III.11.15.Другие задачи

Материал из История промышленности Новосибирски
Версия от 20:33, 17 января 2013; Ekaterina (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Участок сборки ЭВМ, цех №19. 1975 г.
Участок сборки ЭВМ, цех №19. 1975 г.

Как вспоминает сегодня В.Г. Архипов, «если раньше нужно было стараться обезопасить производство от слишком больших темпов роста, вовремя предотвращать проблемы по обеспечению материалами и комплектующими, то с началом перестройки задачи перед предприятием встали совсем другие».

Вся продукция гражданского направления стала попросту не нужной. Магнитофоны, несмотря на их достаточно высокое качество, значительно уступали по внешнему виду быстро заполнившей российский рынок импортной, особенно японской, аудиотехнике. К тому же значительно упал покупательский спрос. На производстве «Нот» трудилось в то время не меньше половины работников предприятия (всего тогда их насчитывалось без малого восемь тысяч человек!). Кроме того, завод обеспечивал работой еще около трех тысяч человек, занятых изготовлением комплектующих к магнитофонам. До перестройки на предприятии производилось 12—15 тысяч магнитофонов в месяц, в Советском Союзе «Луч» считался третьим по мощности предприятием, выпускавшим аудиотехнику (после киевского «Маяка» и новосибирской «Кометы»). Поэтому падение спроса на магнитофоны стало одним из самых ощутимых ударов для экономики предприятия. «Луч» сопротивлялся неизбежности дольше других производителей магнитофонов — «Веги», «Кометы», но был все же вынужден из месяца в месяц сокращать их производство. В конце концов, выпускать магнитофоны стало просто экономически нецелесообразно.

Еще более резко — буквально за квартал — было потеряно и производство вычислительной техники. Объединение, двадцать лет выпускавшее эту продукцию — от микрокалькуляторов до объемных АРМов (автоматизированных рабочих мест конструктора и технолога), предназначавшихся для многих предприятий оборонного комплекса, вынужденно прекратило ее производство. В страну хлынул импорт. И что греха таить, бывший Советский Союз значительно отставал от планеты всей в области вычислительной техники. Громоздкие комплектующие, не отвечающие современному уровню дисплеи перестали быть востребованными.

Та же горькая участь ждала и производившиеся заводом качественные и любимые детворой игрушки — настольный «Хоккей», игры детского творчества. Очень сильно выросли цены на материалы, в частности полистирол, поэтому значительно возросла и себестоимость игрушек.

Еще одним серьезным ударом, «добившим» предприятие, явилась конверсия. Специзделия занимали около 50 % от общего объема выпуска. И, хотя в конце 1980-х — начале 1990-х годов незначительный госзаказ на предприятии оставался, оно, по сути, оказалось на грани выживания.

В этих условиях руководство во главе с В.Г. Архиповым приняло ряд экстренных мер. Начать решили с учебы. Привлекли опытных, знающих законы рыночных отношений специалистов из Москвы и организовали для 50 работников из числа руководящего состава учебу в жестком, экстремальном режиме.

Поворот от плановой экономики к рыночной происходил на предприятии очень болезненно. Сложные условия переходного периода поставили завод в тяжелое финансовое положение: при многократном увеличении цен на комплектующие и материалы, резком замедлении прохождения средств взаиморасчета с поставщиками и потребителями продукции суммы оборотных средств остались на низком дореформенном уровне. Это лишило предприятие возможности вовремя и в нужном количестве закупать необходимые материалы и комплектующие, в установленные сроки выплачивать зарплату своим работникам. Пришлось сокращать большое количество ставших ненужными производству людей. Эта вынужденная мера тяжело переживалась всеми. Как вспоминает В.Г. Архипов, «подписать приказ о сокращении — тяжелейший груз». Но и для оставшихся работы не хватало.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты