конной тяге, которыми вели планировку местности. Но основными инструментами оставались лопата, топор и пила.

В огромном дефиците были и самые необходимые стройматериалы: кирпич, цемент, металл, стекло и т.д. Поэтому упор делали на местные ресурсы. Организовали в нескольких километрах от завода собственную лесоразработку, куда проложили узкоколейку, и домостроительный комбинат, изготавливавший пиломатериал и различные столярные изделия. В дело шло буквально все. Для утепления помещений использовались опилки. Доски вместо гвоздей прибивали сечкой из металлических отходов. В оконный блок вставлялось из экономии только одно небольшое стекло, остальная часть окна заделывалась толем. Даже примитивный кирпичный заводик, разместившийся в трех сараях и выпускавший двадцать тысяч кирпичей, построили. Из шлака наладили производство шлакоблоков.

Особенно важным объектом для всего строящегося завода стала котельная. Поскольку обычных паровых котлов во всем Новосибирске разыскать не удалось, решили для этой цели использовать старые списанные паровозы. Три таких локомотива серии «Щ», выпущенные еще в начале XX века, доставили из Кузбасса и установили в спешно выстроенном каркасно-засыпном бараке на территории завода. Вскоре к ним добавился еще один паровоз марки «ОВ», а позднее — два маленьких маневровых локомотива. Они и обеспечивали на первых порах технологические потребности основного производства и обогрев цехов.

Барак, построенный в 1942 г. Проживали 32 семьи (88 человек)
Барак, построенный в 1942 г. Проживали 32 семьи (88 человек)

Однако зимой возникали острые проблемы с топливом. Котлы топили каменным углем, поступавшим из Черемхово. Поставлялся он с большими перебоями. Часто приходилось прибывший уголь сразу же отправлять в топку. Особенно тяжелая ситуация сложилась в ноябре-декабре 1944 года, когда уголь перестал поступать вообще и возникла реальная угроза остановки производства. Тогда решили топить котлы дровами. Заработал настоящий конвейер. В лесу валили деревья, распиливали их на двухметровые бревна, грузили на подводы и доставляли к котельной.

С большим трудом решалась на строящемся заводе транспортная проблема. Предприятию выделили всего три машины-полуторки ГАЗ-А. Но и они зимой из-за бездорожья и сильных заносов подчас не могли выехать даже за пределы заводской территории. Нашли выход и в этой ситуации. Удалось заполучить целый табунок лошадей-монголок — низкорослых, крепких и выносливых. Они и стали выполнять основной объем грузоперевозок.

Очень остро стояла проблема создания и развития материально-технической базы. Готовящемуся к пуску предприятию Наркомат обороны не смог выделить ни одного нового станка или механизма. «Нам надо вырывать оборудование где только можно» — так жестко была поставлена задача на заводском партийном собрании в мае 1942 года. И «вырывали», проявляя чудеса изворотливости и предприимчивости, иной раз в самых неожиданных местах. Каждый добытый станок ценился на вес золота.

Завод еще строился, но уже начал выпускать продукцию. В ноябре 1942 года, когда готовилось наступление под Сталинградом, первая партия осколочных гранат Ф-1 ушла на фронт. К апрелю 1943 года работало уже десять основных цехов и четыре вспомогательных. Завод к этому времени обнесли высоким деревянным забором с колючей проволокой, оборудовали проходную, ее охраняла воинская часть НКВД. Предприятие приобрело основные черты оборонного объекта. Тогда же, в 1943 году, началось и массовое освоение производственных мощностей и новых изделий.

Но самых крупных успехов добились в 1944 году. Заработали две поточные линии, выпуск боеприпасов увеличился более чем в два раза. Счет изделиям пошел на миллионы.

Военная продукция завода (гранаты, тротиловые шашки, детонаторы) использовалась в годы войны во всех крупных наступательных операциях. Это стало самым весомым результатом самоотверженного труда молодого коллектива.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты