II.3.9.Московский тракт

Материал из История промышленности Новосибирски
Версия от 19:16, 14 января 2013; Ekaterina (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Важнейшим направлением, проходящим через Новосибирскую область, является, конечно, Московский тракт, соединяющий европейскую часть страны с Восточной Сибирью и Дальним Востоком. Транссиб — не панацея, железная и автомобильная дороги должны друг друга дополнять, а не заменять. Словом, дорога нужна и это всегда понимали, но также всегда находились более спешные задачи.

В 1962 году создается Западно-Сибирское управление автомобильных дорог, в задачу которого входило поддержание Московского тракта в проезжем состоянии. Эту дату можно считать началом восстановления дороги государственного значения.

В начале семидесятых годов автомобильное движение по тракту заметно увеличилось. Проведенный в 1972 году мониторинг показал, что на выезде из Новосибирска в сторону Омска фиксируется 5200 автомобилей в сутки, а в сторону Кемерово — 2455 автомобилей. Эти цифры подтверждали, что Московский тракт работает, но для современной магистрали это небольшая интенсивность движения. Сохранилось описание главной артерии области, сделанное в 1971 году: на участке Омск — Новосибирск протяженностью 706 километров асфальтобетонное покрытие имели только 10 км, да и то рядом с Омском. 112 километров были чернощебеночными, а остальные 584 представляли собой профилированную грунтовую дорогу. Серьезный дождь или снег, не говоря уже о межсезонной распутице, делали такую дорогу практически непреодолимым препятствием для водителей. Ничуть не лучше обстояли дела на трассе Новосибирск — Кемерово. Асфальтобетонного покрытия на ней не было вовсе, а разбросанные по дороге участки с чернощебеночным покрытием давали лишь короткий отдых между бесконечной «грунтовкой».

Дорожники следят за состоянием трасс в любую погоду
Дорожники следят за состоянием трасс в любую погоду

В 1973 году собственными силами треста за счет средств ремонта завершается участок Новосибирск — Чулым протяженностью 140 километров. Тогда же принимается решение строить дорогу Омск — Новосибирск по нормативам второй технической категории, в то время как некоторые участки дороги не отвечали нормам даже пятой категории.

Строительство современной трассы от Чулыма в сторону Омска должен был в 1978 году начать трест «Абакандорстрой» — строительным управлением № 953, организованным для этой цели в Чулыме. Но, можно сказать, работать он и не начал, потому что проложенные им 20 км земляного полотна и 5 км цементо-бетонного покрытия — результат незначительный. Трест в основном занимался созданием промышленной базы, обустройством своей площадки. Поскольку сам трест базировался в далеком Абакане, то до новосибирского подразделения у него, что называется, руки не доходили, его представители появлялись в нашей области нечасто. Поняв, что так строительство не только не завершится, но может и не начаться, Владимир Федорович Волков, заместитель председателя Новосибирского облисполкома, курировавший строительство, отправился в Москву и добился решения о передислокации треста из Абакана в Новосибирск. Что и было сделано в апреле 1981 года под руководством одного из ветеранов дорожной отрасли Анатолия Сергеевича Кривенко. Интересно, что печать и бумаги треста они с Волковым вывезли без огласки, ночью, иначе местное начальство могло воспротивиться потере мощной строительной организации.

С переездом треста строительство оживилось, но темпы его оставались все равно неудовлетворительными, ни местное руководство, ни Минавтодор это не устраивало. Камнем преткновения оказалось возведение земполотна, в проекте была заложена неприемлемая технология работ. Руководство строительства укрепили кадрами из ведущих специалистов и организаторов работ. С приходом на нее Евгения Григорьевича Полищука, Александра Ивановича Булгакова, Александра Петровича Пичугина положение изменилось. Пригласили на помощь строителей из Омской области, Павлодара, которые помогли освоить новую технологию. Проект был переделан, переутвержден в министерстве. Только в 1985 году ситуация изменилась радикально.

Вместе с кадрами усиливалась и материальная база дорожников. Сверстали новый план по наращиванию мощностей подразделений треста, выделению дорожно-строительной техники, организации дополнительных механизированных колонн для возведения земляного полотна. В Барабинске и Убинском создали новые дорожно-строительные управления. К ключевой для области стройке были привлечены подразделения «Новосибирскавтодора» — ДСУ-3 и управление механизации. Это строительство включили в федеральную программу «Дороги России». Весь этот комплекс мер позволил организовать ритмичную и результативную работу: ежегодный ввод трассы довели до 20 километров.

Автодор постоянно обновляет дорожную технику, одна из приобретенных машин: термос-миксер ОРД-1025.1 для транспортировки и укладки литых асфальтобетонных смесей при ремонте дорожного покрытия
Автодор постоянно обновляет дорожную технику, одна из приобретенных машин: термос-миксер ОРД-1025.1 для транспортировки и укладки литых асфальтобетонных смесей при ремонте дорожного покрытия

В 1994 году резкий скачок темпов строительства дороги произошел благодаря приобретению современных высокопроизводительных бетоноукладочных комплексов «Wirtgen» (Германия). Они увеличили не только ежегодный объем ввода дороги, но и улучшили качество. 16 октября 1998 года случилось долгожданное для сибиряков событие — новую дорогу открыли для движения. В масштабах России появился сквозной комфортабельный проезд автомобильного транспорта до Читы.

Самая крупная стройка новосибирских дорожников успешно завершилась, но остались «недоделки». К сожалению, вместе с участком федеральной трассы Омск — Новосибирск сразу не запроектировали обход Новосибирска. Московский тракт по-прежнему проходит через сердце города — Красный проспект. Уже сейчас Новосибирск задыхается от транзитного транспорта, которого с каждым годом становится все больше.

Новосибирску необходим Северный обход, но федеральный центр не спешит финансировать его строительство. Для местного бюджета цифра порядка 9 млрд рублей слишком велика, даже если вести стройку на паритетных началах с центром.

Проект Северного обхода давно утвержден, в 1999 году строительство активно начали, но темпы резко упали из-за недостачи финансирования. Начато также строительство моста через Обь, но сейчас мостовики продолжают его практически за собственный счет. Дату ввода Северного обхода никто назвать не может. Дорожникам области по силам завершить строительство в несколько лет, но, к сожалению, его темпы будут прямо пропорциональны темпам финансирования объекта. Пока такой график нигде и никем не утвержден.

Единственное строительство, которое активно финансируется и ведется — это строительство дороги Новосибирск — аэропорт «Толмачево». Это наиболее короткий и удобный путь из города в аэропорт, который скоро будет введен с полным обустройством. Возводится трасса по нормам первой технической категории — с пятью переходными мостами, удобными развязками, автозаправками, сплошным противошумовым экраном, отделяющим жилые дома от проезжей части. Такой дороги у нас еще не видели. Подобная трасса для приезжих, безусловно, — лицо города, и первое впечатление гостей столицы Сибири должно быть положительным.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты