II.5.1.Все начиналось с «Сибмашстроя»

Материал из История промышленности Новосибирски
Версия от 19:23, 14 января 2013; Ekaterina (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

В конце 1920-х годов развитие Сибири, предусмотренное первым пятилетним планом, не включало постройку самолетов. Из многих сибирских предприятий и строек тогда в стране был широко известен лишь Кузнецкстрой. Именно его проблемы подробно обсуждались делегатами третьего краевого съезда Советов Сибири, который проходил в Новосибирске 9—15 апреля 1929 г. Здесь наметились следующие перспективы края: освоение Кузбасса, разработка новых каменноугольных копий, строительство Кузнецкого металлургического комбината, кооперация между Уралом и Кузбассом… Предусматривалось и строительство в Новосибирске двух мощных машиностроительных заводов: горного оборудования и комбайнов. О самолетах — ни слова.

В газете «Советская Сибирь» за 24 декабря 1930 г. отмечалось: «Постановление ЦК ВКП(б) от 10 декабря 1930 г. признает безусловно необходимым скорейшее начало постройки в Западной Сибири крупного завода горного оборудования… Форсирование постройки завода вызывается принятыми пятилеткой темпами развития каменноугольной промышленности края, осуществление которых возможно исключительно на базе наиболее современной организации угледобычи… Мощность первой очереди завода рассчитана на выпуск ежегодно около 226 тыс. тонн продукции общей стоимостью около 160 млн рублей…»

27 декабря 1930 года опубликовано решение правительства о строительстве в Новосибирске завода горного оборудования во втором квартале 1931 года. Пуск первой очереди предусматривался в 1933 году. В начале 1931 года завод называют ударным объектом. Местные газеты запестрели крупными объявлениями о наборе рабочих на стройку. Из окрестных деревень съезжались в город парни и девушки, сюда ехали и демобилизованные воины. На страницах газет развернулось народное обсуждение перспектив развития будущего завода, который по проекту должен выпускать ежегодно 1500 врубовых машин, 1350 лебедок, подъемные машины, конвейеры, вагонетки, оборудование для обогащения и сортировки угля.

Торжественный момент наступил, когда 4 июля 1931 года на городской окраине, Каменской площадке, состоялся митинг, посвященный закладке завода горного оборудования. Вот как, по свидетельству очевидца и участника тех событий Ивана Дениченко, происходило это знаменательное событие. «…Утром 4 июля 1931 года от крыльца Западно-Сибирской юридической школы двинулась колонна из 350 человек — будущих правоведов и присоединившихся к ним студентов учительского института и школы кооперации — по направлению к месту на окраине Новосибирска, где заканчивалось Каменское шоссе. Впереди несли транспарант: «Построим сибирский гигант черной металлургии — Новосибирский завод горного оборудования!» Тогда история завода только начиналась — под глухой стук лопат и пафос митинговых речей. Впрочем, слова в то время не звучали пустым звуком, а служили поводом к действию. И действовали решительно.

В нелегких условиях велось строительство: требовалось в кратчайшие сроки организовать аппарат заводоуправления, набрать и обучить рабочих. Стройка развернулась на необжитом месте, среди болот. Средства механизации отсутствовали, основными орудиями труда служили кирки и лопаты, а транспортом — лошади, впряженные в деревенские телеги. Большинство работ велось вручную. Не хватало средств, опыта. Но неизменным оставалось желание сдать в срок объявленную важнейшей для молодого сибирского города стройку пятилетки.

Завод рос на глазах, и вскоре были построены бараки-общежития, столовая-избушка, организован молодежный клуб и футбольная команда. При заводе открылась школа ФЗУ, в которой имелись два токарных станка с ременной передачей и слесарные деревянные верстаки. В декабре 1931 года газета «Советская Сибирь» сообщила, что строители 4-го стройучастка ЗГО на месяц раньше срока завершили сооружение основных цехов. Все бригады участка переведены на хозрасчет. Проектировался завод для выпуска локомобилей, экскаваторов, компрессоров и других машин.

К концу 1932 года были построены: литейный цех, лесосушка, два механических цеха и ряд временных подсобных сооружений для развертывания дальнейшего большого строительства.

Завод строился. 5 августа 1933 года новостройку посетил нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. Он мог уже воочию ознакомиться с ремонтно-механическим, инструментальным и модельными цехами, со строительством кочегарки, побывал и в общежитии котельно-вагонеточного цеха. Этой поездкой наркома были определены новые направления и перспективы строительства — в процессе стройки, в 1933 году, завод изменил свой профиль и стал называться «Сибмашстрой», начав выполнять государственные заказы по изготовлению запчастей для тракторов, комбайнов и мелкого инструмента. А позднее начался выпуск простейших сельскохозяйственных машин (льнотрепалки) и освоение массового производства насосов типа «Комсомолец».

Как всегда, бесценны воспоминания очевидцев тех событий. Ветеран завода М.С. Старцев вспоминал годы строительства «Сибмашстроя»:

«…Август 1934 года… Знакомые отца, у которых я остановился… посоветовали пойти учеником на завод горного оборудования... Это сейчас здесь пролег проспект Дзержинского, а тогда шумел березняк. Наконец лес расступился, начались вырубки, пустыри, и за ними я увидел такое громадное здание, какого мне, приехавшему из маленького Минусинска, еще не доводилось встречать. В нем находились заводоуправление и школа фабрично-заводского обучения. Вокруг раздавался стук топоров, вжиканье пил, перестук молотков, конское ржание и голоса рабочих — за зданием заводоуправления раскрывалась перспектива стройплощадки, организованного около трех лет назад завода… Завод продолжал бурное строительство — рылись котлованы, закладывались фундаменты будущих цехов, возводились стены. Основными орудиями труда на стройке были кирка да лопата. Грунт кидали на длинные телеги, при выгрузке которых просто раздвигались доски днища. Эту работу выполняли чернорабочие-грабари. Их труд требовал немалой физической силы и был очень тяжел и утомителен. Около четырех десятков грабарей работали на котловане с утра до вечера, но поскольку это был малопроизводительный труд, работы продвигались медленнее, чем было надо. Кирпич на стройку доставлялся с одного из старейших в городе заводов, стоящего на Каменском шоссе, гужевым транспортом. Этот завод-ветеран внес свой вклад в будущий завод им. Чкалова. Чтобы ускорить строительство и доставку кирпича, было решено протянуть железнодорожную ветку от стройки до кирзавода. Для этого была произведена мобилизация. Да, именно мобилизация, потому что добровольцев укладывать рельсы было маловато среди квалифицированных рабочих. Шла работа на износ, авральными темпами. Не было ни одежды, ни порядочного питания. Но об этом и не заикались… Одновременно с возведением завода шло строительство соцгородка, в котором строились кирпичные дома для специалистов. В них поселилась заводская элита — инженеры и высококвалифицированные рабочие, в основном приехавшие из Центральной России. Не будь этих домов, не было бы возможности привлечь людей знающих и умеющих…». Из воспоминаний М.С. Старцева можно подробно узнать и о том, как шел тогдашний процесс обучения молодежи для работы на заводе:

Так начинался завод...
Так начинался завод...

«…Процедура приема в ФЗУ была непростой: надо было сдать экзамены за семилетку по русскому, математике, физике, истории. Потом был отдельный экзамен по проверке на сообразительность, сейчас бы это назвали тестированием. Экзамены я сдал и мог выбирать, кем стать… Я решил учиться на токаря. Мне дали общежитие и стипендию размером в 31 рубль. Питания и обмундирования «фэзэушникам» в те времена еще не полагалось. Подвели нас к станкам в первый же день… Дали старенький станок ЦИТ, такой примитивной конструкции, что это было ясно даже мне, новичку: большинство шестерен открыто, ременная передача на трех шкивах… Прошел учебный год, наступила весна, и мы отметили окончание учебы выставкой изделий, изготовленных нашими руками… После окончания школы нас отправили на завод. Впервые я переступил его проходную — деревянный, неказистый сарайчик — в 1935 г. и остался здесь на целых 64 года».



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты