II.8.2.Эвакуация в Новосибирск

Материал из История промышленности Новосибирски
Версия от 19:45, 14 января 2013; Ekaterina (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

1

Оборудование из вагонов перетаскивали на себе за много километров. Впрягались по пятнадцать-двадцать человек и, как бурлаки, выбиваясь из сил, тащили осторожно, чтобы не повредить станки и механизмы. О транспорте речи не шло. Единственная заводская машина была круглосуточно занята на других работах. Втащив оборудование в цех, тут же начинали монтировать его и пускали в работу. Отведенная под заводскую столовую комнатушка едва вмещала тридцать человек, поэтому обеды разносили по цехам. Рабочий день длился четырнадцать-пятнадцать часов.

В составе первого эшелона эвакуировали небольшую группу технологов во главе с главным технологом Д.С. Савровским. Приехав в Новосибирск, группа произвела расчеты и расцеховки, составила планировки размещения цехов, складов, лабораторий и отделов на тех площадях, которые выделили заводу. Когда прибыли следующие эшелоны с оборудованием, не возникало проблем, где его размещать.

Первой промышленной площадкой завода стала территория местного ликеро-водочного завода, соединенная железнодорожной веткой со станцией Новосибирск — Алтайская, попросту «Алтайкой». Приехавшие из Воронежа рабочие вместе с сибиряками в тяжелейших условиях, при морозе ниже тридцати градусов, разгружали оборудование, устанавливали его в цехах, производили демонтаж и перевозку оборудования винзавода. Работа велась круглосуточно.

В производственном корпусе винзавода на первой площадке разместили автоматно-револьверный и инструментальный цехи, в подвале — штамповочный. Там же — технологический и производственный отделы. В помещении материальных складов винзавода — цехи 34 и 52. В складских корпусах аптекоуправления, это уже вторая площадка на улице Добролюбова, удалось разместить основной сборочный цех 48, опытный цех, пластмасс и керамики, цех узловой сборки, отдел главного конструктора и ряд складов. Цехи конденсаторного производства — 45, 46, 47 определили на третью площадку, под которую отвели здание бывшего общежития мелькомбината, а деревообрабатывающий цех 43 — на четвертую площадку в недостроенное здание на берегу Оби. Позднее заводу передали территорию между улицами Декабристов и Третьего Интернационала с ветхими строениями, принадлежащими разным мелким городским организациям.

Огромную работу провели заводские энергетики по обеспечению цеха электрической и тепловой энергией. Пять маломощных котельных расположились в подвалах разных зданий. Подачу тепла и технологического пара в цеха конденсаторного производства оригинально решили за счет установки на площадке паровоза, который вырабатывал пар и успешно выполнял эту работу вплоть до 1952 года, когда цехи конденсаторного производства вышли из состава завода. Они образовали самостоятельное предприятие — завод радиодеталей.

Эвакуированные работники завода временно расселялись в школах, клубах, частных домах. Доброжелательные хозяева-сибиряки, потеснившись, дали воронежским электросигнальцам крышу над головой. Некоторые рабочие построили себе землянки.

«Моя семья получила жилье в частном, ветхом одноэтажном домике. На кухне, — вспоминает одна из бывших работниц завода Е.И. Милюкова. — Хозяева — пожилые люди. Я всегда буду вспоминать теплыми словами этих простых, суровых, малоразговорчивых, но таких душевных людей. Ведь нам было очень трудно. Мы не были готовы к такой неустроенной жизни. Приходилось переносить морозы больше сорока градусов. Первая наша зима в Сибири была очень холодной. И одеты-то мы были по-южному, и питания-то нам не хватало. И все эти трудности нам помогли преодолеть прекрасные сибирские люди. Мы верили в победу, до которой было так далеко…

Наши мужья сражались на фронте. Многих на рабочих местах заменили жены. Но не все женщины могли работать. У многих были маленькие дети, которых не оставишь одних. На месте, где высится гостиница «Обь», находился небольшой мясозавод. На спуске к нему стоял маленький барак — подсобка этого заводика. В нем-то и был оборудован детский сад на пятьдесят ребятишек».

Лучшая комсомольско-молодежная фронтовая бригада им. З. Космодемьянской цеха 37
Лучшая комсомольско-молодежная фронтовая бригада им. З. Космодемьянской цеха 37

Об этих же временах рассказывает еще один ветеран завода Ю.А. Лифанова.

«Мы прибыли в Новосибирск 25 ноября 1941 года, а уже в конце ноября — начале декабря я выдала чертежи на специзделия конструктору Беляеву. Работали день и ночь. Технологи, конструкторы находились на казарменном положении. Когда к пристани подходили баржи с кирпичом, лесом, продуктами, многие работники завода выходили на берег и, выстроившись в цепочку, вручную вели разгрузку. Тяжелое оборудование мужчины волочили по земле на железных листах.

Работали по шестнадцать часов в сутки. И, конечно, никаких выходных и отпусков. Люди ходили в телогрейках, на ногах калоши. Муж получил валенки, которые и проносил все трудные военные зимы. Кстати, эти валенки сохранились у нас по сей день. Храним их как память о первых тяжелых годах завода в Сибири».

Радиостанции завода успешно работали на фронте
Радиостанции завода успешно работали на фронте

Параллельно с установкой и монтажом оборудования проводился набор новых рабочих. Организовали множество школ, курсов. Специалисты обучали новых рабочих приемам сборки, укладки, монтажа, пайки. Учили рабочих-сибиряков начальники, технологи и мастера производственных цехов. Много сил и энергии обучению сибиряков отдал начальник отдела подготовки кадров Д.В. Берестнев.

Решением Государственного комитета обороны заводу отпустили шестьдесят суток на эвакуацию и организацию производства изделий военной техники в Новосибирске. Фактически эту работу выполнили за сорок девять суток.

В ноябре 1941 года пустили все цехи основного производства, а 24 декабря первую партию радиостанций, изготовленных на сибирской земле с маркой «Завод 590», отправили в действующую армию. Установленная на самолеты и танки она отлично себя зарекомендовала в боевых условиях.

За успешное выполнение заказов фронта в 1942 году приказом Наркомэлектропрома от 12 июня 1942 года заводу присудили вторую премию во Всесоюзном социалистическом соревновании. Семьдесят рабочих завода получили денежные премии.

Организатором всех работ по становлению и развитию завода в течение трех военных лет был директор «Электросигнала» Константин Назарович Мещеряков. Его неутомимая энергия, высокий профессионализм позволяли выполнять то, что на первый взгляд казалось невозможным. С 1943 года К.Н. Мещеряков — одновременно заместитель народного комиссара электропромышленности СССР и руководитель заводами отрасли в Сибирском регионе.

На заводе разворачивалось стахановское движение. Первыми тысячниками стали инструментальщики цеха 51 Михальский, Иванов, Оборнева. Количество стахановцев и ударников росло ежедневно. В январе сорок второго их было 491 человек, а в марте уже 962. За это же время количество многостаночников с 47 выросло до 110.

Главным инженером в военные годы работал А.Д. Фролов — крупный специалист в области радиотехники, впоследствии директор отраслевого научно-исследовательского института, профессор, заведующий кафедрой Московского энергетического института. Его помощниками были опытные инженеры Г.Б. Ильин, главный конструктор завода и Д.С. Савровский — главный технолог.

Радиоприемник УС-ЗС связной самолетный выпускался в годы Великой Отечественной войны
Радиоприемник УС-ЗС связной самолетный выпускался в годы Великой Отечественной войны

В годы войны внедряются новые технологические процессы — литье деталей под давлением, изготовление керамических ламповых панелей, получение полых деталей штамповкой методом обратного выдавливания, горячая объемная штамповка деталей из латуни. Запустили новый цех по изготовлению керамических деталей, который обеспечивал, кроме своего производства, нужды ряда сибирских заводов.

Выезжали представители завода и на фронт в составе ремонтных бригад, которые назывались радиолетучками. В одной из таких радиолетучек участвовал в качестве техника Н.Ф. Евстропов, позже начальник отдела технического контроля. Вот, что он рассказывал об этой работе:

«В июне 1944 года по решению Наркомата электротехнической промышленности и Наркомата обороны СССР я был командирован в Москву. Там на территории одного из радиозаводов готовилась походная мастерская для ремонта приемников и радиостанций в полевых условиях, «радиолетучка», как ее обычно называли. Это была машина с крытым кузовом, оборудованная мощными аккумуляторами для питания радиостанций, измерительными приборами, паяльниками и необходимым запасом радиоэлементов.

Нашей бригаде, состоявшей из трех человек, предстояло ознакомиться с работой радиоизделий в условиях боевой обстановки, учесть на местах все замечания и предложения по их усовершенствованию, а также отремонтировать отказавшие радиостанции танковых частей.

25 июня мы выехали на 2-й Украинский фронт. Бригада была направлена в Шестую танковую армию 5-го Гвардейского Танкового Сталинградского — Киевского корпуса. Готовилась Яссо-Кишиневская операция, и нужно было отремонтировать и проверить все радиостанции батальонов и бригад корпуса.

Радиоприемник РСИ-6МУ для наземных и самолетных радиостанций выпускался в годы Великой Отечественной войны
Радиоприемник РСИ-6МУ для наземных и самолетных радиостанций выпускался в годы Великой Отечественной войны

Среди приемников и радиостанций, подлежащих ремонту, были и выпущенные на нашем заводе. К тому времени на каждой «тридцатьчетверке» были установлены танковые приемники РСИ-4А. Мы отремонтировали все отказавшие и проверили на работоспособность радиоприемники и передатчики на командирских танках. Радиосвязью приходилось пользоваться в исключительных случаях, ведь мы находились практически на передовой, в непосредственной близости от противника. Подготовка к операции проводилась в строжайшей тайне. В танковые батальоны мы проникали, как правило, ночью, избегая демаскировки, проверяли работоспособность радиостанций прямо на танках, там же при необходимости восстанавливали отказавшие.

Довелось нам ремонтировать и радиостанции РБ, выпущенные нашим заводом. К чести работников «Электросигнала», могу сказать — созданные в те тяжелые годы приемники и станции РБМ отказывали исключительно редко. Отказы, которые нам приходилось устранять, были связаны с выходом из строя комплектующих изделий, чаще всего сопротивлений и конденсаторов.

Приходилось восстанавливать и радиотехнику, которая побывала в боях, подверглась обстрелу. Мы комбинировали, собирали хотя бы один приемник из двух непригодных.

Трудно пришлось — мешали работать непрерывные обстрелы, бомбежки. Не хватало оборудования, запчастей. Но наша «радиолетучка» делала все, что могла».

Эта бригада в составе гвардии инженера А.Ф. Филимонова, гвардии техника Н.Ф. Евстропова и гвардии рядового Г. Толстова с 1 июля по 15 сентября 1944 года отремонтировала 136 радиостанций. Радиолетучка совместно с танковыми бригадами двигалась в прорыв на территории Румынии, по маршруту Яссы — Плоешти — Бухарест, по первому требованию выезжала в танковые батальоны и на ходу ремонтировала радиостанции боевых машин, зачастую рискуя собственной жизнью под артиллерийским и минометным огнем.

Одновременно с производством серийных изделий для армии подготовили производство и освоили выпуск радиостанции РБМ, проходившей под шифром «Левкой», для сухопутных войск. Радиостанция хорошо себя зарекомендовала в боевых условиях и выпускалась много лет.

Разработка была удостоена Сталинской премии. Лауреатами стали главный конструктор И.С. Мицнер и начальник конструкторского бюро отдела главного конструктора И.А. Беляев.

За годы войны «Электросигнал» обеспечил радиосвязью 111 945 самолетов, 41 145 танков, 36 065 стрелковых подразделений. Заводские радиостанции РСИ-6МУ, УС-3С, РБ-М в годы Великой Отечественной войны стояли на каждом самолете, на каждом третьем танке. Лучшей радиостанцией времен Великой Отечественной войны была признана РБ-М, не имевшая аналогов в армиях воюющих стран.

21 января 1944 года Указом Президиума Верховного Совета завод награжден орденом Ленина «… за образцовое выполнение заказов для фронта в авиационной и танковой промышленности».

Радиостанция РБМ приемно-передающая переносная выпускалась в годы Великой Отечественной войны
Радиостанция РБМ приемно-передающая переносная выпускалась в годы Великой Отечественной войны

В том же году завод возглавил Георгий Николаевич Григорьев, с именем которого связано строительство промышленных корпусов, жилых домов, зданий культурно-бытового назначения. Г.Н. Григорьев хорошо знал производство, ежедневно бывал в цехах, вникал во все трудности и решал их. От частных домов и огородов освободили территорию по улицам Зыряновской и Гурьевской. Первыми производственными зданиями стали корпус ремесленного училища № 17, складские помещения на первой площадке, корпус № 5 на второй площадке. Туда перевели гальванический цех (сейчас в нем цех № 40), построили центральную котельную производительностью десять тонн пара в час. Это позволило, наконец, закрыть и демонтировать все мелкие котельные. Центральная котельная проработала до 1972 года.

В 1944 году началась реконструкция главного корпуса на второй площадке. Практически возникло новое четырехэтажное здание площадью шестнадцать тысяч квадратных метров. В него перевели цехи узловой и общей сборки, основные отделы и лаборатории.

В 1945 году началось строительство еще одного жилого поселка в районе улицы Панфиловцев, заложено здание Дома культуры — по сути, комплекс, где должны расположиться столовая, поликлиника, спортзал, филиал техникума. В 1949 году строятся пионерский лагерь и летние дачные домики в лесу в районе поселка Матвеевка, заселяется жильцами четырехэтажный дом около завода. Начато строительство четырехэтажного жилого дома по улице Добролюбова.


2

В первый послевоенный год завод продолжал выпускать радиостанции для армии. Началась подготовка производства радиоприемников 6Н-1. Первый радиоприемник, изготовленный в Новосибирске, получил шифр 6Н-25 — на отражательной доске, обтянутой декоративной тканью, в левой части футляра располагался громкоговоритель. На второй площадке в складском корпусе организовали цех динамиков. Достаточно быстро строился и главный корпус. Сейчас это корпус номер один. На четвертом этаже расположился сборочно-выпускной цех 44. В цехе смонтировали монтажный конвейер, организовали рабочие места регулировщиков. Первым начальником цеха стал мастер сорок восьмого цеха Э.В. Ершов. Футляры для приемников делались в деревообрабатывающем цехе 43.

В заготовительных и узловых цехах изготавливались блоки конденсаторов переменной емкости, шкалы с верньерными устройствами, динамики, комплекты проводов.

Основная нагрузка по подготовке производства радиоприемников легла на плечи инструментальщиков. В ремонтно-механическом цехе изготавливалось нестандартное технологическое оборудование. С 1946 года начался серийный выпуск радиоприемников 6Н-25 и 7Н-27.

После войны все ждали хороших новостей, а радиоприемников в продаже не хватало. И на заводе подготовили производство радиоприемника «Москвич». Серийный выпуск футляров для приемника осуществлялся на заводах химической промышленности.

В конце 1940-х заводу поручили организовать производство и выпуск самолетных радиостанций РСИУ-3М под шифром «Клен». Это была разработка отраслевого научно-исследовательского института. Освоение этой радиостанции произвело «техническую революцию» на заводе. Пришлось освоить изготовление деталей из нержавеющей стали по второму классу точности, сложных механизмов перестройки — пульс-моторов. Очень сложными оказались блоки конденсаторов переменной емкости по гальванической отделке собранных секций, проще говоря, кадмированию, керамические оси и детали установочной керамики, отдельные лакокрасочные покрытия новыми видами лаков и эмалей.

На завод стали возвращаться фронтовики. Среди них оказалось много инициативных, умных людей, сразу вписавшихся в коллектив. Механиком цеха пришел на завод А.И. Кубышкин. Впоследствии он стал начальником цеха, награжден орденом Ленина.

В освобожденный Воронеж возвратились многие рабочие, опытные, высококвалифицированные. Их отсутствие особенно остро почувствовали в инструментальном и ремонтно-механическом цехах. В то же время на завод пришли молодые рабочие, из московских и ленинградских институтов приехала большая группа молодых специалистов.

Первый секретарь Новосибирского Обкома ВКП(б) М.В. Кулагин на митинге 3 мая 1944 г. зачитывает указ о награждении завода орденом Ленина
Первый секретарь Новосибирского Обкома ВКП(б) М.В. Кулагин на митинге 3 мая 1944 г. зачитывает указ о награждении завода орденом Ленина

Приходили на завод и выпускники ремесленных училищ. Среди них была и Ю.Н. Кузьмина. «На завод я пришла в октябре сорок пятого года после окончания ремесленного училища, — рассказывает она, теперь уже ветеран «Электросигнала». — Распределили меня в сорок первый цех намотчицей. Помню, как-то из-за отсутствия необходимого провода для намотки на катушки застопорилась работа. Под угрозой и план цеха, и план завода. Тогда решили использовать провод, намотанный на катушки немецкого производства. Беда была только в том, что и провод, и катушки были пропитаны церезином. Для того, чтобы удалить церезин при перемотке на наши отечественные катушки, на моем станке установили приладу из емкостей, заполненных раствором, и тампон, через который протянули провод. При перемотке церезин растворялся и брызгал во все стороны. И на меня, конечно. Защищалась, как могла: обмотала голову платком, лишь глаза оставила открытыми. Я не подвела наш коллектив, со своей задачей справилась и, конечно, очень этим гордилась.

В конце сороковых годов деревянный корпус сорок первого цеха сгорел. Искра попала в бидон, в котором хранилось горючее. Пожар случился глубокой ночью. Именно в эту ночь в цехе дежурили я и моя подруга. Девчонки же совсем были, но не растерялись. Вызвали пожарных, сообщили о пожаре начальству. Смотрели, чтобы зеваки, собравшиеся смотреть на пожар, не растащили динамики. Их-то и делали в цехе. За находчивость мы получили от начальства благодарность, и даже денежное вознаграждение».

В тот же год начал на заводе свою трудовую деятельность и Н.П. Филь, в дальнейшем удостоенный звания «Почетный радист СССР». Об этом времени он рассказывает так:

«Сначала я работал регулировщиком. Одновременно, без отрыва от производства, учился в заводском техникуме. А когда закончил, был назначен инженером, еще через полгода — старшим инженером. С шестьдесят четвертого года работаю начальником конструкторского бюро.

Я участвовал в разработках генераторов звуковых сигналов, которые завод выполнял для Московского университета на Ленинских горах. Тогда я был регулировщиком, а разрабатывал генераторы Виталий Алексеевич Травкин.

В те годы велись работы по специзделиям для Китайской Республики. Несколько позже я уже сам разрабатывал 102-й заказ — «Перо». Помню изделие «Клен» — 95-й заказ. А 124-й — «Курс НП» идет у нас и по сей день.

Из давних разработок, наверное, особенно запомнились работы по полуавтоматической установке для проверки кварцевых резонаторов. По тем временам это было очень сложное, но очень интересное изделие. Работы велись под руководством начальника отдела Юрия Сергеевича Крживацкого, который и был моим первым наставником и руководителем. Частенько приходилось оставаться после работы. Это сейчас за сверхурочные просят отгулы, а тогда мы о них и не помышляли. Думали только об одном — как быстрее сделать работу и начать новую. Кстати, опоздания на одну-две минуты для нас были настоящим ЧП!»


2

Большинство воронежцев являлись грамотными, знающими, опытными инженерами-практиками. Практиками без дипломов. Многим завершить учебу в институте помешала война. Даже главный инженер завода Д.Е. Алексеевский не имел высшего образования.

А.Д. Вайцеховский, начальник отдела, лауреат Государственной премии в области науки и техники
А.Д. Вайцеховский, начальник отдела, лауреат Государственной премии в области науки и техники
В.А. Прохоров, начальник ОКБ, лауреат Государственной премии в области науки и техники
В.А. Прохоров, начальник ОКБ, лауреат Государственной премии в области науки и техники

После войны вернулись на производство бывшие студенты. В пятидесятые годы на заводе широко развернулись различные виды технической и общеобразовательной учебы. Начал работу консультационный пункт Московского энергетического института. Открылся вечерний радиотехникум, заработала вечерняя общеобразовательная школа. Начальники цехов, отделов, лабораторий, ведущие инженеры по вечерам пополняли свои знания.

Чуть раньше, в конце сороковых, на завод прибыла большая группа молодых специалистов, различных и таких нужных на заводе профессий. В Новосибирске не существовало в то время институтов, которые готовили бы специалистов радиотехники и связи. И Новосибирский электротехнический институт, и Электротехнический институт связи первый набор студентов сделали только в 1953 году. До этого инженерно-технический состав «Электросигнала» пополняли выпускники московских и ленинградских институтов.

Многие годы ведущим инженером ОКБ проработала Р.Д. Дрейзис, вот как она вспоминает послевоенные годы на производстве:

«Седьмой отдел внедрял в производство радиотехнику, которая шла на военные самолеты. Когда я пришла в лабораторию Андрея Андреевича Вольнова, там уже работали два моих однокашника, которые приехали на год раньше. Внедряли изделие, которое называлось «Клен». Разработка НИИ-695, военная аппаратура. Делали ее в сорок девятом цехе, а мы вели производство. Готовили документацию, регулировки всевозможные. Завод работал так — пятнадцатого-двадцатого числа каждого месяца начинал работать круглые сутки, причем круглые сутки не за счет сменной работы. Просто люди работали и день, и ночь до самого первого числа следующего месяца. Такой был режим.

Часть людей, в том числе и меня, отправили в ОКБ. Там были изделия «Кипарис-46», «Акация», самолетные радиостанции. Я занималась радиоаппаратурой. Начальником лаборатории был Полищук Петр Петрович, в лаборатории было половина радистов, половина конструкторов. ОКБ находилось в двухэтажном здании завода. Теперь оно трехэтажное.

В основном внедрялись разработки московских и ленинградских институтов. Муж много ездил в командировки, привозил документацию. Мы делали опытные образцы и регулировали их прямо в лаборатории, потом переносили в цех, организовывали рабочие места, учили регулировщиков.

Когда ОКБ расширилось, появилась лаборатория усилителей низкой частоты, лаборатория усилителей промежуточной частоты. Узкая специализация. Была лаборатория комплексная — они получали узлы, трансформаторы, катушки всякие… Потом появилось кварцевое производство. Григорий Борисович Альтшулер, который с нами приехал, все это внедрял в массовое производство.

В пятидесятые годы начали заниматься разработками. Одна из серьезных, которую внедрял завод, называлась «ФР». Бочка, огромная такая, куда-то ее в ракеты ставили. Навигационная аппаратура для слепой посадки самолетов. Причем, мы тогда просто классически внедрили это изделие. Точно в срок. Были разные награды из министерства, всех разработчиков наградили орденами и медалями. Потом появился «Курс», так называлось изделие. Стали внедрять изделия своих разработок».

В 1949 году на «Электросигнале» организовали Особое конструкторское бюро. Занималось ОКБ разработками радиостанций и радиоприемниками для народного хозяйства. Первыми руководителями ОКБ стали Д.Е. Либуркин и Н.Н. Маликов.


3

В 1951 году директором завода назначили Сергея Михайловича Секретева, до этого работавшего инженером на радиозаводе в Казахстане. Он прекрасно знал выпускаемую радиоаппаратуру, занимался новыми разработками. В том же году впервые большую партию радиостанций РБМ-1 отправили в Китайскую Народную Республику.

Радиола "Факел", год выпуска 1962-1964
Радиола "Факел", год выпуска 1962-1964

В 1952 году три цеха конденсаторного производства выделились и образовали завод радиодеталей. К началу 1953 года ОКБ завода завершило разработку изделий «Градус» и вело корректировку радиостанции РСП-1, закончило разработку первой радиостанции для железнодорожного транспорта ЖР-5, началась подготовка к серийному производству радиостанции «Сирень».

В 1957 году все заводы стали номерными. «Электросигнал» стал именоваться почтовым ящиком восемьдесят три. В основном «Электросигнал» занимался модернизацией и ведением текущего производства радиостанций для Министерства обороны.

Постепенно громоздкие механические схемы заменили электронные. Велись новые разработки. За бортовую станцию «Ландыш» для гражданской авиации на Лейпцигской ярмарке завод получил Золотую медаль.

В 1957 году по решению правительства было организовано производство для противовоздушной обороны страны. Конструкция изделий оказалась сложной для производства. Завод освоил выпуск изделия навигационного направления, аппаратуру наведения и управления. Сейчас уже не секрет, что аппаратура «Электросигнала» стояла на ракете, которая под Свердловском сбила самолет-шпион У-2. Освоение навигационной аппаратуры УСМП-1 стало прорывом новой технологии на заводе.

В ОКБ разработали радиостанции для железной дороги. Здесь также разрабатывались радиостанции для военной и гражданской авиации, для Военно-Морского Флота, наземные средства связи для Министерства обороны.

Очень серьезная тематика спутниковой системы связи тоже шла через ОКБ. Радиостанция «Колибри» разработана и сделана на заводе «Электросигнал». Именно на ней поддерживала связь с Центром управления во время полета Валентина Терешкова.

Одними из первых работники завода перешли на транзисторы в усилителях мощности как в гражданской, так и в военной аппаратуре. Этими усилителями занимался Виктор Федорович Шорохов. Практически по его инициативе Министерство электронной промышленности начало выпуск новых мощных транзисторов.

В те же годы электронная промышленность страны перешла на разработку новых комплектующих: варикапы, мощные транзисторы. Завод испытывал трудности с поставками, но в ОКБ работали замечательные специалисты — И.А. Беляев, К.А. Корбут, В.Г. Медведев, А.С. Колесников, Я.П. Аристов, В.А. Травкин. Навигационную аппаратуру осваивали В.С. Сториков, В.Н. Коврижных. Это был золотой фонд ОКБ.

Кстати, поезда новосибирского метрополитена оборудованы радиостанциями завода «Электросигнал», это модификация разработанных ранее железнодорожных радиостанций другого диапазона.

В настоящее время выпускается более современная бортовая аппаратура. Весь диапазон, 118-136 мегагерц, в котором работали радиостанции, «Электросигналом» производился и раньше для самолетов КБ Ильюшина, Антонова, Яковлева. Они и сейчас стоят, но произошло переоснащение. Выпускаются радиостанции «Орлан» с новой сеткой частот для самолетов на международных рейсах, а также более мощные радиостанции «Баклан».

Разработки «Журавль» и «Пихта» были переданы для внедрения на заводы Ярославля и Севастополя. Разработками «Электросигнала» пользовались предприятия Китайской Народной Республики и практически все страны социалистического лагеря.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты