II.3.7.Большое и малое кольцо

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск

В середине шестидесятых в дорожной отрасли Новосибирской области начался резкий подъем — к руководству Новосибирским областным управлением строительства и ремонта автомобильных дорог пришел Михаил Александрович Чирков.

В 1965 году принимается решение об упразднении дорожных отделов. В соответствии с приказом Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР в районах области создается 29 дорожно-эксплуатационных участков, которые осуществляли строительство и эксплуатацию дорог местного значения. В результате реорганизации на районных дорогах области появился настоящий хозяин. В том же году приказом министерства в составе Новосибирского дорожно-строительного треста организовано управление механизации (на хозрасчете) для выполнения механизированных строительно-монтажных и других работ по договорам с дорожно-строительными управлениями треста на началах субподряда. Его создателем и руководителем на протяжении десяти лет был Петр Борисович Ульянов. В это же время подготовлена программа масштабного строительства дорожной сети Новосибирской области на период 10-15 лет. В соответствии с ней потребовалось разделить функции заказчика и строительных подрядчиков. В 1965 году создается Дирекция строящихся дорог, взявшая на себя функции заказчика. Дирекция успешно проработала четверть века, а ее бессменным руководителем все эти годы была Алла Григорьевна Кривенко.

В то время в области существовали две государственные дороги: Москва — Владивосток и Новосибирск — Бийск — Ташанта (сейчас их разделили на три трассы М51, М52, М53). Республиканскими значились дороги: Новосибирск — Камень-на-Оби — Барнаул, Новосибирск — Ленинск-Кузнецкий, Ордынское — Кочки — Карасук — Павлодар, Барабинск — Здвинск, Купино — граница Казахстана и Каргат — Кочки, как подъезд к федеральной. Статус областных имели трассы: Новосибирск — Колывань, Куйбышев — Северное, Чаны — Венгерово — Кыштовка, Усть-Тарка — Татарск.

Существовало два способа строительства дорог. Первый предполагал использование местных ресурсов и помощь местных организаций. Кто участвовал рублем, кто предоставлял материалы или технику. Крупные предприятия вроде треста «Строймеханизация» просто строили свой участок. Но в небогатой Новосибирской области серьезное строительство своими силами представлялось невозможным. Второй способ предусматривал госзаказ и, соответственно, полное обеспечение финансами, техникой, материалами — любыми необходимыми ресурсами.

Принимается решение в первую очередь строить республиканские дороги. Это продиктовано тем, что появилась реальная возможность получения государственных капвложений. К созданию этой документации дорожники привлекли буквально все проектные институты города, а также свердловский и барнаульский филиалы профильного института. Когда проекты были подготовлены, дорожники приступили к строительству.

Возведение земляного полотна при строительстве новой автодороги. Планировка откосов земполотна
Возведение земляного полотна при строительстве новой автодороги. Планировка откосов земполотна

Началось настоящее наступление на бездорожье. Задача осложнялась тем, что почти все направления представляли собой грунтово-профилированные дороги в нулевых отметках, то есть без искусственных сооружений, без выемок и насыпей. В таких случаях вначале возводили земляное полотно до отметок 1-1,5 метра. Делалось это с помощью различной дорожно-строительной техники.

Четкая организация работы дорожной отрасли области — во многом заслуга Михаила Александровича Чиркова. Коренной сибиряк, он прекрасно знал, что в местных условиях зима длится восемь месяцев в году, и если поднять дорогу выше уровня заноса, то, даже в грунтовом варианте она будет проезжей хотя бы в зимние месяцы. С другой стороны, серьезное строительство дорог с твердым покрытием невозможно осуществить без масштабного возведения земляного полотна. В области создается программа по массовому строительству грунтовых дорог, которую одобрили в министерстве. По этой программе в год строили до тысячи километров грунтовых дорог. Именно тогда в Новосибирской области возникло известное движение по повышению производительности грейдер-элеваторов. Их паспортная производительность — 120 тысяч кубометров за сезон, а новосибирцы увеличили ее в четыре раза и довели до 500 тысяч кубометров. Эта стратегия позволила вводить в год по 300-350 км дорог с покрытием переходного типа. До сих пор сохранились дороги, отсыпанные тогда, случалось, что и через десятилетия новые поколения дорожников использовали земляное полотно, возведенное в те годы.

В середине 1960-х создается проект автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием, так называемых большого и малого кольца дорог Новосибирской области. Они должны были соединить дорожной сетью райцентры южных и западных районов. Малое кольцо — это дорога Новосибирск — Ордынское — Кочки — Каргат — Новосибирск, которую удалось замкнуть 25 лет спустя — в 1990 году со строительством дороги Омск — Новосибирск. Большое кольцо: Новосибирск — Ордынское — Кочки — Карасук — Татарск — Новосибирск замкнули уже в новом веке — в 2002 году.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты