II.5.7.В XXI век с «русским чудом»

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск

Вопреки трудностям все эти годы в недрах НАПО шла работа по созданию самолета нового поколения, универсально соединившего в себе функции трех боевых крылатых машин — штурмовика, истребителя и бомбардировщика. Его-то и показали президенту Ельцину в 1996 году.

О НАПО имени Чкалова заговорил весь мир — этот бомбардировщик получил в мире почетное звание «русского чуда». Это действительно русское чудо уже хотя бы потому, что, несмотря на то, что 1990-е годы принесли заводу резкое сокращение оборонного заказа, безработицу, безденежье, именно в эти годы встал на крыло Су-34. Нет больше в мире таких фронтовых бомбардировщиков с маневренностью истребителя и дальностью полета более 5000 километров, да и еще с такими удобствами для летчика и штурмана: они могут в полете встать, размяться и даже разогреть пищу. Бомбардировщик Су-34 является воистину грозным для врага — он может нести все виды управляемых и неуправляемых боеприпасов, а общий вес боевой нагрузки достигает 8 тонн. Как следствие, западные аналитики до сих пор не могут классифицировать этот уникальный самолет, созданный руками чкаловцев: его называют то «многофункциональным истребителем», то «истребителем-бомбардировщиком», то вообще «универсальным боевым самолетом»... Он на самом деле уникален и угрожающе красив, этот самолет — изделие новосибирских авиастроителей!

11 октября 2001 года правительство утвердило программу реформирования оборонно-промышленного комплекса до 2006 года, затем Президент РФ издал указ о ликвидации АВПК «Сухой» и создании АО «Авиационная холдинговая компания «Сухой», 100 процентов акций которой будут находиться у государства. По заявлениям правительства холдинг должен стать именно акционерным обществом, сто процентов капитала которого будут закреплены в госсобственности. Соответственно, и отдельные предприятия, входящие в него, должны быть акционированы по тому же принципу. В рамках формирования ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» было проведено акционирование Комсомольского-на-Амуре (КнААПО) и Новосибирского авиационных производственных объединений (НАПО), 74,5 % акций КнААПО и НАПО переданы в уставной фонд ГУП «АВПК «Сухой». Также в уставной фонд АВПК «Сухой» ранее внесены 50 % плюс одна акция ОКБ «Сухой», 38 % ТАНТК им. Бериева и 14,7 % акций НПК «Иркут».

Включение в холдинг в итоге стало поворотным событием для НАПО имени В.П. Чкалова. Решение о включении НАПО, наряду с другими крупнейшими российскими авиастроительными предприятиями, в государственный холдинг по производству боевых крылатых машин приняли 29 декабря, в канун нового 2002 года. Тогда же подписывается соответствующий указ Президента и распоряжение правительства. По этому поводу Полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе Л.В. Драчевский заметил, что включение НАПО им. Чкалова в холдинг «Сухой» говорит о весе новосибирского предприятия в российском авиастроении. По мнению полномочного представителя Президента, «необходимо привлечение дополнительных средств, чтобы модернизировать производство, и акционирование является таким способом».

Су-34 - новый самолет, не имеющий аналогов в мире
Су-34 - новый самолет, не имеющий аналогов в мире

Бывший в то время заместителем председателя правительства РФ, министр промышленности, науки и технологий РФ Илья Клебанов отметил, что холдинг «объединяет интересы участников процесса и сосредоточивает материальные и интеллектуальные ресурсы по созданию боевого самолета пятого поколения». Одновременно создавалась и единая маркетинговая служба, позволяющая координировать действия компаний, входящих в этот холдинг, на международных рынках.

В 2001 году ситуация на Новосибирском авиационном производственном объединении (НАПО) имени В. П. Чкалова по итогам прошедшего года выглядела оптимистичной. На 272 процента (то есть почти в три раза!) вырос объем произведенной продукции, создано дополнительно более полутора тысяч рабочих мест.

В том же году в воздух поднялся многофункциональный самолет Ан-38 с отечественными «винтами» и двигателем ТВД-20, изготовленным Омским заводом им. Баранова. Выполнен алжирский заказ, осуществлены проработка и участие в испытаниях по «66-му изделию» (фронтовому бомбардировщику Су-34). Завод участвовал в отечественных и международных авиасалонах — в Красноярске, Москве и французском городе Ле Бурже, где, по сути, дан старт переговорам по поставкам Ан-38 в Индию и Вьетнам.

В 2002 году на заводе планировалось пополнить портфель заказов по Ан-38. Следовало завершить сертификационные испытания по модели Ан-38-200, а машину Ан-38-100 начать сдавать в эксплуатацию на условиях аренды или лизинга заказчику, возможно, даже иностранному. Также в этом году рассчитывали продвинуться вместе с ОКБ имени П.О. Сухого в освоении новых технологий по тематике «Су» и готовиться к тому, что через два-три года основной работой завода станет производство самолетов Ан-38, его модификаций и Су-34.

В 2003 году состоялось давно ожидаемое событие — с заводского аэродрома Новосибирского авиационного производственного объединения (НАПО) имени В. Чкалова, уже входящего в авиахолдинг «Сухой», впервые поднялся в воздух серийный фронтовой бомбардировщик Су-34. Самолет пилотировали летчики-испытатели Евгений Рудакас и Александр Гайворонский. Полет фронтового бомбардировщика Су-34, созданного по тактико-техническому заданию ВВС, за которым наблюдал Главком ВВС Герой России В. Михайлов, продолжался 30 минут и подтвердил заявленные характеристики. На взлет нового самолета приехал посмотреть и начальник Генштаба генерал армии Анатолий Квашнин.

На сентябрь 2004 года самолетов Су-34 НАПО построило уже шесть единиц. Все они проходят госиспытания. По отзывам военных, Су-34 — машина, аналогов которой в мире нет.

Военная газета «Красная звезда» (27.12.2003) не стала скрывать технические характеристики суперсамолета, которые непременно войдут в историю авиастроения России: «Су-34 придет на смену самолетам, стоящим на вооружении фронтовой бомбардировочной авиации. Создание Су-34 рассматривается как одна из приоритетных программ ВВС России. Уровень бортового радиоэлектронного оборудования этой машины позволяет по многим параметрам отнести ее к самолету 5-го поколения. Ударный авиакомплекс Су-34 оснащен принципиально новой многофункциональной радиолокационной станцией, встроенной оптико-электронной обзорно-прицельной системой с телевизионным и лазерным каналами для обнаружения и распознавания наземных целей и наведения на них высокоточного оружия, тепловизионной аппаратурой, радиолокатором заднего обзора, мощным комплексом радиоэлектронного противодействия, другим оборудованием. Самонаводящееся и корректируемое бомбовое и ракетное оружие (боевая нагрузка до 8 т) поражает даже хорошо защищенные точечные цели. Су-34 также способен вести огонь ракетами класса «воздух — воздух». Система активной безопасности позволяет машине выполнять маневры на максимальной скорости у земли (1.400 км/ч) и на предельно малых высотах, безошибочно следовать рельефу местности, огибать его, а также преодолевать средства противовоздушной обороны. Следует отметить такие важные особенности ударного авиакомплекса Су-34, как наличие бронированной кабины, которая надежно защищает экипаж от пуль, снарядов и их осколков».

Газета Минобороны констатировала еще в декабре 2003 года как уже свершившийся факт: «Фронтовой бомбардировщик будет серийно строиться в Новосибирском АПО. Предприятие уже получило на это заказ от нас. Этот самолет можно будет создать и для решения специальных задач — в качестве разведчика, постановщика помех средствам радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и т.д. Рыночная стоимость самолетов класса Су-27, Су-30, Су-34 составляет от 30 до 60 млн долларов в зависимости от комплектации… ». «Русский курьер» (22.12.03.) добавляет, что нормальный взлетный вес истребителя-бомбардировщика составляет 38 240 кг. Его практический потолок 15000 м. Максимальная скорость полета на высоте 1900 км/час. Радиус действия на высоте достигает 1100 км. Максимальная продолжительность выполнения боевой задачи с дозаправкой — 10 часов.

«Вечерний Новосибирск» (23.12.03.) передает слова Главкома В. Михайлова на пресс-конференции о том, что представляемые на Всемирном аэрокосмическом салоне МАКС образцы каких бы то ни было летательных аппаратов, как говорится, рядом не летали: благодаря разработкам российских специалистов аэродинамики Су-34 может «выделывать» в небе то, что не может более никто. А главный конструктор КБ Сухого Ролан Мартиросов дополнил, что и бортовое радиоэлектронное оборудование, и цифровая навигационная система тоже аналогов в мире не имеет.

Осталось для потомков описание на газетных страницах этого исторического полета первого Су-34 в новосибирском небе: «В 15.10 серебристо-зеленый планер под восторженный гул собравшихся рабочих вырулил на взлетную полосу и через несколько секунд, оставив после форсажа облачко авиационного керосина, исчез в затянутом тучами небе. Еще до полета было известно, что он продлится 30-40 минут, но гораздо раньше «сушка» показалась на горизонте, встречаемая уже не гулом, а ревом наблюдающих, сделала две «бочки» и, заложив крутой вираж, ушла опять в небо…. Минут через пять самолет вновь проревел над полосой, ушел в небо, а еще примерно через столько же времени появился на горизонте с зажженными огнями — пошел на посадку. Торжество собравшихся на аэродроме было настолько велико, что, презрев всю субординацию, сминая заградительные ленты и обгоняя шедших навстречу приближающемуся самолету официальных лиц … — они ринулись к супер-бомбардировщику. Экипаж начали приветствовать еще до появления его на земле — Евгений Рудакас и Александр Гайворонский через стекло глядели на веселящихся людей и тоже улыбались.

Спустя пару минут, не умея скрыть улыбку, Евгений Рудакас докладывал Владимиру Михайлову:

— Товарищ Главком! Разрешите доложить: полет выполнен. Самолет к дальнейшим испытаниям готов!» («Вечерний Новосибирск» (23.12.03).

Дворец культуры им. Чкалова
Дворец культуры им. Чкалова

В выступлениях после успешного полета выразилась надежда на то, что размещение на Чкаловском госзаказа на серийное производство самолета означает создание на объединении около пятисот дополнительных рабочих мест, и весь семитысячный коллектив завода будет обеспечен работой как минимум на ближайшие пять лет…. «Предприятие мы загрузим так, что оно будет вынуждено увеличивать количество рабочих», — пообещал на пресс-конференции генерал Михайлов.

Визит руководства холдинга «Сухой» 21 мая 2004 года в Новосибирскую обладминистрацию позволил выяснить некоторые подробности, связанные с госзаказом. Газета «КоммерсантЪ (Новосибирск)» от 22 мая 2004 года писала: «Вчера между администрацией Новосибирской области и холдингом «Сухой», куда входит Новосибирское авиационное производственное объединение (НАПО) им. Чкалова, было подписано соглашение о сотрудничестве. «Сухой» обязался увеличивать производство на новосибирском заводе, входящим в его структуру, а администрация — «оказывать этим процессам всемерную поддержку». Как рассказал «Ъ» Генеральный директор холдинга «Сухой» Михаил Погосян, в соответствии с утвержденными планами объемы производства на заводе в ближайшие годы вырастут более чем вдвое…. Надежды на восстановление производства на одном из крупнейших предприятий Новосибирска обладминистрация связывала с получением крупного госзаказа на производство и последующую модернизацию на базе НАПО самолетов Су-34 для Министерства обороны. … Как рассказал «Ъ» Михаил Погосян, такой заказ пока только прорабатывается, однако загрузка мощностей завода будет обеспечена за счет других проектов. «Сегодня речь идет не о серийном производстве, а об испытании Су-34. Задача на ближайшее будущее — завершить испытания для начала серийного производства. Сейчас уточняется государственная программа вооружения на 2006—2015 годы, в рамках которой, собственно, и будут определены объемы заказа», — уточнил господин Погосян. По его словам, в ближайшем будущем предприятие получит ряд заказов для нужд Минобороны. «Во-первых, это модернизация строевых машин Су-24. В прошлом году мы получили предварительное заключение Минобороны по этой программе. Кроме того, начиная с 2005 года, мы планируем начало серийного производства модернизированных комплексов на базе Су-24, такая же работа планируется по модернизации самолета Су-24 МР, разведчика. Наконец, заводом осваивается новый самолет Су-27 ИБ», — рассказал Михаил Погосян. По его расчетам, эти заказы должны дать НАПО «устойчивую загрузку на ближайшие лет 5 точно» при объеме заказов, превышающем $50 млн в год… По словам Погосяна, реализация всех этих планов позволит НАПО стать самым динамично развивающимся предприятием холдинга «Сухой»…» Итак, продолжение следует…

На предприятии больше всего гордятся тем, что за трудные для завода годы удалось сохранить коллектив, специалистов высокой квалификации. Многие из них отмечены высшими наградами страны. Вот что показывает заводская статистика. Среди тех, кто составляет гордость и славу рабочего коллектива, — восемь Героев Советского Союза, четыре Героя Социалистического Труда (рабочие — Р.С. Удалая, Г.И. Гусев, директора — В.Н. Лисицын, Г.А. Ванаг), 40 человек награждены орденом Ленина, 28 — орденом Октябрьской Революции, 203 — орденом Трудового Красного Знамени и еще четыре человека — медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Заслуживают самой высокой оценки и благодарности потомков и летчики-испытатели авиатехники, сходящей с конвейера завода. Без их умения и мужества не было бы самого авиапредприятия. Такие замечательные летчики, как П.Я. Гербинский (испытывал самолеты «Сухого»), Б.Н. Бирюков (один из первых испытателей МиГов), Б.З. Попков, И.Ф. Сорокин и Ю.Н. Харченко — стали Героями Советского Союза за испытание новой техники. А еще надо помнить о тех, кто не вернулся из полетов. Завод имени В.П. Чкалова за 73 года своей истории потерял тридцать летчиков-испытателей и штурманов, начиная с 1940 года, когда 23 мая погиб Н.С. Баранов, испытывавший первый самолет И-16, и кончая трагическим случаем в 1999 году, когда 15 апреля погибли из-за столкновения с птицами летчики В.В. Глущенко и А.В. Кремнев, испытывавшие уже хорошо отработанную машину перед поставкой ее в Алжир.

Основной опорой для чкаловцев всегда оставалось их предприятие, устоявшее в катаклизмах реформ, и возможность трудиться на благо России, ощущая свою причастность к укреплению воздушных рубежей нашей Родины. Чтобы отрасль развивалась, должна быть четко сформулированная позиция государства по отношению к оборонному комплексу, четкая правительственная программа. Вот уже десять лет завод имени Чкалова живет без такой программы.

Такая страна, как Россия, с ее огромной территорией, не может обойтись без транспортной авиации. Такая страна не может не заботиться о целостности своих границ и, значит, военная авиация ей тоже необходима. Чкаловская — в первую очередь.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты