http://promnsk.edu54.ru/index.php?title=II.5.3.%D0%9D%D0%B0_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D1%83_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%BC_%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BC_%E2%80%94_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%8B&feed=atom&action=historyII.5.3.На войну первым делом — самолеты - История изменений2024-03-28T23:46:49ZИстория изменений этой страницы в викиMediaWiki 1.20.2http://promnsk.edu54.ru/index.php?title=II.5.3.%D0%9D%D0%B0_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D1%83_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%BC_%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BC_%E2%80%94_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%8B&diff=1714&oldid=prevEkaterina в 12:23, 14 января 20132013-01-14T12:23:53Z<p></p>
<table class='diff diff-contentalign-left'>
<col class='diff-marker' />
<col class='diff-content' />
<col class='diff-marker' />
<col class='diff-content' />
<tr style='vertical-align: top;'>
<td colspan='2' style="background-color: white; color:black;">← Предыдущая</td>
<td colspan='2' style="background-color: white; color:black;">Версия 12:23, 14 января 2013</td>
</tr><tr><td colspan="2" class="diff-lineno">Строка 91:</td>
<td colspan="2" class="diff-lineno">Строка 91:</td></tr>
<tr><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"></td><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"></td></tr>
<tr><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"></td><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"></td></tr>
<tr><td colspan="2"> </td><td class='diff-marker'>+</td><td style="background: #cfc; color:black; font-size: smaller;"><div><ins style="color: red; font-weight: bold; text-decoration: none;">----</ins></div></td></tr>
<tr><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"><div>[[II.5.2.От локомобилей к самолетам|Пред. стр.]] | [[История промышленности Новосибирска:II Том|Содержание]] | [[II.5.4.Первая послевоенная конверсия: от ЯКов и велосипедов — к МиГам |След. стр.]]</div></td><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"><div>[[II.5.2.От локомобилей к самолетам|Пред. стр.]] | [[История промышленности Новосибирска:II Том|Содержание]] | [[II.5.4.Первая послевоенная конверсия: от ЯКов и велосипедов — к МиГам |След. стр.]]</div></td></tr>
</table>Ekaterinahttp://promnsk.edu54.ru/index.php?title=II.5.3.%D0%9D%D0%B0_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D1%83_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%BC_%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BC_%E2%80%94_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%8B&diff=1346&oldid=prevEkaterina в 10:16, 13 января 20132013-01-13T10:16:00Z<p></p>
<table class='diff diff-contentalign-left'>
<col class='diff-marker' />
<col class='diff-content' />
<col class='diff-marker' />
<col class='diff-content' />
<tr style='vertical-align: top;'>
<td colspan='2' style="background-color: white; color:black;">← Предыдущая</td>
<td colspan='2' style="background-color: white; color:black;">Версия 10:16, 13 января 2013</td>
</tr><tr><td colspan="2" class="diff-lineno">Строка 89:</td>
<td colspan="2" class="diff-lineno">Строка 89:</td></tr>
<tr><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"></td><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"></td></tr>
<tr><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"><div>Более 4,5 тысячи работников завода ушли на фронт, домой из них не вернулись 1,5 тысячи. В заводском музее стоит мемориальная стела с фамилиями 538 чкаловцев, не вернувшихся с войны, — но только тех, чьим родным пришли похоронки. А тысяча человек пропали без вести на фронтах Великой Отечественной. Пятеро стали Героями Советского Союза — А.Д. Гаранин, В.Х. Иванов, Ф.И. Пересыпкин, В.В. Харчистов, И.М. Черенков. Чкаловцы Даниленко и Касагиев — герои Безымянной высоты в Калужской области, той самой, о которой сложена знаменитая песня.</div></td><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"><div>Более 4,5 тысячи работников завода ушли на фронт, домой из них не вернулись 1,5 тысячи. В заводском музее стоит мемориальная стела с фамилиями 538 чкаловцев, не вернувшихся с войны, — но только тех, чьим родным пришли похоронки. А тысяча человек пропали без вести на фронтах Великой Отечественной. Пятеро стали Героями Советского Союза — А.Д. Гаранин, В.Х. Иванов, Ф.И. Пересыпкин, В.В. Харчистов, И.М. Черенков. Чкаловцы Даниленко и Касагиев — герои Безымянной высоты в Калужской области, той самой, о которой сложена знаменитая песня.</div></td></tr>
<tr><td colspan="2"> </td><td class='diff-marker'>+</td><td style="background: #cfc; color:black; font-size: smaller;"><div><ins style="color: red; font-weight: bold; text-decoration: none;"></ins></div></td></tr>
<tr><td colspan="2"> </td><td class='diff-marker'>+</td><td style="background: #cfc; color:black; font-size: smaller;"><div><ins style="color: red; font-weight: bold; text-decoration: none;"></ins></div></td></tr>
<tr><td colspan="2"> </td><td class='diff-marker'>+</td><td style="background: #cfc; color:black; font-size: smaller;"><div><ins style="color: red; font-weight: bold; text-decoration: none;">[[II.5.2.От локомобилей к самолетам|Пред. стр.]] | [[История промышленности Новосибирска:II Том|Содержание]] | [[II.5.4.Первая послевоенная конверсия: от ЯКов и велосипедов — к МиГам |След. стр.]]</ins></div></td></tr>
</table>Ekaterinahttp://promnsk.edu54.ru/index.php?title=II.5.3.%D0%9D%D0%B0_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D1%83_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%BC_%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BC_%E2%80%94_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%8B&diff=1240&oldid=prevEkaterina в 14:54, 12 января 20132013-01-12T14:54:32Z<p></p>
<table class='diff diff-contentalign-left'>
<col class='diff-marker' />
<col class='diff-content' />
<col class='diff-marker' />
<col class='diff-content' />
<tr style='vertical-align: top;'>
<td colspan='2' style="background-color: white; color:black;">← Предыдущая</td>
<td colspan='2' style="background-color: white; color:black;">Версия 14:54, 12 января 2013</td>
</tr><tr><td colspan="2" class="diff-lineno">Строка 6:</td>
<td colspan="2" class="diff-lineno">Строка 6:</td></tr>
<tr><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"></td><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"></td></tr>
<tr><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"><div>Людей обустраивали, одновременно налаживая работу новых производственных участков. Не все профильные авиазаводы размещались непосредственно на территории Чкаловского. Так, по данным, опубликованным в газете «Вечерний Новосибирск» (16.11.2002), ''«завод № 51 был эвакуирован из Москвы и размещен в гараже облавтоуправления. …Директор — Жемчужин, персонал — 795 человек. Продукция — опытные образцы новых типов самолетов». Небольшой заводик в гараже, о котором это чуть ли не единственное сохранившееся упоминание — больше 51-й ни в списках, ни в архивах не фигурирует. И — новейшие достижения в самолетостроении, лучшие из которых сразу могли быть (и были) реализованы на находящемся неподалеку Чкаловском авиагиганте…».''</div></td><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"><div>Людей обустраивали, одновременно налаживая работу новых производственных участков. Не все профильные авиазаводы размещались непосредственно на территории Чкаловского. Так, по данным, опубликованным в газете «Вечерний Новосибирск» (16.11.2002), ''«завод № 51 был эвакуирован из Москвы и размещен в гараже облавтоуправления. …Директор — Жемчужин, персонал — 795 человек. Продукция — опытные образцы новых типов самолетов». Небольшой заводик в гараже, о котором это чуть ли не единственное сохранившееся упоминание — больше 51-й ни в списках, ни в архивах не фигурирует. И — новейшие достижения в самолетостроении, лучшие из которых сразу могли быть (и были) реализованы на находящемся неподалеку Чкаловском авиагиганте…».''</div></td></tr>
<tr><td colspan="2"> </td><td class='diff-marker'>+</td><td style="background: #cfc; color:black; font-size: smaller;"><div><ins style="color: red; font-weight: bold; text-decoration: none;"></ins></div></td></tr>
<tr><td colspan="2"> </td><td class='diff-marker'>+</td><td style="background: #cfc; color:black; font-size: smaller;"><div><ins style="color: red; font-weight: bold; text-decoration: none;">[[файл:shek-5.jpg|thumb|alt=Первый летчик-испытатель завода на самолетах И-16 А.Ф. Тамара|Первый летчик-испытатель завода на самолетах И-16 А.Ф. Тамара]]</ins></div></td></tr>
<tr><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"></td><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"></td></tr>
<tr><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"><div>За годы войны площади завода расширились в 3 раза, парк оборудования увеличился на 212 %, количество работающих и ИТР по сравнению с июлем 1941 года только за три последующих за этим месяца вырос на 215 %, значительно увеличился выпуск машин. И в то же время в 1941 году завод не выполнил установленного государством плана. Средняя производительность труда по заводу в сентябре первого военного года составила 65,3 % от плана, в октябре 53,5 %, в ноябре — 76 %. Но именно тогда перед заводом встала задача: в ближайшее время увеличить производство самолетов в 3 раза.</div></td><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"><div>За годы войны площади завода расширились в 3 раза, парк оборудования увеличился на 212 %, количество работающих и ИТР по сравнению с июлем 1941 года только за три последующих за этим месяца вырос на 215 %, значительно увеличился выпуск машин. И в то же время в 1941 году завод не выполнил установленного государством плана. Средняя производительность труда по заводу в сентябре первого военного года составила 65,3 % от плана, в октябре 53,5 %, в ноябре — 76 %. Но именно тогда перед заводом встала задача: в ближайшее время увеличить производство самолетов в 3 раза.</div></td></tr>
<tr><td colspan="2" class="diff-lineno">Строка 30:</td>
<td colspan="2" class="diff-lineno">Строка 32:</td></tr>
<tr><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"></td><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"></td></tr>
<tr><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"><div>''Мы вернулись и с трудом добрались до завода. А впереди — ночная смена, за которую предстояло выполнить четыре сменных задания. Как мы, малолетние ребятишки, выжили без родных, не знаю. Это просто какое-то чудо. Сейчас по вечерам я часто смотрю на звезды и думаю, где та моя счастливая звезда, которая спасла меня от голода, холода и смерти?''</div></td><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"><div>''Мы вернулись и с трудом добрались до завода. А впереди — ночная смена, за которую предстояло выполнить четыре сменных задания. Как мы, малолетние ребятишки, выжили без родных, не знаю. Это просто какое-то чудо. Сейчас по вечерам я часто смотрю на звезды и думаю, где та моя счастливая звезда, которая спасла меня от голода, холода и смерти?''</div></td></tr>
<tr><td colspan="2"> </td><td class='diff-marker'>+</td><td style="background: #cfc; color:black; font-size: smaller;"><div><ins style="color: red; font-weight: bold; text-decoration: none;"></ins></div></td></tr>
<tr><td colspan="2"> </td><td class='diff-marker'>+</td><td style="background: #cfc; color:black; font-size: smaller;"><div><ins style="color: red; font-weight: bold; text-decoration: none;">[[файл:shek-6.jpg|thumb|alt=Устанавливается эвакуированное оборудование|Устанавливается эвакуированное оборудование]]</ins></div></td></tr>
<tr><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"></td><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"></td></tr>
<tr><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"><div>''Хлеба по карточкам давали 700 граммов. Я делила его на три раза. Утром на завтрак съедала кусочек и запивала холодной водой. А в обед в столовой со щами из мерзлой капусты — тоже кусочек хлеба с водой. Такой же и ужин.''</div></td><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"><div>''Хлеба по карточкам давали 700 граммов. Я делила его на три раза. Утром на завтрак съедала кусочек и запивала холодной водой. А в обед в столовой со щами из мерзлой капусты — тоже кусочек хлеба с водой. Такой же и ужин.''</div></td></tr>
<tr><td colspan="2" class="diff-lineno">Строка 44:</td>
<td colspan="2" class="diff-lineno">Строка 48:</td></tr>
<tr><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"></td><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"></td></tr>
<tr><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"><div>С февраля 1942 года Чкаловский завод перешел исключительно на выпуск самолетов-истребителей ЯК, сначала по три машины в сутки, а к концу года уже по 20. ЯК-1 был разработан еще до войны. Истребитель отличался оптимальным сочетанием скорости, огня и маневра, простотой пилотирования, технологичной и легкой конструкцией из недефицитных материалов. Самолет был вооружен пушкой ШВАК и двумя пулеметами ШКАС. Его развитием явились ЯК-3, ЯК-7, ЯК-9 и свыше 30 их серийных вариантов и модификаций. Они составили около 60 % (свыше 36 тыс. экз.) построенных в годы Великой Отечественной войны истребителей и признавались лучшими самолетами своего класса.  </div></td><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"><div>С февраля 1942 года Чкаловский завод перешел исключительно на выпуск самолетов-истребителей ЯК, сначала по три машины в сутки, а к концу года уже по 20. ЯК-1 был разработан еще до войны. Истребитель отличался оптимальным сочетанием скорости, огня и маневра, простотой пилотирования, технологичной и легкой конструкцией из недефицитных материалов. Самолет был вооружен пушкой ШВАК и двумя пулеметами ШКАС. Его развитием явились ЯК-3, ЯК-7, ЯК-9 и свыше 30 их серийных вариантов и модификаций. Они составили около 60 % (свыше 36 тыс. экз.) построенных в годы Великой Отечественной войны истребителей и признавались лучшими самолетами своего класса.  </div></td></tr>
<tr><td colspan="2"> </td><td class='diff-marker'>+</td><td style="background: #cfc; color:black; font-size: smaller;"><div><ins style="color: red; font-weight: bold; text-decoration: none;"></ins></div></td></tr>
<tr><td colspan="2"> </td><td class='diff-marker'>+</td><td style="background: #cfc; color:black; font-size: smaller;"><div><ins style="color: red; font-weight: bold; text-decoration: none;">[[файл:shek-7.jpg|thumb|alt=Комсомольцы завода готовят свой подарок фронту|Комсомольцы завода готовят свой подарок фронту]]</ins></div></td></tr>
<tr><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"></td><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"></td></tr>
<tr><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"><div>Если проследить смену моделей самолетов ЛАГГ и ЯК по военным годам, то следует подчеркнуть, что и ЯК-1, и все его модификации разрабатывались под руководством авиаконструктора А.С. Яковлева. С 1942 года производство ЛАГГов-3 на заводе сократилось, темпы набирало производство истребителей ЯК-7 и его модификаций. В течение 1942 года собрали 2204 самолета. В 1943 году продолжали выпускать ЯК-7, а к концу года освоили совершенно новую машину — ЯК-9 (в течение года на фронт оправили 4532 машины). В 1944 году в производстве находились модели ЯК-9-М, ЯК-9-37, в конце 1944-го — начался выпуск ЯК-9У. В течение 1944 года выпустили наибольшее количество самолетов за весь период войны — 5700 боевых истребителей типа ЯК в различных модификациях. На фронт с Чкаловского завода отправлялись 11 типов самолетов — всего 16500 машин.  </div></td><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"><div>Если проследить смену моделей самолетов ЛАГГ и ЯК по военным годам, то следует подчеркнуть, что и ЯК-1, и все его модификации разрабатывались под руководством авиаконструктора А.С. Яковлева. С 1942 года производство ЛАГГов-3 на заводе сократилось, темпы набирало производство истребителей ЯК-7 и его модификаций. В течение 1942 года собрали 2204 самолета. В 1943 году продолжали выпускать ЯК-7, а к концу года освоили совершенно новую машину — ЯК-9 (в течение года на фронт оправили 4532 машины). В 1944 году в производстве находились модели ЯК-9-М, ЯК-9-37, в конце 1944-го — начался выпуск ЯК-9У. В течение 1944 года выпустили наибольшее количество самолетов за весь период войны — 5700 боевых истребителей типа ЯК в различных модификациях. На фронт с Чкаловского завода отправлялись 11 типов самолетов — всего 16500 машин.  </div></td></tr>
<tr><td colspan="2" class="diff-lineno">Строка 56:</td>
<td colspan="2" class="diff-lineno">Строка 62:</td></tr>
<tr><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"></td><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"></td></tr>
<tr><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"><div>В первые же месяцы с начала войны в стране был создан Фонд обороны, который зачастую называли Фондом Победы. В него вносились добровольные пожертвования в виде денег или материальных ценностей от населения, предприятий и организаций. Коллектив завода им. В.П. Чкалова выступил с инициативой 7, 8, 9 ноября 1941 года выполнить дневное задание на 200 процентов, а заработок передать в Фонд обороны. Большинство новосибирских предприятий поддержали этот почин. С 1942 года начинается массовый взнос средств в Фонд Красной Армии на строительство танковых колонн, авиаэскадрилий, подводных лодок и другой боевой техники. В июле-августе 1942 года молодежь завода передает фронту свою внеплановую продукцию — 4 самолета, названные именами героев-комсомольцев: Лизы Чайкиной, Александра Чекалина, Зои Космодемьянской и Любы Земской. В поддержку наступления Советской Армии в 1944 году рабочие завода собрали из своих личных сбережений около 400 тыс. рублей и передали их на строительство самолета под названием «Чкаловец». Об этом они сообщили в письме к Верховному главнокомандующему, который телеграммой поблагодарил их. Почти три с половиной миллиона рублей собрали чкаловцы за годы войны в фонд помощи фронту. Подарками бойцам были и вещи — полушубки, шапки, валенки, рукавицы, кисеты, котелки…</div></td><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"><div>В первые же месяцы с начала войны в стране был создан Фонд обороны, который зачастую называли Фондом Победы. В него вносились добровольные пожертвования в виде денег или материальных ценностей от населения, предприятий и организаций. Коллектив завода им. В.П. Чкалова выступил с инициативой 7, 8, 9 ноября 1941 года выполнить дневное задание на 200 процентов, а заработок передать в Фонд обороны. Большинство новосибирских предприятий поддержали этот почин. С 1942 года начинается массовый взнос средств в Фонд Красной Армии на строительство танковых колонн, авиаэскадрилий, подводных лодок и другой боевой техники. В июле-августе 1942 года молодежь завода передает фронту свою внеплановую продукцию — 4 самолета, названные именами героев-комсомольцев: Лизы Чайкиной, Александра Чекалина, Зои Космодемьянской и Любы Земской. В поддержку наступления Советской Армии в 1944 году рабочие завода собрали из своих личных сбережений около 400 тыс. рублей и передали их на строительство самолета под названием «Чкаловец». Об этом они сообщили в письме к Верховному главнокомандующему, который телеграммой поблагодарил их. Почти три с половиной миллиона рублей собрали чкаловцы за годы войны в фонд помощи фронту. Подарками бойцам были и вещи — полушубки, шапки, валенки, рукавицы, кисеты, котелки…</div></td></tr>
<tr><td colspan="2"> </td><td class='diff-marker'>+</td><td style="background: #cfc; color:black; font-size: smaller;"><div><ins style="color: red; font-weight: bold; text-decoration: none;"></ins></div></td></tr>
<tr><td colspan="2"> </td><td class='diff-marker'>+</td><td style="background: #cfc; color:black; font-size: smaller;"><div><ins style="color: red; font-weight: bold; text-decoration: none;">[[файл:shek-8.jpg|thumb|alt=В комсомольско-молодежной бригаде Бражникова читают вести с фронта|В комсомольско-молодежной бригаде Бражникова читают вести с фронта]]</ins></div></td></tr>
<tr><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"></td><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"></td></tr>
<tr><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"><div>По всей стране в 1943 году началось движение комсомольско-молодежных бригад за присвоение звания «фронтовая бригада». Первой это звание в городе завоевала бригада Шуры Калинкиной с завода им. В.П. Чкалова. В сборнике «Военные годы. Завод им. В.П. Чкалова в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» много страниц посвящено трудовым подвигам тех лет, не забыта и Шура: ''«…Первое время Шура Калинкина работала в одиночку. Затем стала недовольна такой работой и решила организовать бригаду из четырех человек. Работа у них пошла лучше и бригада начала выполнять норму на 400-500 процентов. По вечерам, когда рабочий день был завершен, молодежь часто собиралась вместе, чтобы рассмотреть итоги дня, обменяться опытом. Бригада упорно трудилась, чтобы заслужить почетное звание «фронтовой», комсомольско-молодежной. И руководство завода присвоило бригаде Шуры Калинкиной звание «фронтовой». Почин Шуры Калинкиной подхватила молодежь всего завода… К концу года за особые успехи в повышении производительности труда 294 комсомольско-молодежным бригадам было присвоено звание «фронтовых», 64 из них носили имя прославленного сибиряка, трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина. Из года в год в комсомольско-молодежных бригадах росла производительность труда. За 1944 г. она увеличилась в 2,5 раза…»''</div></td><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"><div>По всей стране в 1943 году началось движение комсомольско-молодежных бригад за присвоение звания «фронтовая бригада». Первой это звание в городе завоевала бригада Шуры Калинкиной с завода им. В.П. Чкалова. В сборнике «Военные годы. Завод им. В.П. Чкалова в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» много страниц посвящено трудовым подвигам тех лет, не забыта и Шура: ''«…Первое время Шура Калинкина работала в одиночку. Затем стала недовольна такой работой и решила организовать бригаду из четырех человек. Работа у них пошла лучше и бригада начала выполнять норму на 400-500 процентов. По вечерам, когда рабочий день был завершен, молодежь часто собиралась вместе, чтобы рассмотреть итоги дня, обменяться опытом. Бригада упорно трудилась, чтобы заслужить почетное звание «фронтовой», комсомольско-молодежной. И руководство завода присвоило бригаде Шуры Калинкиной звание «фронтовой». Почин Шуры Калинкиной подхватила молодежь всего завода… К концу года за особые успехи в повышении производительности труда 294 комсомольско-молодежным бригадам было присвоено звание «фронтовых», 64 из них носили имя прославленного сибиряка, трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина. Из года в год в комсомольско-молодежных бригадах росла производительность труда. За 1944 г. она увеличилась в 2,5 раза…»''</div></td></tr>
<tr><td colspan="2" class="diff-lineno">Строка 66:</td>
<td colspan="2" class="diff-lineno">Строка 74:</td></tr>
<tr><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"></td><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"></td></tr>
<tr><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"><div>Заводской сборник 1945 г. описывает один момент, когда в январе 1943 г. завод мог лишиться этого знамени. Спасли положение комсомольцы цеха, которые «в тяжелых условиях сибирской зимы стали на стахановскую вахту и с честью справились с этой задачей. Они вывели цех из тяжелого положения и не дали тем самым заводу лишиться знамени ГКО…. Завод имел много брака, — продолжает далее летописец завода, — и тогда по инициативе комсомольской организации молодежь взяла шефство над сборочными цехами в борьбе с браком. На совещании с главным инженером были обсуждены все дефекты и дефицитные детали, которые бывают в цехе».</div></td><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"><div>Заводской сборник 1945 г. описывает один момент, когда в январе 1943 г. завод мог лишиться этого знамени. Спасли положение комсомольцы цеха, которые «в тяжелых условиях сибирской зимы стали на стахановскую вахту и с честью справились с этой задачей. Они вывели цех из тяжелого положения и не дали тем самым заводу лишиться знамени ГКО…. Завод имел много брака, — продолжает далее летописец завода, — и тогда по инициативе комсомольской организации молодежь взяла шефство над сборочными цехами в борьбе с браком. На совещании с главным инженером были обсуждены все дефекты и дефицитные детали, которые бывают в цехе».</div></td></tr>
<tr><td colspan="2"> </td><td class='diff-marker'>+</td><td style="background: #cfc; color:black; font-size: smaller;"><div><ins style="color: red; font-weight: bold; text-decoration: none;"></ins></div></td></tr>
<tr><td colspan="2"> </td><td class='diff-marker'>+</td><td style="background: #cfc; color:black; font-size: smaller;"><div><ins style="color: red; font-weight: bold; text-decoration: none;">[[файл:shek-9.jpg|thumb|alt=В сборочном во время войны|В сборочном во время войны]]</ins></div></td></tr>
<tr><td colspan="2"> </td><td class='diff-marker'>+</td><td style="background: #cfc; color:black; font-size: smaller;"><div><ins style="color: red; font-weight: bold; text-decoration: none;">[[файл:shek-10.jpg|thumb|alt=Самолет им. Лизы Чайкиной, построенный комсомольцами сверх графика|Самолет им. Лизы Чайкиной, построенный комсомольцами сверх графика]]</ins></div></td></tr>
<tr><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"></td><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"></td></tr>
<tr><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"><div>В 1944 г. перед коллективом завода ставится следующая задача: с меньшим количеством рабочих давать фронту еще больше продукции, для этого требовалось организовать поточное производства. Трудоемкость изготовления самолета в 1944 году снизилась по сравнению с 1942 годом почти на 50 %. К концу войны на заводе действовало 29 поточных линий. Внедрение поточных линий в 1943 году позволило снизить трудоемкость обработки изделий на 36,5 %, а общее сокращение грузопотоков составило 38 %. При этом новая организация производства внедрялась на более трудоемких участках, механизировались тяжелые процессы.  </div></td><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"><div>В 1944 г. перед коллективом завода ставится следующая задача: с меньшим количеством рабочих давать фронту еще больше продукции, для этого требовалось организовать поточное производства. Трудоемкость изготовления самолета в 1944 году снизилась по сравнению с 1942 годом почти на 50 %. К концу войны на заводе действовало 29 поточных линий. Внедрение поточных линий в 1943 году позволило снизить трудоемкость обработки изделий на 36,5 %, а общее сокращение грузопотоков составило 38 %. При этом новая организация производства внедрялась на более трудоемких участках, механизировались тяжелые процессы.  </div></td></tr>
</table>Ekaterinahttp://promnsk.edu54.ru/index.php?title=II.5.3.%D0%9D%D0%B0_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D1%83_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%BC_%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BC_%E2%80%94_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%8B&diff=1054&oldid=prevEkaterina: Новая страница: «Военная история завода точнее всего отражена в архивах того времени. Цифры и факты — сам…»2013-01-12T04:42:18Z<p>Новая страница: «Военная история завода точнее всего отражена в архивах того времени. Цифры и факты — сам…»</p>
<a href="http://promnsk.edu54.ru/index.php?title=II.5.3.%D0%9D%D0%B0_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D1%83_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%BC_%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BC_%E2%80%94_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%8B&diff=1054">Внесённые изменения</a>Ekaterina